СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Русский народный костюм.Русская народная вышивка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Русский народный костюм.Русская народная вышивка"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Русский народный костюм.Русская народная вышивка"»

Методическая разработка интегрированного урока по предметам

изобразительное искусство и технология 

(программа: «Изобразительное искусство ФГОС  Б.М. Неменский ,5-8 классы», Москва «Просвещение» 2013)

Класс: 5 класс

Предмет: «Изобразительное искусство»

Тема  урока:  «Русский народный костюм. Русская народная вышивка».

Базовый учебник: «Изобразительное искусство». 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций Н.А. Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» ,5 класс, Москва «Просвещение», 2014

 

Цели деятельности педагога

Формировать представление о символике русской народной вышивки ,  умение моделировать фартук с элементами народного стиля; познакомить с историей ношения фартука и его видах; развивать творческую активность через применение полученных знаний на практике.

Тип урока

Урок открытия нового знания 

Основные понятия и термины

Одежда, русский народный костюм, фартук (передник), виды отделки, вышивка, орнамент, ритм, мотив, узор, символика цвета, художник – модельер.

Общеобразовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://slavyanskie-oberegi.su

http://moda-platya.ru

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, фронтальная, индивидуальная, групповая

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции: основных элементов русского народного костюма, эскизы фартуков с элементами народного стиля, русская народная вышивка с различными видами узоров, мотивов, орнаментов, презентация сопровождающая ход урока, о видах русской народной вышивки

Оборудование

Компьютер, мультимидийный проектор, презентации, бумага, художественные материалы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:  (объем освоения и уровень владения компетенциями)узнают значение понятия «орнамент», историю возникновения фартука как элемента русского костюма, символику русской народной вышивки

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентсного опыта/приобретенная компетентность) овладеют способностью понимать учебную задачу урока, самостоятельно планировать свою деятельность, представлять выполненную работу, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные:  имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, интерес и уважение к русским народным традициям.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные

действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Организационный момент

 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала. Проблемное изложение

Одежда – одно из древнейших изобретений человека. У первобытных людей материалом для одежды, кроме шкур, служили листья, трава и даже кора деревьев. Охотники и рыболовы часто использовали для изготовления одежды рыбью кожу и птичьи шкурки.

Со временем человек овладел искусством прядения и ткачества и начал изготавливать ткани специально для одежды, которая постепенно стала различной для мужчин и женщин, появилось также разделение одежды на будничную, т.е. повседневную, и праздничную.

 Чем же праздничная одежда отличаются от повседневной?

Учащиеся: Она красивая Наличием вышивки

Основой жизни каждой женщины всегда была домашняя работа. И, конечно, каждой был необходим фартук, который, образно говоря, так «прирос» к женской одежде, что стал её неотъемлемой частью.

  • Посмотрите о чем идет речь?

  • Учащиеся: О фартуке, о переднике.

Во многих национальных костюмах фартук – необходимый элемент.

Посмотрите на старинный русский костюм.

Сегодня на уроке вы узнаете о символике русской народной вышивки,

об истории ношения фартука и его видах; сами побываете в роли художника – модельера и научитесь выполнять эскиз фартука с элементами народного стиля.

Слушают учителя.

 

 









Отвечают на вопросы.

 

 









Осмысливают цель урока

 Фронтальная работа

Регулятивные:

определяют цель и проблему в учебной деятельности

Личностные :

самоорганизация, проявляют интерес к изучению нового материала

 

 

 Устные ответы

2.Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Символика русской народной вышивки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично поисковый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Что такое вышивка?

      Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Зачем украшают изделия вышивкой?
     Вышивка – это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

Что украшают вышивкой?

     Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода (скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники)

      Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды - обереговая.

       В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

       Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие разновременные пласты:

1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы;

 2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками;

3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю;

4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.

        В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

 Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.
Земля. Берегиня. в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица, предстающая то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и

мира в доме.
Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями.  Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром.

А теперь давайте, обратим внимание на цветовое решение вышивок.
Какие основные цвета преобладают в вышивках?

Ответы обучающихся - красный, белый
В языке народной символики цвету принадлежит, чуть ли не самая главная роль.
Белый цвет связывался с представлением о свете и небе, вселенная представлялась озаренной небесным светом (светить, сиять, блестеть). Белый цвет почитался как символ красоты, а источником красоты и жизни почитался свет – огонь.
Славяне почитали огонь началом высшей животворящей и самой жизни. 

Красный цвет – символ огня – в народном представлении благовидный, прекрасный, красивый (красно-солнышко, красна-девица).

1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зелёный – Растительность, Жизнь.
4) Чёрный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке

 

Слушают учителя.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 











Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Фронтальная ,групповая, индивидуальная работа

Личностные:

проявляют познавательную активность

Познавательные:

принимают активное участие в обсуждении нового материала,

умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникатив-ные :   владение речью, умение выражать мнение, соблюдают нормы коллективного общения; учатся задавать вопросы.

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение

3.Творческая практическая деятельность

Практический

 

 

 

 

 

 

 

Организация рабочего места

      В процесс производства одежды используются следующие виды профессий:

     Художник – модельер который придумывает и выполняет эскиз будущего изделия

     Художник – конструктор который разрабатывает конструкцию ,  чертит чертеж будущего изделия.

     Технологи которые разрабатывают последовательность сшивания частей изделия, очередность всех швов.

     Операторы швейного оборудования (швея)  выполняет готовое изделие.

 

      Переходим к практической части урока, где нам предстоит изготовить фартук в русском народном стиле, используя полученные знания. Вы побудите  в роли художника – модельера. При выборе рисунка орнамента используйте свое воображение и фантазию. 

      Работать будем в группах.

Определим план работы по выполнению творческого проекта «Изготовление фартука в русском народном стиле»:

1. Распределение обязанностей в группе.

2. Выполнение задания:

1 группа – использование готовых шаблонов: дерева жизни, цветов, плодов, птиц;

2 группа – выполнение полосок с орнаментом для украшения фартука;

3 группа – выполнение кружев их цветной бумаги.

3. Коллективная сборка элементов фартука.

4. Коллективное обсуждение названия работы.

5. Подведение итогов работы.

      Для выполнения работы нам понадобятся альбомный лист и художественные материалы.

      Приступаем к практической работе. Перед вами лежит оборудование: шаблон фартука, линейка, карандаши, ножницы, бумага, ткань, клей, кружево, тесьма, булавки ). Данные шаблоны фартуков вы должны оформить в виде передников в народном стиле. Удачи вам в творческой работе.

 

 

Слушают учителя.

 

Фронтальная,

индивидуальная работа

Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные :

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации

Личностные: формирование мотивации и  самомотивации  изучения темы,  развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление  технико – технологического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

 

Устные ответы.

Выполнение рисунка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение

4.Итоги урока. Рефлексия.

Беседа в форме «вопрос-ответ»

Итоговая выставка работ

- Проект «Изготовление фартука в русском народном стиле» выполнен. Ваша работа займёт достойное место в мини-выставке.

- Все ли задачи, поставленные вами, выполнены?

- Каково было назначение фартука в жизни наших предков?

- Какое значение имел фартук в народном костюме?

- Из какой ткани изготавливали передники? (из холста)

- Какими орнаментами украшались передники и что они символизировали?

- Чем декорировали (украшали) передники? (тесьмой, кружевом, вышивкой, лоскутом).

- Какие  типы фартуков напоминают эти  современные модели?(демонстрация выставленных современных моделей фартуков).

      Сколько мудрости в народных пословицах и поговорках! Выберите ту пословицу или поговорку, которая нравится вам и созвучна вашему участию в учебной работе

Землю солнце красит, а человека труд.

Только после доброго труда наступает добрый отдых.

Самое дорогое то, что сделано своим трудом.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

      Анализ практических работ; отметить наиболее удачные работы. Обсудить затруднения, возникшие в процессе работы.

Выставление оценок по результатам проделанной работы

Отвечают на вопросы.

Участвуют в обсуждении результатов работы. Рефлексия.

Фронтальная,

индивидуальная работа

Коммуникативные :

излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

Личностные :

вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам

 Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

 

Устные ответы

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010г. №1897).

  2. Н.А. Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» ,5 класс, Москва «Просвещение», 2014

  3. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков (авт.сост. А.В. Пожарская и др.) –Волгоград: Учитель,2010

  4. Артемьева, Е. Алешинский наряд . Серия: Традиционный костюм.- 2005.- №5.- С.5-34

  5. Работнова И. П., Яковлева В. Я., Русская народная вышивка, М., 1997;

  6. Рябцев Ю.С. История русской культуры Х1-Х11 веков.-М.:ВЛАДОС,1997.

  7. Н.В. Синица, В.Д.Симоненко 5 класс, Москва, Издательский центр  - «Вентана - граф» 2014г.

  8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство.- Обнинск: Титул,1996.

Интернет-ресурсы

  • Федеральный портал «Российское образование». – http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал Министерства образования РФ - http://school.edu.ru

  • Портал «Все образование».- http://catalog.alledu.ru

  • Старинные узоры русской вышивки: [Электронный ресурс] / http://lubimoe-delo.ru.







Ресурсный  материал к урока

 



 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!