Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах
Цель:
1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.
2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.
3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям.
Ход урока
1. Повторение предыдущей темы.
Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
Задание: Е И
Приехать | | Претихий |
приблизиться | | предобрый |
прехороший | | приподняться |
пристроить | | прийти |
престранный | | преодолеть |
приклеить | | приказать |
прибыть | | приобрести |
2. Объяснение новой темы.
Слова на доске (двое у доски, у остальных карточки)
З..ри з..ря
Г..реть з..гар
К..сание к..снуться
Зам..рать зам..реть
Предл..гать предл..жить
В..лна м..чи
..кно гр..за
Общ..житие лес..руб
-Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке
– Какие слова называются сложными? (состоящие из 2-х или несколько корней)
– Как образуются сложные слова? (при помощи суффикса – суффиксальный, приставки – приставочный, суффикса и приставки – приставочно-суффиксальный, путем отсечения морфем – безсуффиксный, сложение основ (о-е), сложение слов, переход из одной части речи в другую)
О/А сам .. лет пар ... воз Пар ... ход | | Е/И каш ... вар стал ... вар кон ... вод мор ....ход |
Слово учителя:
- Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?
- Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 119).
- Сформулируйте тему урока. Где пригодятся эти знания?
(Вывод делают сами учащиеся).
3. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О и Е».
Составить опорную схему ( кластер) на изученное правило ( таблица на доске)
4. Чтение правила (стр. 119)
5. Контроль за пониманием темы (вырезать и составить слова)
Водопад, пчеловод, садовод, пулемет, газопровод, ледокол, паровоз, лесоруб
(вода+падать, пчела+заводить, сад+заводить,пуля+метать, газ+проводить, лед+колоть, пар+возить, лес+рубить)
1. Творческая работа.
Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).
Пить чай | | (чаепитие) |
помогать взаимно | | (взаимопомощь) |
любить труд | | (трудолюбие) |
люди одной фамилии | | (однофамильцы) |
тот, кто ходит пешком | | (пешеход) |
старший класс | | (старшеклассник) |
2. Работа с учебником.
Упражнение 215.
3. Творческая работа.
Представьте себе, что вы взрослые и работаете по профессии, которую выбрали сам. Какими качествами должен обладать человек каждой профессии?
1. Любить труд (трудолюбивый)
2. Любить знания (любознательный)
3. Помогать взаимно (взаимопомощь)
4. Стремиться к цели (целеустремленный)
Составь предложения. Объясни знаки препинания.
4. Попутное повторение.
Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.
Ленивый ученик – добросовестный.
Серьезный юноша – легкомысленный.
Однообразное движение – многообразное.
Враждебное отношение – доброжелательное.
5.Работа с карточками. Проверь себя
Пар…ходство | о | Растен…водство | е | Олен…водство | е | Басн…писец | о | Власт…любие | о | Кон...водство | е | Песн...пение | о | Прав...писание | о | | Вод…пой | о | Язык...знание | о | Стал...вар | е | Гряз…лечение | е | Хлеб...резка | о | Газон...косилка | о | Птиц...лов | е | Пеш…ход | е | |
6. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках)
Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.
Печка на колёсах.
Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.
Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)
1)___________________________ | 2)______________________ |
3)___________________________ | 4)______________________ |
5)___________________________ | 6)_______________________ |
Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.
6. Закрепление.
1. На доске перемешаны слова, нужно соединить их правильно
пыль | | хранить |
овощ | | тушить |
огонь | | сосать |
телевидение | | плавать |
море | | передача |
три | | бороться |
земля | | мерить |
Задание.
К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
Примечание: можно провести параллель с темой «Словосочетание».
2. «Диктант-молчанка». Угадай слово.
Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения.
Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая очищает дорогу от снега.
3. Работа с учебником.
Упражнение 217.
4. Кроссворд. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
7. Рефлексия
Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
- Что нового вы узнали?
- Достигли ли мы цели урока?
Упражнение «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
8. Домашнее задание (по выбору учащихся)
Правило на стр. 119.
Упражнение № 216.
Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.