СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: решение задач по теме: Газовые законы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит ход урока по теме: газовые законы с приложениями. Приложения распечатываются для каждого ученика для работы на уроке, позволяют сэкономить время и организовывают работу учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: решение задач по теме: Газовые законы»

Тема урока

Решение задач по теме:" Газовые законы"

Цель урока

Научить учащихся решать задачи на газовые законы

Предметные задачи

  • Научить читать готовые графики изопроцессов

  • Научить строить графики реально происходящих изопроцессов

  • Развивать навыки логического мышления, самостоятельный исследовательской работы, внимательность, умение сравнивать и анализировать, находить закономерности, рассуждать, делать вывод;

  • Развить навыки работы с графиками;

  • Научить объяснять процессы, происходящие с газами с научной точки зрения


Формируемые универсальные учебные действия

Метапредметные

  • Умения и навыки работы с графиками

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Развивать познавательные интересы и способности школьников при выявлении сути процессов. Формировать представление о процессе научного познания

Познавательные:

  • Установление причинно-следственных связей

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия

  • убежденность в возможности познания природы

Личностные:

сформированность познавательных интересов

формирование научного мировоззрения

Регулятивные:

Планирование хода решения, прогнозировать, осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку.

Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Тип урока

Урок- решение задач

Результат урока

Ученик должен уметь:

Читать графики изопроцессов

Уметь строить графики изопроцессов;

- объяснять наблюдаемые явления с помощью газовых законов;

-решать количественные и качественные задачи на уравнения состояния



Оборудование и ресурсы урока

Компьютер, телевизор, мультимедийная презентация к уроку, оборудование для проведения эксперимента: пустая 1,5-литровая бутылка










Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 Организационный момент (1 мин.)

Цель: Включение обучающихся в деятельность

Приветствие.

Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? Слайд №1

Постановка целей урока Слайд №2

Включение учащихся в деятельность.

2. Актуализация знаний учащихся (6минут)

Цель: повторить теоретические знания по теме,

Подготовить к восприятию нового материала.


Устный опрос: 1.Что такое газовые законы?

2.Из каких уравнений получили газовые законы?

3.Какое значение имеют эти уравнения в МКТ?

4.Как наз. процессы, в которых один из макропараметров постоянный?

5.Ск. изопроцессов. Назовите их.

6.Напомните правила чтения( построения графиков)Приложение1

Слайд №3 ) Слайд №4

Отвечают на вопросы

Записывают на доске уравнения Менделеева -Клапейрона


Ур-е Клапейрона

(приложение 1)

3.Самостоятельная работа .

Цель: проверка знания теории (5 мин)

Предлагает учащимся выполнить с/р на бланках

Пока ребята работают, учитель выносит на мороз 1,5-литровую открытую бутылку. Слайд №5

Заполняют бланки с с/р

( приложение 1). табл.1

3. Создание проблемной ситуации- и ее решение ( 5 мин)

Цель: Научить на практике определять изопроцесс и строить его график

Учитель закрывает крышку на бутылке и заносит охлажденную бутылку в кабинет.

Давайте попробуем установить какой изопроцесс мы сейчас наблюдаем?

Какие параметры изменились?( Т и Р)

Какие не изменились?( V). Почему? Слайд №6

Наблюдают за ходом эксперимента.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее.


4. Изображение графиков реальных изопроцессов:

1)Изохорный процесс, происходящий в бутылке при внесении ее в помещение

2.Изотермическое расширение при открывании бутылки

3)Изохорное сжатие при вынесении бутылки на улицу.

Цель: Научиться идентифицировать реальные процессы, происходящие с газами и изображать их графически.

1)Кто может Выйти к доске и построить график этого процесса в координатных осях?

2)Что произойдет с газом, если бутылку открыть? Открываем бутылку и демонстрируем изотермическое расширение.

3) Что надо сделать, чтобы вернуть газ в исходное состояние?

Вынести на улицу бутылку, закрыв ее крышкой

Какой процесс будет происходить с газом на улице?

Опр. Циклический процесс- процесс перехода газа из одного состояния в другие, когда конечное состояние совпадает с начальным Слайд №7

1)Один ученик выходит к доске и строит график 1-2 при V= const, Р растет, Т растет в осях P,V; P,T и V,T

Проговариваем правила построения графиков

2)Газ будет расширяться ,V растет, Р уменьшается, Т = const. Один из учеников продолжает построение графика в этих же осях.

3) Изохорное охлаждение: Р = const, Т падает, V падает.

Достраивают график

( приложение 2). табл.1

5. Подведение итогов эксперимента.

Цель: приведение в систему знаний полученных в ходе эксперимента

1)Чему мы с вами научились в ходе проделанной работы?

2)В чем особенность полученного графика?


Отвечают на вопросы

1)Научились объяснять реальные процессы, происходящие с газами и изображать их графически

2) Начало и конец графика совпали

Записывают определение циклического процесса

6.Отработка полученных навыков чтения и построении имеющегося графика в одних осях координат при построении в других осях.

Задача 1.Учитель чертит на доске новый график, состоящий из трех последовательных процессов в осях Р, Т и предлагает описать и построить эти процессы в осях Р,V и V,Т.

Слайд №8

Задача 2.Учитель предлагает построить циклический процесс самостоятельно с последующей самопроверкой.

Выполняется самопроверка Слайд №9

Ученики у доски описывают изопроцессы и строят графики. Остальные работают в тетрадях.


Учащиеся работают на бланках

( приложение 2, табл.2).

Один ученик работает на оборотной части доски.

7.Самостоятельная работа.

Цель: проверить уровень усвоения навыков решения графических задач

Учитель предлагает ученикам построить графики изопроцессов.

После сдачи бланков работа анализируется.

Слайд №10

Ученики, верно выполнившие последнюю работу, могут поставит себе "5". Остальные анализируют допущенные ошибки и формулируют задачи, которые нужно решить при выполнении д/з.

Ученики самостоятельно выполняют задания (приложение2, табл.3)

После выполнения работы рисунки копируются в тетрадь и бланки сдаются.


8. Решение задач по материалам ЕГЭ

Цель: научить применять имеющиеся знания к решению экзаменационных задач




Учитель предлагает задачи на слайдах

Задача №3. В сосуде находится некоторое количество идеального газа. Определите отношение температур Т1/ Т2 в состояниях 1 и 2.

Задача №4. В сосуде находится некоторое количество идеального газа. Определите отношение температур Т2 /Т1 состояниях 2 и 1 . Слайд №12

Самопроверка Слайд №13



Дано: Решение:

V1= 1 = =

V2= 4

P1= 2 ==

P2= 3

Найти: Ответ: 6
- ?

10.Рефлексия. Цель: показать, где можно использовать полученные знания в жизни

Задача № 5. Почему воздушный шар,

вынесенный на мороз, уменьшается в размере?

Какой изопроцесс происходит с газом в шаре?


Объясняют: на морозе Т падает и падает давление внутри шара, он уменьшается в размере до тех пор, пока давление внутри и снаружи не станет одинаковым. В результате охлаждения уменьшается объем, а давление выравнивается. Это изобарный процесс.

Подведение итогов:

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал...

Мне было трудно..

Мне было интересно...

Меня удивило..

Мне захотелось... Слайд №15


Рассуждают вслух о впечатлениях об уроке

11. Домашнее задание.

§68,69, упр 13 (4,8) задача 3(стр 190)


Приложение 1. таблица1. Проверка д/з ( распечатывается для каждого ученика)



Изотермический

Изобарный

Изохорный

Постоянный параметр




Формула




График в

заданных

осях




Р



V

P



V

P



V



Изотермический

Изобарный

Изохорный

Постоянный параметр




Формула




График в

заданных

осях

Р



V

P



V

P



V



Приложение 1.Правила чтения( построения) графиков:

1.Если график ПЕРПЕНИКУЛЯРЕН к какой-либо оси (Р, V или Т) , то эта величина CONST

2.Если изопроцесс идет к началу координат, то та величина, обозначения которой нет на осях- CONST

3. Изотерма в осях Р, V- гипербола

4.Т согласуется с Р и с V ( прямо пропорциональна). А Р и V обратно пропорциональны.

Приложение2.Работа ученика 10 класса _____________________________________

Таблица1. Описание процессов в бутылке

Р







P








V



































































































































V







T








T







1-2____________________________

2-3____________________________

3-1____________________________



Таблица 2.

Р









P










V








































3



4

















































































2






















































1



































Т









V









T



1-2_________________________________

2-3_________________________________

3-4_________________________________









Таблица 3. Выполни построение самостоятельно

Р


1



2


P








V










































































3

























































V







T








T








1-2____________________________

2-3____________________________

3-1____________________________

Таблица 4. Выполняется самостоятельно( при верном построении- отметка "5")

Р


2



3


P








V










































































4
























1

































V







T








T








1-2_________________________________

2-3_________________________________

3-4_________________________________

4-1_________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!