Учитель географии Сёмочкина С.М.
Государственное учреждение образования «Средняя школа №23 г. Могилёва»
Тема урока: Вращение Земли
Цель: раскрыть суть географических закономерностей, возникающих вследствие вращения Земли вокруг своей оси
Задачи:
Образовательная: Учить объяснять причинно-следственные связи и оценивать географическое значение процесса.(- формировать знания по изучаемой теме;- продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;- продолжать формировать умение работать на контурной карте.)
Развивающая: Развивать пространственное мышление, воображение, память, речь.(- способствовать развитию речи через усложнение и обогащение словарного запаса; умений сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать выводы, обосновывать;- сознательного отношения к умственному труду, умения осуществлять самоконтроль хода и результатов - учебно-познавательной деятельности, ответственности за результаты труда; - развивать познавательную активность, мышление, речь.)
Воспитательная: воспитывать стремления соблюдать режим дня.(- воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, в парах, взаимопомощь, творческую активность. )
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебное пособие «Человек и мир» 5 класс, индивидуальные карточки с заданиями, теллурий, белые и красные жетоны, листки красного, жёлтого и зелёного цветов, ватман с изображением дерева, мультимедиа проектор, компьютер и видео-материалы.
Ход урока.
-
Организационный момент. Психологический настрой. Методика «Настроение».
-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!
Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.
-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
2. Актуализация знаний и целеполагание.
-
Дети, вам тепло? (Да)
-
В классе светло? (Да)
-
Благодаря чему на улице светло? (Солнцу)
-
На улице светло всегда? (Нет)
-
Почему? (Солнце скрывается за горизонт)
-
Почему мы видим Солнце через определённые промежутки времени? (Земля вращается вокруг своей оси)
Прочтите слова на доске и озвучьте тему и цель нашего урока
-
Земля, ось, день, ночь, свет, тень.
Сегодня мы будем работать по теме «Вращение Земли»
-
Проверка домашнего задания.
Работа с открытым тестом в индивидуальных карточках. Вставьте пропущенные слова и числа в тексте:
Вариант 1.
Солнце - это___________. Оно находится в центре _________ системы, куда включены ещё _____ планет. Образование Солнечной системы началось ________ млрд. лет назад. Образование Солнечной системы началось с этого явления __________. В результате вращения газо-пылевое облако начало сжиматься и появился _______ , в центре которого появилось «молодое» Солнце. Постепенно в диске образовались более крупные ________, которые в результате укрупнения и вращения превратились в _________. Поверхность «молодой» Земли была _____ , но постепенно вулканическая активность снижалась и планета начала ______. В результате на поверхности Земли образовалась ______ оболочка, ______ оболочка, а затем ______ оболочка. Со временем состав _____ и ____ оболочек менялся, благодаря чему на планете появилась ________ существа. Так, Земля стала единственной планетой в Солнечной системе, имеющей оболочку ____.
Вариант 2.
Земля имеет _______ форму. Из-за вращения вокруг своей оси она ______ у полюсов. Экваториальный радиус Земли составляет ___ км. Полярный радиус Земли составляет _____ км, что на ____ км меньше экваториального. Наша планета состоит из ___ внутренних слоёв: ______, _______, ______. В центре Земли находится ________ и плотное ____. Его температура достигает _____ градусов. Его покрывает _______ , температура которой составляет ____ градусов. Верхний – самый тонкий слой Земли называется __________. Он по температуре – самый ________. Его толщина в среднем составляет ____ км.
Фронтальная проверка с учащимися правильности выполнения задания.
3. Изучение новой темы.
Работа с текстом учебника. Прочитай материал учебника на стр. 40.
Какие виды движения выполняет Земля в космическом пространстве? (3 вида вращения)
Демонстрация учителем модели вращения Земли вокруг своей оси на примере вращения глобуса и работы теллурия.
Для того, чтобы открыть тайну смены дня и ночи, нам понадобится прибор - теллурий. Посмотрите на него и скажите, что изображает лампа? (Солнце) А глобус – наша Земля.
- Что делает Земля (вращается вокруг Солнца).
- А что ещё заметили? (Земля вращается сама).
- Земля вращается вокруг своей оси, и Солнце освещает сначала одну сторону, а затем другую сторону планеты.
- Что изменяется благодаря этому на поверхности Земли? (смена дня и ночи)
Работа на контурной карте в индивидуальных карточках. Отметьте и подпишите на контурной карте полюсы Земли, экватор, земную ось и укажите угол её наклона к плоскости орбиты.
Физкультминутка . Гимнастика для глаз.
Работа с текстом учебника. Прочитай материал учебника на стр. 41.
Устно ответь в парах на вопросы: Самооценка.
- Почему происходит смена дня и ночи?
- Что такое сутки?
- Какова продолжительность суток?
- Как называется промежуточное время суток между ночью и днем, днем и ночью?
- В каком направлении происходит вращение Земли вокруг своей оси, если смотреть с Северного полюса?
- К какому выводу мы можем придти?
Вывод. Там где солнечные лучи освещают Землю, будет день, а где не освещает, будет ночь.
- Вы открыли тайну смены дня и ночи. Земля вращается вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси.
Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.
Закрепление. Демонстрация видео-материала о вращении Земли вокруг своей оси.
Физкультминутка. Динамическая пауза. Инсценировать реакцию растений на смену дня и ночи. Инсценировать поведение животных при смене дня и ночи.
Объяснение учителя. Рассказ учителя сопровождается выполнением схемы на доске.
Ось - воображаемая линия, выходящая на полюсах, постоянно сохраняет наклон 66 градусов. Форма Земли – шарообразная.
Солнце светит прямо?
Возможно ли быть шару освещенным со всех сторон одинаково?
Почему? (шарообразная форма Земли и наклон земной оси)
Солнечные лучи освещают разные участки Земли под разными углами.
Какие участки планеты получают больше всего тепла и света? (экватор)
Почему? (самая выпуклая часть Земли, где Солнце бывает в зените 2 раза в год). В пределах северного и южного тропиков солнечные лучи 1 раз в год падают на Землю под прямым углом. Поэтому поверхность Земли, находящаяся между тропиками, получает наибольшее количество солнечного тепла и света. А над полярными кругами (северным и южным) солнечные лучи в зените никогда не бывают. Поэтому здесь наблюдается явление полярный день и полярная ночь по 1 суткам в году.
Работа на контурной карте. Отметьте и подпишите на контурной карте северный и южный тропики, северный и южный полярные круги.
-
Закрепление изученного материала фронтальное. Даны утверждения. Если согласны, поднять белый жетончик, если нет, поднять красный.
Игра «ДаНетка»
-
Освещенное положение Земли называется день?
-
Темное положение Земли называется ночь?
-
Полярная часть Земли может освещаться одновременно и днём и ночью?
-
Экватор освещается только летом?
-
Ось Земли выходит на экваторе?
-
Наклон земной оси 25 градусов?
-
Земля вращается вокруг своей оси по часовой стрелке (с востока на запад)?
-
Длительность суток составляет 24 часа?
-
Причина смены дня и ночи - вращение Земли вокруг Солнца?
-
Солнечные лучи освещают разные участки поверхности Земли под одним и тем же углом?
-
Тропики – воображаемые окружности на поверхности Земли, где солнечные лучи 1 раз в год падают на Землю под прямым углом (в зените)?
-
Полярные круги – воображаемые окружности, где 1 сутки в году длится полярный день и полярная ночь?
-
Над поверхностью Земли между тропиками и полюсами Солнце может быть в зените?
-
Домашнее задание: параграф 9 читать, пересказывать, отвечать на вопросы параграфа
-
Подведение итога урока. Выставление оценок.
Я знаю теперь, ….
-
Рефлексия.
На дерево настроения прикрепите листок, который соответствует вашему настроению на конец урока.
Зелёный – мне было интересно на уроке и я всё понял(а)
Желтый – мне было интересно, но я не все понял(а)
Красный – мне было скучно на уроке и я ничего не понял(а)