Тема. С чего начинается Родина?
Цели: познакомить с новой интересной информацией о том месте, где родился и живешь, закрепить знания о символике ДНР, развивать творческое воображение учащихся, желание больше узнавать о родном крае, воспитывать чувства патриотизма, любви к родному краю, любовь к природе родного края.
Оборудование: запись песни « С чего начинается Родина?», символика ДНР, карта, дерево с листочками, пословицы, иллюстрации достопримечательностей Донбасса, коробочка с надписью Родина, фишки.
Ход урока
Организационный момент.
Вот и пролетели летние каникулы, и мы снова собрались вместе в нашей любимой школе, на первый урок в новом учебном году. Давайте узнаем, все ли здесь собрались и готовы в путь за новыми знаниями.
- Я прошу встать наших милых и обаятельных девочек.
- А теперь прошу встать наших серьёзных и мужественных мальчиков.
- Похлопайте те, у кого темные волосы.
- Потопайте те, кто родился зимой.
- Погладьте себя те, кому нравится осень.
- Покружитесь те, кто любит танцевать.
- Пощелкайте пальчиками, кто скучал по школе, своим одноклассникам.
Вы заметили, что все мы с вами отличаемся друг от друга. У нас разные привычки, вкусы, интересы, мнения. А ещё в школе учатся дети разного возраста, роста, внешности. Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
_ Как вы считаете, что может нас объединять?
( Дети высказывают свои предположения).
Сообщение темы и цели урока.
Да, все мы – жители Донецкой Народной Республики. Это наш родной край – край индустриального труда, пшеничных полей, а также край трудолюбивых и талантливых людей.2018 год объявлен годом Истории Донбасса.
Мы сегодня будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на земле. Эта тема близка каждому, будь то ребёнок или взрослый человек, бедняк или богач, житель города или села. Отгадайте загадку и узнаете, о чем пойдет речь.
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь – скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? ( Родина)
- Какие цели мы ставим перед собой?
- Наш урок называется « С чего начинается Родина?»
- Сегодня мы с вами постараемся разобраться, что же такое Родина и с чего она начинается.
III. Работа по теме урока
1. Ассоциативный куст
- У меня в руках коробочка. На ней написано слово « Родина». Она пока пуста. Давайте попробуем её наполнить. У вас на кушетках лежат фишки. Вы будете называть слово и опускать фишку в коробочку. Продолжите фразу « Родина для меня – это……»
- Наша коробочка уже не пуста. Видите, как много теплых слов вы подобрали. В знак уважения слово « Родина» принято писать с большой буквы.
2. Беседа
Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Это леса и поля, моря и реки, города и сёла, люди, живущие рядом с тобой.
- У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился и где всё кажется ему особенным и родным.
- Так с чего же начинается Родина? Давайте прослушаем песню Марка Бернеса « С чего начинается Родина» и попробуем найти ответ на этот вопрос. ( Дети называют слова после прослушивания песни)
3. Символика
- У каждой страны есть своя символика. Назовите главные символы?
( Гимн, герб. флаг).
Дети отгадывают из предложенных 3-х вариантов герб ДНР.
Называют цвета флага и объясняют, что обозначает каждый цвет.
IV.Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Достопримечательности Донбасса
Дети рассматривают иллюстрации и рассказывают то, что им известно о этих достопримечательностях, называют место, где они уже были, что хотели бы посетить.
2. История происхождения слова «Родина»
Слово « Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
Родители – отец и мать, у них рождаются дети. Родня – родственники. Народ- нация, жители страны. Каждое слово дорого и близко нашему сердцу. Семья и Родина неразделимы.
Слушание стихотворения « Что Родиной моей зовется?»
- Почему Родину называют матерью?
Работа с пословицей:
Одна у человека мать, одна у него и Родина
- Как вы её понимаете?
3. Игра « Собери пословицу»
На доске части пословиц о Родине, которые нужно собрать.
Жить- Родине служить.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Своя земля и в горсти мила.
4. Игра « Что отдашь земле родной?»
_ Родина, как огромное дерево с множеством листочков. Листья- это каждый из нас. Все, что мы делаем доброго, прибавляет деревцу силу. Давайте подумаем, что полезного и важного можем сделать мы для своего родного края. Напишите свои мысли на листочках и прикрепите их к нашему дереву.
Вот так. Плечом к плечу, как на дереве лисик к листику. Мы будем творить историю нашей страны, нашей родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтите её символы, гордитесь своей Родиной. Вы – надежда и будущее нашей страны. Всё в ваших руках!
VI. Рефлексия
Методика незаконченных предложений
Моя Родина – это……..
Мне хотелось, чтобы моя родина была самой……
Когда я вырасту, я хочу…….
Я не хочу, чтобы моя родина…….
2. Составление синквейна
Родина
Красивая, родная
Любит, защищает, заботится
Родина у всех одна
Отечество, родной край, Отчизна