СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по всеобщей истории на тему: Майя, ацтеки, инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Майя, ацтеки, инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

      Цель урока: дать представление о жизни, нравах и быте, организации государства коренных жителей Америки до открытия континента европейцами. 

Оборудование: презентация, карта «Доколумбова Америка», современная политическая карта мира.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по всеобщей истории на тему: Майя, ацтеки, инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.»

Тема: Майя, ацтеки, инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

      Цель урока: дать представление о жизни, нравах и быте, организации государства коренных жителей Америки до открытия континента европейцами. 

Оборудование: презентация, карта «Доколумбова Америка», современная политическая карта мира.

Оформление доски: тема урока, слова (майя, ацтеки, инки), домашнее задание.

Ход урока.

1..Тема нашего урока «Мир совсем неизвестный». Слайд №1

Несмотря на такое название, речь пойдет о государствах и народах доколумбовой Америки. Мы познакомимся с первыми поселенцами, узнаем о цивилизациях индейских племен майя, ацтеков и инков. Слайд №2.

Американский континент был заселен позже, чем другие. Слайд № 3. Произошло это около 30 000 лет назад. Охотники на бизонов, оленей и мамонтов покинули Азию и, сами того не зная, оказались на американской земле. Слайд № 4. Расселяясь с севера на юг, они за 20 000 лет добрались до Огненной Земли (работа с картой: показать путь расселения).

В различных областях Америки они приспосабливались к своеобразным местным условиям. Они сражались с дикими зверями, и ягуар стал грозным символом той войны. Стремясь подчинить себе природу, они начали орошать сухие земли Мексики, осушать болота озера Тескоко, вырубать леса Амазонии. Слайд № 5.

Изолированные от внешнего мира, первые американцы не изобрели гончарного круга, не добывали железо. Из домашних животных они приручила только ламу. Слайд № 6. Однако её нельзя было впрячь в повозку: она была недостаточно сильна. Не знали они и повозок, так как не изобрели колесо. Но американцы выращивали много сельскохозяйственных культур, которые нигде более не были известны. Слайд № 7. Именно оттуда к нам пришли картофель, кукуруза, томат, какао, арахис, земляника, подсолнечник, хлопок, фасоль, тыква. Названия этих культур пришли из индейских языков.

Постепенно индейские племена переходили к оседлой жизни, начали строить города, придумали письменность и создали свою высокую культуру.

При знакомстве с цивилизациями доколумбовой Америки вам предстоит заполнить таблицу (приложение 1). Таблицу можно либо раздать в печатном виде, либо вынести на доску.

Рассмотрим карту, показывающую расселение майя, ацтеков и инков. Майя проживали на полуострове Юкатан, ацтеки заселили территорию Мексиканского плоскогорья, а инки основались на западе Южной Америки в центральных Андах. Слайд № 8.

Познакомимся поближе с индейцами майя. В период с IV по XII их цивилизация достигла высокого уровня развития. Майя обитали на обширной территории с разнообразным климатом, растительным и животным миром: горы и равнины, влажные тропические леса, засушливые территории, земли, пересеченные реками, богатые озерами и водопадами. Майя – земледельцы, у них существует система орошения; выращивают они, прежде всего кукурузу. Слайд № 9.

Единого государства не существовало. Зато было много городов-государств: Тикаль, Копан, Паленке и другие. Они были независимы друг от друга, и каждый город имел собственного правителя, который именовался «великий человек». Управлять ему помогали жрецы и знать. Ремесленники и крестьяне относились к «низким людям». Отдельной группой стояли рабы. Слайд № 10. В центре каждого города строилась пирамида, на вершине которой стояли храмы. Слайд № 11.

В культуре майя религия играла важнейшую роль, так как пронизывала все сферы жизни. Они поклонялись богам – полулюдям, полуживотным, принося им в жертву не только животных, но и людей. Слайд № 12.

Среди развлечений хотелось бы отметить игру в мяч, которая демонстрировала ловкость игроков, т.к. мяч из цельного каучука надо было отбивать бедром и передавать с одного края поля на другой для набора очков, стараясь, кроме того, попасть в одно из укрепленных на боковых стенах каменных колец. Попадание в кольцо, ввиду чрезвычайной трудности, давало команде моментальную победу. Зрители делали ставки на фаворитов, что свидетельствует о светском характере игры. Интересным был и так называемый танец «воладор». На длинных веревках танцоры вращались вниз головой вокруг высокой матчи четыре человека. В конце, ловко подтянувшись на канате, вставали на землю. Слайд № 13.

Майя имели письменность иероглифы, знали счет, пользовались нулем, были прекрасными астрономами. Слайд № 14. До наших дней сохранились храмы майя. Слайд № 15.

А теперь познакомимся с ацтеками.Двигаясь с севера на юг, ацтеки в XI веке заселяют территорию нынешней Мексики. Возглавляемые императором и военной знать, ацтеки быстро добиваются господства над другими народами. Слайд № 16. Знатные занимали высокие должности и получали жалование. Рядовые воины своим мужеством на войне могли заслужить доступ в ряды знати, их называли «орлами» и «ягуарами». Слайд № 17.

Главным городом ацтеков стал Теночтитлан, построенный посреди большого озера Тескоко. Теночтатлан был большим городом. В его центре стоял храм Кецакоатля («Пернатого Змея»). Слайд № 18. Но самым большим храмом был храм бога войны Уицилопочитли, где приносились многочисленные человеческие жертвы. Слайд № 19. Земли у ацтеков сначала не хватало, и они создавали «плавучие поля», на которых выращивали несколько урожаев в год. Слайд № 20.

Искусными были и ремесленники. Они изготавливали ткани из хлопка, украшения из золота и серебра, искусно гранили драгоценные камни и выполняли тонкую мозаичную работу. Слайд № 21.

В суровых Андах на западе южной Америки раскинулась страна инков Перу. Из маленького царства в результате завоевания соседних племен образовалось государство, раскинувшееся на тысячи километров, но судьба отпустила ему более короткую жизнь, чем другим государствам. Оно возникло примерно в ХIII в., а к середине ХVI в. было подчинено испанцами. Столицей инков стал город Куско. Правитель – Верховный Инка, Сын Солнца, которому поклоняются как живому богу. Кровные родственники Инки занимали высокие должности, а чиновниками становились знатные люди завоеванных народов. Самыми бесправными были рядовые общинники. Слайд № 22.

Государство инков было подчинено интересам войны. Армия инков побеждала своей численностью: на одного врага приходилось до 20 инкских воинов. Слайд № 23.

Население проживало общинами, состоявшими из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина – половину надела. Общинник на всю жизнь был привязан к земле. На крутых склонах инки высекали площадки для посева и насыпали на них плодородную землю. Урожай делили на три части: верховному Инке, жрецам и себе. Слайд № 24.

Инки создали свою неповторимую культуру. Только здесь можно было найти особое узелковое письмо – кипу. Построенные великолепные дороги связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта). В школах наряду с историей, религией, военным искусством изучали поэзию, музыку, танцы. Слайд № 25.

В заключение нашего урока можно сделать следующие выводы. Слайд № 26.

Проверка заполнения таблицы учащимися. Выставление оценок.

Домашнее задание. Слайд № 27.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!