Семинар директоров – апрель 2015г.
Тема семинара: «Патриотическое воспитание».
Конспект открытого урока по химии.
Тема: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Научный подвиг Д.И. Менделеева».
Школа: МОУ « Ряжская СОШ №3».
Учитель: Бубнова С.И.
Класс: 8 «А»
Место урока в образовательном процессе: тема: «ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома».
Тип урока: Комбинированный.(с использованием презентации)
Цели:
1.Познакомить учащихся с жизнью и разносторонней деятельностью Д.И. Менделеева. На основе проблемного подхода формировать чувство гордости за отечественных учёных и отечественную науку.
2.Проверить прочность знаний, умений, навыков по пройденной теме.
3.Проверить выполнение творческих заданий учащихся.
Задачи:
Образовательные:
-Обобщение, расширение знаний учащихся о жизнедеятельности великого русского учёного и его влиянии на развитие химии.
-Закрепление умений и навыков при работе с ПСХЭ.
Развивающие:
-Развитие умения применять полученные знания на практике.
-Развитие интереса к предметам естественно-научного цикла.
-Развитие познавательной активности и творческой деятельности.
-Развитие логического мышления
Воспитательные:
-Доказать учащимся ведущую роль теории в познании практики.
-Показать взаимосвязь ПСХЭ и ПЗ.
-Привитие русского менталитета и чувства гордости за отечественную науку.
Методы: беседа, дискуссия, индивидуальная работа, самостоятельная творческая и поисковая работа, использование ИКТ.
Предварительная подготовка учащихся: оформление стенгазет, альбомов о жизни идеятельности Д.И.Менднлеева, подготовка сообщения о значении ПЗ, поиск интересных фактов из жизни Д.И.Менделеева в различных источниках информации.
Предварительная подготовка учителя: разработка плана проведения урока, оформление кабинета, подготовка презентации, подбор заданий для проверки знаний учащихся, подготовка раздаточного материала: листы работы на уроке, карты памяти, тесты, рефлексия.
Оборудование: портрет Д.И.Менделеева; ПСХЭ Д.И.Менделеева; интерактивная доска, творческие работы учащихся: стенгазеты, альбомы о жизни и деятельности Д.И.Менделеева, доклады, сообщения; презентация к уроку на тему: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Научный подвиг Д.И.Менделеева»; раздаточный материал на каждого учащегося: лист работы на уроке, карта памяти, тест по теме: «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома», карточка- рефлексия.
Ход урока.
I.Организационный момент. (приветствие)
II.Проверка знаний по изучаемой теме: «ПЗ И ПСХЭ. Строение атома. Общая характеристика элементов на основании положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строения атома».
1.Работа у доски.
1) На интерактивной доске 1 из учеников предлагается выполнить задание.(слайд №2)
Задание: Заполните графы в таблице в соответствии с приведёнными данными. Сумма цифр 3,4 и 5 столбцов равна отнолсительной молекулярной массе азотной к-ты.
Название химического элемента | Электронная формула | Порядковый № | № периода | № группы |
берилий | | 4 | | |
| 1s22s22p3 | | | |
| | | 2 | 4 |
| 1s22s22p63s23p6 | | | |
2)2-й ученик у доски даёт характеристику элемента на основании положения в ПСХЭ и строения атома по плану.
Задание: Дать характеристику натрия по плану:
1.Положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева:
а)порядковый №
б)группа, подгруппа
в)период(большой или малый)
г)относительная атомная масса(округлённая)
2.Строение атома химического элемента:
а)заряд ядра; общее число электронов
б)число электронных слоёв
в)число электронов на внешнем(предвнешнем для элементов побочных подгрупп) электронном слое, завершён слой или нет
3.Формулы соединений:
а)оксида
б)гидроксида
в)летучего водородного соединения(для неметалла)
4.Сравнение химического элемента с соседями:
а) по периоду
б)по подгруппе.
2.Работа на местах.(осуществляется в ходе работы у доски)
Учащиеся выполняют задание №1 в листе работы на уроке(см.приложение №1)
1 вариант: Дать характеристику серы на основании положения в ПСХЭ и строения атома.
2 вариант: Дать характеристику магния на основании положения в ПСХЭ и строения атома.
*На выполнение заданий отводится около 5 минут. По окончании работы, осуществляется проверка заданий, выполняемых на доске и даётся им оценка (предлагается проверить учащимся).
III.Изучение нового материала.
1.Учитель: Мы изучили тему: «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома». На протяжении всей темы нам сопутствовало имя одного великого учёного. Какого? Правильно , это Д.И.Менделеев.
Вы наверное догадались. Что нашь сегодняшний урок будет посвящён человеку энциклопедических знаний, человеку, который так много сделал для своей страны и всего мира. Мы познакомимся с разными этапами жизни и деятельности Д.И.Менделеева.
Итак, тема нашего урока: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Научный подвиг Д.И.Менделеева».(слайд№3)
*Учащимся предлагается записать тему урока.
Учитель предлагает девиз урока:(слайд№4)
«Человек рождается на свет,
Чтобы жить, творить, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все сложные задачи.»
Какие же сложные задачи стояли перед Д.И.Менделеевым ,и как он их решал? На этот вопрос мы и должны ответить сегодня. К концу урока мы узнаем о научных победах, гражданской позиции, увлечениях и просто об интересных моментах жизни Д.И.Менделеева.
Наша цель: Доказать, что деятельность Д.И.Менделеевап – научный подвиг.
*В ходе изложения материала учащимся предлагаются вопросы, над которыми они должны подумать и ответить к окончанию урока.(слайд №5)
*Вопросы записаны и в листах работы на уроке.
Вопросы:
1)Почему мы считаем деятельность Д.И.Менделеева научным подвигом?
2)Можем ли мы гордиться Д.И.Менделеевым как своим соотечественником?
3)Какие качества Д.И.Менделеева позволили ему внести такой огромный вклад в науку?
2.Учащимся предлагается презентация на тему: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Научный подвиг Д.И.Менделеева».
*Учитель обращает внимание на то, что у каждого ученика на столах имеются карты памяти (см. приложение №2), в которые внесена важнейшая информация по уроку, и в которой учащиеся делают дополнения самостоятельно.(Эти карты, в последствии предлагается вклеить в тетрадь)
* В ходе рассмотрения материала учащимся предлагается составить схему: «Сферы деятельности Д.И.Менделеева». (Схема имеется в картах памяти , учащимся предлагается закончить схему. Можно внести свои дополнения).
Д.И.Мен
делеев
*В ходе презентации учащимся предлагается участвовать в обсуждении некоторых вопросов, используя самостоятельнодобытый материал по предлагаемой теме.
2.1.Происхождение. Годы учёдбы. (слайды №№6-7)
*В ходе просмотра слайда учащиеся участвуют в обсуждении по вопосам:
1)Где находится Тобольск?
2)Что вы знаете о происхождении фамилии Менделеева. Какая была фамилия у его отца?
3)Какую роль сыграла мать Д.И.Менделеева в жизни семьи и самого Д.И.Менделеева?
4)Какие интересные факты вам известны об отношении к учёбе Д.И.Менделеева в гимназии и в институте?
2.2.Первые публикации и диссертации Д.И.Менделеева.Первая командировка за границу. (слайды№№8-11).
2.3.Открытие ПЗ и созданиеПСХЭ .(слайд№12-13)
*Вопрос классу: Какова современная формулировка ПЗ?
** Заслушивается сообщение ученика о значении ПЗ и ПСХЭ Д.И.Меделеева.(Учащимся сообщается, что подобная информация занесена в карты памяти. Можно внести свои дополнения)
*** Учащимся предлагается задание на знание ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева(выполняется в листах работы на уроке)
Химический диктант:
1)Элемент с порядковым №14.
2)Элемент, расположенный в 5А группе, в 3 периоде.
3)Чему равна округлённая относительная атомная масса элемента №9?
4)В какой группе и подгруппе находится хлор?
5)У какого элемента: натрия или алюминия, металлические св-ва выражены сильнее?
(Учащиеся дают ответы. Можно осуществить взаимопроверку – оценка ставится по количеству правильных ответов)
Ответы:
1)Si; 2)P; 3)19; 4)VIIA; 5)Na.
2.4.Исследование упругости газов. Учение о растворах. (слайд №14).
*Вопрос классу: Что интересного вам известно о работе менделеева в области изучения растворов? (Какие выдуманные данные существуют о работе Д.И.Менделеева над соединением спирта с водой?
2.5.Д.И.Менделеев и промышленнгость. (слайд №15)
*Вопрос классу: Что нового предлагал Д.И.Менделеев в области нефтяной промышленности?
2.6.Работы в области сельского хозяйства. (слайд №16)
2.7.Работы в области воздухоплавания. (слайд№17)
*Вопрос классу: Какие интересные факты вам известны о деятельности Д.И.Менделеева в области воздухоплавания?
2.8.Д.И.Менделеев и метрология. (слайд №18)
*Вопрос классу(задаётся перед просмотром информации слайда): Что такое метрология?
2.9.Д.И.Менделеев – экономист. (слайд №19)
2.10.Русское химическое общество. (слайд №20)
2.11.Д.И.Менделеев и высшее образование. Преподавательская деятельность. (слайд №21)
3.Подведение итога по первой части презентации.
Учитель: Мы видимнасколько многогранна деятельность Д.И.Менделеева. В ходе просмотра презентации вы составляли схему .
2.12.Оценка распределения трудов Д.И.Менделеева по областям знаний. (слайд №22)
*Учащимся предлагается поделиться результатами и сравнить их с предлагаемыми статистическими данными, внести дополнения в свои схемы по результатам сравнения.
**Учащимся предлагается ответить на вопросы, поставленные в начале урока(делают краткие записи в листах работы на уроке). Проводится краткая дискуссия по этим вопросам.
***Вывод: Д.И.Менделеева действительно можно считать выдающимся человеком, а его деятельность – научным подвигом.
4. Физкультминутка.
5.Продолжение презентации.
Учитель: Подтверждением наших слов служит признание заслуг Д.И.Менделеева не только в нашей стране, но и во всём мире.
2.13.Признание. (слайды №№23-26)
2.14.Окончание жизненного пути. (слайд №27)
6. Беседа с учащимися.
*О каких фактах из жизни менделеева вы не услышали в ходе сегодняшнего урока? Предлагается поделиться самостоятельнодобытой информацией.(мастер чемоданных дел, создатель пороха,сколько у Д.И. Менделеева детей, живы ли его потомки сегодня и др.)
2.15. Портрет Д.И.менделеева. Заключительные слова. (слайд №28)
Учитель: Рассказ, беседу о Д.И.Менделееве хотелось бы закончить словами:
Сменяются события, времена, но остаётся память о человеке, о подвиге, осудбе.
IV.Подведение итогов.
1)Учащиеся, совместно с учителем, определяют , достигнуты ли цели урока.
Вопросы:
-Может ли быть имя Д.И.Менделеева символом патриотизма?
-Что даёт вам знание биографии учёного?
2)Учитель предлагает учащимся поделиться своими впечатлениями (рефлексия).
Какие чувства я испытываю после сегодняшнего занятия:
-неудовлетворение
-огорчение
-радость
-гордость за выполненную работу
-желание узнать больше
-чувство досады
-чувство удовлетворения
-другие (указать)
Нужное учащиеся подчёркивают (листок с вопросами имеется у каждого ученика(можно выполнить анонимно)).
3)Оценка работы учащихся
-2 ученика получают оценки за работу у доски,
-оценивается сообщение о значении ПЗ и ПСХЭ,
-оценивается работа по оформлению стенгазет и альбомов,
-возможны оценки за активную работу на уроке.
*Учащимся сообщается, что каждый получит оценку за индивидуальную работу в листе работы на уроке (оценки будут сообщены на следующем уроке)
V.Выполнение теста по теме: «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома».(см. приложение№3)
*Тест выполняется, если остаётся время. Если времени на уроке не осталось, тест предлагается выполнить дома.
VI.Домашнее задание. (слайд №29)
1)п.п.38,39
2)записи в карте памяти
3)повторить главуVI, подготовиться к к.р. по теме: «ПЗ и ПСХЭ. Строение атома».
Приложение №1.
Лист работы на уроке (1 вариант)
Ученика(ученицы)_____класса Фамилия Имя______________________________________ Дата_____________
Тема урока: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Научный подвиг Д.И.Менделеева».
Цель: Познакомиться с жизнью и разносторонней деятельностью Д.И.Менделеева. Доказать, что деятельность Д.И.Менделеева – научный подвиг.
1.Дать характеристику элемента №16 на основе положения в ПСХЭ и строения атома по плану:
1.Положение элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева:
а)порядковый номер б)группа, подгруппа
в)период(малый или большой) г)относительная атомная масса
2.Строение атома химического элемента:
а)заряд ядра, общее число электронов б)число электронных слоёв
в)число электронов на внешнем слое
3.Формулы соединений:
а)оксида б)гидроксида в)летучего соединения с водородом(для неметаллов)
4.Сравнение химического элемента с соседями:
а)по периоду б)по подгруппе
2.Химический диктант на знание ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева.
1)
2)
3)
4)
5)
3.Подумать и ответить на вопросы:
1)Почему мы считаем деятельность Д.И.Менделеева научным подвигом?
2)Можем ли мы гордиться Д.И.Менделеевым как своим соотечественником?
3)Какие качества позволили Д.И.Менделееву внести такой вклад в науку?
Лист работы на уроке (2 вариант)
Ученика(ученицы)_____класса Фамилия Имя_____________________________ Дата_____________
Тема урока: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Научный подвиг Д.И.Менделеева».
Цель: Познакомиться с жизнью и разносторонней деятельностью Д.И.Менделеева. Доказать, что деятельность Д.И.Менделеева – научный подвиг.
1.Дать характеристику элемента №12 на основе положения в ПСХЭ и строения атома по плану:
1.Положение элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева:
а)порядковый номер б)группа, подгруппа
в)период(малый или большой) г)относительная атомная масса
2.Строение атома химического элемента:
а)заряд ядра, общее число электронов б)число электронных слоёв
в)число электронов на внешнем слое
3.Формулы соединений:
а)оксида б)гидроксида в)летучего соединения с водородом(для неметаллов)
4.Сравнение химического элемента с соседями:
а)по периоду б)по подгруппе
2.Химический диктант на знание ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева.
1)
2)
3)
4)
5)
3.Подумать и ответить на вопросы:
1)Почему мы считаем деятельность Д.И.Менделеева научным подвигом?
2)Можем ли мы гордиться Д.И.Менделеевым как своим соотечественником?
3)Какие качества позволили Д.И.Менделееву внести такой вклад в науку?
Пиложение №2.
Карта памяти.
1.Основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева
27 января(8 февраля)1834г. –родился Д.И.Менделеев.
1850-1855гг. – годы учёбы в Главном педагогическом институте в Петербурге.
1856г. – защитил магистерскую диссертацию: «Об удельных объёмах».
1857г. – утверждён приват-доцентом Санкт-Петербургского университета по кафедре «Химия и начала преподавания».
1859г. – научная командировка за границу (Гейдельберг).
1860г.- участие в съезде химиков в Карлсруэ.
1862г. – доцент Санкт – Петербургского университета. Создаёт первый учебник на руссколм языке по органической химии. Сделал предложение своей будущей жене.
1863г. – проводит первые исследования в области нефтепереработки.
1864г. – Д.И.Менделеев – профессор Петербургского технологического института.
1865г. – купил имение в Боблово; начало исследований в области с/х. Защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой».
1868г. –участие в создании Русского химического общества.
1869г.- открытие ПЗ и ПСХЭ.
1874г. – Предлагает общее уравнение состояния идеальных газов.
1882г. – Совершил полёт на воздушном шаре.
1892г. – начало службы в должности «учёного хранителя» Депо образцовых мер и весов.
1893г. – Управляет Главной Палатой мер и весов.
20 января(2 февраля) 1907г.- день смерти Д.И.Менделеева.
2.Значение ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева.
1)Сыграл огромную роль в развитии химии и др. естественных наук.
2)Обнаружена взаимосвязь между всеми химическими элементами.
3)Стало ясно, что атомы всех химических элементов должны быть построены по единому принципу.
4)ПЗ стал важным звеном в эволюции атомно-молекулярного учения.
5)Способствовал формулировке современного понятия «химический элемент».
6)Используя ПЗ, Д.И.Менделеев предсказал существование неизвестных в то время элементов.
7)Исправлены относительные атомные массы элементов, которые были определены неправильно.
8)На основе ПЗ открыты трансурановые элементы.
9)Благодаря ПЗ стали возможными успехи атомной физики, включая ядерную энергетику и синтез искусственных элементов.
3.Сферы деятельности Д.И.Менделеева.
Д.И.Мен
делеев
Приложение №3.
Тест по теме: «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома». (1 вариант)
1.У какого элемента неметаллические св-ва выражены в большей степени:
1)углерод, 2)фтор, 3)кислород, 4)бор
2.Элементу какого периода и какой группы соответствует формула 1s22s2p63s2p2 :
1)2п, VAгр, 2)4п,IIAгр, 3)3п,IVAгр, 4)3п,VIAгр
3.Выберите ряд элементов, расположенных в порядке возрастания металлических св-в:
1)Na, Mg, Al ; 2)Ca, Mg, Be ; 3)Pb, K, Na; 4)Al, Mg, Na;
4.Формула летучего водородного соединения азота:
1)NH 3 , 2)NH 5 , 3)NH 2 , 4) не существует
5.Выберите формулу высшего оксида, если электронная формула элемента 1s 22s 2p2 :
1P2O5 , 2) SO3 , 3)CO2 , 4) SiO2