СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 5 классе "Зачем человеку письмо?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 5 классе "Зачем человеку письмо?"»

 Мы продолжаем разговор о языке, ведь именно он является для нас предметом изучения. - Вспомним виды речи (подсказка на стр.11) - Чем отличается письменная и устная речь? - Как вы думаете, какая речь появилась раньше?

Мы продолжаем разговор о языке, ведь именно он является для нас предметом изучения.

  • - Вспомним виды речи (подсказка на стр.11)
  • - Чем отличается письменная и устная речь?
  • - Как вы думаете, какая речь появилась раньше?
- А что бы было, если бы не появилась письменность?

- А что бы было, если бы не появилась письменность?

Зачем людям письмо?

Зачем людям письмо?

Эпиграф (с.23)   -Как понимаете первую часть высказывания? -Вторую часть высказывания? -Найдите в эпиграфе слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.

Эпиграф (с.23)

-Как понимаете первую часть высказывания?

-Вторую часть высказывания?

-Найдите в эпиграфе слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.

ОТВЕТ:  Письмо  придаёт  прочность  побеждает

ОТВЕТ:

Письмо

придаёт

прочность

побеждает

Письмо - 1. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. 2. Умение писать. 3.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

Письмо -

1. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.

2. Умение писать.

3.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

- В каком значении слово «ПИСЬМО» употребляется в теме урока?

- В каком значении слово «ПИСЬМО» употребляется в теме урока?

Работа с лингвистическим текстом (у.51):   Прочитайте текст вслух, соблюдая интонацию. Выполните задание №3, 4.

Работа с лингвистическим текстом (у.51):

  • Прочитайте текст вслух, соблюдая интонацию.
  • Выполните задание №3, 4.

Подведём итог:   Зачем людям письмо?

Подведём итог:

Зачем людям письмо?

Домашнее задание:   & 11 Упражнение 52

Домашнее задание:

& 11

Упражнение 52

ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА

ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА

Отгадай загадку…  Если б не было его, не сказал бы ничего.  

Отгадай загадку…

Если б не было его, не сказал бы ничего.  

Что такое язык? “ Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”. (Л.В. Успенский)

Что такое язык?

Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.

(Л.В. Успенский)

Слово «РЕЧЬ» Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь. Звучащий язык. Русская речь музыкальна. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать. Публичное выступление . Выступать с речью.  

Слово «РЕЧЬ»

  • Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
  • Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
  • Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
  • Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
  • Публичное выступление . Выступать с речью.

 

 «СЛОВО» Единица языка служащая для наименования понятий предметов лиц действий состояний признаков связей отношений оценок . Происхождение слов Речь способность говорить . Дар слова . Разговор, беседа что-то сказанное . Понять друг друга без слов. Публичное выступление, речь. Вступительное слово

«СЛОВО»

  • Единица языка служащая для наименования понятий предметов лиц действий состояний признаков связей отношений оценок . Происхождение слов
  • Речь способность говорить . Дар слова .
  • Разговор, беседа что-то сказанное . Понять друг друга без слов.
  • Публичное выступление, речь. Вступительное слово

 «ЯЗЫК» Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе . Великий русский язык. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык животных. Язык дорожных знаков .

«ЯЗЫК»

  • Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе . Великий русский язык.
  • Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
  • Речь, способность говорить. Лишиться языка.
  • Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык животных. Язык дорожных знаков .

Различаем значение слова «речь» 1) Отовсюду были слышны поздравительные речи.  2) Об этом не может быть и речи. 3) У этого мальчика затруднительная речь. 4) Звучит многоязычная речь.  5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью. 6) О чем речь?

Различаем значение слова «речь»

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи.

2) Об этом не может быть и речи.

3) У этого мальчика затруднительная речь.

4) Звучит многоязычная речь.

5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью.

6) О чем речь?

Словарная работа  Эзоп, Ксанф, Древняя Греция, предание

Словарная работа

Эзоп, Ксанф, Древняя Греция, предание

Работа с текстом – Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие? – Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.

Работа с текстом

Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?

Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.

Л.Н. Толстой о слове  “ Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?” Что объединяет высказывание Эзопа и Л.Н. Толстого? К чему призывает Л.Н. Толстой?

Л.Н. Толстой о слове

Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”

  • Что объединяет высказывание Эзопа и Л.Н. Толстого?
  • К чему призывает Л.Н. Толстой?

Пословицы о языке Язык до Киева доведет. Мал язык, да всем телом владеет. Велик и могуч русский язык. Длинный язык с умом не в родстве. Не ножа бойся, а языка. Не спеши языком, торопись делом.

Пословицы о языке

  • Язык до Киева доведет.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Велик и могуч русский язык. Длинный язык с умом не в родстве.
  • Не ножа бойся, а языка.
  • Не спеши языком, торопись делом.

Фразеологизмы о языке Язык вывихнешь Язык заплетается Язык на плече Язык не ворочается Язык не поворачивается Язык отсохнет (отсох)

Фразеологизмы о языке

  • Язык вывихнешь
  • Язык заплетается
  • Язык на плече
  • Язык не ворочается
  • Язык не поворачивается
  • Язык отсохнет (отсох)

 Домашнее задание ПО ВЫБОРУ: Написать 5 фразеологизмов о языке и речи. Составить с ними 2 предложения. Написать сочинение – миниатюру по одной из пословиц, записанных на уроке.

Домашнее задание

ПО ВЫБОРУ:

  • Написать 5 фразеологизмов о языке и речи. Составить с ними 2 предложения.
  • Написать сочинение – миниатюру по одной из пословиц, записанных на уроке.
Использованные ресурсы http://images.yandex.ru/yandsearch?text= Русские%20лингвисты& uinfo=sw-1080-sh-528-fw-854-fh-448-pd-1 2. http://images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=35&source=psearch&text= Русские%20словари 3. http://www.wisdoms.ru/146.html 4. http://www.razumniki.ru/frazeologizmy.html

Использованные ресурсы

  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text= Русские%20лингвисты& uinfo=sw-1080-sh-528-fw-854-fh-448-pd-1

2. http://images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=35&source=psearch&text= Русские%20словари

3. http://www.wisdoms.ru/146.html

4. http://www.razumniki.ru/frazeologizmy.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!