СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Научный подвиг Д.И.Менделеева"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился по окончании изучения раздела "ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Научный подвиг Д.И.Менделеева"»

Семинар директоров – апрель 2015г.

Тема семинара: «Патриотическое воспитание».

Конспект открытого урока по химии.

Тема: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Научный подвиг Д.И. Менделеева».

Школа: МОУ « Ряжская СОШ №3».

Учитель: Бубнова С.И.

Класс: 8 «А»

Место урока в образовательном процессе: тема: «ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома».

Тип урока: Комбинированный.(с использованием презентации)

Цели:

1.Познакомить учащихся с жизнью и разносторонней деятельностью Д.И. Менделеева. На основе проблемного подхода формировать чувство гордости за отечественных учёных и отечественную науку.

2.Проверить прочность знаний, умений, навыков по пройденной теме.

3.Проверить выполнение творческих заданий учащихся.

Задачи:

Образовательные:

-Обобщение, расширение знаний учащихся о жизнедеятельности великого русского учёного и его влиянии на развитие химии.

-Закрепление умений и навыков при работе с ПСХЭ.

Развивающие:

-Развитие умения применять полученные знания на практике.

-Развитие интереса к предметам естественно-научного цикла.

-Развитие познавательной активности и творческой деятельности.

-Развитие логического мышления

Воспитательные:

-Доказать учащимся ведущую роль теории в познании практики.

-Показать взаимосвязь ПСХЭ и ПЗ.

-Привитие русского менталитета и чувства гордости за отечественную науку.

Методы: беседа, дискуссия, индивидуальная работа, самостоятельная творческая и поисковая работа, использование ИКТ.

Предварительная подготовка учащихся: оформление стенгазет, альбомов о жизни идеятельности Д.И.Менднлеева, подготовка сообщения о значении ПЗ, поиск интересных фактов из жизни Д.И.Менделеева в различных источниках информации.

Предварительная подготовка учителя: разработка плана проведения урока, оформление кабинета, подготовка презентации, подбор заданий для проверки знаний учащихся, подготовка раздаточного материала: листы работы на уроке, карты памяти, тесты, рефлексия.

Оборудование: портрет Д.И.Менделеева; ПСХЭ Д.И.Менделеева; интерактивная доска, творческие работы учащихся: стенгазеты, альбомы о жизни и деятельности Д.И.Менделеева, доклады, сообщения; презентация к уроку на тему: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Научный подвиг Д.И.Менделеева»; раздаточный материал на каждого учащегося: лист работы на уроке, карта памяти, тест по теме: «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома», карточка- рефлексия.

Ход урока.

I.Организационный момент. (приветствие)

II.Проверка знаний по изучаемой теме: «ПЗ И ПСХЭ. Строение атома. Общая характеристика элементов на основании положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строения атома».

1.Работа у доски.

1) На интерактивной доске 1 из учеников предлагается выполнить задание.(слайд №2)

Задание: Заполните графы в таблице в соответствии с приведёнными данными. Сумма цифр 3,4 и 5 столбцов равна отнолсительной молекулярной массе азотной к-ты.

Название химического элемента

Электронная формула

Порядковый №

№ периода

№ группы

берилий


4




1s22s22p3







2

4


1s22s22p63s23p6






2)2-й ученик у доски даёт характеристику элемента на основании положения в ПСХЭ и строения атома по плану.

Задание: Дать характеристику натрия по плану:

1.Положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева:

а)порядковый №

б)группа, подгруппа

в)период(большой или малый)

г)относительная атомная масса(округлённая)

2.Строение атома химического элемента:

а)заряд ядра; общее число электронов

б)число электронных слоёв

в)число электронов на внешнем(предвнешнем для элементов побочных подгрупп) электронном слое, завершён слой или нет

3.Формулы соединений:

а)оксида

б)гидроксида

в)летучего водородного соединения(для неметалла)

4.Сравнение химического элемента с соседями:

а) по периоду

б)по подгруппе.

2.Работа на местах.(осуществляется в ходе работы у доски)

Учащиеся выполняют задание №1 в листе работы на уроке(см.приложение №1)

1 вариант: Дать характеристику серы на основании положения в ПСХЭ и строения атома.

2 вариант: Дать характеристику магния на основании положения в ПСХЭ и строения атома.

*На выполнение заданий отводится около 5 минут. По окончании работы, осуществляется проверка заданий, выполняемых на доске и даётся им оценка (предлагается проверить учащимся).

III.Изучение нового материала.

1.Учитель: Мы изучили тему: «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома». На протяжении всей темы нам сопутствовало имя одного великого учёного. Какого? Правильно , это Д.И.Менделеев.

Вы наверное догадались. Что нашь сегодняшний урок будет посвящён человеку энциклопедических знаний, человеку, который так много сделал для своей страны и всего мира. Мы познакомимся с разными этапами жизни и деятельности Д.И.Менделеева.

Итак, тема нашего урока: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Научный подвиг Д.И.Менделеева».(слайд№3)

*Учащимся предлагается записать тему урока.

Учитель предлагает девиз урока:(слайд№4)

«Человек рождается на свет,

Чтобы жить, творить, а не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все сложные задачи.»

Какие же сложные задачи стояли перед Д.И.Менделеевым ,и как он их решал? На этот вопрос мы и должны ответить сегодня. К концу урока мы узнаем о научных победах, гражданской позиции, увлечениях и просто об интересных моментах жизни Д.И.Менделеева.

Наша цель: Доказать, что деятельность Д.И.Менделеевап – научный подвиг.

*В ходе изложения материала учащимся предлагаются вопросы, над которыми они должны подумать и ответить к окончанию урока.(слайд №5)

*Вопросы записаны и в листах работы на уроке.

Вопросы:

1)Почему мы считаем деятельность Д.И.Менделеева научным подвигом?

2)Можем ли мы гордиться Д.И.Менделеевым как своим соотечественником?

3)Какие качества Д.И.Менделеева позволили ему внести такой огромный вклад в науку?

2.Учащимся предлагается презентация на тему: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Научный подвиг Д.И.Менделеева».

*Учитель обращает внимание на то, что у каждого ученика на столах имеются карты памяти (см. приложение №2), в которые внесена важнейшая информация по уроку, и в которой учащиеся делают дополнения самостоятельно.(Эти карты, в последствии предлагается вклеить в тетрадь)

* В ходе рассмотрения материала учащимся предлагается составить схему: «Сферы деятельности Д.И.Менделеева». (Схема имеется в картах памяти , учащимся предлагается закончить схему. Можно внести свои дополнения).









Д.И.Мен

делеев





*В ходе презентации учащимся предлагается участвовать в обсуждении некоторых вопросов, используя самостоятельнодобытый материал по предлагаемой теме.

2.1.Происхождение. Годы учёдбы. (слайды №№6-7)

*В ходе просмотра слайда учащиеся участвуют в обсуждении по вопосам:

1)Где находится Тобольск?

2)Что вы знаете о происхождении фамилии Менделеева. Какая была фамилия у его отца?

3)Какую роль сыграла мать Д.И.Менделеева в жизни семьи и самого Д.И.Менделеева?

4)Какие интересные факты вам известны об отношении к учёбе Д.И.Менделеева в гимназии и в институте?

2.2.Первые публикации и диссертации Д.И.Менделеева.Первая командировка за границу. (слайды№№8-11).

2.3.Открытие ПЗ и созданиеПСХЭ .(слайд№12-13)

*Вопрос классу: Какова современная формулировка ПЗ?

** Заслушивается сообщение ученика о значении ПЗ и ПСХЭ Д.И.Меделеева.(Учащимся сообщается, что подобная информация занесена в карты памяти. Можно внести свои дополнения)

*** Учащимся предлагается задание на знание ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева(выполняется в листах работы на уроке)

Химический диктант:

1)Элемент с порядковым №14.

2)Элемент, расположенный в 5А группе, в 3 периоде.

3)Чему равна округлённая относительная атомная масса элемента №9?

4)В какой группе и подгруппе находится хлор?

5)У какого элемента: натрия или алюминия, металлические св-ва выражены сильнее?

(Учащиеся дают ответы. Можно осуществить взаимопроверку – оценка ставится по количеству правильных ответов)

Ответы:

1)Si; 2)P; 3)19; 4)VIIA; 5)Na.

2.4.Исследование упругости газов. Учение о растворах. (слайд №14).

*Вопрос классу: Что интересного вам известно о работе менделеева в области изучения растворов? (Какие выдуманные данные существуют о работе Д.И.Менделеева над соединением спирта с водой?

2.5.Д.И.Менделеев и промышленнгость. (слайд №15)

*Вопрос классу: Что нового предлагал Д.И.Менделеев в области нефтяной промышленности?

2.6.Работы в области сельского хозяйства. (слайд №16)

2.7.Работы в области воздухоплавания. (слайд№17)

*Вопрос классу: Какие интересные факты вам известны о деятельности Д.И.Менделеева в области воздухоплавания?

2.8.Д.И.Менделеев и метрология. (слайд №18)

*Вопрос классу(задаётся перед просмотром информации слайда): Что такое метрология?

2.9.Д.И.Менделеев – экономист. (слайд №19)

2.10.Русское химическое общество. (слайд №20)

2.11.Д.И.Менделеев и высшее образование. Преподавательская деятельность. (слайд №21)

3.Подведение итога по первой части презентации.

Учитель: Мы видимнасколько многогранна деятельность Д.И.Менделеева. В ходе просмотра презентации вы составляли схему .

2.12.Оценка распределения трудов Д.И.Менделеева по областям знаний. (слайд №22)

*Учащимся предлагается поделиться результатами и сравнить их с предлагаемыми статистическими данными, внести дополнения в свои схемы по результатам сравнения.

**Учащимся предлагается ответить на вопросы, поставленные в начале урока(делают краткие записи в листах работы на уроке). Проводится краткая дискуссия по этим вопросам.

***Вывод: Д.И.Менделеева действительно можно считать выдающимся человеком, а его деятельность – научным подвигом.

4. Физкультминутка.

5.Продолжение презентации.

Учитель: Подтверждением наших слов служит признание заслуг Д.И.Менделеева не только в нашей стране, но и во всём мире.

2.13.Признание. (слайды №№23-26)

2.14.Окончание жизненного пути. (слайд №27)

6. Беседа с учащимися.

*О каких фактах из жизни менделеева вы не услышали в ходе сегодняшнего урока? Предлагается поделиться самостоятельнодобытой информацией.(мастер чемоданных дел, создатель пороха,сколько у Д.И. Менделеева детей, живы ли его потомки сегодня и др.)

2.15. Портрет Д.И.менделеева. Заключительные слова. (слайд №28)

Учитель: Рассказ, беседу о Д.И.Менделееве хотелось бы закончить словами:

Сменяются события, времена, но остаётся память о человеке, о подвиге, осудбе.

IV.Подведение итогов.

1)Учащиеся, совместно с учителем, определяют , достигнуты ли цели урока.

Вопросы:

-Может ли быть имя Д.И.Менделеева символом патриотизма?

-Что даёт вам знание биографии учёного?

2)Учитель предлагает учащимся поделиться своими впечатлениями (рефлексия).

Какие чувства я испытываю после сегодняшнего занятия:

-неудовлетворение

-огорчение

-радость

-гордость за выполненную работу

-желание узнать больше

-чувство досады

-чувство удовлетворения

-другие (указать)

Нужное учащиеся подчёркивают (листок с вопросами имеется у каждого ученика(можно выполнить анонимно)).

3)Оценка работы учащихся

-2 ученика получают оценки за работу у доски,

-оценивается сообщение о значении ПЗ и ПСХЭ,

-оценивается работа по оформлению стенгазет и альбомов,

-возможны оценки за активную работу на уроке.

*Учащимся сообщается, что каждый получит оценку за индивидуальную работу в листе работы на уроке (оценки будут сообщены на следующем уроке)

V.Выполнение теста по теме: «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома».(см. приложение№3)

*Тест выполняется, если остаётся время. Если времени на уроке не осталось, тест предлагается выполнить дома.

VI.Домашнее задание. (слайд №29)

1)п.п.38,39

2)записи в карте памяти

3)повторить главуVI, подготовиться к к.р. по теме: «ПЗ и ПСХЭ. Строение атома».



































Приложение №1.

Лист работы на уроке (1 вариант)

Ученика(ученицы)_____класса Фамилия Имя______________________________________ Дата_____________

Тема урока: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Научный подвиг Д.И.Менделеева».

Цель: Познакомиться с жизнью и разносторонней деятельностью Д.И.Менделеева. Доказать, что деятельность Д.И.Менделеева – научный подвиг.

1.Дать характеристику элемента №16 на основе положения в ПСХЭ и строения атома по плану:

1.Положение элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева:

а)порядковый номер б)группа, подгруппа

в)период(малый или большой) г)относительная атомная масса

2.Строение атома химического элемента:

а)заряд ядра, общее число электронов б)число электронных слоёв

в)число электронов на внешнем слое

3.Формулы соединений:

а)оксида б)гидроксида в)летучего соединения с водородом(для неметаллов)

4.Сравнение химического элемента с соседями:

а)по периоду б)по подгруппе

2.Химический диктант на знание ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева.

1)

2)

3)

4)

5)

3.Подумать и ответить на вопросы:

1)Почему мы считаем деятельность Д.И.Менделеева научным подвигом?





2)Можем ли мы гордиться Д.И.Менделеевым как своим соотечественником?



3)Какие качества позволили Д.И.Менделееву внести такой вклад в науку?





Лист работы на уроке (2 вариант)

Ученика(ученицы)_____класса Фамилия Имя_____________________________ Дата_____________

Тема урока: «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Научный подвиг Д.И.Менделеева».

Цель: Познакомиться с жизнью и разносторонней деятельностью Д.И.Менделеева. Доказать, что деятельность Д.И.Менделеева – научный подвиг.

1.Дать характеристику элемента №12 на основе положения в ПСХЭ и строения атома по плану:

1.Положение элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева:

а)порядковый номер б)группа, подгруппа

в)период(малый или большой) г)относительная атомная масса

2.Строение атома химического элемента:

а)заряд ядра, общее число электронов б)число электронных слоёв

в)число электронов на внешнем слое

3.Формулы соединений:

а)оксида б)гидроксида в)летучего соединения с водородом(для неметаллов)

4.Сравнение химического элемента с соседями:

а)по периоду б)по подгруппе

2.Химический диктант на знание ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева.

1)

2)

3)

4)

5)

3.Подумать и ответить на вопросы:

1)Почему мы считаем деятельность Д.И.Менделеева научным подвигом?





2)Можем ли мы гордиться Д.И.Менделеевым как своим соотечественником?



3)Какие качества позволили Д.И.Менделееву внести такой вклад в науку?





Пиложение №2.

Карта памяти.

1.Основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева

27 января(8 февраля)1834г. –родился Д.И.Менделеев.

1850-1855гг. – годы учёбы в Главном педагогическом институте в Петербурге.

1856г. – защитил магистерскую диссертацию: «Об удельных объёмах».

1857г. – утверждён приват-доцентом Санкт-Петербургского университета по кафедре «Химия и начала преподавания».

1859г. – научная командировка за границу (Гейдельберг).

1860г.- участие в съезде химиков в Карлсруэ.

1862г. – доцент Санкт – Петербургского университета. Создаёт первый учебник на руссколм языке по органической химии. Сделал предложение своей будущей жене.

1863г. – проводит первые исследования в области нефтепереработки.

1864г. – Д.И.Менделеев – профессор Петербургского технологического института.

1865г. – купил имение в Боблово; начало исследований в области с/х. Защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой».

1868г. –участие в создании Русского химического общества.

1869г.- открытие ПЗ и ПСХЭ.

1874г. – Предлагает общее уравнение состояния идеальных газов.

1882г. – Совершил полёт на воздушном шаре.

1892г. – начало службы в должности «учёного хранителя» Депо образцовых мер и весов.

1893г. – Управляет Главной Палатой мер и весов.

20 января(2 февраля) 1907г.- день смерти Д.И.Менделеева.

2.Значение ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева.

1)Сыграл огромную роль в развитии химии и др. естественных наук.

2)Обнаружена взаимосвязь между всеми химическими элементами.

3)Стало ясно, что атомы всех химических элементов должны быть построены по единому принципу.

4)ПЗ стал важным звеном в эволюции атомно-молекулярного учения.

5)Способствовал формулировке современного понятия «химический элемент».

6)Используя ПЗ, Д.И.Менделеев предсказал существование неизвестных в то время элементов.

7)Исправлены относительные атомные массы элементов, которые были определены неправильно.

8)На основе ПЗ открыты трансурановые элементы.

9)Благодаря ПЗ стали возможными успехи атомной физики, включая ядерную энергетику и синтез искусственных элементов.

3.Сферы деятельности Д.И.Менделеева.



Д.И.Мен

делеев







Приложение №3.

Тест по теме: «ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Строение атома». (1 вариант)

1.У какого элемента неметаллические св-ва выражены в большей степени:

1)углерод, 2)фтор, 3)кислород, 4)бор

2.Элементу какого периода и какой группы соответствует формула 1s22s2p63s2p2 :

1)2п, VAгр, 2)4п,IIAгр, 3)3п,IVAгр, 4)3п,VIAгр

3.Выберите ряд элементов, расположенных в порядке возрастания металлических св-в:

1)Na, Mg, Al ; 2)Ca, Mg, Be ; 3)Pb, K, Na; 4)Al, Mg, Na;

4.Формула летучего водородного соединения азота:

1)NH 3 , 2)NH 5 , 3)NH 2 , 4) не существует

5.Выберите формулу высшего оксида, если электронная формула элемента 1s 22s 2p2 :

1P2O5 , 2) SO3 , 3)CO2 , 4) SiO2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!