Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по технологии "Главный казначей семьи"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Артемовская специализированная школа №8»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
(экономика+технология) «Главный казначей семьи»
Составитель:
Боровик Г.С., учитель технологии
ГОУ ЛНР «Артемовской специализированной
школы №8»
2016-2017 уч. год
Оглавление
Введение
Основная часть
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Методическая разработка интегрированного урока (экономика+ технология) с применением сюжетно-ролевой игры «Главный казначей семьи» по теме «Бюджет семьи » (конспект урока+презентация). Предназначена для обучающихся 8 классов с целью ознакомления со структурой бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов, формирования умения коллективно обсуждать планируемые расходы и отстаивать своё мнение, воспитания экономности, бережливости, предприимчивости, умения анализировать и сравнивать данные потребительского бюджета.
В сценарии урока продуманы действия, побуждающие обучающихся применять на практике имеющиеся у них знания и универсальные учебные действия. Логика изложения материала построена в логике технологии: вызов, осмысление, рефлексия. В ходе урока формируются ряд ключевых компетенций, в первую очередь, общекультурная компетенция, владения эффективными способами организации семейной экономики. На уроке используется поисково-информационный метод. Постановка проблемных вопросов: «Какова структура бюджета вашей семьи?», актуализируется проблема и активизируется мышление школьников.
Семейная экономика призвана дать обучающимся знания о том, как устроена экономическая сторона нашей жизни, помочь подросткам понять причины и сущность с которыми им предстоит встретиться в недалеком будущем и находить наилучшие способы поведения в мире экономики, способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Очевидно, что социально-экономические компетенции не формируются самопроизвольно, а требуют целенаправленной работы.
Интегрированный урок (экономика+технология) «Главный казначей семьи»
Тип урока: урок новых знаний, комбинированный.
Цель: формирование представления о планировании семейного бюджета.
Задачи:
Форма работы с учащимися: коллективная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Знания: источников семейного дохода и бюджета семьи. Умения: планировать семейный бюджет, находить статьи экономии семейного бюджета. | Познавательные: сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации по составлению семейного бюджета. Регулятивные: определять цель и составлять план выполнения задания, развивать практические навыки и умения решения повседневных задач, связанных с планированием расходов на питание. Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. | научиться анализировать, сравнивать, обобщать, определять затруднения и находить пути решения, формирование желания выполнять учебные действия. |
Оборудование: компьютер
Методическое оснащение игры:
– карточки-задания;
- презентация «Семейный бюджет»
– раздаточный материал.
ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ: семья, семейная экономика, расходы, доходы, бюджет
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: экономика, технология, обществознание
Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы.
Этапы урока
№ | Элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствие проверка явки учащихся заполнение учителем классного журнала проверка готовности учащихся к уроку настрой учащихся на работу «Мы продолжаем знакомиться с «Семейной экономикой». Тема урока «Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета» доведение до учащихся плана урока Познакомиться с понятием бюджет семьи, его структурой, познакомиться с планированием семейного бюджета» Давайте попробуем определить статьи расходов семьи! Ваши предложения? | оценивание своей готовности к уроку; эмоциональный настрой на урок, проявление интереса к учебно-познавательной деятельности | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_2.png) |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности | Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения. Вопросы для усвоения материала. – Что вы понимаете под выражением бюджет семьи? Доходы семьи? Расходы семьи? Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного бюджета. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и в конце, что же такое бюджет? Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). Доходы - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы от предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность. Расходы – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг. Приведите примеры расходов (на продукты, на одежду, на оплату ЖКХ и т.д.)Таким образом, под бюджетом мы понимаем наличие денежных средств в семье.Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. В структуре бюджета должны предусматриваться накопления и сбережения, которые учитываются в статье "Расходы"и « доходы». | Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы
| ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_3.png) Составление кластера бюджет семьи ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_4.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_5.png) |
3. | Постановка учебной задачи | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию | Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока | |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации | Учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий | |
5. | Первичное закрепление | Вам предоставляется возможность составить примерный бюджет семьи. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. | | |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Практическая работа: оценка бюджета семьи Презентация "Главный казначей семьи. Сюжетно-ролевая игра". Нацелить на выполнение самостоятельной работы в группах. Мозговой штурм. Перед учащимися ставятся цели игры (Слайд №8, №9) Для проведения игры на каждую группу выдается раздаточный материал к игре. Заполнение таблиц раздаточного материала.( приложение1,2,3) | Выполняют практическую работу. Заполняют таблицу. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_6.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_7.png) |
| | Класс разбивается на группы (Слайд №10, №11) | | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_8.png) |
| | Каждая группа выполняет задание, согласно времени выполнения этапов (Слайд №12, №13,№14) | | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_9.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_10.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_11.png) |
| | По окончании игры осуществляется подведение итогов игры и награждение победителей (Слайд №15, №16) Задание на дом: Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета? | | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_12.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/28/s_592ac293aeb16/633819_13.png) |
7. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведем итог урока. (синквейн ) Какие новые знания вы получили? Где вы будите использовать эти знания? “Умеете ли вы считать деньги?” Оцените свою работу на уроке. | Осуществляют самооценку учебной деятельности. Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). | 1 Бюджет- это… 2. Бюджет-это совокупность…. 3.Бюджет-это совокупность доходов… 4. Бюджет-это совокупность доходов и расходов … |
Список литературы:
Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М.Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.
Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. - М.: Вита - Пресс, 2006.
Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. Учрежд. Образовательная область "Технология".- М.: Вита - Пресс, 2002.
Уаттс М., Маккоркл С., Мезарос Б., Шаг М.К., Беккер С.. Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие. - М.: МЦЭБО, 2003.
Экономика: Методическое пособие. /Под ред. А.Я.Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.
Раздаточный материал к игре.
Приложение 1
Семейный статус | Ф.И.О | Возраст | Место учебы, работы | Зарплата, стипендия и др. доходы |
Муж | | | | |
Жена | | | | |
Сын | | | | |
Дочь | | | | |
Источник дополнительных расходов семьи
Приусадебный участок
Ценные бумаги
Хобби, приносящее доход
Общая сумма доходов________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Доходы | Сумма, руб. | Расходы | Сумма, руб. |
1. Заработная плата родителей | | 1. Питание | |
2. Доходы от индивидуальной трудовой деятельности | | 2. услуги: – транспорт; – парикмахерская; – ремонт обуви; | |
пенсия | | 3.Коммунальные услуги: кварт. плата, электроэнергия, телефон, газ. | |
стипендия | | 4. Товары длительного использования: – одежда, обувь | |
| | 5. Погашение кредита | 1 500 |
| | 6. Посещение спортивной секции | 500 |
| | 7. Покупка медикаментов. | |
| | 8. Непредвиденные расходы | |
Итого: | | | |
Решить предложенные ситуации:
К Вам в гости приехала дальняя родственница. Ваше гостеприимство ей очень понравилось и она решила погостить еще месяц. Как будете выходить из сложившейся ситуации и находить дополнительные средства?
Ваш сын пришел из школы и сообщил, что нечаянно разбил стекло в школе и администрация просит родителей возместить ущерб?
Ваш муж поломал ногу, пролежал в больнице на лечении и больничный лист не оплачен, найти средства для оплаты коммунальных и других обязательных платежей
Вам посчастливилось стать обладателем путевки в санаторий и Ваш муж нуждается в лечении, как Вы спланируете предстоящие расходы?