Урок по теме «Движение частиц вещества. Диффузия»
Триединая дидактическая цель:
Образовательная – познакомить учащихся с диффузий и броуновским движением, как явлениями, объясняющими положение МКТ о движении частиц вещества.
через эксперимент подвести учащихся к гипотезе о движении частиц вещества;
на основе жизненных ситуаций и результатов опытов ознакомить учащихся с явлением диффузии;
на основе знания различий в молекулярном строении вещества в различных агрегатных состояниях, выяснить, как зависит интенсивность диффузии от расположения частиц вещества;
в ходе фронтального эксперимента, выяснить, как зависит интенсивность диффузии от температуры;
познакомить с броуновского движения, как с явлением, доказывающим движение частиц вещества.
Развивающая – продолжать формирование практических навыков, умений устанавливать причинно – следственные связи, формировать умение делать выводы и обобщения, продолжить работу по формированию умений обнаруживать в быту изучаемые явления.
Воспитательная – развитие коммуникативных навыков учащихся; продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.
Оборудование:
Для проведения эстафеты: карточки на каждый вариант
Для выполнения демонстрационного эксперимента:
нашатырный спирт;
фенолфталеин (фенолфталеиновый индикатор);
раствор медного купороса;
освежитель воздуха.
Для выполнения фронтального эксперимента:
пробирка с горохом и пшеном;
лабораторные стаканы с горячей и холодной водой и раствор марганца;
стеклянная трубочка.
поурочная карта.
Компьютер, проектор для демонстрации презентации.
Ход урока:
Организационный этап. ( 3 мин)
Можно плыть по реке,
И парить в облаках,
И шагать по земле,
Увязая в песках, но сгущается пар, застывает река,
а твердейшая бронза порою мягка.
Видно чем - то похожа на камень вода.
Что все это роднит:
Облака и гранит,
Человека, и звезды, и птиц?
Сложен мир.
Сложен мир из отдельных частиц.
Учитель: Тому, что кирпичиками мироздания являются частицы вещества, мы с вами нашли доказательства на прошлом уроке. Начало знакомству с теорией строения вещества было положено, а сегодня на уроке мы продолжим это знакомство.
Этап проверки усвоения материала.( 7 мин)
По вариантам класс выполняет задания эстафеты (приложение 1), а затем идет проверка Слайд № 2,3,4.
Этап постановки проблемы и ее разрешение. Формулировка темы урока ( 5 мин)
Смешиваем раствор аммиака и фенолфталеина. Наблюдаем изменение цвета. Затем ватку, смоченную фенолфталеином, подвешиваем на нити над раствором аммиака. Наблюдается окрашивание.
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 1
В результате смешивания веществ мы наблюдали изменение цвета, но почему во втором случае ватка окрашивается, ведь теперь вещества не смешивались и даже не соприкасались?
Разрешение проблемы:
Учитель. Давайте обсудим проведённый опыт. Какие у вас есть гипотезы?
Возможные гипотезы учащихся:
Молекулы одного вещества испарились;
Молекулы перемешались;
Молекулы достигли ватки;
Учитель: В ваших предположениях постоянно указывалось на то, что вещества смешались без их контакта за счет проникновения молекул. Вы молодцы! Такое самопроизвольное перемешивание веществ называется диффузией. Объявление темы урока.
Слайд №5
Этап объяснения материала (20 мин)
Явление диффузии можно наблюдать очень часто.
Передать по рядам пробирку со спиртом.
Почему вы почувствовали запах?
Диффузия наблюдается и в твердых телах , но она происходит намного медленнее, чем в газах и жидкостях..
В ходе постановки эксперимента демонстрируются слайды №6, 7, 8
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 2
Перед учениками ставлю вопросы:
Какие свойства молекул обусловливают смешивания веществ?
Почему возможна диффузия?
Какие невидимые процессы происходят с молекулами при диффузии?
Как объяснить явление проникновение одного вещества в другое?
Демонстрация явления диффузии на модели:
В стаканчик насыпать не доверху горох,
Досыпать стаканчик с горохом пшеном
Слегка встряхнуть стаканчик.
После проведенного эксперимента учащиеся должны сделать вывод, что диффузия происходит благодаря тому, что между частицами есть расстояния и они движутся.
Слайд № 9
В начале я вам сказала, что в твердых телах диффузия происходит очень медленно. Как вы думаете почему?
Слайд №10
Вывод учащихся: диффузия происходит медленно в твердых телах, т.к. частицы медленнее движутся и между ними маленькое расстояние.
Учитель: скорость протекания диффузии зависит не только от агрегатного состояния вещества. Чтобы выяснить это работаем по поурочной карте.
Слайд №11.
Учитель: объясните, почему при более высокой температуре диффузия протекает быстрее?
Учащиеся: возрастает скорость движения частиц вещества.
Учитель: не только диффузия доказывает движение частиц вещества. Давайте познакомимся с еще одним интересным явлением.
Этап работы с текстом ( 8 минут)
Читают текст в поурочной карте и отвечают на вопросы.
Слайд №12, 13, 14.
Вывод слайд № 15
Этап закрепления ( 5 мин).
Слайд № 16, 17, 18, 19.
Этап рефлексии (2 мин)
Учитель: у вас на столах модели молекул разных веществ, поэтому одна красного цвета, другая – синего. С каким настроением вы уходите с урока? Я попрошу вас поднять красную, если для вас урок прошел продуктивно, вы все поняли, вам было интересно и молекулу синего цвета, если осталось что - то непонятым. А я посмотрю, будет ли происходить диффузия веществ. Всем спасибо за работу!
Приложение 1.
Закончите предложение.
1. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства….. 2. Молекула состоит из….. 3. Молекулы одного и того же вещества….. 4. При нагревании вещества размеры молекул…… 5. Молекулы разных веществ…….. |
Приложение 2
Тема: «Теория строения вещества», 6 класс.
( урок 2).
Опыт 1. Модель явления диффузия.
Указание к работе.
В стаканчик с горохом досыпьте пшено, слегка встряхните стаканчик.
Что вы при этом наблюдаете?
Объясните, почему произошло смешивание гороха и пшена.
Если представить, что горошинки - это молекулы одного вещества, а крупинки- молекулы другого, объясните, почему происходит явление диффузии.
Опыт 2. Наблюдение диффузии в жидкостях.
Указание к работе.
Возьмите лабораторный стакан с холодной и горячей водой и с помощью трубочки капните в стаканы раствор марганца.
Пронаблюдайте, как происходит диффузия в жидкостях разной температуры.
Запишите вывод по вашей работе в тетради стр. 12.
Объясните наблюдаемое явление.
Задание 1. Прочитайте текст и озаглавьте его. Шотландский ботаник Роберт Броун еще при жизни как лучший знаток растений получил титул «князя ботаников». Он сделал много замечательных открытий.
Но имя ученого сейчас широко известно вовсе не из-за этих работ. В 1827 Броун проводил исследования пыльцы растений. Как-то он разглядывал под микроскопом выделенные из клеток пыльцы североамериканского растения Clarkia pulchella (кларкии хорошенькой) взвешенные в воде удлиненные зерна. Неожиданно Броун увидел, что мельчайшие твердые крупинки, которые едва можно было разглядеть в капле воды, непрерывно дрожат и передвигаются с места на место. Мельчайшие частички вели себя, как живые, причем «танец» частиц ускорялся с повышением температуры и с уменьшением размера частиц и явно замедлялся при замене воды более вязкой средой. Это удивительное явление никогда не прекращалось: его можно было наблюдать сколь угодно долго. Поначалу Броун подумал даже, что в поле микроскопа действительно попали живые существа. Тогда Броун прокипятил раствор, а затем начал исследовать явно неживые объекты; сначала это были очень мелкие частички угля, а также сажи и пыли лондонского воздуха, затем тонко растертые неорганические вещества: стекло, множество различных минералов. Объяснение броуновского движения (как назвали это явление) было дано лишь в последней четверти 19 века: мельчайшие крупинки вещества движутся т.к. испытывают со всех сторон удары еще более мелких частиц, которые в микроскоп уже не видны.
Задание 2. Найдите в тексте описание эксперимента, проводимого Броуном.
Задание 3. Ответьте на вопросы:
Как было объяснено броуновское движение частиц в жидкости?
Как называются мелкие частицы, которые ударяют о крупинку?