Тема урока: «Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных».
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: уметь распознавать имена существительные 1-го склонения.
Задачи:
Учебно-познавательные: Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го склонения.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.
Планируемые результаты (предметные):
- уметь распознавать имена существительные 1-го склонения;
- выполнять операции анализа и сравнения;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Формируемые УУД
Личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
установка на здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи;
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
анализ объектов с целью выделения их признаков;
подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
формирование умения слаженно работать в паре;
Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), тетради.
Оборудование: карточки для работы в парах, карточки для работы в группах, лист самооценки, проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.
- Начинаем урок русского языка.
1 слайд
«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны» (Ломоносов М.В .)
- Что необходимо для успешной работы на уроке?
-Мы будем на уроке думать? (да)
- Мы будем рассуждать? (да)
- А может, будем спать? (нет)
- И в облаках летать? (нет)
- Друг другу будем помогать? (да)
- И трудности преодолевать? (да)
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.
-Ребята, улыбнитесь друг другу.
-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.
2 слайд
-Открыли тетради. Сели правильно. Записываем число, классная работа.
3-4слайд
Словарная работа.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Прочитайте его на слайде и запишите в тетради.
- Ваша задача: 1 человек ищет лексическое значение этого слова в толковом словаре, остальные подбирают однокоренные слова.
БЕСЕДА – разговор, деловой или задушевный.
- Обратите внимание на слайд, прочитайте пословицы и объясните их смысл.
5 слайд
Беседа – дорогу коротает, а песня – работу.
Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать.
В умной беседе быть – ума прикупить.
- Найдите однокоренные слова в пословицах.
- Как вы понимаете это слово?
БЕСЕДОВАТЬ – сообщение на какую либо тему с участием слушателей в обмене мнениями.
- Докажите, что они однокоренные.
- Запишите однокоренные слова беседа, беседовать. Поставьте ударение и подчерните орфограммы.
II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы.
– Какую часть речи мы изучаем?
- Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».
1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?
3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?
4. Знаете ли вы, падежи имен существительных?
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?
- Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус?
- Сформулируйте тему нашего урока?
- Тема нашего урока «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных».
6 слайд
-Какие цели поставим перед собой на уроке.
На доске опорные слова:
понять….
запомнить….
применять….
-Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое склонение имён существительных и как определять 1-ое склонение.
- А что нам поможет достичь поставленной цели? Проведём какое-нибудь исследование, будем наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Ребята, а как вы понимаете слово склонение?
7 слайд
- Давайте, обратимся к толковому словарю. В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование:
Склонение – группа имен с одинаковыми формами словоизменения. (т.е. с одинаковыми окончаниями)
- Попробуйте подобрать родственные слова (склонять, склоняемые, склониться, поклон.)
- Что значит просклонять имя существительное? (Изменить по падежам и числам)
- А как думаете, почему склонения три?
III. Решение учебной проблемы.
-
Исследование (работа в парах).
8 слайд
1)- Проведем исследовательскую работу в парах.
(Учитель раздаёт таблицы для исследования)
Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.
1группа: лиса, папа.
2 группа: окно, волк.
3 группа: пыль, мышь.
Проверка по 9 слайду
Вывод: окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.
Оценивание на листе достижений.
- Итак, сколько групп склонений в русском языке?
- Что для них характерно?
2)- Во второй части исследовательской работы давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных.
10 слайд
- Сейчас вы будете работать в парах.
(Учитель раздаёт таблицы для исследования)
- Исследуйте признаки первого склонения имён существительных.
Таблица для исследования признаков 1 склонения имён существительных |
Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга |
Вопросы | Ответы |
-
К какой части речи относится? | |
-
В какой форме эти существительные? | |
-
Определите число, падеж | |
-
Определите род | |
-
Выделите окончания | |
11 слайд
Зачитывают столбики ответов. (На доске сравнивают правильные ответы).
- Сделайте вывод: к 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями а, я, в Им. п. ед-го числа.
2. Работа с учебником.
-Откройте учебник с. 90 Познакомьтесь с правилом.
Оценивание на листе достижений
-Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике?
3.Физминутка
IV. Применение опорных знаний.
1. Работа в парах. В тетрадь.
12 слайд
- Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. И предлагаю вам выполнить задание.
-Выпишите имена существительные 1 склонения. Укажите род, выделите окончания. Придумайте свою пару слов.
Беседа – собеседник, гость – гостья, буква – букварь, хозяйство – хозяйка, юность – юноша, железо – железка, Иван – Иванушка.
-Сколько выписали слов? (8) Назовите их, род и окончание.
-Какое имя существительное 1 склонения придумали сами? Назовите.
-По какому признаку узнавали имена сущ. 1 склонения.
Поменяйтесь тетрадками проверьте по образцу и поставьте оценки друг другу в лист достижений.
Оценивание на листе достижений.
V. Закрепление новых знаний.
13 слайд
1. Самостоятельная работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)
1 уровень: Выписать имена существительные 1 склонения.
Аллея, собачка, дорога, поверхность, мышь,
герой, деревня, речка, стройка.
2 уровень: Образовать от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы.
Например: Сельдь - селёдка, метель, соль, ночь, цепь, кость, ель.
14 слайд (Проходит проверка, оценивание)
VI. Итог урока.
-Давайте подведём итог нашего урока.
15 слайд
-Какая тема нашего урока?
-Каких целей вы достигли?
(На доске опорные слова:
я понял….
я запомнил….
я буду применять….)
– Я понял, почему три склонения у имен существительных, по каким признакам можно определить 1 склонение имён существительных.
– Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.
– Я буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится.
16 слайд
Д/з.- по выбору
*с. 90 правило, упр. 155 или 156
- Теперь давайте вернемся к карточке «Знаю, не знаю» и ответим на 5 и 6 вопросы.
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?
Рефлексия.
Выставление итоговой оценки на листе достижений.
- Ребята, с каким настроением заканчиваем урок?
-Поднимите руки у кого – 5-ки и 4-ки. А как думаете, какое настроение у меня, когда я вижу такие результаты?
-Спасибо за урок. Было приятно с вами сотрудничать.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Цель на данном этапе урока: | Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями. Погладьте себя по голове Обнимите себя Пожмите соседу по парте руку Улыбнитесь друг другу | Слайд 1 Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока. -Внимание, знания, взаимопомощь, уважать мнение других… Слайд 2 | Личностные : самоопределение; Регулятивные: позитивное отношение к предстоящей деятельности; включение в учебную деятельность. |
2.Актуализация знаний. Цель на данном этапе урока: | - На предыдущих уроках мы с вами учились изменять существительные по падежам, поэтому сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Узнай падеж» (работа в парах). (приложение 1) - Какая из пар быстро и правильно узнает падеж, та поднимает руки (лодочка) Задание для работы в парах: -
кому? (Д.п.) -
от, до, из, без, у, для, около, с, возле, после (Р.п.) -
слово –помощник «Нет» (Р.п.) -
«щедрый» падеж (Д.п.) -
без предлога не употребляется (П.п.) -
подлежащее (И.п.) -
«падеж-работяга» (Т.п.) -
кого? (Р.п., В.п.) -
что? (И.п., В. п.) (самостоятельная проверка)-самоконтроль. | Слайд 3 Ребята определяют падеж по данным признакам. Слайд 4 (на экране открывается табличка с правильными ответами) Оценивают свою пару ладошками. (ребята поднимают ладошки: красные – отлично; зеленые – хорошо; желтые– нужно постараться). | Коммуникативные: работать в парах, контролировать действия партнёра; слушать и понимать речь других Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной форме |
3. Постановка учебной задачи. Цель на данном этапе урока: условий для формулирования детьми задач урока. | -Прочитайте предложение (запись на экране ) Бабушка рассказала мне о сестр..и дочер… -Найдите в предложении однородные члены -Каким членом предложения они являются? -Какой частью речи они выражены? -Определите их род и падеж. -Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? -Они одинаковые или разные? (учитель открывает слайд с ответом) Бабушка рассказала мне о сестре и дочери. -Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? - Как же нам разрешить возникшую проблему? -Наверное, у существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание? -Сформулируйте задачи урока | Учащиеся читают данное предложение Слайд 5 -О сестре и дочери -Второстепенным членом предложения (дополнением) -Это имена существительные Женский род, П.п Ответы детей Слайд 6 Предположения детей Учащиеся высказывают свои мнения Узнать, что это за признак существительных, какие бывают группы у этого признака, как их отличать | Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент. Регулятивные : самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения. |
4. Открытие нового знания Цель на данном этапе урока: Физкультминутка. | Сейчас мы с вами проведем исследование. Каждая пара будет заниматься со своим словом. Вы должны выяснить, к какому столбику таблицы относится ваше слово в зависимости от падежных окончаний. Слова: лиса, башня,папа, окно, гнездо, стол, степь,печь.( тень) Все имена существительные в зависимости от падежных окончаний делятся на три группы. Эти группы в русском языке принято называть СКЛОНЕНИЕМ. Существительные бывают 1 , 2, 3 склонения. Вывод: (дети помогают) -к I склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. - ко II склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. - к III склонению относятся сущ. женского рода с ь на конце Аудиозапись. | Запись числа, кл работы. Работают в тетради, склоняют слова По одному представителю выходят и подписывают под столбиками слово, выдел окончание, сверху род (Оценка вербальная) Слово ЛИСА –оконч А, 1 столбик, ж.р. Слово Башня –оконч Я, 1 столб, жр…. И тд Слайд 7 Слайд 8 | Регулятивные: планирование , прогнозирование; Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление. Цель на данном этапе урока: | - Ребята. Давайте составим поэтапные действия (алгоритм) определения склонения существительных. Самостоятельная работа с самопроверкой. (упр.154) (спросить, кому не понятно задание) - Слова какой части речи вы записали? -Какого они рода? -Какие имеют окончания? -В каком числе употреблены? -Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена существительные вы записали? | 1.Определить род (поставить в И.п., ед.ч) 2. Выделить окончание 3. Определить склонение. Слайд 9 Ребята самостоятельно записывают слова Имена существительные Мужского и женского -а, -я. В единственном числе. Это имена существительные 1-го склонения | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание ; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Регулятивные формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель на данном этапе урока: | Работа по карточкам (приложение 2) - Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 1-го склонения. (взаимопроверка) | Ребята работают в карточкам. Затем сверяют свои ответы с ответами на экране. Слайды 10-11 Ладошки | Личностные : самоопределение Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено; действовать по инструкции оценивать собственную успешность выполнения задания |
7. Рефлексия деятельности Цель на данном этапе урока: | - Ребята, поставьте себе одну общую оценку за урок. Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок. - | Учащиеся оценивают свою работу - А сейчас покажем результаты труда всего класса. (ребята поднимают ладошки: красные – отлично; зеленые – хорошо; желтые– нужно постараться). | Познавательные : рефлексия Регулятивные : оценка - выделение и осознание учащихся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: формировать собственное мнение |
8. Итог урока. Домашнее задание. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: | - Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока: -П очему в словах о сестре, о дочери - разные окончания? - С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? -Как определить склонение существительного в И.п. ед. числа? -Расставьте слова в нужном порядке: склонение, окончание, род -Сколько групп склонений в русском языке? -Домашнее задание: с. 89. правило, упр.155 полегче, кто не боится трудностей-упр 156 Вот и кончился урок, Он пошёл, надеюсь, впрок. | Существительные сестра, дочь разного склонения: сестра - I скл., дочь - III скл Чтобы правильно писать окончания существительные Ответы детей Род, окончание, склонение Три группы склонений | Личностные : смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Литература: -
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс: В 2 ч., М., Просвещение, 2010г. -
Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. М.:ВАКО, 2014.- 496с. -
http://festival.1september.ru/ -
http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/konspekt-tri-skloneniya-imyon-suschestvitelnih-klass.html -
http://volna.org/russkij_jazyk/tri_sklonieniia_imion_sushchiestvitielnykh.html -
http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-29777 |