СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Реализация наследственной информации"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Реализация наследственной информации" с использованием игровой технологии. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Реализация наследственной информации"»

Цель: Сформировать знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка, как сложном многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки.

Задачи:

  1. Закрепить знания о генетическом коде, объяснить сущность матричных реакций.

  2. Раскрыть механизм  трансляции и механизм работы рибосом.

  3. Раскрыть биологическое значение биосинтеза белка.

  4. Развивать у учащихся интерес к исследовательской деятельности.

«Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы»

Гетте

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас. Встали все красиво, поздоровались учтиво. Тихо сели. Спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнём и наш урок начнём.

Повторение дом. задания

        Генетический код… Двойная спираль ДНК… От этих названий уже значительно веет мистикой, чудом. Но откуда появилось это чудо? Неужели природа, которая всегда и везде использует одни и те же правила порождения «частиц», изменила себе и… Сотворила чудо?!

Нет никаких чудес! Все живое (сущее) живет по единому периодическому закону, одинаковому для всей вселенной. Следовательно, этот закон должен обязательно проявиться и в генетическом коде, в котором на практике реализуется принцип двойной спирали. Всем известна важность познания генетического кода. На прошлом уроке мы изучали его свойства. Для проверки дом. задания раздать 3 карточки. С остальными фронтальная беседа.

Активизация деятельности учащихся.

Вы знаете, что у вас есть тысячи генов и все учёные мира пытаются расшифровать их строение и тем самым расшифровать структуры и функции человека. Это обещает революцию в медицине, т.к. позволит лечить все болезни. Как называется эта молекула жизни?

Ученик: Нуклеиновая кислота.

Учитель: Что такое нуклеиновые кислоты?

Ученик: Нуклеиновые кислоты - это природные высокомолекулярные соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах.

        Учитель: Какие виды нуклеиновых кислот вы знаете?

        Ученик: ДНК и РНК

        Учитель: Каково строение ДНК?

        Ученик: ДНК – это двуспиральная цепочка, построенная по принципу комплиментарности.

        Учитель: Что такое комплиментарность?

        Ученик: принцип дополнения. (А-Т, Т-А, Г-Ц, Ц-Г)

Учитель: Какую функцию выполняет РНК? Разновидности РНК? В каком процессе они участвуют?

Ученик: в биосинтезе белка. Как происходит этот процесс мы будем изучать сегодня на уроке. Запишите тему в тетрадь.

Сегодня у нас необычный урок!

        Мы с вами будем не только получать знания, а, как настоящие ученые, будем их добывать.

 Давайте перенесемся в середину XXв. Мы ученые биологи, находимся в лаборатории, перед которой стоят вопрос «Изучить механизм биосинтеза белка».

Изучение нового материала в парах.

1я лаборатория

        Название: «Лаборатория транскрипции»

        Руководитель: Освальд Эйвери – исследовал реакции синтеза.

        Перед лабораторией ставится задача: Изучение реакций матричного синтеза с ДНК и образованием иРНК.

2я лаборатория

        Название: «Лаборатория трансляции»

        Руководитель: Английский ученый Френсис Крик (В будущем открыл двойную спираль, в 1962 г. Нобелевский лауреат.)

        Перед лабораторией ставится задача: Выяснение механизма синтеза белка из аминокислот.

Физкультминутка.

Просмотр видеоролика. Анализ результатов.

Анализ итоговой таблицы.

Закрепление знаний. Игра. Карточки:

ДНК 1

ААТ ГЦТ ЦГА ТАЦ ЦЦГ

ДНК 2

ТТА ЦГА ГЦТ АТГ ГГЦ

и РНК

ААУ ГЦУ ЦГА УАЦ ЦЦГ

рибосома

т РНК

УУА, ЦГА, ГЦУ, АУГ, ГГЦ

Асп, Ала, Арг, Тир, Про

  1. Удвоение ДНК (Соединить 2 цепи. По какому принципу вы нашли другую молекулу)

  2. Проведите процесс транскрипции (и РНК находит свои ДНК)

  3. Проведите процесс трансляции (т РНК ищет свою АК, соединяется с иРНК, рибосома соединяет АК в цепочку).

Решение задач

Задача

Пептид имеет АК последовательность

Фен- Глу – Арг – Цис – Иле – Арг

Напишите последовательность нуклеотидов участка молекулы ДНК, хранящего информацию об этом белке.

Рефлексия.

Продолжи фразу: на уроке было интересно …

Было трудно …

Я понял, что…

Теперь я могу…

Дом. задание.

Итог урока:

Воистину, чудес не бывает. Генетика развенчала одно из последних – чудо жизни. Или все-таки не развенчала? Ведь то, что все многообразие форм живого подчиняется одной системе удивительно. Разве нельзя считать это чудом? Изученным людьми, используемым людьми, но все-таки чудом?










1я лаборатория

        Название: «Лаборатория транскрипции»

        Руководитель: Освальд Эйвери – исследовал реакции синтеза.

        Перед лабораторией ставится задача: Изучение реакций матричного синтеза с ДНК и образованием иРНК.

        Вопросы:

  1. Какие факторы необходимы для биосинтеза?

  2. Что такое транскрипция?

  3. Какие принципы лежат в основе переписывания?

  4. Где происходит процесс транскрипции в клетке?

  5. Какова роль ферментов в данном процессе?

  6. Какова функция иРНК?

  7. Что такое промотор и какова его роль?

  8. Что такое терминатор и какова его роль?

Информационная карточка 1

Транскрипция

В начале 50-х годов XX века Ф. Крик сформулировал центральную догму молекулярной биологии ДНК=РНК=белок. Информация о белке находится на ДНК, на матрице ДНК синтезируется иРНК, которая является матрицей для синтеза белковой молекулы. Матричный синтез позволяет очень точно и быстро синтезировать макромолекулы полимеров, состоящие из огромного количества мономеров.

Транскрипция. В соответствии с принятыми соглашениями начало гена на схемах изображают слева. У некодирующей цепи молекулы ДНК левый конец 5’, правый 3’; у кодогенной, матричной цепи, с которой идет транскрипция, - противоположное направление. Фермент, отвечающий за синтез иРНК, РНК – полимераза, присоединяется к промотору, который находится на 3’ – конце матричной цепи ДНК и движется всегда от 3’ к 5’ концу. Промотор – определенная последовательность нуклеотидов, к которой

может присоединиться фермент РНК – полимераза. Необходим для того, чтобы синтез иРНК был начат строго в начале гена. Из свободных рибонуклеозидтрифосфатоф (АТФ, УТФ, ГТФ, ЦТФ), комплементарных нуклеотидам ДНК, РНК – полимераза образует иРНК. Энергия для синтеза иРНК содержится в макроэргических связях рибонуклеозидтрифосфатов. Период полураспада мРНК исчисляется часами и даже сутками, т.е. они достаточно стабильны. Транскрипция и трансляция у эукариот разобщены в пространстве и времени, транскрипция происходит в ядре и в одно время, трансляция происходит в цитоплазме и совсем в другое время. Для транскрипции необходимы: 1 – кодирующая цепь ДНК, матрица; 2 – ферменты, один из них РНК – полимераза.

















2я лаборатория

        Название: «Лаборатория трансляции»

        Руководитель: Английский ученый Френсис Крик (В будущем открыл двойную спираль, в 1962 г. Нобелевский лауреат.)

        Перед лабораторией ставится задача: Выяснение механизма биосинтеза (синтеза белка).

        Вопросы:

  1. Что такое трансляция?

  2. Что необходимо для данного процесса?

  3. Где происходит данный процесс?

  4. Что такое антикодон?

  5. Какова роль тРНК? Её строение, виды, значение для данного процесса.

  6. Что такое стартовый кодон и какова его роль?

  7. Что такое стоп кодон и какова его роль?

  8. Стадии процесса трансляции?

Информационная карточка 2

Трансляция

        Трансляция – процесс образования полипептидной цепи на матрице иРНК, или преобразование информации, закодированной в виде последовательности нуклеотидов иРНК, в последовательности аминокислот в полипептиде. Синтез белковых молекул происходит в цитоплазме или на шероховатой эндоплазматической сети. В цитоплазме синтезируются белки для собственных нужд клетки, белки, синтезируемые на ЭПС, транспортируются по ее каналам в комплекс Гольджи и выводятся из клетки.

        Органоиды, отвечающие за синтез белков в клетке – рибосомы. У эукариот рибосомы находятся в некоторых органоидах – митохондриях и пластидах (70-S рибосомы) и в цитоплазме: в свободном виде и на мембранах эндоплазматической сети (80-S рибосомы). Малая субчастица рибосомы отвечает за генетические, декодирующие функции; большая – за биохимические,  ферментативные. В малой субъеденице рибосомы различают функциональный центр (ФЦР) с двумя участками – пепетидильным (P – участок) и аминоацильным (A – участок).

        Синтез белка начинается с того момента, когда к 5’ – концу иРНК присоединяется малая субъеденица рибосомы. Затем происходит присоединение большой субчастицы рибосомы,  и в A – участок поступает вторая тРНК, чей антикодон комплементарно спаривается с кодом иРНК, находящимся в A – участке.

        Как только образовалась пептидная связь, метиониновая тРНК отсоединяется от метионина, а рибосома (за счет ГТФ) передвигается на следующий кодовый триплет иРНК. Трансляция идет до тех пор, пока на ФЦР не попадет стоп-кодон (УАА, УАГ или УГА), с которым связывается особый белковый фактор освобождения, белковая цепь отделяется от тРНК и покидает рибосому. Происходит диссоциация, разъединение субчастиц рибосомы.

        Скорость передвижения рибосомы по иРНК – 5-6 триплетов в секунду, на синтез белковой молекулы, состоящей из сотен аминокислотных остатков, клетке требуется несколько минут.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!