СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Вращение Земли" в рамках изучения учебного предмета "Человек и мир" в 5 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой план-конспект комбинированного урока, построенного на практико-ориентированной основе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Вращение Земли" в рамках изучения учебного предмета "Человек и мир" в 5 классе»

Учитель географии Сёмочкина С.М.

Государственное учреждение образования «Средняя школа №23 г. Могилёва»

Тема урока: Вращение Земли

Цель: раскрыть суть географических закономерностей, возникающих вследствие вращения Земли вокруг своей оси

Задачи:

Образовательная: Учить объяснять причинно-следственные связи и оценивать географическое значение процесса.(- формировать знания по изучаемой теме;- продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;- продолжать формировать умение работать на контурной карте.)

Развивающая: Развивать пространственное мышление, воображение, память, речь.(- способствовать развитию речи через усложнение и обогащение словарного запаса; умений сравнивать, анализировать, обобщать, формулировать выводы, обосновывать;- сознательного отношения к умственному труду, умения осуществлять самоконтроль хода и результатов - учебно-познавательной деятельности, ответственности за результаты труда; - развивать познавательную активность, мышление, речь.)

Воспитательная: воспитывать стремления соблюдать режим дня.(- воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, в парах, взаимопомощь, творческую активность. )

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебное пособие «Человек и мир» 5 класс, индивидуальные карточки с заданиями, теллурий, белые и красные жетоны, листки красного, жёлтого и зелёного цветов, ватман с изображением дерева, мультимедиа проектор, компьютер и видео-материалы.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Методика «Настроение».

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

2. Актуализация знаний и целеполагание.

  • Дети, вам тепло? (Да)

  • В классе светло? (Да)

  • Благодаря чему на улице светло? (Солнцу)

  • На улице светло всегда? (Нет)

  • Почему? (Солнце скрывается за горизонт)

  • Почему мы видим Солнце через определённые промежутки времени? (Земля вращается вокруг своей оси)

Прочтите слова на доске и озвучьте тему и цель нашего урока

  • Земля, ось, день, ночь, свет, тень.

Сегодня мы будем работать по теме «Вращение Земли»

  • Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке? (Как, почему вращается Земля, какие изменения в природе происходят благодаря этому вращению)


  1. Проверка домашнего задания.

Работа с открытым тестом в индивидуальных карточках. Вставьте пропущенные слова и числа в тексте:

Вариант 1.

Солнце - это___________. Оно находится в центре _________ системы, куда включены ещё _____ планет. Образование Солнечной системы началось ________ млрд. лет назад. Образование Солнечной системы началось с этого явления __________. В результате вращения газо-пылевое облако начало сжиматься и появился _______ , в центре которого появилось «молодое» Солнце. Постепенно в диске образовались более крупные ________, которые в результате укрупнения и вращения превратились в _________. Поверхность «молодой» Земли была _____ , но постепенно вулканическая активность снижалась и планета начала ______. В результате на поверхности Земли образовалась ______ оболочка, ______ оболочка, а затем ______ оболочка. Со временем состав _____ и ____ оболочек менялся, благодаря чему на планете появилась ________ существа. Так, Земля стала единственной планетой в Солнечной системе, имеющей оболочку ____.

Вариант 2.

Земля имеет _______ форму. Из-за вращения вокруг своей оси она ______ у полюсов. Экваториальный радиус Земли составляет ___ км. Полярный радиус Земли составляет _____ км, что на ____ км меньше экваториального. Наша планета состоит из ___ внутренних слоёв: ______, _______, ______. В центре Земли находится ________ и плотное ____. Его температура достигает _____ градусов. Его покрывает _______ , температура которой составляет ____ градусов. Верхний – самый тонкий слой Земли называется __________. Он по температуре – самый ________. Его толщина в среднем составляет ____ км.


Фронтальная проверка с учащимися правильности выполнения задания.


3. Изучение новой темы.

Работа с текстом учебника. Прочитай материал учебника на стр. 40.

Какие виды движения выполняет Земля в космическом пространстве? (3 вида вращения)


Демонстрация учителем модели вращения Земли вокруг своей оси на примере вращения глобуса и работы теллурия.

Для того, чтобы открыть тайну смены дня и ночи, нам понадобится прибор - теллурий. Посмотрите на него и скажите, что изображает лампа? (Солнце) А глобус – наша Земля.

- Что делает Земля (вращается вокруг Солнца).

- А что ещё заметили? (Земля вращается сама).

- Земля вращается вокруг своей оси, и Солнце освещает сначала одну сторону, а затем другую сторону планеты.

- Что изменяется благодаря этому на поверхности Земли? (смена дня и ночи)


Работа на контурной карте в индивидуальных карточках. Отметьте и подпишите на контурной карте полюсы Земли, экватор, земную ось и укажите угол её наклона к плоскости орбиты.


Физкультминутка . Гимнастика для глаз.


Работа с текстом учебника. Прочитай материал учебника на стр. 41.

Устно ответь в парах на вопросы: Самооценка.

- Почему происходит смена дня и ночи?

- Что такое сутки?

- Какова продолжительность суток?

- Как называется промежуточное время суток между ночью и днем, днем и ночью?

- В каком направлении происходит вращение Земли вокруг своей оси, если смотреть с Северного полюса?

- К какому выводу мы можем придти?

Вывод. Там где солнечные лучи освещают Землю, будет день, а где не освещает, будет ночь.

- Вы открыли тайну смены дня и ночи. Земля вращается вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси.

Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.


Закрепление. Демонстрация видео-материала о вращении Земли вокруг своей оси.


Физкультминутка. Динамическая пауза. Инсценировать реакцию растений на смену дня и ночи. Инсценировать поведение животных при смене дня и ночи.


Объяснение учителя. Рассказ учителя сопровождается выполнением схемы на доске.

Ось - воображаемая линия, выходящая на полюсах, постоянно сохраняет наклон 66 градусов. Форма Земли – шарообразная.



Солнце светит прямо?



Возможно ли быть шару освещенным со всех сторон одинаково?

Почему? (шарообразная форма Земли и наклон земной оси)

Солнечные лучи освещают разные участки Земли под разными углами.

Какие участки планеты получают больше всего тепла и света? (экватор)

Почему? (самая выпуклая часть Земли, где Солнце бывает в зените 2 раза в год). В пределах северного и южного тропиков солнечные лучи 1 раз в год падают на Землю под прямым углом. Поэтому поверхность Земли, находящаяся между тропиками, получает наибольшее количество солнечного тепла и света. А над полярными кругами (северным и южным) солнечные лучи в зените никогда не бывают. Поэтому здесь наблюдается явление полярный день и полярная ночь по 1 суткам в году.


Работа на контурной карте. Отметьте и подпишите на контурной карте северный и южный тропики, северный и южный полярные круги.


  1. Закрепление изученного материала фронтальное. Даны утверждения. Если согласны, поднять белый жетончик, если нет, поднять красный.

Игра «ДаНетка»

  1. Освещенное положение Земли называется день?

  2. Темное положение Земли называется ночь?

  3. Полярная часть Земли может освещаться одновременно и днём и ночью?

  4. Экватор освещается только летом?

  5. Ось Земли выходит на экваторе?

  6. Наклон земной оси 25 градусов?

  7. Земля вращается вокруг своей оси по часовой стрелке (с востока на запад)?

  8. Длительность суток составляет 24 часа?

  9. Причина смены дня и ночи - вращение Земли вокруг Солнца?

  10. Солнечные лучи освещают разные участки поверхности Земли под одним и тем же углом?

  11. Тропики – воображаемые окружности на поверхности Земли, где солнечные лучи 1 раз в год падают на Землю под прямым углом (в зените)?

  12. Полярные круги – воображаемые окружности, где 1 сутки в году длится полярный день и полярная ночь?

  13. Над поверхностью Земли между тропиками и полюсами Солнце может быть в зените?


  1. Домашнее задание: параграф 9 читать, пересказывать, отвечать на вопросы параграфа

  1. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Я знаю теперь, ….

  1. Рефлексия.

На дерево настроения прикрепите листок, который соответствует вашему настроению на конец урока.

Зелёный – мне было интересно на уроке и я всё понял(а)

Желтый – мне было интересно, но я не все понял(а)

Красный – мне было скучно на уроке и я ничего не понял(а)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!