СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Социальная экология. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для работы преподавателя экологии

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Социальная экология. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние"»

Урок №13-14

Тема урока: «Социальная экология. Среда, окружающая человека, ее

специфика и состояние».



Цель урока: раскрыть понятие «социальной экологии», как научной дисциплины, рассматривающей взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой.  углубить знания о среде окружающей человека, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у обучающихся экологическое сознание, понимание роли человека в окружающей среде.

Задачи:

Образовательные: углубить и систематизировать знания обучающихся о задачах экологии, среде, окружающей человека, ее специфике и состоянии;

Развивающие: развивать у обучающихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.

Воспитывающие: сформировать у обучающихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у обучающихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: словесный, беседа, практический.

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, самостоятельная

Оборудование: презентация занятия, информационные карты, задания для самостоятельной работы, дидактические материалы

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

– Постановка целей, актуализация знаний в ходе эвристической беседы.

Вопрос: Что изучает экология? Какова ее роль в настоящее время



II. Изучение новой темы: План

  1. Человек как биосоциальный вид.

  2. Определение социальной экологии.

  3. Виды социальной экологии.

  4. Основные задачи и проблемы социальной экологии.

  5. Основные направления развития социальной экологии.

  6. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.


1.Место человека в системе животного царства: класс- млекопитающих, отряд- приматов, семейство- гоминид, род-человек, в котором до нашего времени жил только один вид-Человек разумный (Номо sapiens). Человек- единственный на земле биосоциальный вид. (самостоятельная работа обучающихся с учебником, конспект).

2.Существует несколько определений социальной экологии.

Социальная экологиянаучная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой (Николай Реймерс).

Но подобное определение специфику данной науки не отражает. Социальная экология в настоящее время формируется как частная самостоятельная наука со специфическим предметом исследования, а именно:

  • состав и особенности интересов социальных слоёв и групп, эксплуатирующих природные ресурсы;

  • восприятие разными социальными слоями и группами экологических проблем и мер по регулированию природопользования;

  • учёт и использование в практике природоохранных мероприятий особенностей и интересов социальных слоёв и групп

Таким образом, социальная экология — наука об интересах социальных групп, в сфере природопользования.

3. Виды социальной экологии

Социальная экология делится на такие виды:

- экономическая

- демографическая

- урбанистическая

- футурологическая

- правовая

4. Основные задачи и проблемы

Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности.

Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам:

- планетарного масштаба — глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации;

- регионального масштаба — изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология);

- микромасштаба — изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города или социология города).

  1. Основные направления развития социальной экологии

К настоящему времени в социальной экологии выделились три основных направления.

Первое направление – исследование взаимоотношений общества с природной средой на глобальном уровне – глобальная экология. Научные основы этого направления заложил В.И. Вернадский в фундаментальном труде «Биосфера», опубликованном в 1928 г.

Второе направление – исследования взаимоотношений с природной средой различных групп населения и общества в целом с точки зрения понимания человека как общественного существа. Отношения человека к социальному и природному окружению взаимосвязаны.

Третье направление – экология человека. Её предмет – система взаимоотношений с природной средой человека как биологического существа. Основная проблема – целенаправленное управление сохранением и развитием здоровья человека, населения, совершенствование Человека как биологического вида. Здесь и прогнозы изменения здоровья под влиянием изменений среды обитания, и разработка нормативов в системах жизнеобеспечения.

  1. Цель и задачи социальной экологии

Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды.

Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, она призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между гуманитарным и естественнонаучным знанием.

Законы социальной экологии такие же фундаментальные, как и законы физики. Однако предмет социальной экологии очень сложный: три качественно различные подсистемы – неживая природа, живая природа, человеческое общество.

Социальная экология выявляет фундаментальные ограничения человеческой деятельности. Адаптационные возможности биосферы не безграничны: человеческая деятельность ни в коем случае не должна превышать адаптационные возможности биосферы.

  1. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние.

(Среда и факторы среды, их классификация).

Под средой обитания обычно понимают природные тела и явления, с которыми организм (организмы) находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные элементы среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями (адаптациями), носят название факторов.

Наряду с термином «среда обитания» используются также понятия «экологическая среда», «местообитание», «окружающая среда», «окружающая природная среда», «окружающая природа» и др. Четких различий между этими терминами нет, но на некоторых из них следует остановиться. В частности, под популярным в последнее время термином «окружающая среда» понимается, как правило, среда, в той или иной (в большинстве случаев в значительной) мере измененная человеком. К ней близки по смыслу «техногенная среда», «антропогенная среда», «промышленная среда».

Природная среда, окружающая природа это среда, не измененная человеком или измененная в малой степени. С термином «местообитание» обычно связывается та среда жизни организма или вида, в которой осуществляется весь цикл его развития. Влияние среды на организмы обычно оценивают через отдельные факторы (лат. делающий, производящий).

Под экологическими факторами понимается любой элемент или условие среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями, или адаптациями.



III. Закрепление нового материала.

  1. Почему человека относят к биосоциальному виду?

  2. Чем занимается социальная экология? Ее основные направления?

  3. Что такое антропогенная среда?

IV. Рефлексия:

- Что нового я узнал сегодня на уроке?

- Полезна ли информация для меня?


V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: §23 стр.162-165

§28 стр.189-193





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!