1.Совершенствовать навыки работы с историческим источником: анализировать его содержание и делать собственные выводы.
2.Формировать умения работать с исторической картой.
3.Организовать познавательную деятельность школьников таким образом, чтобы научить их совмещать знания, полученные из книг, с
1. Развивать информационно-коммуникативные и речевые компетенции учащихся.
2. Развивать интерес к чтению произведений исторической тематики.
1.Воспитывать интерес к истории мировой культуры.
2.Воспитывать эстетический вкус учащихся.
3.Воспитывать у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея».
портрет Гомера, карта греческого Средиземноморья времён Гомера, слайд-презентация, карточки-тесты для проверки домашнего задания
Этап | УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и примы обучения | Формы организации познавательной деятельности | Средства обучения |
1. Оргмомент. | Уметь организовываться к работе | Проверка готовности учащихся к уроку (проверка отсутствующих; эмоциональный настрой) Здравствуйте, ребята! Продолжим нашу тему: Поэмы Гомера. Сегодня мы поговорим о поэме «Одиссей». У нас еще раз появится возможность перенестись в Грецию в те далекие времена, которые воспел в своих произведениях Гомер. | Доклад дежурного. Концентрация на урок. | | | |
2. Проверка домашнего задания | Уметь оценить выполненные задания | Текущий контроль знаний и умений. Осуществляется в форме краткой беседы по содержанию поэмы Гомера «Илиада», и карточки – задания (приложение №1). Подробное знакомство с произведением состоялось на предыдущем уроке. Какие крылатые слова и выражения появились после Троянской войны? – В каких случаях их можно употребить в наши дни? (Яблоко раздора, ахиллесова пята, троянский конь) | Фронтальная беседа, выполнение заданий на карточках. | | Беседа. О чем говорится в поэме? Какова действительная причина Троянской войны? Какие качества ценят греки в человеке? (Они ценят силу, храбрость, дружбу, сострадание.) Попробуйте оценить поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете? Почему? (Ответы детей.) | |
3.Актуализация опорных знаний | Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов | На экране записаны слова: Балканский полуостров, Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал. - Самостоятельно придумать вопрос к данным словам и составить предложения.( Задание по группам.) | Поочерёдно придумывают вопрос к словам и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах. | | | |
4.Целеполагание | мотивация учебной деятельности. | -о ком говориться в фильме? Давайте определим тему нашего урока. | Просмотр фрагмента фильма. Определение темы урока.Выступления о своих личностных представлениях значимости темы урока. | Эмоциональная актуализация темы Просмотр Фильма «Путешествие Одиссея» | Собеседование Комментирование поставленного вопроса. | Просмотр фрагмента из фильма . |
5. Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | Задания на урок: -Попытаемся выяснить, что в этих произведения миф, а что - реальность. -Попытаемся дать оценку поступкам Одиссея. Что вам понравилось в его поступках. -Объясните смысл слов, сказанных о Гомере: «Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей»? | Концентрация внимания на задании на урок. | Мотивационная актуализация знаний, погружение в тему. | Обращение к заданию урока | |
6.Введение к новой теме | | О чем это произведение? Беседа с учащимися на основании просмотренного фильма. -О чем рассказывается в поэме «Одиссей»? -Кому принадлежат имена Пенелопа,Телемак,Полифем? -В чем проявилось хитроумие Одиссея в пещере циклопа? при встрече с сиренами? | Просмотр Рассказ учеников «Одиссей и Полифем» (Подготовка по учебнику и дополнительной литературе). | | | Беседа по вопросам |
7.Основной этап урока | Развитие умений работы с картой, текстом. | Переходя к изучению поэмы «Одиссея» учитель вместе с детьми определяет цели: - познакомиться с приключениями Одиссея на пути на Итаку; - определить значение поэмы как исторического источника; | Примечание: по ходу сообщений дети записывают имена героев, новые слова и «крылатые выражения» в тетрадь. (ткань Пенелопы, между Сциллой и Харибдой) | | Работа с картой. | |
8.Физминутка | Формирование ответствен-ного отношения к своему здоровью | Использует музыкальную физминутку | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | Физминут. | | |
9.Самостоятельная работа в парах | Формирование умения смыслового чтения, орга-низации познавательной деятельности, осуществле-ние самоконтроля Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь | Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует фронтальную работу по учебнику страница 135. Работа с контурной картой, выполнение заданий на карточках | Самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку. Отвечают на вопрос страница 136. Гомер называет Одиссея хитроумным и многоопытным. Докажите, что он показан именно таким. Самостоятельно выполняют задание. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями. | | | |
11.Дополнительные сообщения учащихся | Формирование интереса к предмету | Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями. | Слушают сообщение ученика об исторических сведениях. На острове циклопов. На острове Цирцеи В царстве мертвых. Тайное возвращение на Итаку. Победа над женихами. Установление мира. | | Презентация Просмотр слайдов | Презентация Просмотр слайдов |
| Закрепление знаний о содержании поэмы «Одиссея» | -На карте Древняя Греция проложите кратчайший морской путь, который после падения Трои предстояло преодолеть Одиссею и его спутникам. -Составьте словесное описание этого пути. | Сверяют свои ответы со слайдами | Парная,словесная,творческая | | Презентация Просмотр слайдов |
12.Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради Чем вам понравилось произведение Гомера «Одиссея»? Каких героев и почему вы назвали бы благородными? Осуждаете ли вы поступки каких-нибудь героев? Почему на ваш взгляд путешествие Одиссея называют самым известным? Какие положительные качества в людях ценили греки? (Смекалку, ум, способность не сдаваться суровым испытаниям жизни, целеустремлённость, любовь к своим близким.) | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям | | | |
13. | Рефлексия | Греки считают Одиссея очень находчивым человеком .Приведите не менее трех примеров находчивости Одиссея. | Записать в тетрадь. | | | |
14 | Выставление отметок | Отметки за урок их комментирование | | | | |
15. Инструктаж домашнего задания | | § 23 читать Вопросы в конце параграфа. По желанию 1.Составить вопросы для викторины по поэмам Гомера. 2.Рисунки о любимом эпизоде поэмы «Одиссея» | Задают вопросы по тексту заданий | | | |