СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Архетип. Художественная картина мира"о

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература и психология тесно и неразрывно связаны между собой.

      Самая сложная задача – это понять самого себя, разобраться в себе. И чтобы это сделать, необходимо знать о психике человека, о мире, в котором мы живём, как можно больше. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Архетип. Художественная картина мира"о»

Урок ТЛ

Тема. Понятие об архетипе. Художественный образ мира и судьбы

Цели:

  • образовательная: сформировать представление учащихся об архетипе; рассмотреть наиболее известные архетипы в литературе на примере произведений мировой литературы, кинематографа; изучить наиболее употребляемые архетипы, выяснить их роль в культуре и жизни человека, их влияние на мировоззрение;

  • развивающая: повышать роль чтения в жизни человека;

  • воспитательная: прививать любовь к литературе; способствовать развитию личност, способной к пониманию своего внутреннего мира.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, применения знаний и формирование умений.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Проблемная ситуация.

▼ Назовите три вещи, на которые человек никогда не устаёт смотреть.

Огонь, вода, звёзды. Почему?

Ассоциативный ряд:

Огонь — источник света, тепла, страсть, жизнь, очищение, перерождение, ВЕЧНЫЙ ...

О — огромный, олимпиада

Г — горячий

О — опасный

Н — нужный, новый

Ь


ВОДА — источник, родник, начало, жизнь, чистота, очищение, утоление жажды...

В — влага, возрождение

О — отдохновение, омовение

Д — дар, драгоценность

А — аура, ареол, Авалон, амфора


ЗВЕЗДА — космос, вселенная, загадочно-яркое, необычное, непознанное, тайна, вечность, бесконечность...

З — зовущий,

В — вечность, высь

Е — единство

З - Зевс, завеса, загадка

Д — далёкий, дар небес,

А — астрал, астрономия


ОТКУДА мы это знаем, а если не знаем, то принимаем как должное?

= они так привычны в нашей жизни и так танственны. Что может быть привычнее воды, но даже представить невозможно, что будет с нами, со всем живым, если её не станет.

- постоянные, базовые понятия, вечные образы, общечеловеческие, основополагающие образы, без которых жизнь на земле не возможна.


  1. Мотивация учебной деятельности. Определение темы и цели урока.

    ? Какова тема урока? Архетип

    Чему мы должны научиться? Каковы цели урока?

    Выяснить, что такое архетип, когда и кем был введён термин; рассмотреть архетипы, которые используются в литературе; выяснить их роль в жизни человека.


  1. Новая тема

АРХЕТИП (от греч. - первообраз) — обозначение наиболее общих и основополагающих изначальных мотивов и образов, имеющих общечеловеческий характер и лежащих в основе любых художественных построений.

В XX столетии термин введен в широкий культурный обиход швейцарским психоаналитиком и культурологом К.Г. Юнгом (работа «Об архетипах», 1937).


Являясь по своей сути не самим образом или мотивом, а его схемой, архетип обладает качеством универсальности, соотнося прошлое и настоящее, общечеловеческое и индивидуальное, уже свершившееся и потенциально возможное.


Литературный архетип — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. По определению Большаковой А. Ю., литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро.


Архетипы создают образ мира, в котором мы живём. Бог, Судьба, Адам и Ева — Мужчина и Женщина...


V. Осмысление

? Какие у вас возникают ассоциации?

- Яблоко раздора, троянкий конь — ТРОЯ.

? Кто знает, когда была битва при Трое? Но все знают почему и как пала Троя. Кто из вас читал мифы о Трое, или «Илиаду» Гомера? Но все знают о ней.

- ЭСКАЛИБУР

Кто не слышал о короле Артуре и его знаменитом мече?

- «Титаник»

О всех ли мировых катастрофах вы знаете? Но есть ли хоть один человек, кто не слышал о знаменитом корабле?

? Так, откуда же мы получаем знания о мире, вселенной?


ФИЛОСОФИЯ

родоначальница всех наук

МИФОЛОГИЯ

МИФ

познание мира,

«тайные знания о мире»,

переданные грядущим поколениям

АНТИЧНОСТЬ

колыбель мировой литературы


Почему же эти сюжеты и герои живы до сих пор и используются в современном искусстве?

Мифология дала людям Богов, титанов, героев...

\/ Назовите мифологических героев.

Кто такой герой?

Герой - (от др.-греч. «доблестный муж, предводитель») - человек исключительной смелости и

доблести; главное действующее лицо литературного произведения .

  • Ч, который ведёт за собой, совершает подвиги, героические поступки.

Почему Прометей, зная о наказании, тем не менее похищает божественный огонь, чтобы отдать людям?

Прометей — вызов Богам, вызов Судьбе. Выбор в жизни Ч.

ЧТО определяет человека? ВЫБОР

? Вы можете представить литературу или кинематограф без героя? Почему? Зачем нам нужен герой? Как за последние лет 20 образ героя трансформировался?

- в супергероя. Кто такой супергерой? Почему?

Модели литературного архетипа

- писательская индивидуальность (напр. о Пушкине ученые говорят как об «архаическом архетипе поэта»);

- «вечные образы» (Гамлет, Дон-Жуан, Дон Кихот);

- типы героев («матери», «дитяти» и т. д.);

  • образы — символы, часто природные (цветок, море)

  • ремейк

  • бродячие (странствующие) сюжеты

Одно из основных свойств литературного архетипа является его типологическая устойчивость и высокая степень обобщения.

? Почему сюжет «Ромео и Джюльетты» используется на протяжении уже многих веков: он был известен до Шекспира и до сих пор жив? Почему эта трагедия претерпела столько постановок на сцене и экранизаций?

  • вечная проблема, вечная тема. Но этот сюжет не только используют, но и перерабатывают.

    ? Какое современное произведение схоже или близко к творению Шекспира, но заканчивается по-другому?

  • Стефани Майер, она не просто взяла известный сюжет, а переписала его, изменив финал. Почему?

    Стефани Майер. Новолуние

    … Знаешь, я всегда терпеть не мог Ромео,- заметил он, когда фильм начался.

- Что плохого в Ромео? - спросила я немного обиженно. Ромео был одним из моих любимых вымышленных героев. До тех пор, пока я не встретила Эдварда.

- Ну, прежде всего, он был с этой Розалин – тебе не кажется, что это делает его немного непостоянным? И потом, едва ли не за несколько минут до их свадьбы он убил родственника Джульетты. Это далеко не блестяще. Ошибка за ошибкой. Неужели не мог уничтожить собственное счастье как-то более основательно?

… Ошибка за ошибкой. Никогда больше не стану осуждать Ромео!

Парис — Джейкоб. … Я вспомнила то, что случилось с Парисом, когда возвратился Ромео. Сцена в книге была простой: Они борются. Парис падает.

// В современных литературных произведениях на первое место выступает преобразующее авторское начало. Под воздействием исторических и общественных перемен литературный архетип все чаще являет актуальный смысл, «встроенный» в художественный замысел и реализуемый в произведении. Примерами фундаментальных архетипов на психологическом и на общекультурном уровнях могут служить понятия «дом», «дорога», «ребенок». Эти архетипические начала представляются господствующими и в литературно-художественном произведении.

    1. Закрепление.

Видео. А. Асадуллин. «Дорога без конца» (Божественный Орфей) (из к/ма «Николо Паганини»)

\/ Задание. Выпишите архетипы (работа в парах)

Архетипы: жизнь, дорога, бесконечность (без начала и конца), любовь, песня, толпа, цветы, вода, хлеб, небо, птица, награда, вечность, огонь, слова, музыка, любимая, друг, улыбка, сердце, разлука, печаль, ночь.


    1. Итог. Рефлексия

      Притча о кресте

Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Богу с такой просьбой: "Господи, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?" И сказал Бог: "Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов - выбери себе тот, который тебе самому понравится". Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжелыми. Перебрав все кресты, он заметил у самого выхода крест, который показался ему легче других, и сказал Богу: "Позволь мне взять этот". И ответил Бог: "Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, перед тем как стал мерить остальные".


      Сравните, что вы знали

в начале урока и в конце урока

1. Что такое архетип?

2. Кто и когда ввел это понятие?

3. Источники архетипа

4. Где используется архетип?

5. Использую ли я архетип в своей жизни?

6. Влияет ли знание об архетипе на мою жизнь?


    1. Д/з. 1. Найдите архетипы в изученных произведениях.

      2. Какую роль архетипы выполняют в вашей жизни.



Дорога без конца (Божественный Орфей)


Кто породнил нашу жизнь

С дорогой без конца?

Только любовь,

Только любовь.


Кто повенчал в этом мире

Песню и певца?

Только любовь,

Только любовь.


Дорога без конца,

Дорога без начала и конца

Всегда в толпе,

Всегда один из многих.

Но вернее многих ты

Любишь песни и цветы

Любишь вкус воды и хлеба

И подолгу смотришь в небо,

И никто тебя не ждёт.


Дорога без конца,

Дорога без начала и конца.

Свисти как птица и не жди награды.

Нет на свете тишины,

Только плач твоей струны,

Только вечность дарит звуки,

Да в груди огонь жестокий,

Твой единственный огонь.


Кто подсказал эту музыку твоей душе?

Только любовь, только любовь.

Кто повторит тихим голосом твои слова?

Только любовь, только любовь.


Дорога без конца.

И музыка, которой нет конца,

Они тебя вовеки не обманут.

Ну а если спросят вдруг,

Где любимая и друг,

Промолчи в ответ с улыбкой,

Пусть никто не видит сердце

Поседевшим от разлук.


Дорога без конца,

Она когда-то выбрала тебя,

Твои шаги, твою печаль и песню.

Только вот идти по ней

С каждым шагом всё больней,

С каждой ночью всё светлее,

С каждым словом всё смертельней,

С каждой песней всё трудней!


Дорога без конца...

Дорога без конца...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!