Графические изображения изделий из металла и искусственных материалов. Выполнение чертежа развертки коробочки для мелких деталей с применением ПК
Тема | Графические изображения изделий из металла и искусственных материалов. Выполнение чертежа развёртки коробочки для мелких деталей с применением ПК. | Тип: комбинированный |
Цель | Дидактическая цель: изучение приёмов графического изображения изделий из тонколистового металла (ТЛМ), проволоки и пластмассы; выполнение чертежа развёртки коробочки для мелких деталей с применением ПК. Деятельностная цель: формирование целостного представления об изготовлении изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы, встречающихся в повседневной жизни; формирование технико-технологического мышления при чтении чертежей изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы; формирование навыков графического изображения изделий из тонколистового металла посредством выполнения чертежа развёртки коробочки для мелких деталей с применением ПК. Образовательная цель: |
Задачи | Образовательные – создать условия для овладения новым опытом деятельности: ознакомить учащихся с видами графических изображений (графической документацией) изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы; ознакомить учащихся с особенностями графического изображения изделий из тонколистового металла и проволоки; изучить правила выполнения чертежа развертки коробочки для мелких деталей; освоить алгоритм действий (по обучающему стенду) при выполнении чертежа развёртки коробочки с применением ПК. Развивающие – создать условия для развития познавательных действий: выделять и осознавать то, что уже усвоено в предыдущем разделе при изготовлении изделий из древесины (эскиз, технический рисунок, чертеж детали из древесины; линии чертежа, масштаб); представлять целостный технологический процесс по изготовлению изделий из тонколистового металла и проволоки; сопоставлять действия при выполнении чертежа развертки коробочки с помощью чертежных инструментов и с применением ПК (в системе MS Word). Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы и работы в бригадах при выполнении графической работы с применением ПК; воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении графической работы и ответственность за точность изготовления чертежа развертки коробочки для мелких деталей; воспитывать бережное отношение к имеющемуся оборудованию в школьной мастерской. |
Планируемые результаты |
Предметные: иметь представление об этапах целостного процесса изготовления изделий из ТЛМ, проволоки и пластмассы; уметь различать понятия: “эскиз”, “технический рисунок”, “чертёж” детали из тонколистового металла и проволоки; знать особенности графического изображения деталей из тонколистового металла и проволоки; знать правила выполнения чертежа развертки коробочки для мелких деталей; устанавливать связь между видом графической работы с помощью чертеж-ных инструментов и с применением ПК; самоконтроль промежуточных и конечных результатов графической деятельности по обучающему стенду (по эталону); осознавать значимостьизготовления развёртки коробочки из бумаги; использовать новые технологии представления информации по теме урока, привязанной к параграф 21 ЭФУ. | Метапредметные: ориентироваться в содержании обучающего материала под руководством учителя (обучающие стенды, наглядно отражающие целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ и проволоки; чертежи развёрток различных изделий из ТЛМ; обучающий стенд для выполнения чертежа развертки коробочки в системе Word); понимать и принимать учебную задачу, осуществлять её решение с применением ПК под руководством учителя; осваивать способы графического изображения изделий из тонколистового металла с применением ПК; взаимодействовать с товарищами по бригаде (в парах) при выполнении чертежа развертки коробочки с применением ПК, обсуждать и принимать решение, опираясь на содержание обучающих стендов; использовать информацию из параграфа 21 ЭФУ для решения познавательных и коммуникативных задач по теме урока. | Личностные: проявлять интерес к изучению графической документации, стремление овладевать навыками выполнения графической работы с применением ПК; осваивать роль ученика при работе в бригадах (в парах) на основе правил поведения в учебной мастерской; представлять целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ, проволоки и пластмассы; понимать значимость качественного выполнения графического задания (чертеж развертки коробочки) для изготовления изделия из ТЛМ; накапливать личный опыт и способность к самооценке своих действий через изготовление развёртки коробочки из бумаги; накапливать личный опыт и способность к самооценке своих действий при освоении ЭФУ. |
Межпредметные связи | технология: физические и механические свойства тонколистового металла и проволоки; математика: свойства квадрата и прямоугольника, единицы измерения; технология: графические операции, линии чертежа, условные обозначения, правила оформления чертежа; технология: технологические свойства бумаги и картона, понятие о резании материалов без образования стружки. |
Ресурсы урока |
Для учителя: рабочая программа для 5-х классов; пособие для учителя: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс [Текст] : методическое пособие / А.Т. Тищенко – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144с. – с. 74 – 77; пособие для учителя: Боровых, В. П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5–6 классы [Текст] : методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011. – 384с. – (Современная школа); персональный компьютер, проектор, принтер; презентация к уроку: “Изготовление изделий из ТЛМ и проволоки”; развёртки деталей из тонколистового металла для изготовления коробочки и хозяйственного совка; чертежи развёрток коробочек для мелких деталей разных размеров (примеры конструирования подобных изделий), приложение 1; объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-м классе, образцы изделий; обучающий стенд: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК", приложение 2. | Для учащихся: электронный учебник: Тищенко, А. Т. Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : электронное приложение к учебнику / А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 192 c. – с. 106 – 110; спецодежда (халат или фартук с нарукавниками); рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ластик; персональный компьютер – ноутбук (один на бригаду); презентация: “Изготовление изделий из ТЛМ и проволоки”; развёртки деталей из ТЛМ для изготовления коробочки и хозяйственного совка, выполненные учащимися прошлых лет; чертежи развёрток коробочек для мелких деталей разных размеров (примеры конструирования подобных изделий), приложение 1; объекты труда из тонколистового металла и проволоки в 5-м классе, выполненные учащимися прошлых лет; обучающий стенд: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК" (алгоритм действий для выполнения самостоятельной работы), приложение 2. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика |
Внутренняя мотивация, потребность включения в деятельность |
1. Приветствует учащихся и обращает их внимание на предметы находящиеся на демонстрационном столе: - коробочки для мелких деталей изготовленные из тонколистового металла и органического стекла; - хозяйственные совки изготовленные из ТЛМ и пластмассы; - объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-м кл., образцы изделий. 2. Знакомит учащихся с обучающими стендами, наглядно отражающими целостный технологический процесс по изготовлению изделий из тонколистового металла. Создает положительный эмоциональный настрой. 3. Демонстрирует презентацию: “Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки”. Задает вопросы: - Можно ли сделать деталь, не имея её изображения? - Какое изображение детали вам более понятно? - Отличаются ли правила изображения чертежей деталей из металла от изображения деталей из древесины? 4. Обращает внимание учащихся на раздаточный материал находящийся на их рабочих местах: - развёртки для изготовления коробочки и хозяйственного совка выполненные из картона; - чертежи развёрток коробочек разных размеров (примеры конструирования подобных изделий). 5. Обращает внимание учащихся на обучающий стенд для выполнения чертежа развертки коробочки с применением ПК (приложение 2). 6. Как бы Вы сформулировали задачу сегодняшнего урока? Помогает учащимся справиться с технической терминологией. | 1. Наблюдают за показом учителя, рассматривают предметы находящиеся на демонстрационном столе: - коробочки для мелких деталей изготовленные из тонколистового металла и органического стекла; - хозяйственные совки изготовленные из ТЛМ и пластмассы; - объекты труда из ТЛМ и проволоки в 5-м кл., образцы изделий. Задают вопросы учителю. Знакомятся с раздаточным материалом. 2. Рассматривают обучающие стенды, наглядно отражающие целостный технологический процесс по изготовлению изделий из ТЛМ (изготовление коробочки для мелких деталей и хозяйственного совка). Рассуждают о предстоящей деятельности. 3. Наблюдают за показом презентации, вспоминают материал предыдущего раздела курса (правила изображения чертежей деталей из древесины), высказывают аргументы по существу вопроса: "Отличаются ли правила изображения чертежей деталей из металла от изображения деталей из древесины?" 4. Рассматривают раздаточный материал на рабочих местах: - развёртки для изготовления коробочки и хозяйственного совка выполненные из картона; - чертежи развёрток коробочек разных размеров (примеры конструирования подобных изделий). 5. Пытаются виртуально представить характер предстоящей работы. 6. Рассматривают обучающий стенд для выполнения чертежа развертки коробочки с применением ПК (алгоритм действий для выполнения самостоятельной работы). Пытаются сформулировать свою точку зрения о предстоящей работе, аргументируют ответы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
1. Подводит учащихся к постановке целей урока и предлагает примерную модель действий с применением ПК, наметив траекторию деятельности (работа в бригадах, индивидуально). 2. Обращает внимание на последовательность действий при выполнении самостоятельной работы: - изучить развёртку коробочки, выполненную из картона (основание коробочки имеет форму квадрата); - изучить чертеж развёртки подобной коробочки в форме прямоугольника (пример конструирования подобного изделия). 3. Напоминает об использовании обучающего стенда для целостного представления этапов выполнения чертежа развертки коробочки с применением ПК (в системе MS Word). | 1. Занимают рабочие места у компьютеров (одна бригада из двух человек занимает один компьютер). Анализируют раздаточный материал на рабочих местах. По указанию учителя выбирают макет коробочки из картона, основание которой в форме квадрата. 2. Рассматривают макет коробочки из картона. Обращают внимание на линии, по которым сгибали картон при изготовлении макета коробочки. Высказывают предложения о том, что они сегодня должны изучить и как этот учебный материал необходимо использовать для самостоятельной работы. 3. Знакомятся с последовательностью выполнения чертежа развертки коробочки по обучающему стенду (основание коробочки имеет форму квадрата). |
Открытие нового и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (выполнение чертежа развертки) |
1. В режиме работы по бригадам (по парам), предлагает учащимся ознакомиться непосредственно на ПК (в системе MS Word) с приемами построения чертежа развертки коробочки (основание коробочки имеет форму квадрата). Практическая работа №19, пункт 3, учебник для учащихся Индустриальные технологии: 5 класс. 2. Предлагает учащимся отобразить на экране монитора масштабную сетку с шагом 0,5 см и с помощью линий показывает построение основания коробочки в форме квадрата 55 х 55 мм. Обращает внимание учащихся, что таким способом реализуется первая позиция обучающего стенда по выполнению чертежа развертки коробочки с применением ПК. 3. В той же последовательности демонстрирует построение внешних контуров боковых сторон коробочки и отбортовку верхних кромок: - с помощью линий показывает построение внешних контуров боковых сторон (бортиков) коробочки в форме квадрата 95 х 95мм; - с помощью линий показывает построение внешних контуров отбортовки верхних кромок боковых сторон в форме квадрата 105х105 мм. 4. Обращает внимание учащихся, что таким способом реализуются вторая и третья позиции обучающего стенда по выполнению чертежа развертки коробочки с применением ПК. | 1. Наблюдают за показом учителя, знакомятся с практической работой №19 пункт 3, рассматривают обучающий стенд: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК" (алгоритм действий), задают вопросы. 2. Под руководством учителя подготавливают ПК для работы в системе MS Word. Отображают на экране монитора масштабную сетку с шагом 0,5 см и с помощью сплошных тонких линий пытаются построить основание коробочки в форме квадрата 55 х 55мм (таким способом выполняют пробу сил по реализации первой позиции обучающего стенда: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК"). Сравнивают результат самостоятельной графической работы с эталоном на стенде. 3. Наблюдают за дальнейшим показом учителя, запоминают алгоритм действий. Пытаются построить с помощью сплошных тонких линий квадраты размерами: 95 х 95 мм и 105 х 105 мм (таким способом выполняют пробу сил по реализации второй и третьей позиций обучающего стенда: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК"). 4. Убеждаются в удобстве выполнения графической работы на основе масштабной сетки с шагом 0,5 см. Соизмеряют свою готовность к реализации последующих этапов работы. Задают вопросы. |
Самостоятельная работа, выявление места и причины затруднения (самопроверка по эталону) |
1. Предлагает форму работы по бригадам и индивидуально. Указывает учащимся на место расположения обучающего материала для выполнения самостоятельной работы. 2. Контролирует действия учащихся при выполнении графической работы по обучающему стенду в позициях №1, 2, 3. 3. По необходимости оказывает помощь. 4. По мере завершения пробной самостоятельной работы, обращает внимание учащихся на линии сгиба и их графическое отображение. 5. Демонстрирует приемы преобразования сплошных тонких линий (составляющих стороны квадратов: 55 х 55 мм и 95 х 95 мм) в штрихпунктирные с двумя точками (линии сгиба). Таким способом реализуется четвертая позиция обучающего стенда по выполнению чертежа развертки коробочки с применением ПК. 6. Далее демонстрирует приемы вычерчивания сплошной основной линией контуров развёртки коробочки. Отмечает, что таким способом реализуется пятая и шестая позиции обучающего стенда по выполнению чертежа развертки коробочки с применением ПК. | 1. Работают в парах (по бригадам) с опорой на обучающий стенд: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК". 2. Выполняют на каждом рабочем месте графическую работу по обучающему стенду в позициях №1, 2, 3. Задают вопросы. 3. По мере завершения графической работы в позициях №1, 2, 3 пытаются освоить приемы преобразования сплошных тонких линий (составляющих стороны квадратов: 55 х 55 мм и 95 х 95 мм) в штрихпунктирные с двумя точками. Таким способом реализуют четвертую позицию обучающего стенда. Сравнивают результат самостоятельной работы с эталоном на стенде. 4. По мере завершения отображения линий сгиба на чертеже развёртки пытаются вычертить сплошной основной линией контуры развёртки коробочки. Таким способом реализуют пятую и шестую позиции обучающего стенда: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК". Сравнивают результат работы с эталоном на стенде. При необходимости задают вопросы и делают исправления. |
Рефлексия. Итог урока |
1. Проверяет, как учащиеся освоили материал по изучению графического изображения изделий из металлов и искусственных материалов (на примере построения чертежа развертки коробочки). 2. Проверяет правильность выполнения линий чертежа развертки коробочки в соответствии с п. №1, 2, 3, 4, 5, 6 обучающего стенда. 3. По мере завершения построения чертежа развертки коробочки, предлагает учащимся по бригадам выполнить два контрольно-измерительных задания привязанных к параграф 21 с.110 ЭФУ. При необходимости оказывает помощь в разъяснении условий выполнения контрольно-измерительных заданий. 4. Предлагает учащимся воспринять следующие критерии оценки качества работы на данном уроке: - правильность выполнения контрольно-измерительных заданий привязанных к параграф 21 с.110 ЭФУ; - правильность построения чертежа развертки коробочки в системе MS Word. 5. Совместно с учениками делает выводы по изученному материалу. 6. Каждой бригаде выставляет комплексную оценку: - по результатам выполнения контрольно-измерительных заданий привязанных к параграф 21 с.110 ЭФУ; - по результатам построения чертежа развертки коробочки в системе MS Word. | 1. Сопоставляют правильность построения чертежа развертки коробочки в системе MS Word с эталоном (обучающий стенд). 2. По мере необходимости корректируют выполненные чертежи в системе MS Word. Сравнивают результат с эталоном на стенде. 3. Виртуально представляют себе финальное действие: распечатать развёртку на бумажном носителе и изготовить макет коробочки. 4. Рефлексия урока: - Мне удалось справиться с комплексным заданием “качественно” или “я предполагал, что получится лучше”... - Мне лучше удалось справиться с заданием теоретического характера (два контрольно-измерительных задания привязанных к параграф 21 с.110 ЭФУ) или с заданием практического характера работы (построение чертежа развертки коробочки в системе MS Word). - Я узнал – что такое графическое изображение детали из ТЛМ. - Я научился – выполнять чертеж развертки коробочки. - Я реализовал – первую попытку: построение чертежа в системе MS Word (руководствуясь обучающим стендом: "Выполнение чертежа развертки коробочки с применением ПК"). - Мне пригодится это – при выполнении следующего этапа практической работы: изготовление макета коробочки из бумаги. - Я попробую самостоятельно – изготовить макет коробочки иной конструкции – прямоугольной формы (дома, с применением ПК). |
Домашнее задание: | Распечатать выполненный чертеж развертки коробочки на бумажном носителе. Вырезать развертку коробочки из бумаги канцелярскими ножницами. С помощью металлической линейки выполнить гибочные работы с развёрткой коробочки из бумаги. Изготовить макет коробочки. |