СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Диффузия" 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал включает в себя конспект урока, приложения к уроку и презентацию. Основная цель урока-познакомить учащихся с диффузий и броуновским движением, как явлениями, объясняющими положение МКТ о движении частиц  вещества

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме»

Урок по теме «Движение частиц вещества. Диффузия»

Триединая дидактическая цель:

  • Образовательная – познакомить учащихся с диффузий и броуновским движением, как явлениями, объясняющими положение МКТ о движении частиц вещества.

    • через эксперимент подвести учащихся к гипотезе о движении частиц вещества;

    • на основе жизненных ситуаций и результатов опытов ознакомить учащихся с явлением диффузии;

    • на основе знания различий в молекулярном строении вещества в различных агрегатных состояниях, выяснить, как зависит интенсивность диффузии от расположения частиц вещества;

    • в ходе фронтального эксперимента, выяснить, как зависит интенсивность диффузии от температуры;

    • познакомить с броуновского движения, как с явлением, доказывающим движение частиц вещества.

  • Развивающая – продолжать формирование практических навыков, умений устанавливать причинно – следственные связи, формировать умение делать выводы и обобщения, продолжить работу по формированию умений обнаруживать в быту изучаемые явления.

  • Воспитательная – развитие коммуникативных навыков учащихся; продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке.

Оборудование:

Для проведения эстафеты: карточки на каждый вариант

Для выполнения демонстрационного эксперимента:

  1. нашатырный спирт;

  2. фенолфталеин (фенолфталеиновый индикатор);

  3. раствор медного купороса;

  4. освежитель воздуха.

Для выполнения фронтального эксперимента:

  1. пробирка с горохом и пшеном;

  2. лабораторные стаканы с горячей и холодной водой и раствор марганца;

  3. стеклянная трубочка.

  4. поурочная карта.

Компьютер, проектор для демонстрации презентации.


Ход урока:

Организационный этап. ( 3 мин)


Можно плыть по реке,

И парить в облаках,

И шагать по земле,

Увязая в песках, но сгущается пар, застывает река,

а твердейшая бронза порою мягка.

Видно чем - то похожа на камень вода.

Что все это роднит:

Облака и гранит,

Человека, и звезды, и птиц?

Сложен мир.

Сложен мир из отдельных частиц.


Учитель: Тому, что кирпичиками мироздания являются частицы вещества, мы с вами нашли доказательства на прошлом уроке. Начало знакомству с теорией строения вещества было положено, а сегодня на уроке мы продолжим это знакомство.

Этап проверки усвоения материала.( 7 мин)


По вариантам класс выполняет задания эстафеты (приложение 1), а затем идет проверка Слайд № 2,3,4.


Этап постановки проблемы и ее разрешение. Формулировка темы урока ( 5 мин)

  • Демонстрационный эксперимент 1:

Смешиваем раствор аммиака и фенолфталеина. Наблюдаем изменение цвета. Затем ватку, смоченную фенолфталеином, подвешиваем на нити над раствором аммиака. Наблюдается окрашивание.


ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 1

В результате смешивания веществ мы наблюдали изменение цвета, но почему во втором случае ватка окрашивается, ведь теперь вещества не смешивались и даже не соприкасались?

Разрешение проблемы:

Учитель. Давайте обсудим проведённый опыт. Какие у вас есть гипотезы?

Возможные гипотезы учащихся:

Молекулы одного вещества испарились;

Молекулы перемешались;

Молекулы достигли ватки;

Учитель: В ваших предположениях постоянно указывалось на то, что вещества смешались без их контакта за счет проникновения молекул. Вы молодцы! Такое самопроизвольное перемешивание веществ называется диффузией. Объявление темы урока.

Слайд №5


Этап объяснения материала (20 мин)

Явление диффузии можно наблюдать очень часто.

  • Демонстрационный эксперимент 2:

Передать по рядам пробирку со спиртом.

Почему вы почувствовали запах?

  • Демонстрационный эксперимент 3: Диффузия в растворе медного купороса.

Диффузия наблюдается и в твердых телах , но она происходит намного медленнее, чем в газах и жидкостях..

В ходе постановки эксперимента демонстрируются слайды №6, 7, 8


ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 2

Перед учениками ставлю вопросы:

  • Какие свойства молекул обусловливают смешивания веществ?

  • Почему возможна диффузия?

  • Какие невидимые процессы происходят с молекулами при диффузии?

  • Как объяснить явление проникновение одного вещества в другое?

  • Фронтальный эксперимент 1.( приложение2 Поурочная карта)

Демонстрация явления диффузии на модели:

  1. В стаканчик насыпать не доверху горох,

  2. Досыпать стаканчик с горохом пшеном

  3. Слегка встряхнуть стаканчик.

После проведенного эксперимента учащиеся должны сделать вывод, что диффузия происходит благодаря тому, что между частицами есть расстояния и они движутся.

Слайд № 9

В начале я вам сказала, что в твердых телах диффузия происходит очень медленно. Как вы думаете почему?

Слайд №10

Вывод учащихся: диффузия происходит медленно в твердых телах, т.к. частицы медленнее движутся и между ними маленькое расстояние.

Учитель: скорость протекания диффузии зависит не только от агрегатного состояния вещества. Чтобы выяснить это работаем по поурочной карте.


  • Фронтальный эксперимент 2.( приложение 2 Поурочная карта)

Слайд №11.

Учитель: объясните, почему при более высокой температуре диффузия протекает быстрее?

Учащиеся: возрастает скорость движения частиц вещества.


Учитель: не только диффузия доказывает движение частиц вещества. Давайте познакомимся с еще одним интересным явлением.


Этап работы с текстом ( 8 минут)

Читают текст в поурочной карте и отвечают на вопросы.

Слайд №12, 13, 14.

Вывод слайд № 15

Этап закрепления ( 5 мин).

Слайд № 16, 17, 18, 19.

Этап рефлексии (2 мин)

Учитель: у вас на столах модели молекул разных веществ, поэтому одна красного цвета, другая – синего. С каким настроением вы уходите с урока? Я попрошу вас поднять красную, если для вас урок прошел продуктивно, вы все поняли, вам было интересно и молекулу синего цвета, если осталось что - то непонятым. А я посмотрю, будет ли происходить диффузия веществ. Всем спасибо за работу!









Приложение 1.

Закончите предложение.

1. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства…..

2. Молекула состоит из…..

3. Молекулы одного и того же вещества…..

4. При нагревании вещества размеры молекул……

5. Молекулы разных веществ……..






Приложение 2

Тема: «Теория строения вещества», 6 класс.

( урок 2).

Опыт 1. Модель явления диффузия.

Указание к работе.

  1. В стаканчик с горохом досыпьте пшено, слегка встряхните стаканчик.

  2. Что вы при этом наблюдаете?

  3. Объясните, почему произошло смешивание гороха и пшена.

  4. Если представить, что горошинки - это молекулы одного вещества, а крупинки- молекулы другого, объясните, почему происходит явление диффузии.


Опыт 2. Наблюдение диффузии в жидкостях.

Указание к работе.

  1. Возьмите лабораторный стакан с холодной и горячей водой и с помощью трубочки капните в стаканы раствор марганца.

  2. Пронаблюдайте, как происходит диффузия в жидкостях разной температуры.

  3. Запишите вывод по вашей работе в тетради стр. 12.

  4. Объясните наблюдаемое явление.

Задание 1. Прочитайте текст и озаглавьте его. Шотландский ботаник Роберт Броун еще при жизни как лучший знаток растений получил титул «князя ботаников». Он сделал много замечательных открытий.

Но имя ученого сейчас широко известно вовсе не из-за этих работ. В 1827 Броун проводил исследования пыльцы растений. Как-то он разглядывал под микроскопом выделенные из клеток пыльцы североамериканского растения Clarkia pulchella (кларкии хорошенькой) взвешенные в воде удлиненные зерна. Неожиданно Броун увидел, что мельчайшие твердые крупинки, которые едва можно было разглядеть в капле воды, непрерывно дрожат и передвигаются с места на место. Мельчайшие частички вели себя, как живые, причем «танец» частиц ускорялся с повышением температуры и с уменьшением размера частиц и явно замедлялся при замене воды более вязкой средой. Это удивительное явление никогда не прекращалось: его можно было наблюдать сколь угодно долго. Поначалу Броун подумал даже, что в поле микроскопа действительно попали живые существа. Тогда Броун прокипятил раствор, а затем начал исследовать явно неживые объекты; сначала это были очень мелкие частички угля, а также сажи и пыли лондонского воздуха, затем тонко растертые неорганические вещества: стекло, множество различных минералов. Объяснение броуновского движения (как назвали это явление) было дано лишь в последней четверти 19 века: мельчайшие крупинки вещества движутся т.к. испытывают со всех сторон удары еще более мелких частиц, которые в микроскоп уже не видны.

Задание 2. Найдите в тексте описание эксперимента, проводимого Броуном.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

  • От чего зависела скорость движения броуновских частиц?

  • Как было объяснено броуновское движение частиц в жидкости?

  • Как называются мелкие частицы, которые ударяют о крупинку?



Просмотр содержимого презентации
«диффузия 7»

ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА

ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА

ЗАКОНЧИТЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства - молекула Молекулы состоят из атомов У одного и того же вещества молекулы одинаковы У разных веществ молекулы различны При нагревании вещества размеры молекул не изменяются

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства - молекула
  • Молекулы состоят из атомов
  • У одного и того же вещества молекулы одинаковы
  • У разных веществ молекулы различны
  • При нагревании вещества размеры молекул не изменяются

«ПО КАПЕЛЬКЕ МОРЕ, ПО БЫЛИНКЕ СТОГ» О каком положении теории строения вещества идет речь в этой пословице?

«ПО КАПЕЛЬКЕ МОРЕ, ПО БЫЛИНКЕ СТОГ»

  • О каком положении теории строения вещества идет речь в этой пословице?

«ИДУ В ВОДУ – КРАСЕН,  ВЫЙДУ – ЧЕРЕН»

«ИДУ В ВОДУ – КРАСЕН, ВЫЙДУ – ЧЕРЕН»

  • Как изменяются расстояние между частицами вещества?
ДИФФУЗИЯ  DIFFUSIO (ЛАТ) – РАСПРОСТРАНЕНИЕ, РАСТЕКАНИЕ Явление самопроизвольного проникновения веществ друг в друга

ДИФФУЗИЯ DIFFUSIO (ЛАТ) РАСПРОСТРАНЕНИЕ, РАСТЕКАНИЕ

  • Явление самопроизвольного проникновения веществ друг в друга

ДИФФУЗИЯ В ГАЗАХ распространение  запаха сжигание пахучих  веществ

ДИФФУЗИЯ В ГАЗАХ

распространение

запаха

сжигание пахучих

веществ

ДИФФУЗИЯ В ЖИДКОСТЯХ Растворение веществ Заваривание чая, кофе

ДИФФУЗИЯ В ЖИДКОСТЯХ

Растворение веществ

Заваривание чая, кофе

ДИФФУЗИЯ  В ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ Окрашивание тканей Покрытие изделий Сварка и пайка металлов

ДИФФУЗИЯ В ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ

Окрашивание тканей

Покрытие изделий

Сварка и пайка металлов

ПРИЧИНА ДИФФУЗИИ

ПРИЧИНА ДИФФУЗИИ

ИНТЕНСИВНОСТЬ ДИФФУЗИИ ЗАВИСИТ ОТ СОСТОЯНИЯ  ВЕЩЕСТВА Газы Жидкости Твердые тела 10

ИНТЕНСИВНОСТЬ ДИФФУЗИИ ЗАВИСИТ ОТ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА

Газы

Жидкости

Твердые тела

10

ИНТЕНСИВНОСТЬ ДИФФУЗИИ ЗАВИСИТ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ

ИНТЕНСИВНОСТЬ ДИФФУЗИИ ЗАВИСИТ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ

БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ видимое в микроскоп перемещение очень малых частиц вещества под действием ударов молекул.

БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

  • видимое в микроскоп перемещение очень малых частиц вещества под действием ударов молекул.

МОДЕЛЬ «БРОУНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

МОДЕЛЬ «БРОУНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

ВЫВОД  Запах травы или запах духов Ягод лесных аромат и цветов Только диффузией я объясняю, Это явление я понимаю. Суть вся в движении частиц вещества Все мне понятно, как дважды два.

ВЫВОД

Запах травы или запах духов

Ягод лесных аромат и цветов

Только диффузией я объясняю,

Это явление я понимаю.

Суть вся в движении частиц вещества

Все мне понятно, как дважды два.

НЕМНОГО ЛИРИКИ…    ПРЕКРАСНАЯ ДАМА НЮХАЛА РОЗЫ.  И РАСЧИХАЛАСЬ, ЗАКАПАЛИ СЛЕЗЫ.   Неужто из - за диффузии Бывают такие конфузии?

НЕМНОГО ЛИРИКИ… ПРЕКРАСНАЯ ДАМА НЮХАЛА РОЗЫ. И РАСЧИХАЛАСЬ, ЗАКАПАЛИ СЛЕЗЫ.

Неужто из - за диффузии

Бывают такие конфузии?

ОБЪЯСНИТЬ ПОГОВОРКУ Ложка дегтя и бочку меда испортит.

ОБЪЯСНИТЬ ПОГОВОРКУ

Ложка дегтя и бочку меда испортит.

НЕМНОГО ИСТОРИИ…

НЕМНОГО ИСТОРИИ…

  • Английский металлург Вильям Робертс-Аустин измерял диффузию золота в свинце. Он наплавил тонкий диск золота на конец цилиндра из чистого свинца длинной 1 дюйм (2,45 см), помещал этот цилиндр в печь, где поддерживалась температура около 200 °С, и держал его в печи 10 дней. Затем он разрезал цилиндр на тонкие диски. Оказалось, что к “чистому” концу через весь свинцовый цилиндр прошло вполне измеримое количество золота.
ДИФФУЗИЯ НА КУХНЕ

ДИФФУЗИЯ НА КУХНЕ

  • Огурцы иль помидоры Засолить проблемы нет Вскипятил рассол, соль бросил, И готовы на обед.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!