СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Россия - наша РОДИНА"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по ОРКиСЭ. Можно использовать на классных часах, уроках истории. Возраст учащихся 4, 5 класс.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Россия - наша РОДИНА"»

«Россия – наша Родина»

(методическая разработка урока: модуль «Основы светской этики»)

Цель: воспитание гражданственности и любви к Родине, формирование духовной культуры личности.

Задачи:

- формировать представление обучающихся о России как о великой и прекрасной стране с многовековыми культурным традициями;

- систематизировать знания школьников о государственной символике РФ;

- воспитывать уважение к народам, живущим в разных уголках нашей страны.

- прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны,

- учить овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, развивать коммуникативные и речевые действия учащихся.

Основные термины и понятия: Родина, Россия, Отечество, государственные символы, духовный мир человека, культурные традиции.

Оборудование: презентация, запись гимна России, учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика. 4класс». Выставка книг о России, символика России, репродукции картин, карточки с ключевыми словами, карта России, аудиозапись гимна Российской Федерации.

Планируемые результаты:

Предметные: характеризуют Россию как самое большое и многонациональное государство; знают государственные символы России (флаг, герб, гимн), знают название столицы; понимают чувства других людей и сопереживают им; принимают ценность семейной жизни; называют адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников, обязанности каждого члена своей семьи.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: делятся информацией о своей семье; обсуждают с одноклассниками вопросы о России.

Формы обучения: фронтальная и эвристическая беседы, индивидуальная и коллективная работа;

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель:

- Поговорим?

- Поговорим. О чём?

- О разном и о прочем,

О том, что знаешь ты,

А что – то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно.

- Добрый день! Меня зовут Татьяна Николаевна. Я рада приветствовать вас, ребята. Сегодня у нас первый урок по курсу «Основы светской этики», а неизвестное всегда настораживает, поэтому я вас прошу встать и крепко взяться за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать работать прямо сейчас?

- Садитесь, пожалуйста. Отправляемся в новый курс…

2. Актуализация знаний по теме «Россия – наша Родина»

песня «С чего начинается Родина»

- Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Совершенно верно наш первый урок мы посвятим нашей Родине. Начать наш разговор хочется с прекрасных слов, посвящённых Родине.

Ученица: Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.

Запись в тетради числа, темы урока.

- Что для вас значит Родина?

- Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? (ответы детей)

Учитель: - Какой же можно сделать вывод: наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!

- А мы с вами, что можем назвать малой Родиной? (наше село, деревню)

Учитель:

- Вы любите свою малую Родину?

- Когда вы уезжаете на время в другое место, скучаете ли по своему родному дому?

- Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны?

(Работа в парах) - Придумайте ласковое имя для своей малой Родины. Запишите на листочках, затем представите классу.

Учитель: - Кроме малой Родины у каждого человека есть и большая Родина.

- Как называется наша большая Родина? (РОССИЯ)

- Задумывались ли вы, откуда появилось такое название – «Россия»?

Об этом нам поведают отрывки из документов, их нам приготовили наши ребята.

1 Ученик: - В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.

2 Ученик: - Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

3 Ученик:

За ясные зори, умытые россами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия… Россия…

Раздолье… Равнины…

Берёзы босые, седые осины.

Всё дорого с детства,

Всё памятно с детства.

И всё же не можем никак наглядеться.

Учитель: - Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?

Дети: - Все мы – россияне! Жители РОССИИ.

Физминутка для глаз.

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперед -

Это мчится самолет...

Раз моргнули, два моргнули -

Наши глазки отдохнули!

Рассматриваем карту России.

- Что вы можете сказать о территории России? Какие реки, моря, озера, горы находятся на ее территории?

- Какие города вам известны?

- Покажите на карте столицу России.

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают.

Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь
над её территорией, то можно увидеть белоснежные толщи
льда Арктики, вольные степи и огромные поля пшеницы, холодную тундру, могучие реки. Гордость нашего народа – зелёный наряд России – её бескрайние леса.

Мы видим, как красива и богата наша страна. Мы испытываем чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, за свою землю и её историю.

Жить в такой стране хорошо!

А вот управлять таким государством очень не просто. Но человек, которого вы все знаете, справляется! Кто является главой нашего государства?

Беседа о символах России

- Вы, конечно, знаете, что Россия, как каждое государство, имеет свои символы. Назовите символы государства.

Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах и официальных документах. В нем отражена история государства.
Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России.
Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.
Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому цвету придаётся своё значение.

Белый цвет – цвет чистоты и надежды.

Красный – цвет крови, жизни.

Синий – цвет безоблачного мирного неба.

Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы
должны относиться к нему с уважением и почитанием.

Задание: (работа в парах) - Раскрасьте флаг Российской Федерации.

(Работы ребят крепятся на доске)

- Гимн в переводе с греческого языка «торжественная песнь». Гимн исполняется при открытии торжественных заседаний, при встрече зарубежных гостей правительством нашей страны, на Олимпийских играх. Его слушают и исполняют стоя. (Звучит фрагмент гимна РФ)

Физминутка:

В нашей стране горы высокие, (руки тянем вверх)

Реки глубокие, (нагибаемся к полу)

Степи широкие, (руки в стороны)

Леса большие, (руки вверх, колышем)

А мы - ребята вот такие! (большой палец вверх)

Учитель:

- Кроме официальных символов у государства могут быть и народные. Русская берёзка – неофициальный символ нашей Родины. Берёзу русские люди издавна отождествляют с Россией. Берёза воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Николай Рубцов

Закрепление изученного материала. (Игровой момент)

Упражнение «Подумаем о Родине».

Учитель:

- Как нужно заботиться о родине?

- Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет? Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

- человек вернулся из леса с букетом ландышей;

- сажает возле дома деревья;

- моет машину в реке;

- отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку;

- выбросил мусор в канаву возле дома;

- после отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку;

- возле дома посадил цветы;

- подошёл к дереву и сломал ветку.

Контроль. Раздаточный материал. (решите тест)

1) Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

1. Родина у человека, как мать, - одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

2. Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

3. Это позволяет комфортно жить.

2) Назовите официальные символы Росси?

1. Флаг, герб, гимн.

2. Флаг, герб, гимн, берёза.

3. Флаг, гимн, герб, президент.

3) В чём вы видите богатство нашей Родины?

1. В богатых и влиятельных людях.

2.В духовных традициях народов, которые живут на территории России.

3. В большой территории и природных ресурсах.

Итог

В память о нашей сегодняшней встрече дарю заповеди, которые вам нужно запомнить и следовать им в своей жизни всегда: (карточка каждому)

  • Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.

  • Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.

  • Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.

А теперь вы прикрепите на доску ваше впечатление о сегодняшнем занятии. Если понравился – солнышко; не понравился – тучку.

Как приятно, что на нашей доске сегодня только солнышки (по ситуации…)

Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание. К следующему занятию вам предстоит сделать одно задание по выбору:

1.Найти и записать пословицы о Родине.

2. Подобрать картинки «Маленькая родина».

3. Нарисовать сою «Маленькую родину».

4. Найти песни о Родине.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!