Тема урока | Решение задач по теме:" Газовые законы" |
Цель урока | Научить учащихся решать задачи на газовые законы |
Предметные задачи | Научить читать готовые графики изопроцессов Научить строить графики реально происходящих изопроцессов Развивать навыки логического мышления, самостоятельный исследовательской работы, внимательность, умение сравнивать и анализировать, находить закономерности, рассуждать, делать вывод; Развить навыки работы с графиками; Научить объяснять процессы, происходящие с газами с научной точки зрения |
Формируемые универсальные учебные действия | Метапредметные Умения и навыки работы с графиками Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Развивать познавательные интересы и способности школьников при выявлении сути процессов. Формировать представление о процессе научного познания Познавательные: Личностные: сформированность познавательных интересов формирование научного мировоззрения Регулятивные: Планирование хода решения, прогнозировать, осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. |
Тип урока | Урок- решение задач |
Результат урока | Ученик должен уметь: Читать графики изопроцессов Уметь строить графики изопроцессов; - объяснять наблюдаемые явления с помощью газовых законов; -решать количественные и качественные задачи на уравнения состояния |
| |
Оборудование и ресурсы урока | Компьютер, телевизор, мультимедийная презентация к уроку, оборудование для проведения эксперимента: пустая 1,5-литровая бутылка |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 Организационный момент (1 мин.) Цель: Включение обучающихся в деятельность | Приветствие. Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? Слайд №1 Постановка целей урока Слайд №2 | Включение учащихся в деятельность. |
2. Актуализация знаний учащихся (6минут) Цель: повторить теоретические знания по теме, Подготовить к восприятию нового материала. | Устный опрос: 1.Что такое газовые законы? 2.Из каких уравнений получили газовые законы? 3.Какое значение имеют эти уравнения в МКТ? 4.Как наз. процессы, в которых один из макропараметров постоянный? 5.Ск. изопроцессов. Назовите их. 6.Напомните правила чтения( построения графиков)Приложение1 Слайд №3 ) Слайд №4 | Отвечают на вопросы Записывают на доске уравнения Менделеева -Клапейрона Ур-е Клапейрона (приложение 1) |
3.Самостоятельная работа . Цель: проверка знания теории (5 мин) | Предлагает учащимся выполнить с/р на бланках Пока ребята работают, учитель выносит на мороз 1,5-литровую открытую бутылку. Слайд №5 | Заполняют бланки с с/р ( приложение 1). табл.1 |
3. Создание проблемной ситуации- и ее решение ( 5 мин) Цель: Научить на практике определять изопроцесс и строить его график | Учитель закрывает крышку на бутылке и заносит охлажденную бутылку в кабинет. Давайте попробуем установить какой изопроцесс мы сейчас наблюдаем? Какие параметры изменились?( Т и Р) Какие не изменились?( V). Почему? Слайд №6 | Наблюдают за ходом эксперимента. Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. |
4. Изображение графиков реальных изопроцессов: 1)Изохорный процесс, происходящий в бутылке при внесении ее в помещение 2.Изотермическое расширение при открывании бутылки 3)Изохорное сжатие при вынесении бутылки на улицу. Цель: Научиться идентифицировать реальные процессы, происходящие с газами и изображать их графически. | 1)Кто может Выйти к доске и построить график этого процесса в координатных осях? 2)Что произойдет с газом, если бутылку открыть? Открываем бутылку и демонстрируем изотермическое расширение. 3) Что надо сделать, чтобы вернуть газ в исходное состояние? Вынести на улицу бутылку, закрыв ее крышкой Какой процесс будет происходить с газом на улице? Опр. Циклический процесс- процесс перехода газа из одного состояния в другие, когда конечное состояние совпадает с начальным Слайд №7 | 1)Один ученик выходит к доске и строит график 1-2 при V= const, Р растет, Т растет в осях P,V; P,T и V,T Проговариваем правила построения графиков 2)Газ будет расширяться ,V растет, Р уменьшается, Т = const. Один из учеников продолжает построение графика в этих же осях. 3) Изохорное охлаждение: Р = const, Т падает, V падает. Достраивают график ( приложение 2). табл.1 |
5. Подведение итогов эксперимента. Цель: приведение в систему знаний полученных в ходе эксперимента | 1)Чему мы с вами научились в ходе проделанной работы? 2)В чем особенность полученного графика? | Отвечают на вопросы 1)Научились объяснять реальные процессы, происходящие с газами и изображать их графически 2) Начало и конец графика совпали Записывают определение циклического процесса |
6.Отработка полученных навыков чтения и построении имеющегося графика в одних осях координат при построении в других осях. | Задача 1.Учитель чертит на доске новый график, состоящий из трех последовательных процессов в осях Р, Т и предлагает описать и построить эти процессы в осях Р,V и V,Т. Слайд №8 Задача 2.Учитель предлагает построить циклический процесс самостоятельно с последующей самопроверкой. Выполняется самопроверка Слайд №9 | Ученики у доски описывают изопроцессы и строят графики. Остальные работают в тетрадях. Учащиеся работают на бланках ( приложение 2, табл.2). Один ученик работает на оборотной части доски. |
7.Самостоятельная работа. Цель: проверить уровень усвоения навыков решения графических задач | Учитель предлагает ученикам построить графики изопроцессов. После сдачи бланков работа анализируется. Слайд №10 Ученики, верно выполнившие последнюю работу, могут поставит себе "5". Остальные анализируют допущенные ошибки и формулируют задачи, которые нужно решить при выполнении д/з. | Ученики самостоятельно выполняют задания (приложение2, табл.3) После выполнения работы рисунки копируются в тетрадь и бланки сдаются. |
8. Решение задач по материалам ЕГЭ Цель: научить применять имеющиеся знания к решению экзаменационных задач | Учитель предлагает задачи на слайдах Задача №3. В сосуде находится некоторое количество идеального газа. Определите отношение температур Т1/ Т2 в состояниях 1 и 2. Задача №4. В сосуде находится некоторое количество идеального газа. Определите отношение температур Т2 /Т1 состояниях 2 и 1 . Слайд №12 Самопроверка Слайд №13 | Дано: Решение: V1= 1 = = V2= 4 P1= 2 == P2= 3 Найти: Ответ: 6 - ? |
10.Рефлексия. Цель: показать, где можно использовать полученные знания в жизни | Задача № 5. Почему воздушный шар, вынесенный на мороз, уменьшается в размере? Какой изопроцесс происходит с газом в шаре? | Объясняют: на морозе Т падает и падает давление внутри шара, он уменьшается в размере до тех пор, пока давление внутри и снаружи не станет одинаковым. В результате охлаждения уменьшается объем, а давление выравнивается. Это изобарный процесс. |
Подведение итогов: | Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал... Мне было трудно.. Мне было интересно... Меня удивило.. Мне захотелось... Слайд №15 | Рассуждают вслух о впечатлениях об уроке |
11. Домашнее задание. | §68,69, упр 13 (4,8) задача 3(стр 190) | |
Приложение 1. таблица1. Проверка д/з ( распечатывается для каждого ученика)
2.Если изопроцесс идет к началу координат, то та величина, обозначения которой нет на осях- CONST
3. Изотерма в осях Р, V- гипербола
4.Т согласуется с Р и с V ( прямо пропорциональна). А Р и V обратно пропорциональны.
Таблица1. Описание процессов в бутылке
Таблица 2.
Таблица 3. Выполни построение самостоятельно
Таблица 4. Выполняется самостоятельно( при верном построении- отметка "5")