Урок ТЛ
Тема. Понятие об архетипе. Художественный образ мира и судьбы
Цели:
образовательная: сформировать представление учащихся об архетипе; рассмотреть наиболее известные архетипы в литературе на примере произведений мировой литературы, кинематографа; изучить наиболее употребляемые архетипы, выяснить их роль в культуре и жизни человека, их влияние на мировоззрение;
развивающая: повышать роль чтения в жизни человека;
воспитательная: прививать любовь к литературе; способствовать развитию личност, способной к пониманию своего внутреннего мира.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, применения знаний и формирование умений.
Ход урока
Оргмомент
Проблемная ситуация.
▼ Назовите три вещи, на которые человек никогда не устаёт смотреть.
Огонь, вода, звёзды. Почему?
Ассоциативный ряд:
Огонь — источник света, тепла, страсть, жизнь, очищение, перерождение, ВЕЧНЫЙ ...
О — огромный, олимпиада
Г — горячий
О — опасный
Н — нужный, новый
Ь
ВОДА — источник, родник, начало, жизнь, чистота, очищение, утоление жажды...
В — влага, возрождение
О — отдохновение, омовение
Д — дар, драгоценность
А — аура, ареол, Авалон, амфора
ЗВЕЗДА — космос, вселенная, загадочно-яркое, необычное, непознанное, тайна, вечность, бесконечность...
З — зовущий,
В — вечность, высь
Е — единство
З - Зевс, завеса, загадка
Д — далёкий, дар небес,
А — астрал, астрономия
ОТКУДА мы это знаем, а если не знаем, то принимаем как должное?
= они так привычны в нашей жизни и так танственны. Что может быть привычнее воды, но даже представить невозможно, что будет с нами, со всем живым, если её не станет.
- постоянные, базовые понятия, вечные образы, общечеловеческие, основополагающие образы, без которых жизнь на земле не возможна.
Мотивация учебной деятельности. Определение темы и цели урока.
? Какова тема урока? Архетип
Чему мы должны научиться? Каковы цели урока?
Выяснить, что такое архетип, когда и кем был введён термин; рассмотреть архетипы, которые используются в литературе; выяснить их роль в жизни человека.
Новая тема
АРХЕТИП (от греч. - первообраз) — обозначение наиболее общих и основополагающих изначальных мотивов и образов, имеющих общечеловеческий характер и лежащих в основе любых художественных построений.
В XX столетии термин введен в широкий культурный обиход швейцарским психоаналитиком и культурологом К.Г. Юнгом (работа «Об архетипах», 1937).
Являясь по своей сути не самим образом или мотивом, а его схемой, архетип обладает качеством универсальности, соотнося прошлое и настоящее, общечеловеческое и индивидуальное, уже свершившееся и потенциально возможное.
Литературный архетип — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. По определению Большаковой А. Ю., литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро.
Архетипы создают образ мира, в котором мы живём. Бог, Судьба, Адам и Ева — Мужчина и Женщина...
V. Осмысление
? Какие у вас возникают ассоциации?
- Яблоко раздора, троянкий конь — ТРОЯ.
? Кто знает, когда была битва при Трое? Но все знают почему и как пала Троя. Кто из вас читал мифы о Трое, или «Илиаду» Гомера? Но все знают о ней.
- ЭСКАЛИБУР
Кто не слышал о короле Артуре и его знаменитом мече?
- «Титаник»
О всех ли мировых катастрофах вы знаете? Но есть ли хоть один человек, кто не слышал о знаменитом корабле?
? Так, откуда же мы получаем знания о мире, вселенной?
ФИЛОСОФИЯ
родоначальница всех наук
МИФОЛОГИЯ
МИФ
познание мира,
«тайные знания о мире»,
переданные грядущим поколениям
АНТИЧНОСТЬ
колыбель мировой литературы
Почему же эти сюжеты и герои живы до сих пор и используются в современном искусстве?
Мифология дала людям Богов, титанов, героев...
\/ Назовите мифологических героев.
Кто такой герой?
Герой - (от др.-греч. «доблестный муж, предводитель») - человек исключительной смелости и
доблести; главное действующее лицо литературного произведения .
Почему Прометей, зная о наказании, тем не менее похищает божественный огонь, чтобы отдать людям?
Прометей — вызов Богам, вызов Судьбе. Выбор в жизни Ч.
ЧТО определяет человека? ВЫБОР
? Вы можете представить литературу или кинематограф без героя? Почему? Зачем нам нужен герой? Как за последние лет 20 образ героя трансформировался?
- в супергероя. Кто такой супергерой? Почему?
Модели литературного архетипа
- писательская индивидуальность (напр. о Пушкине ученые говорят как об «архаическом архетипе поэта»);
- «вечные образы» (Гамлет, Дон-Жуан, Дон Кихот);
- типы героев («матери», «дитяти» и т. д.);
образы — символы, часто природные (цветок, море)
ремейк
бродячие (странствующие) сюжеты
Одно из основных свойств литературного архетипа является его типологическая устойчивость и высокая степень обобщения.
? Почему сюжет «Ромео и Джюльетты» используется на протяжении уже многих веков: он был известен до Шекспира и до сих пор жив? Почему эта трагедия претерпела столько постановок на сцене и экранизаций?
вечная проблема, вечная тема. Но этот сюжет не только используют, но и перерабатывают.
? Какое современное произведение схоже или близко к творению Шекспира, но заканчивается по-другому?
Стефани Майер, она не просто взяла известный сюжет, а переписала его, изменив финал. Почему?
Стефани Майер. Новолуние
… Знаешь, я всегда терпеть не мог Ромео,- заметил он, когда фильм начался.
- Что плохого в Ромео? - спросила я немного обиженно. Ромео был одним из моих любимых вымышленных героев. До тех пор, пока я не встретила Эдварда.
- Ну, прежде всего, он был с этой Розалин – тебе не кажется, что это делает его немного непостоянным? И потом, едва ли не за несколько минут до их свадьбы он убил родственника Джульетты. Это далеко не блестяще. Ошибка за ошибкой. Неужели не мог уничтожить собственное счастье как-то более основательно?
… Ошибка за ошибкой. Никогда больше не стану осуждать Ромео!
Парис — Джейкоб. … Я вспомнила то, что случилось с Парисом, когда возвратился Ромео. Сцена в книге была простой: Они борются. Парис падает.
// В современных литературных произведениях на первое место выступает преобразующее авторское начало. Под воздействием исторических и общественных перемен литературный архетип все чаще являет актуальный смысл, «встроенный» в художественный замысел и реализуемый в произведении. Примерами фундаментальных архетипов на психологическом и на общекультурном уровнях могут служить понятия «дом», «дорога», «ребенок». Эти архетипические начала представляются господствующими и в литературно-художественном произведении.
Закрепление.
Видео. А. Асадуллин. «Дорога без конца» (Божественный Орфей) (из к/ма «Николо Паганини»)
\/ Задание. Выпишите архетипы (работа в парах)
Архетипы: жизнь, дорога, бесконечность (без начала и конца), любовь, песня, толпа, цветы, вода, хлеб, небо, птица, награда, вечность, огонь, слова, музыка, любимая, друг, улыбка, сердце, разлука, печаль, ночь.
Итог. Рефлексия
Притча о кресте
Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Богу с такой просьбой: "Господи, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?" И сказал Бог: "Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов - выбери себе тот, который тебе самому понравится". Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжелыми. Перебрав все кресты, он заметил у самого выхода крест, который показался ему легче других, и сказал Богу: "Позволь мне взять этот". И ответил Бог: "Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, перед тем как стал мерить остальные".
Сравните, что вы знали
в начале урока и в конце урока
1. Что такое архетип?
2. Кто и когда ввел это понятие?
3. Источники архетипа
4. Где используется архетип?
5. Использую ли я архетип в своей жизни?
6. Влияет ли знание об архетипе на мою жизнь?
Д/з. 1. Найдите архетипы в изученных произведениях.
2. Какую роль архетипы выполняют в вашей жизни.
Дорога без конца (Божественный Орфей)
Кто породнил нашу жизнь
С дорогой без конца?
Только любовь,
Только любовь.
Кто повенчал в этом мире
Песню и певца?
Только любовь,
Только любовь.
Дорога без конца,
Дорога без начала и конца
Всегда в толпе,
Всегда один из многих.
Но вернее многих ты
Любишь песни и цветы
Любишь вкус воды и хлеба
И подолгу смотришь в небо,
И никто тебя не ждёт.
Дорога без конца,
Дорога без начала и конца.
Свисти как птица и не жди награды.
Нет на свете тишины,
Только плач твоей струны,
Только вечность дарит звуки,
Да в груди огонь жестокий,
Твой единственный огонь.
Кто подсказал эту музыку твоей душе?
Только любовь, только любовь.
Кто повторит тихим голосом твои слова?
Только любовь, только любовь.
Дорога без конца.
И музыка, которой нет конца,
Они тебя вовеки не обманут.
Ну а если спросят вдруг,
Где любимая и друг,
Промолчи в ответ с улыбкой,
Пусть никто не видит сердце
Поседевшим от разлук.
Дорога без конца,
Она когда-то выбрала тебя,
Твои шаги, твою печаль и песню.
Только вот идти по ней
С каждым шагом всё больней,
С каждой ночью всё светлее,
С каждым словом всё смертельней,
С каждой песней всё трудней!
Дорога без конца...
Дорога без конца...