Технологическая карта урока по биологиив 5 классе
на тему:«Разнообразие живой природы»
Цель урока: формирование знаний о классификации живых организмов, их многообразии.
Компоненты содержания урока: знания о мире, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения.
Способы усвоения содержания урока: восприятие, осознание, запоминание; переживание.
Методы обучения: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), проблемное изложение, частично – поисковый, соотношение актов обучения с потребностями и мотивами учащихся.
Формы реализации методов обучения: демонстрация, чтение проблемных текстов, пример, убеждение, поощрение самостоятельности и самовыражения, уважение личности.
Организационная форма урока:вводный урок - семинар.
Задачи урока:
предметные – дать определение понятию «таксон», познакомиться с Царствами живой природы, изучить основные таксономические единицы (классификацию живых организмов на разных уровнях организации), научиться классифицировать организмы по таксономическим группам.
личностно-ориентированные - научиться бережно относиться к редким и вымирающим видам растений и животных, видеть красоту и многообразие живой природы;
развивающие - развивать умение работать в группах, анализировать информацию, делать выводы.
Приложения:
Презентация «Разнообразие живой природы».
Задания для капитанов.
Задания для команд.
Пояснения к занятию.
Для проведения мероприятия учащихся необходимо заранееразделить на 4 команды по 6-7 человек, в каждой команде учителю необходимо выделить лидера-координатора или «капитана». Занятие проводится в виде семинара, где команды выступают с мини-проектами на заданные темы (Приложение №3). Для капитанов предполагается отдельные задания, которые помогут им выполнять функцию организатора в группе учащихся (Приложение №2).
Для проведения мероприятия необходима презентация (Приложение №1)
План урока:
Организационный момент (1-2 мин.)
Актуализация знаний (5 мин.)
Изучение нового материала (20-25 мин.)
Закрепление (6 мин.)
Рефлексия (2 мин.)
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня у нас необычный урок, а урок-семинар. Это значит, что вы сегодня будете выступать в роли докладчиков, экспертов! Что это значит?
(Учащиеся дают определение понятиям «докладчик» и «эксперт»)
Учитель: Итак, начнем! Дети, посмотрите на слайд и постарайтесь сформулировать тему урока. Ваши варианты? (Слайд №2, приложение №1)
(Учащиеся формулируют тему урока, а также задачи к уроку)
Учитель: Выслушав ваши предложения, формулируем тему урока: «Разнообразие царств живой природы». (Слайд №3, Приложение №1)
Учитель: Ребята, как вы думаете: живые организмы объединяют в какие-нибудь группы? И если объединяют, то, в какие?
(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)
Учитель: Вы правы, живые организмы разделяют на группы, эти группы называются «таксонами». В таксономические группы объединяют живые организмы, которые обладают несколькими общими признаками.
Как называется самый высший таксон?
(Учащиеся отвечают)
Учитель: Правильно, высшая таксономическая группа – Царство. А какие царства живой природы вы знаете?
(Учащиеся отвечают)
Учитель: Царств живой природы 4: Царство Бактерии, Царство Растения, Царство Грибы, Царство Животные.
Как вы догадались, каждая команда будет представлять определенное царство живой природы. (Слайд №4, Приложение №1)
Учитель: Во время урока я попрошу вас заполнить таблицу «Общая характеристика царств живой природы». В конце урока мы проверим правильность заполнения (Слайд №5, Приложение №1).
Название Царства | Общая характеристика | Примеры |
Бактерии | | |
Растения | | |
Грибы | | |
Животные | | |
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Бактерий (Слайд №6, Приложение №1).
(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) (Приложение №2).
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Бактерий.
(Учащиеся выступают по плану: Сине-зеленые водоросли, Молочно-кислые бактерии, Бактерии группы кишечной палочки, Азотобактер или азотфиксирующие бактерии, Патогенные бактерии) (Приложение №3).
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану второй команды, представляющей Царство Грибы(Слайд №7, Приложение №1).
(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) (Приложение №2).
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Грибы.
(Учащиеся выступают по плану:Одноклеточные грибы — Дрожжи, Базидиомицеты, Аскомицеты, Зигомицеты) (Приложение №3).
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Растения (Слайд №8, Приложение №1).
(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека) (Приложение №2).
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Растения.
(Учащиеся выступают по плану:Моховидные растения, Папоротникообразные растения, Саговниковидные растения, Хвойные растения, Цветковые растения:) (Слайд №9,10,11, Приложение №1, Приложение №3).
Учитель: Итак, слово предоставляется капитану первой команды, представляющей Царство Животные (Слайд №12; Приложение №1).
(Капитан выступает по плану: количество видов в Царстве, образ жизни представителей, способ питания представителей, способ размножения представителей, значение царства для человека)
Учитель: Слово предоставляется команде, представляющей Царство Животные.
(Учащиеся выступают по плану:Кишечнополостные животные, Кольчатые черви, Членистоногие животные, Рыбы, Птицы, Млекопитающие) (Слайд №13, Приложение №1, Приложение №3).
Учитель: Мы с вами познакомились с царствами живой природы, давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц.
(Учащиеся проверяют друг друга - взаимопроверка)
Учитель: давайте сделаем вывод – мир живой природы огромен, представлен многообразием видов, очень красив.
Учитель: Что нового узнали? Что хотели бы узнать?
(Учащиеся отвечают)
Спасибо за урок!