1. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала. Проблемное изложение | Одежда – одно из древнейших изобретений человека. У первобытных людей материалом для одежды, кроме шкур, служили листья, трава и даже кора деревьев. Охотники и рыболовы часто использовали для изготовления одежды рыбью кожу и птичьи шкурки. Со временем человек овладел искусством прядения и ткачества и начал изготавливать ткани специально для одежды, которая постепенно стала различной для мужчин и женщин, появилось также разделение одежды на будничную, т.е. повседневную, и праздничную. Чем же праздничная одежда отличаются от повседневной? Учащиеся: Она красивая Наличием вышивки Основой жизни каждой женщины всегда была домашняя работа. И, конечно, каждой был необходим фартук, который, образно говоря, так «прирос» к женской одежде, что стал её неотъемлемой частью. Посмотрите о чем идет речь? Учащиеся: О фартуке, о переднике. Во многих национальных костюмах фартук – необходимый элемент. Посмотрите на старинный русский костюм. Сегодня на уроке вы узнаете о символике русской народной вышивки, об истории ношения фартука и его видах; сами побываете в роли художника – модельера и научитесь выполнять эскиз фартука с элементами народного стиля. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Осмысливают цель урока | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности Личностные : самоорганизация, проявляют интерес к изучению нового материала | Устные ответы |
2.Изучение нового материала | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Символика русской народной вышивки» Частично поисковый | Что такое вышивка? Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Зачем украшают изделия вышивкой? Вышивка – это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа. Что украшают вышивкой? Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода (скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники) Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды - обереговая. В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье. Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие разновременные пласты: 1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы; 2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками; 3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю; 4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды. Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком. Земля. Берегиня. в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду. Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица, предстающая то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме. Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием. Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок. Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром. А теперь давайте, обратим внимание на цветовое решение вышивок. Какие основные цвета преобладают в вышивках? Ответы обучающихся - красный, белый В языке народной символики цвету принадлежит, чуть ли не самая главная роль. Белый цвет связывался с представлением о свете и небе, вселенная представлялась озаренной небесным светом (светить, сиять, блестеть). Белый цвет почитался как символ красоты, а источником красоты и жизни почитался свет – огонь. Славяне почитали огонь началом высшей животворящей и самой жизни. Красный цвет – символ огня – в народном представлении благовидный, прекрасный, красивый (красно-солнышко, красна-девица). 1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. 2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила). 3) Зелёный – Растительность, Жизнь. 4) Чёрный – Земля. 5) Золотой – Солнце. 6) Синий – Небо, Воды. 7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Фронтальная ,групповая, индивидуальная работа | Личностные: проявляют познавательную активность Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала, умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникатив-ные : владение речью, умение выражать мнение, соблюдают нормы коллективного общения; учатся задавать вопросы. | Устные ответы Устные ответы Наблюдение |
3.Творческая практическая деятельность | Практический Организация рабочего места | В процесс производства одежды используются следующие виды профессий: Художник – модельер который придумывает и выполняет эскиз будущего изделия Художник – конструктор который разрабатывает конструкцию , чертит чертеж будущего изделия. Технологи которые разрабатывают последовательность сшивания частей изделия, очередность всех швов. Операторы швейного оборудования (швея) выполняет готовое изделие. Переходим к практической части урока, где нам предстоит изготовить фартук в русском народном стиле, используя полученные знания. Вы побудите в роли художника – модельера. При выборе рисунка орнамента используйте свое воображение и фантазию. Работать будем в группах. Определим план работы по выполнению творческого проекта «Изготовление фартука в русском народном стиле»: 1. Распределение обязанностей в группе. 2. Выполнение задания: 1 группа – использование готовых шаблонов: дерева жизни, цветов, плодов, птиц; 2 группа – выполнение полосок с орнаментом для украшения фартука; 3 группа – выполнение кружев их цветной бумаги. 3. Коллективная сборка элементов фартука. 4. Коллективное обсуждение названия работы. 5. Подведение итогов работы. Для выполнения работы нам понадобятся альбомный лист и художественные материалы. Приступаем к практической работе. Перед вами лежит оборудование: шаблон фартука, линейка, карандаши, ножницы, бумага, ткань, клей, кружево, тесьма, булавки ). Данные шаблоны фартуков вы должны оформить в виде передников в народном стиле. Удачи вам в творческой работе. | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная работа | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; структурировать знания; Коммуникативные : вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико – технологического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Устные ответы. Выполнение рисунка. Наблюдение |
4.Итоги урока. Рефлексия. | Беседа в форме «вопрос-ответ» Итоговая выставка работ | - Проект «Изготовление фартука в русском народном стиле» выполнен. Ваша работа займёт достойное место в мини-выставке. - Все ли задачи, поставленные вами, выполнены? - Каково было назначение фартука в жизни наших предков? - Какое значение имел фартук в народном костюме? - Из какой ткани изготавливали передники? (из холста) - Какими орнаментами украшались передники и что они символизировали? - Чем декорировали (украшали) передники? (тесьмой, кружевом, вышивкой, лоскутом). - Какие типы фартуков напоминают эти современные модели?(демонстрация выставленных современных моделей фартуков). Сколько мудрости в народных пословицах и поговорках! Выберите ту пословицу или поговорку, которая нравится вам и созвучна вашему участию в учебной работе Землю солнце красит, а человека труд. Только после доброго труда наступает добрый отдых. Самое дорогое то, что сделано своим трудом. С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся. Анализ практических работ; отметить наиболее удачные работы. Обсудить затруднения, возникшие в процессе работы. Выставление оценок по результатам проделанной работы | Отвечают на вопросы. Участвуют в обсуждении результатов работы. Рефлексия. | Фронтальная, индивидуальная работа | Коммуникативные : излагают свое мнение в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания Личностные : вырабатывают доброжелательное отношение к своим товарищам Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. | Устные ответы |