СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по технологии "Главный казначей семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по технологии "Главный казначей семьи" для учаихся 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по технологии "Главный казначей семьи"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Артемовская специализированная школа №8»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

(экономика+технология) «Главный казначей семьи»









Составитель:

Боровик Г.С., учитель технологии

ГОУ ЛНР «Артемовской специализированной

школы №8»



2016-2017 уч. год





Оглавление


Введение


Основная часть


Список использованной литературы


Приложения





















Введение


Методическая разработка интегрированного урока (экономика+ технология) с применением сюжетно-ролевой игры «Главный казначей семьи» по теме «Бюджет семьи » (конспект урока+презентация). Предназначена для обучающихся 8 классов с целью ознакомления со структурой бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов, формирования умения коллективно обсуждать планируемые расходы и отстаивать своё мнение, воспитания экономности, бережливости, предприимчивости, умения анализировать и сравнивать данные потребительского бюджета.

В сценарии урока продуманы действия, побуждающие обучающихся применять на практике имеющиеся у них знания и универсальные учебные действия. Логика изложения материала построена в логике технологии: вызов, осмысление, рефлексия. В ходе урока формируются ряд ключевых компетенций, в первую очередь, общекультурная компетенция, владения эффективными способами организации семейной экономики. На уроке используется поисково-информационный метод. Постановка проблемных вопросов: «Какова структура бюджета вашей семьи?», актуализируется проблема и активизируется мышление школьников.

Семейная экономика призвана дать обучающимся знания о том, как устроена экономическая сторона нашей жизни, помочь подросткам понять причины и сущность с которыми им предстоит встретиться в недалеком будущем и находить наилучшие способы поведения в мире экономики, способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Очевидно, что социально-экономические компетенции не формируются самопроизвольно, а требуют целенаправленной работы.












Интегрированный урок (экономика+технология) «Главный казначей семьи»

Тип урока: урок новых знаний, комбинированный.

Цель: формирование представления о планировании семейного бюджета.

Задачи:

  • образовательные: ознакомление учащихся со статьями семейного бюджета, планированием семейного бюджета;

  • развивающие: развитие самостоятельности мышления, интеллектуальных способностей;

  • воспитательные: воспитание экономии, бережливости, ответственности ведения домашнего хозяйства;

  • профориентационные: Обобщить у учащихся знания о сфере трудовой деятельности экономиста.

Форма работы с учащимися: коллективная, групповая.

 Планируемые результаты:


Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Знания: источников семейного дохода и бюджета семьи.

Умения: планировать семейный бюджет, находить статьи экономии семейного бюджета.

Познавательные: сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации по составлению семейного бюджета.

Регулятивные: определять цель и составлять план выполнения задания, развивать практические навыки и умения решения повседневных задач, связанных с планированием расходов на питание.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

научиться анализировать, сравнивать, обобщать, определять затруднения и находить пути решения,

формирование желания выполнять учебные действия.

Оборудование: компьютер


Методическое оснащение игры: 

  • Материально-техническая база:
     кабинет трудового обучения;
    – калькуляторы.

  • Дидактическое обеспечение:

– карточки-задания;

- презентация «Семейный бюджет»
– раздаточный материал.

ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ: семья, семейная экономика, расходы, доходы, бюджет

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: экономика, технология, обществознание

Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы.
















Этапы урока


Элементы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  • Приветствие

  • проверка явки учащихся

  • заполнение учителем классного журнала

  • проверка готовности учащихся к уроку

  • настрой учащихся на работу

  • «Мы продолжаем знакомиться с «Семейной экономикой». Тема урока «Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета»

доведение до учащихся плана урока Познакомиться с понятием бюджет семьи, его структурой, познакомиться с планированием семейного бюджета» Давайте попробуем определить статьи расходов семьи! Ваши предложения?

оценивание своей готовности к уроку;

эмоциональный настрой на урок, проявление интереса к учебно-познавательной деятельности










2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения. Вопросы для усвоения материала.

– Что вы понимаете под выражением бюджет семьи?

Доходы семьи?

Расходы семьи?

Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного бюджета.

Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц?

Можете ли вы разумно тратить деньги?

Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и в конце, что же такое бюджет?

Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).

Доходы - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы от предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.

Расходы – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг. Приведите примеры расходов (на продукты, на одежду, на оплату ЖКХ и т.д.)Таким образом, под бюджетом мы понимаем наличие денежных средств в семье.Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. В структуре бюджета должны предусматриваться накопления и сбережения, которые учитываются в статье "Расходы"и « доходы».

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы















Составление кластера бюджет семьи


3.

Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию


Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока


4.

Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации


Учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий


5.

Первичное закрепление

Вам предоставляется возможность составить примерный бюджет семьи. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы.



6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Практическая работа: оценка бюджета семьи Презентация "Главный казначей семьи. Сюжетно-ролевая игра".

Нацелить на выполнение самостоятельной работы в группах. Мозговой штурм.

Перед учащимися ставятся цели игры (Слайд №8, №9)

Для проведения игры на каждую группу выдается раздаточный материал к игре.

Заполнение таблиц раздаточного материала.( приложение1,2,3)

Выполняют практическую работу. Заполняют таблицу.



Класс разбивается на группы (Слайд №10, №11)




Каждая группа выполняет задание, согласно времени выполнения этапов (Слайд №12, №13,№14)




По окончании игры осуществляется подведение итогов игры и награждение победителей (Слайд №15, №16)

Задание на дом: Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?



7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведем итог урока. (синквейн )

Какие новые знания вы получили?

Где вы будите использовать эти знания?

“Умеете ли вы считать деньги?”

Оцените свою работу на уроке.



Осуществляют самооценку учебной деятельности. Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).

1 Бюджет- это…

2. Бюджет-это совокупность….

3.Бюджет-это совокупность доходов…

4. Бюджет-это совокупность доходов и расходов …


Список литературы:

  1. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М.Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.

  3. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004.

  4. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. - М.: Вита - Пресс, 2006.

  5. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. Учрежд. Образовательная область "Технология".- М.: Вита - Пресс, 2002.

  6. Уаттс М., Маккоркл С., Мезарос Б., Шаг М.К., Беккер С.. Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие. - М.: МЦЭБО, 2003.

  7. Экономика: Методическое пособие. /Под ред. А.Я.Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.

  8. Раздаточный материал к игре.














Приложение 1


Семейный статус

Ф.И.О

Возраст

Место учебы, работы

Зарплата, стипендия и др. доходы

Муж





Жена





Сын





Дочь






Источник дополнительных расходов семьи


Приусадебный участок

Ценные бумаги

Хобби, приносящее доход


Общая сумма доходов________________













ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Доходы

Сумма, руб.

Расходы

Сумма, руб.

1. Заработная плата родителей


1. Питание

 

2. Доходы от индивидуальной трудовой деятельности


2. услуги: 
– транспорт; 
– парикмахерская;
– ремонт обуви;

 

 пенсия

 

3.Коммунальные услуги: кварт. плата, электроэнергия, телефон, газ.

 

 стипендия

 

4. Товары длительного использования:
– одежда, обувь

 

 

 

5. Погашение кредита

1 500

 

 

6. Посещение спортивной секции

500

 

 

7. Покупка медикаментов.

 

 

 

8. Непредвиденные расходы

 

Итого:


 

 


Решить предложенные ситуации:

  1. К Вам в гости приехала дальняя родственница. Ваше гостеприимство ей очень понравилось и она решила погостить еще месяц. Как будете выходить из сложившейся ситуации и находить дополнительные средства?

  2. Ваш сын пришел из школы и сообщил, что нечаянно разбил стекло в школе и администрация просит родителей возместить ущерб?

  3. Ваш муж поломал ногу, пролежал в больнице на лечении и больничный лист не оплачен, найти средства для оплаты коммунальных и других обязательных платежей

  4. Вам посчастливилось стать обладателем путевки в санаторий и Ваш муж нуждается в лечении, как Вы спланируете предстоящие расходы?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!