СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный урок является уроком изучения нового материала, основной целью которого является систематизация материала, изученного на уроке, в итоге согласно данной цели отбиралось его содержание, формы и методы работы.  Использование технологии веб-квеста и ресурсов сети Интернет нацелено на повышение мотивации учащихся к изучению географии, а также на создание оптимальных условий для развития у них навыка самостоятельной индивидуальной и групповой работы. Для организации обратной связи планировалось создание совместной презентации с последующим отчетом о выполненной работе и выполнение теста выходного контроля,  которые помогут учащимся самостоятельно оценить уровень усвоения материала урока, а учителю послужит основой для определения объёма и содержания домашнего задания. 

Просмотр содержимого документа
«Выходной контроль»

Выходной контроль

1. Из перечисленных характеристик выберите те, которые относятся к Северному Ледовитому океану:

а) самый маленький;

б) самый солёный;

в) самый мелкий;

г) самый глубокий;

д) самый холодный;

е) самый тёплый.


2. Самая крупная шельфовая зона Мирового океана расположена в Северном Ледовитом океане у берегов Северной Америки

а) да;

б) нет.


3. Выберите неверное утверждение:

а) ежегодно в пределах океана происходит более 100 землетрясений и извержений вулканов;

б) Северный полюс расположен в пределах котловины Амундсена;

в) в океане нет вулканов, здесь не бывает землетрясений.


4. Единственный незамерзающий порт - Мурманск, причиной этого является

а) Северо - Атлантическое течение;

б) отсутствие широкой связи с остальными океанами;

в) широкая шельфовая зона.


5. Самое глубокое море Северного Ледовитого океана

а) Баренцево;

б) Гренландское;

в) Белое.


6. Многочисленные реки, впадающие в Северный Ледовитый океан влияют на

а) соленость;

б) температуру;

в) систему течений.


7. Верно ли, что холодные арктические воздушные массы значительно теплее того, что формируется над Антарктидой?

а) да;

б) нет.


8. Главной экологической проблемой Северного Ледовитого океана является

а) загрязнения продуктами нефтедобычи;

б) сокращение биологических ресурсов;

в) таяние льдов вследствие глобального потепления.


Фамилия и имя учащегося____________________________

Просмотр содержимого документа
«ГП»

Северный Ледовитый, или Полярный, океан, простирается вокруг Северного полюса между Евразией и Северной Америкой.

Его южная граница почти везде проходит внутри Северного полярного круга. На западе и северо-западе он соединяется с Атлантическим океаном через Гудзонов пролив и Девисов пролив (границу проводят по 70° с.ш.), а разделяют два океана Баффинова Земля и остров Гренландия, восточнее которого граница между двумя океанами проведена условно в основном по открытому водному пространству.

С Тихим океаном он связан только узким (86 км) мелководным (36-60 м) Беринговым проливом.

В этих пределах площадь Северного Ледовитого океана 14,75 млн. км2, объем — 18 млн. км3.

В акватории Северного Ледовитого океана располагается большое количество морей, среди них Гренландское, Норвежское, Белое и Баренцево моря.

Просмотр содержимого документа
«Геологическое строение дна и важнейшие черты рельефа»


Геологическое строение дна и важнейшие черты рельефа.

Исследованиями, проведенными главным образом советскими учеными в 50—60-е гг. XX века, установлено, что строение дна Северного Ледовитого океана весьма сложное.

1. Подводная окраина материков. Отличительной особенностью океана является то, что почти 50 % площади его дна занято шельфом.

Наибольшее развитие шельф получил вдоль берегов России — 1300—1500 км. Это крупнейшая во всем Мировом океане шельфовая зона.

Материковый склон Северного Ледовитого океана имеет сложный, ступенчатый характер и значительно шире, чем материковый склон Атлантического океана.

Мощность земной коры в пределах подводной окраины материков изменяется от 35 км на шельфе до 15 км на материковом склоне.

2. Ложе Северного Ледовитого океана представлено несколькими котловинами, разделенными подводными океаническими хребтами.

Узкая котловина ложа океана носит название котловины Нансена (5449 м).

Севернее котловины Нансена расположена котловина Амундсена (4490 м). В пределах этой котловины находится Северный полюс.

Часть ложа, примыкающую к Северной Америке, занимает Канадская, или Бофорта, котловина — самая обширная котловина ложа Северного Ледовитого океана. Ее глубина 385 м.

Особенностью котловин является большая толщина осадочного слоя.

Северным продолжением Срединно-Атлантического хребта является хребет Гаккеля высотой около 3000 м над ложем.

Донные отложения и полезные ископаемые.

В Северном Ледовитом океане изучен только самый поверхностный (до 4 м) слой донных осадков. Здесь не было глубоководного бурения.

Донные отложения океана представлены мощной толщей, сформированной выносами рек, которые образованы крупным и мелким песком и песчаным илом.

В пределах нероссийского сектора океана открыты более 50 месторождений нефти, два из которых заслуживают особого внимания. Одно из них — Прадхо-Бей — расположено в шельфовой зоне моря Бофорта к северу от Аляски. Его запасы исчисляются 3 млрд. т нефти. Ежегодная добыча нефти составляет 35—50 млн. т. Предполагают, что это самое крупное месторождение нефти во всем бассейне Северного Ледовитого океана. Другое крупное месторождение нефти и газа лежит к востоку и юго-востоку от Прадхо-Бей, в устье реки Макензи (Канада). Общие обнаруженные запасы нефти всего Канадского побережья Северного Ледовитого океана составляют 3,4 млрд. т.

В шельфовой зоне морей, омывающих берега России, также открыты запасы нефти и газа.


Просмотр содержимого документа
«Задания группам»

Историки

1. Какие этапы можно выделить в истории исследования Северного Ледовитого океана?

2. Дайте краткую характеристику каждому этапу по схеме: время этапа, цели исследований и имена исследователей.


Геологи

1. Охарактеризуйте геологическое строение дна Северного Ледовитого океана.

2. Какие части выделяются в рельефе дна Северного Ледовитого океана?

3. Охарактеризуйте шельфовую зону и ложе океана.


ГИДРОЛОГИ

1. Охарактеризуйте воды Северного Ледовитого океана по следующим параметрам:

- солёность (укажите причины)

- температура воды

- ледовый покров

2. Расскажите о вертикальном и горизонтальном движении воды в океане.


Климатологи

1. Охарактеризуйте климат по следующим показателям:

- тип климата

- радиационный баланс

- температура воздуха

- циркуляция атмосферы (ветры, циклоны, антициклоны)

- влажность воздуха

- облачность

- атмосферные осадки.


Биологи

1. Дайте характеристику общим особенностям животного и растительного мира Северного Ледовитого океана.

2. Какие зоны можно выделить в распространении органического мира?

3. Перечислите наиболее типичных жителей Арктики.


Экологи

1.Назовите главную причину обострения экологической ситуации.

2. Назовите главные экологические проблемы Северного Ледовитого океана.

3. Укажите возможные пути решения.

4. Расскажите кратко о заповеднике «Остров Врангеля».


Просмотр содержимого документа
«Исследования океана»

Первый этап исследований Северного Ледовитого океана

В эпоху Великих географических открытий XV-XVII вв. главной целью плаваний было открытие новых путей сообщения и новых земель.

В то время русские, английские и голландские мореходы пытались пройти из Атлантического океана в Тихий вдоль берегов Азии и Северо-Западным путем вдоль берегов Северной Америки. Однако отсутствие практики и умения плавать во льдах, неприспособленность судов помешали достигнуть желаемых результатов. Попытки английских исследователей Г. Торна, Г. Гудзона пройти на кораблях к Северному полюсу закончились полнейшей неудачей. Не смогли пройти даже до Карского моря на восток и X. Уиллоби, и В. Баренц.

В исследовании Северного Ледовитого океана велики заслуги русских исследователей. В первой половине XVII в. землепроходец И. И. Ребров достиг устья р. Яны, а затем в середине XVII в. С. И. Дежнев морским путем обогнул северо-восток Азии, открыл пролив (ныне Берингов). Однако докладная грамота С. И. Дежнева затерялась в якутских архивах на 88 лет и стала известна лишь после смерти и открывателя, и Петра I, которого очень интересовали северные регионы России.

Второй этап исследований Северного Ледовитого океана

С начала XVIII до конца XIX в. проводилось планомерное изучение Арктического бассейна с теоретическим обобщением полученных результатов.

С этим периодом связаны имена В. Беринга, О. Е. Коцебу, Н. П. Румянцев, И. Ф. Крузенштерн и др.

В 1770 г. компания Гудзона организовала экспедицию С. Херка, задачей которой было проверить, существует ли пролив между Северными материками.

В XVIII в. поисками Северо-Восточного прохода занимались многочисленные русские экспедиции. Крупнейшей серией научных исследований России была Великая Северная экспедиция (1734-1742 гг.), задуманная еще Петром I. Описание и изучение морей, северных берегов континента, их картирование от Карского моря до Восточносибирского были проведены с большой тщательностью и точностью, была открыта самая северная точка Евразии — ныне мыс Челюскин (77°43' с. ш.).

Первая высокоширотная экспедиция в Северный Ледовитый океан была организована (1764-1766 гг.) по инициативе М. В. Ломоносова. Была достигнута широта 80°30', а кроме того, получен интереснейший материал о природных условиях Гренландского моря, архипелага Шпицберген, обобщены сведения об условиях и специфике мореплавания в суровых и сложных ледовых условиях. М. В. Ломоносову принадлежит идея создания Северного морского пути, которая смогла осуществиться лишь через 170 лет, в XX в.

Из зарубежных исследований конца XIX в. наиболее известна экспедиция Ф. Нансена на судне «Фрам» (1893—1896 гг.). Его судно вмерзло во льды и дрейфовало, и за годы дрейфа были получены интереснейшие сведения о структуре водной массы, рельефе дна, характере ледяного покрова, климате центральной части океана.

Третий этап исследований Северного Ледовитого океана

С первой половины XX в. организуются специальные экспедиции для изучения особенностей природы Северного Ледовитого океана. Активно изучались как восточный, так и западный секторы Арктики, в плаваниях принимали участие русские, английские, американские, норвежские исследователи и моряки.

Первым достиг Северного полюса американец Р. Пири 6 апреля 1909 г. Он установил, что в районе полюса сплошные льды находятся над очень глубоким океаном: трос длиной 2750 м, опущенный в прорубь на полюсе, не достиг дна.

Первое сквозное плавание Северным морским путем в одну навигацию совершила экспедиция, возглавляемая О. Ю. Шмидтом, под научным руководством профессора В. Ю. Визе. Экспедиция была осуществлена на судне «Сибиряков» под командованием капитана В. И. Воронина летом 1932 г.

Летом этого же года был совершен первый трансарктический перелет через Центральную Арктику из Москвы в США (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков). Интенсивное изучение Арктического бассейна было прервано началом второй мировой, а затем Великой Отечественной войны.

Четвертый этап исследований Северного Ледовитого океана

С конца 40-х гг. XX в. начинается современный этап освоения и изучения Северного Ледовитого океана и его морей. Он отличается от предыдущих тем, что наряду со специализированными экспедициями проводятся лабораторные и теоретические исследования. Открытие хребтов Ломоносова и Менделеева, а также ряда глубоководных котловин изменили представления о рельефе дна океана.

В 1948-1949 гг. на льды Арктики самолетами доставлялись отряды исследователей на короткий срок — от трех часов до трех суток. Они проводили многочисленные исследования. Таких отрядов было 20, руководили ими известные полярники: М.М. Сомов, Я.Я. Гаккель, А. Ф. Трешников и др. Были продолжены работы дрейфующих станций («СП-2», «СП-3» и т. д.). В 1957 г. экспедиция Я. Л. Гаккеля установила, что западнее хребта Ломоносова проходит подводное сооружение вулканического характера — арктическое продолжение Срединно-Атлантического хребта (впоследствии этот хребет получил имя Гаккеля).



Просмотр содержимого документа
«Климат»

Климат

Большая часть Северного Ледовитого океана расположена внутри Северного полярного круга, где полгода длится ночь и солнце вообще не появляется над горизонтом. Из-за географического расположения океан получает очень мало солнечного тепла и света, поэтому его воды почти круглый год покрыты льдом. Впрочем, сплошным ледовым панцирем укрыта лишь центральная часть океана, где огромные ледяные острова иногда достигают в толщину более 30 метров. На остальной территории лед не спаян и дрейфует по поверхности. У берегов Норвегии, близ Мурманска и до островов Новой Земли океан почти не промерзает благодаря теплому Норвежскому течению, заходящему сюда из Атлантического океана.

Климат Северного Ледовитого океана определен его географическим положением в полярной зоне (арктический климатический пояс). Летом солнечные лучи падают под острым углом, зимой его нет. Поэтому радиационный баланс в целом отрицателен. Это является причиной образования стойкого ледяного покрова, который хранится на протяжении года и усиливает строгость климата. Над океаном формируются холодные воздушные массы, которые сильно влияют на климат. Однако они значительно более теплые, чем антарктические. Это предопределено действием теплых течений по Атлантике. Как ни парадоксально, но Северный Ледовитый океан не охлаждает, а обогревает огромные пространства суши Северного полушария. Климат Северного Ледовитого океана своеобразен.

Арктика — это район стойких антициклонов. Как утверждают исследования последних лет, сюда во все времена года периодически проникают циклоны, принося с собой облачность, осадки и сильные ветра. Но преобладает здесь антициклональная погода. Существует тенденция изменения ветров: зимой преобладают ветры южных направлений, летом — северных. В приполюсной части преобладают ветра неустойчивых направлений. На побережье нередко возникают сильные, порывистые ветра (до 50 м/с).

Средняя суточная температура воздуха зимой колеблется от -З к - 40 °С, а летом от 0 до +10 °С. Самые низкие температуры (- 53 °С) формируются над Арктическим бассейном, проливами Канадского Арктического архипелага и морями Карским и Лаптевых. Над центральной частью Арктического бассейна столбик термометра не поднимается выше +8 °С. В прибрежных районах воздух порою прогревается до +28 °С. Климат Северного Ледовитого океана имеет характерную особенность. Особенностью термического режима атмосферы над океаном является инверсия, когда температура с высотой не падает, а повышается, что не наблюдается в других океанах. Лишь на высоте нескольких сот метров устанавливается нормальное распределение температуры.

Климат Северного Ледовитого океана примечателен тем, что абсолютная влажность воздуха в Арктике через низкие температуры очень мала. Относительная влажность, напротив, очень высокая: 95- 97% летом, 75-85% зимой. С высокой относительной влажностью связаны частые туманы, которые иногда держатся 4-5 суток. В среднем за год в Арктике бывает до 140 дней с туманами. Больше всего их в летние месяцы (июль-август).


Облачность достаточно большая. В летнее время года она везде представляет 8 баллов, а в районе полюса — 9,5 балла. Зимой облачность уменьшается до 4-5 баллов. Тучи низкие, преимущественно слоистые и слоисто-кучевые.

Атмосферные осадки бывают в течение всего года и представляют 75-285 мм. Распределение осадков в целом имеет зональный характер. Менее всего их в районе полюса (5-10 мм в месяц) — там преобладает антициклональная погода. На юг количество осадков увеличивается, достигая на побережье 20-40 мм на месяц. Выпадают они преимущественно в твердом состоянии, формируя на поверхности льда снежный покров высотой 30-35 см. Частые вьюги и торосы вызывают неравномерное его залегание. Летом снег тает или исходит совсем. В районе полюса он лежит около 320 дней, а в районе сезонного льда — 60-70 суток.

Испарения с поверхности океана незначительное: 60 мм вблизи полюса, 100 мм в прибрежной зоне. В Норвежском море под влиянием теплого течения испарения увеличиваются до 1000 мм. В целом над океаном осадки преобладают над испарением.


Просмотр содержимого документа
«План описания ГП океана»

План описания географического положения океана

1. Площадь океана и его место среди других океанов.

2. Расположение океана относительно экватора, тропиков (полярных кругов), нулевого и 180-го меридиана.

3. Какие материки омывает океан.

4. Моря, которые входят в состав океана.

5. Расположение относительно других океанов (чем соединяется, чем отделяется).











Нанесите на контурную карту объекты:

- моря:

Гренландское, Норвежское, Баренцево, Белое;

- материки:

Северная Америка, Евразия;

проливы:

- Берингов, Гудзонов, Девисов.










Просмотр содержимого документа
«План урока»

Класс: 8

Тема урока: «Северный Ледовитый океан»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель (прогнозируемый результат): предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут

- называть минеральные и органические богатства Северного Ледовитого океана;

- называть и показывать:

Гренландское, Норвежское, Баренцево и Белое моря; хребет Гаккеля; котловины Амундсена, Нансена и Канадская (Бофорта); Норвежское течение;

- описывать особенности географического положения, природные условия и ресурсы Северного Ледовитого океана;

- объяснять: основные черты строения рельефа дна; влияние географического положения на климатические условия; влияние океанических течений на природу побережий материков; экологические проблемы;

- характеризовать органический мир океана, использование природных ресурсов;

- уметь определять по карте глубину и протяженность севера на юг.

Задачи:

образовательные

- научить учащихся характеризовать особенности географического положения, природных условий и ресурсов Северного Ледовитого океана;

- научить учащихся объяснять влияние географического положения океана на его климатические условия, особенности строения рельефа дна, влияние океанических течений на природу побережий материков; экологические проблемы;

- научить учащихся называть и показывать на карте Гренландское, Норвежское, Баренцево и Белое моря; хребет Гаккеля; котловины Амундсена, Нансена и Канадская (Бофорта); Норвежское течение;

- обеспечить системность и прочность знаний учащихся по теме;

развивающие

- продолжить формирование умения учащихся работать с веб-квестами, одной из форм проектной деятельности на уроках географии;

- продолжать формировать умение работать с картой, учебным пособием, ресурсами сети Интернет;

- продолжать формировать умение применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций;

- развивать географическое мышление и устную речь;

воспитательные

- воспитывать чувство товарищества, умение объективно оценивать свои знания;

- создать условия для нравственно-духовного воспитания и формирования экологического мышления;

- формировать умение применять полученные знания в жизни.

Задачи для учащихся:

- давать характеристику географического положения, природных условий и ресурсов Северного Ледовитого океана, объяснять особенности строения дна и влияния океана на природу побережий материков;

- научиться показывать необходимые географические объекты на карте;

- учиться применять полученные знания на практике.

Методы: объяснительно - иллюстрированный, поисковый.

Оборудование урока: компьютерный класс с выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор.


Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап (до 1 минуты).

Цель этапа (ожидаемый результат): создание психологической готовности класса к уроку, введение в атмосферу географии.

Задачи этапа: подготовить учащихся к работе, создать ситуацию успеха, условия для активного усвоения нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Приветствует учащихся, способствует осознанию учащимися основных понятий урока

Эмоционально настраиваются на работу


Добрый день, ребята! Мне очень приятно сообщить Вам о том, что впереди у нас знакомство с самым загадочным океаном, слабоизученным, но таким манящим к себе тех, кто каким-то образом связал с ним свою жизнь.

В 1845 году Лондонское географическое общество назвало огромный водоём, расположенный между Евразией и Северной Америкой, Северным Ледовитым океаном. До этого, с лёгкой руки голландского географа Берхарда Варениуса, он 200 лет носил название Гиперборейского океана. Связано это было с древнегреческими мифами и легендами. Якобы давным-давно в северных землях существовала загадочная страна Гиперборея. Населяли её талантливые поэты, архитекторы, отважные воины, блестящие ораторы. Они поддерживали тесную связь с Древней Грецией и построили на её землях множество прекрасных дворцов и храмов.

Когда начинаешь рассказывать об этом океане, ловишь себя на том, что без меры употребляешь превосходные степени эпитетов, злоупотребляешь словами «уникальный», «единственный», «неповторимый». Но как этого избежать? Ведь Северный Ледовитый океан - на самом деле единственный в своем роде, уникальный, поистине неповторимый, самый труднодоступный, самый суровый, а для тех, кто его открыл для себя, еще и самый памятный!

2. Этап актуализации знаний и целеполагания (до 4 минут).

Цель этапа (ожидаемый результат): подготовка учащихся к сознательному освоению учебного материала, определение целей урока и его конечного результата, мотивация на познавательную деятельность.

Задача этапа: активизировать субъектный опыт учащихся, опорные знания и умения;

- сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Активизация познавательной активности

Способствует осознанию учащимися ключевых понятий урока, помогает сформулировать цели урока

Отвечают на вопросы, формулируют цели работы на уроке


Итак, пришло время познакомиться с Северным Ледовитым океаном. И сейчас я хочу спросить у вас – с чего мы с вами должны начать, что узнать, чему научиться.

Тема урока на доске. Учащиеся формулируют цели урока, учитель уточняет и дополняет.

3. Операционно-познавательный этап (до 30 минут).

3.1. Географическое положение океана (до 5 минут)

Цель этапа (ожидаемый результат): сформировать представление об особенностях географического положения Северного Ледовитого океана и его влиянии на природу побережий материков.

Задачи этапа:

- обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях ГП океана;

- научить учащихся объяснять влияние географического положения на природные условия океана и прилегающих побережий материков;

- создание условий для формирования у учащихся правильной географической речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1) Описание географического положения по плану

Организует работу, задает наводящие вопросы

Характеризуют ГП Северного Ледовитого океана, отвечают на вопросы учителя

Карта

2) Закрепление

Объясняет задание, координирует деятельность учащихся

Наносят на контурную карту географические объекты, характеризующие ГП

Карта, контурная карта

Мы живет на огромной планете, хранящей в себе массу тайн и загадок, разгадывать которые ученые стремились на протяжении тысячелетий. И сегодня современные ученые продолжают исследовать массу всего неизведанного и непознанного.

Ученые трудятся в различных областях, исследуя археологические раскопки, тайну морей и океанов, физику Земли и многое-многое другое. Например, знаете ли Вы, какие тайны хранит в себе Северный Ледовитый океан, сколько полярных экспедиций ежегодно бороздит просторы Ледовитого океана?

Океанологи тщательно изучают Северный Ледовитый океан, находят массу интереснейших фактов, о чем и спешат рассказать простым обывателям.

Итак, сегодня и мы отправляемся в экспедицию, в ее состав вошли различные специалисты, цель которых изучить Северный Ледовитый океан. Но отправляясь в экспедицию, мы должны знать, куда будет держать курс корабль и как подготовиться к экспедиции, какую экипировку выбрать, поэтому сейчас наша задача - дать характеристику географического положения Северного Ледовитого океана.

План описания ГП у каждого на столе.

Учащиеся дают характеристику географического положения материка у карты.

Закрепление: на контурную карту нанести географические объекты, характеризующие ГП океана.

3.2. Работа с веб-квестом (до 20 минут)

Цель этапа (ожидаемый результат): сформировать у учащихся понятие о природных условиях и ресурсах Северного Ледовитого океана.

Задачи этапа:

- сформировать представление о строении дна, климате, океанических течениях, природных ресурсах и экологических проблемах Северного Ледовитого океана;

- формировать умение осуществлять поиск информации, создания презентации онлайн;

- сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1) Создание общего продукта (презентации google)

Объясняет задание, сопровождает деятельность учащихся

Учащиеся работают по группам на сайте:

https://sites.google.com/site/povolnamgiperborejskogookeana/home

Интерактивная доска, компьютеры с выходом в интернет


2) Закрепление материала

Сопровождает ответ учащихся необходимыми дополнениями

Представители групп презентуют свои наработки, ответ сопровождается работой с картой.

Интерактивная доска,

карта


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


4. Контрольно-оценочный этап (до 9 минут).

4.1. Выходной контроль

Цель этапа (ожидаемый результат): осознание учащимися результативности своей деятельности на уроке, уровня усвоения учебного материала.

Задачи этапа:

- содействовать развитию способности к рефлексии своей деятельности, формулировке выводов;

- дифференцировать домашнее задание, объяснить его выполнение.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Объясняет и контролирует выполнение задания

Письменно выполняют задание c последующей самопроверкой, определяют уровень овладения учебным материалом.

Раздаточный материал, Интерактивная доска

На основе результатов выполненного задания определяет объём и содержание домашнего задания

Воспринимают и осознают содержание домашнего задания

Интерактивная доска

Наш урок подходит к концу, мы выполнили весь план.

И сейчас я предлагаю вам проверить, насколько плодотворно вы поработали.

- выполнение итоговой тестовой работы на бумажном носителе (для учащихся с патологией зрения с целью исключения перегрузки).

По итогам проверки выполнения тестов дифференцируется домашнее задание:

- если ученик выполнил весь тест правильно: §26 (перечитать), вопросы 2*, 3*;

- если допущены ошибки: §26 (учить), вопросы 1, стр. 100, на контурную карту нанести объекты, характеризующие Северный Ледовитый океан.

4.2. Подведение итогов урока. Самооценка и оценивание учащихся.

Выставление отметок наиболее активным и по желанию учащихся.

Если вы не довольны своей отметкой, у вас есть шанс доработать материал дома. Дорогие ребята, на этом наш урок закончен, я хочу поблагодарить вас за работу.



Просмотр содержимого документа
«Растительный и животный мир»

Многие животные Арктики отличаются покровительственной белой (светлой) окраской – одни виды круглогодично, а другие – только в зимний период. К особенностям фауны Северного Ледовитого океана относится гигантизм (медуза цианея, морской паук и пр.) и долголетие, связанное с замедленными, вследствие низких температур, обменными процессами.

Северный Ледовитый океан благодаря суровым климатическим условиям не отличается богатством животного мира. Океан населяет около 150 видов рыб, многие из которых являются объектом промысла.

В центральной части океана под толщей льда комфортно только фитопланктону, поэтому в этой акватории встречаются преимущественно питающиеся планктоном китообразные – в основном гренландские киты и полосатики.

В более теплых водах материкового шельфа встречаются моржи, тюлени, белухи и нарвалы. По неподвижному ледяному покрову или дрейфующим льдинам в поисках пищи бродят белые медведи, а остатками их пиршеств питаются забегающие с побережья песцы. На островах Арктики можно встретить северных оленей, здесь обитают также грызуны – лемминги, но большую часть суши занимают ведущие колониальный образ жизни птицы (гаги, белые гуси, кайры, чайки и др.). Для 30 видов птиц арктические острова являются местом обитания и гнездования. Встречается также полярная сова, ведущая частично кочевой образ жизни.


Что касается растительности океана, то она, если не считать фитопланктона, очень бедна, и представлена лишь самыми неприхотливыми растениями, способными переносить холод и скудность солнечного освещения. Тем не менее, в некоторых морях бассейна Северного Ледовитого океана присутствует большое количество фитопланктона, являющегося пищей зоопланктона - мелких водных животных самых разных форм.



Арктическая цианея – самая большая в мире медуза. Это удивительное морское создание так же известно под названиями волосатая цианея и львиная грива. Диаметр купола этих медуз может достигать 2,5 метров, а щупальца тянуться на 37 метров.

Арктическая цианея живет в холодных и умеренных водах, так же встречается у австралийского побережья. Наиболее распространенным этот вид медуз является в арктических морях, где представители этого вида вырастают до самых больших размеров. В теплой воде цианея растет плохо и не достигает размера более полутора метров в диаметре. 

В 1865 году на северо-атлантическое побережье США море выбросило огромную цианею. Диаметр ее купола составлял 2,29 метров, а длина щупалец достигала 37 метров. Это самая большая особь цианеи гигантской, размеры которой были подтверждены документально.

Цианеи — хищники. Длинные, многочисленные щупальца густо усажены стрекательными клетками. При их выстреливании в тело жертвы проникает сильный яд, который убивает мелких животных и наносит значительные повреждения более крупным.  Добыча цианей — различные планктонные организмы, другие медузы, мелкая рыбешка.

Арктическая цианея является ядовитой для человека, но ее яд не обладает большой силой. В мире зарегистрирован только один случай смерти от яда этой медузы. Человек может получить ожог и в последующем покраснение кожи, которое со временем проходит.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!