СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Предложения односоставные и двусоставные, простые и сложные. Знаки препинания в конце предложения."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предлагает такие виды деятельности: работа по алгоритму, поисково-иследовательская работа, работа с ткстом в группах.

Тип урока: урок изучения первичного закрепления новых знаний на основе технологии концентрированного обучения с приёмами развития критического мышления

Задачи занятия:

      - Образовательные - познакомить учащихся с видами предложений по строению грамматической основы; повторение правописания корней с чередованием; повторение синтаксического разбора предложения; повторение видов предложений по эмоциональной окраске, простое и сложное предложение; попутное повторение ранее изученных орфограмм.

Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательные – развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.

Формируемые УУД

Познавательные: осуществлять информационную переработку текста (план, схема,); проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.

Регулятивные: Планирование самостоятельного выполнения заданий; выбор темпа работы; умение действовать самостоятельно.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение; осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения; работать в группе.

Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения, простые и сложные предложения;

Метапредметные: проводить наблюдение под руководством учителя;

осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Предложения односоставные и двусоставные, простые и сложные. Знаки препинания в конце предложения."»

Автор: Павлюченко Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МОУ «Шахтерская СШ №9»

Предмет: русский язык


Тема урока: Предложения односоставные и двусоставные, простые и сложные. Знаки препинания в конце предложения.

Тип урока: урок изучения первичного закрепления новых знаний на основе технологии концентрированного обучения с приёмами развития критического мышления

Задачи занятия:

- Образовательные - познакомить учащихся с видами предложений по строению грамматической основы; повторение правописания корней с чередованием; повторение синтаксического разбора предложения; повторение видов предложений по эмоциональной окраске, простое и сложное предложение; попутное повторение ранее изученных орфограмм.

Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательные – развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.

Формируемые УУД

Познавательные: осуществлять информационную переработку текста (план, схема,); проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.

Регулятивные: Планирование самостоятельного выполнения заданий; выбор темпа работы; умение действовать самостоятельно.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение; осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения; работать в группе.

Личностные: устойчивый познавательный интерес к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения, простые и сложные предложения;

Метапредметные: проводить наблюдение под руководством учителя;

осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи

Оборудование: презентация (среда Power Point), карточки с заданиями, учебник «Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций./ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская.-Москва :«Просвещение» 2014.


Ход урока.


Вечным законом да будет:

учить и учиться всему через примеры,

наставления и применение на деле.
Ян Амос Коменский


  1. Организационный момент.

  1. Мотивация к учебной деятельности(1-2 минуты)

Чтение эпиграфа, работа с ним ( слад 2)

«Вечным законом да будет:

учить и учиться всему через примеры,

наставления и применение на деле.»
Ян Амос Коменский

Вы готовы к работе, взаимовыручке, новым открытиям? Я уверена, что у нас с вами все получится! Каждый из вас будет сам оценивать свою работу на уроке, после каждого выполненного задания вы ставите себе оценку. 0 ошибок - 5, 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3. В конце урока суммируете свои балы, это и будет ваша оценка за урок.

  1. Актуализация знаний

-Сегодня у нас урок открытия новых знаний. А с чего нужно начать, чтобы открыть новое знание? (С повторения того материала, который будет необходим для открытия).

1. Решение орфографической задачи.

- Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы предлагаю вам решить орфографическую задачу. Для решения задачи давайте вспомним правило написания букв о и ё после шипящих и ц.

- Записываем под диктовку слова, графически обозначая орфограмму.

- При написании воспользоваться « Алгоритмом решения орфографических задач», который лежит у вас на партах.

Саранч..й, ключ..м, товарищ…м, плющ..м, задач..й, больш..й, чуж..й, крыльц..м, воротнич..к, точ..ный, сч..т, гарц..вать, лиц..вой, свеж.., замш..вый, деш..вый, крыж..вник, ч..рный, ж..лтый, сожж..нный

  1. Проверка орфографической задачи. (Взаимопровека )(слайд 3)

О, о, е, о, е, о, о, о, о, о, е, е, е, о, е, о, о, е, е, е.

- При написании какого слова у вас возникли затруднения ( сожженный).

3. Работа с орфографическим словарем.

- К какому пособию мы обращаемся в случае затруднения написания слова? ( к орфографическому словарю)

- Проверьте написание слова сожженный по орфографическому словарю – стр. 264.

- Определите лексическое значение слова гарцевать.

Гарцевать

  1. несов. неперех.

    1. :

      1. Умело, красиво ездить верхом; щеголять ловкостью в верховой езде.

      2. Передвигаться подпрыгивая или стоять на месте, непрерывно переступая с ноги на ногу (о лошадях).

    2. :

      1. перен. разг. Красоваться, стараться произвести впечатление.

      2. Хвастать чем-л.

3.

- Составьте предложение со словом гарцевать. (Учащиеся зачитывают свои варианты предложений. Одно предложение (по выбору учителя) записывают в тетради, а один ученик на доске). Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

- Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?

4. Задание на произношение предложений с правильной интонацией: произнесите данное предложение с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией:

Это деревня Простоквашино.

Это деревня Простоквашино?

Это деревня Простоквашино!

Это деревня Простоквашино…

5. Задание: определите виды предложений в шуточном стихотворении; прочитайте их с правильной интонацией; запишите в тетрадь, правильно расставив знаки препинания в конце предложений.

- Опять ты делаешь ошибки

- Когда ты их исправишь, Рыбкин

- А как без них я обойдусь

- Ведь на ошибках я учусь


6. Работа с текстом

Работа в парах

- Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Подумайте, чем отличаются простые предложения от сложных?


Сыпл..т осе..ий нудный дождь. Кусты и деревья вым..кли до листика. Большая туча зависла над пр..тихш..м лесом и ветер тщетно силится ее ..двинуть. сухая трава орош..ая дождем поникла. Только к вечеру дождь перестал а небо (не)приветливо смотрело(в)низ.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание ( слайд 4)

- Назовите сложные предложения.

- Чем отличаются простые предложения от сложных?


III.Сообщение темы урока.

1. Работа с учебником.

- Откройте § 13 «Грамматическая основа предложения» с. 46. Прочитайте правило.

-Попробуйте самостоятельно определить тему и цели нашего урока.

Тема: Двусоставные и односоставные предложения.

Цель: Научиться определять разницу между односоставными и двусоставными предложениями.


- Тема нашего сегодняшнего урока: Предложения односоставные и двусоставные.

- Слова односоставные и двусоставные – прилагательные сложные, образованы путём сложения двух основ. В этих словах соединительные гласные о-у.

- Наша задача: 1) познакомиться с видами предложений по строению грамматической основы,

2) научиться отличать односоставные предложения от двусоставных,

3) повторим некоторые виды орфограмм и пунктограмм,

4) будем работать вдумчиво, собранно, чтобы справиться с текстом в конце урока.

IV. Восприятие учащимися учебного материала

1. Исследовательская работа

1. 1.Работа на доске.

- Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу.

  1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский).

- Сколько главных членов? (Два)

- Попробуйте самостоятельно сформулировать определение двусоставного предложения.

( Двусоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из двух членов – подлежащего и сказуемого)

-Приведите примеры (Наступила зима.)

- Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу.

Весна. Мне не спится. День чудесный. Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолёта. Мне долго не открывали. Сухие листья шелестели под ногами.

- Сколько главных членов?

- Как называются предложения с одним главным членом? (односоставные)

- Попробуйте самостоятельно сформулировать определение односоставного предложения.

(Односоставное предложение состоит из 1 члена, либо подлежащего, либо сказуемого; причем 2 главный член для понимания смысла всего предложения не нужен )

- Приведите примеры. (Осень)

- Выполните синтаксический разбор первого и последнего предложения (выполняют 2 ученика на доске).

- Что общего в этих предложениях? (Эти предложения односоставные)

- Чем они отличаются? (Первое предложение нераспространенное, второе – распространенное).

-Какой мы можем сделать вывод? (Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными)


1.2. Динамическая пауза.

- А теперь немного отдохнём, встаньте из-за столов.

- Мы с вами поиграем, игра необычная, называется

« Руки вверх».

- Я называю предложение, если предложение односоставное, вы поднимаете вверх 1 руку, если двусоставное - две руки.

- Все предложения принадлежат перу А.С. Пушкина.

Цель: самостоятельная работа репродуктивного характера.

  1. Поздняя ночь. (1)

  2. Море шумит за окном. (2)

  3. Темнело. (1)

  4. Дорогу занесло снегом.(1)

  5. Молодой месяц повис над рощей. (2)

  6. Пишу эти строки в деревне.(1)

  7. Ведут ко мне коня.(1)

- Улыбнитесь соседу и сядьте тихо за парты.

2. Первичное закрепление знаний.

2.1. Работа с текстом (работа в группах)

Запишите предложения. Определите тип простого предложения: а) односоставное; б) двусоставное. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

1. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно. Не забывай родные дали. Принесли к врачу солдата только что из боя. Есть в мире сотни замечательных явлений. Юность склонна к быстрым обобщениям. Обожаю всяческую жизнь. Быть грозе великой. Не хочется забывать вчерашний дивный день. Опалило ивушку грозою. 10. Я воспитан природой суровой.


    1. Проверка выполненного задания. (слайд 5)

ОТВЕТЫ: 1 б); 2 а); 3 а); 4 б); 5) б); 6 а); 7 а); 8 а); 9 а); 10 б).

3. Закрепление материала.

3.1. «Конструктор»

Работа в группах

Переделайте односоставные предложения в двусоставные. Подчеркните грамматическую основу. Выполните синтаксический разбор предложений.

Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам. Жизнь прожить не поле перейти. Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь! Ночь. Дождь и ветер?


V. Подведение итогов урока.

- Обобщим, что мы узнали сегодня на уроке при помощи «6 шляп мышления».

Тот, кто одевает белую шляпу, расскажет, чем мы занимались на уроке.

Тот, кто одевает зеленую шляпу, расскажет, где можно применить полученные знания.

Черная шляпа расскажет, какие были трудности при выполнении заданий.

Желтая – что было хорошее и почему.

Красная шляпа расскажет о своих чувствах на уроке.

Синюю шляпу одену я и подведу итог урока.

- Из чего состоит грамм. основа двусоставного предложения?

- Сколько главных членов в грамм. основе односоставного предложения?

- Какие главные члены в грамматической основе односоставного предложения? (или подлежащее, или сказуемое).

- На протяжении всего урока после каждого выполненного задания вы ставили себе самостоятельно баллы, теперь суммируйте свои баллы – это ваша оценка за урок.

VI. Домашнее задание.

§ 30, с. 99, 100. Выучить правила. Упражнение 172 (письменно), упражнение 173 (устно)















Раздаточный материал


Задание 1

Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Подумайте, чем отличаются простые предложения от сложных?


Сыпл..т осе..ий нудный дождь. Кусты и деревья вым..кли до листика. Большая туча зависла над пр..тихш..м лесом и ветер тщетно силится ее ..двинуть. сухая трава орош..ая дождем поникла. Только к вечеру дождь перестал а небо (не)приветливо смотрело(в)низ.



Задание 2

Переделайте односоставные предложения в двусоставные. Подчеркните грамматическую основу.

Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам. Жизнь прожить не поле перейти. Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер.



Задание 3

Переделайте односоставные предложения в двусоставные. Подчеркните грамматическую основу.

Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам. Жизнь прожить не поле перейти. Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь! Ночь. Дождь и ветер?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!