СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по всемирной истории на тему «Неправительственные организации в гражданском обществе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по учебному предмету «Всемирная история» на тему «Неправительственные организации в гражданском обществе» для учащихся 11 класса в рамках обновленной учебной программы по всемирной истории.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по всемирной истории на тему «Неправительственные организации в гражданском обществе»»

Дата:

08.12.2021

Предмет, класс

Всемирная история, 11 класс

Учитель:

Балтабаев Марат Бопышевич

Тема урока:

Неправительственные организации в гражданском обществе

Основная идея

Определить роль неправительственных организаций в становлении и развитии гражданского общества; оценить деятельность неправительственных организаций в разных странах.

Цели:

11.2.1.8 определять роль неправительственных организаций в становлении и развитии гражданского общества;

11.2.1.9 оценивать деятельность неправительственных организаций в разных странах

Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.

Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2 мин.

Орг.момент

1) Приветствие. Положительный психологический настрой.

2) Правила урока, озвучивание цели урока и формы работы

3) Озвучивание критериев оценивания

(знание факт.мат.-2, послед-ть и полнота ответов-2, активность на уроке-1)

Улыбнулись друг другу (для по­зитивного настроя)

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Оценочные листы

15 мин

Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

1) Что такое гражданское общество?

2) Назовите признаки гражданского общества.

3) Назовите основные концепции гражданского общества.

4) Как формировалось гражданское общество?

5) Назовите этапы формирования гражданского общества.

6) Каковы функции гражданского общества?

7) Назовите институты гражданского общества.

(проверка домашней работы)


Ответы на вопросы.

Формативное (взаимное оценивание)

Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы, доп.мат.

Осмысление

25 мин

Освоение нового, примение знаний

Изучение нового материала – §§18-19, стр. 85-92, (учебник)

1. Работа с текстом (чтение).

Гражданское общество имеет специфическую, достаточно сложную и многогранную внутреннюю структуру. Для него характерно присутствие преимущественно не вертикальных, как в государстве, иерархических связей, а горизонтальных, главным образом невластных объединений. Последние весьма разнообразны и образуют, на наш взгляд, три слоя. Фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Прежде всего, это экономические отношения, основанные в ряде случаев на экономическом плюрализме, многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. Второй слой – это социальные, культурные и духовные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Третий, верхний слой гражданского общества – общественно- политический. Общими свойствами неправительственных организаций, являются их некоммерческие и неполитические цели, добровольный негосударственный характер, а также характер. Основой образования неправительственных организаций является единство интересов их членов, устремление к совместной реализации социальных, экономических, гражданских и культурных прав. Неправительственные организации – это ассоциации граждан для достижения какой-то общей общественно значимой цели.

Главное отличие неправительственных организаций от политических партий заключается в том, что они не ставят своей задачей завоевание государственной власти. Основная политическая роль любой неправительственной организации состоит в оказании позитивного воздействия на процесс принятия политических решений органами государственного управления, в более или менее устойчивом нажиме на властные структуры.

В системе гражданского общества и правового государства роль и место неправительственных организаций во многом определяется их функциями. Основной функцией неправительственных организаций выступает защита интересов и представительство своих членов во взаимоотношениях с другими политическими структурами. Общественные объединения способствуют не только осознанию и выражению специфических потребностей и интересов своих членов, но и берут на себя обязанность доведения требований определенной части населения до сведения государственных органов, политических структур.

Следующая, не менее важная функция заключается в мобилизации и социальной интеграции, которая предполагает организацию и сплочение членов ассоциации, а также их сторонников вокруг главных целей данного объединения. С помощью неправительственных организаций гражданское общество постепенно приобретает отчетливую структуру. Привлекая членов объединения к решению общественно важных проблем, неправительственные организации содействуют формированию активной жизненной позиции граждан, повышению их культуры и политической образованности, тем самым, выполняют функцию социализации населения.

Важное значение приобретает также функция обеспечения обратной связи между гражданами и государством. Через неправительственные организации и общественные объединения граждане могут высказаться о своем согласии или несогласии с проводимой государством политикой, поддержать или, напротив, опровергать те или иные политические решения.

Процесс развития гражданского общества находится в прямой зависимости от степени участия в нем общественности, от уровня правосознания граждан и их способности реализовать одно из стержневых прав человека – право на ассоциацию, на создание общественных объединений и вступление в них для защиты своих и общественных интересов.

Неправительственные общественные организации, будучи составной частью гражданского общества, выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Всех неправительственных организаций объединяет то, что они, являясь общественными институтами реализации основных прав, свобод и обязанностей человека, выступают одной из основных организационных форм демократии.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что общественные организации являются свойственным гражданскому обществу социальным институтом, так как большинство из них реализуют то, что можно назвать гражданскими инициативами. В общественно-политической демократической системе государство и гражданское общество неразрывно связаны между собой. Прогрессирование гражданского общества иногда предполагает разгосударствление многих сфер его жизнедеятельности, однако, не всех. Государство вынуждено отказываться от повального контроля и ответственности за решение абсолютно всех проблем, переключать внимание на те жизненно важные области, где оно необходимо и где действительно обязано выполнять свои изначальные функции: внешняя политика, оборона, охрана правопорядка, законотворчество, связь, транспорт, защита прав человека и гражданина, бюджет, экология, образование, медицина и т.д. По мере укрепления гражданского общества должен усиливаться плюрализм функционирующих в нем политических структур. Чем более развито гражданское общество, тем в большей мере оно способно не допускать монополизацию политической власти, оказывать сопротивление любым авторитарным посягательствам со стороны недобросовестных чиновников. Чтобы «демократия была действенной и результативной, необходим плюрализм гражданского общества».

Таким образом, общественные объединения – полноценные субъекты правовой сферы государства, однако существуют особенности их правового регулирования в зависимости от правовых и организационных форм. Вместе с тем, они располагают специальной правоспособностью, то есть имеют право осуществлять исключительно те виды общественной деятельности, которые указаны у них в уставе. Очень важна административно-правовая субъектность общественных организаций, правильное регулирование в них трудовых соглашений, грамотное ведение дел как налогоплательщиков.

Итак, неправительственные организации – любые организации, институционально отделенные от государств, т. е. учрежденные физическими или юридическими лицами, но не на основе межгосударственных договоров. К ним принято относить прежде всего объединения, не имеющие целью получение прибыли, то есть различные экологические, правозащитные, гуманитарные и другие ассоциации, фонды и движения, связанные с гражданским обществом.


2. Прием «Работа с историческим источником»: чтение и анализ источника. Отвечают на вопросы (в парах):

1) Что такое власть?

2) Раскройте понятие «политика».

3) Раскройте понятие «политико-правовая система государства».

4) Что такое легитимность власти?

5) Раскройте понятие «неправительственные организации».


3. Приём «Фишбоун», при помощи которого можно выявить проблемы и пути их решения, выявить причинно-следственную связь.

Определите причины и последствия функционирования неправительственных организаций в разных странах.


4. Заполнить таблицу «Международные неправительственные организации (МНПО)».

Вопросы исследования:

1) Ассоциация международного права.

2) «Врачи без границ».

3) «Гринпис».

4) Международная амнистия (МА).


5. Написать историческое заключение: «Роль неправительственных организации в становлении и развитии гражданского общества».


Ученики в парах анализируют новый матери ал, составляют вопросы, выявляют причинно-следственную связь, делают вывод.



Формативное (взаимное оценивание)



Стратегия «Стикер»

Оценивание для обучения


Критическое мышление


Лидерство





Диалогическое обучение











Саморегулируемое обучение


Таблица ЗХУ, учебник: Всемирная история. Учебник для 11 класса. / Каирбекова Р.Р., Ибраева А.С., Аязбаева Г.Н. – Алматы: издательство «Мектеп», 2020. 

Р

ЕФЛ

Е

К

С

И

Я

3 мин

Анализ урока, домашнее задание

1) анализ вопросов (знание, понимание, применение) – перекрестный опрос по новой теме

2) обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока;

3) Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? Что осталось непонятным?

4) Оценивание индивидуальной работы, работы в парах, группах.

5) Домашнее задание: §18-19, стр. 85-92, учить, ответить на вопросы.



Ученики отвечают на вопросы, показывают умение обосновывать свое понимание; оценивают друг друга, зап. дом. зад. в дневники

Самооценивание и взаимооценивание.


Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?

Поставленные цели урока достигнуты. 

Что не удалось?

-

Что можно улучшить?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!