СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока с элементами исследовательской деятельности.Окружающий мир.3 класс.Тема "Органы чувств".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир " с элементами исследовательской работы.Тема " Органы чувств".3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока с элементами исследовательской деятельности.Окружающий мир.3 класс.Тема "Органы чувств".»

МБОУ «Михайловская средняя школа»









Конспект открытого урока

по предмету «Окружающий мир»

в 3 классе



Тема: «Органы чувств»



Подготовила

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Турубара Елена Викторовна




2015г.



Тип урока: открытие нового знания

Цели:

- создать условия для формирования понятия «органы чувств»,

показать роль и специфику разных органов чувств, их функции;

- способствовать развитию интереса в познании самого себя;

-развивать мышление, речь, познавательные интересы;

- содействовать воспитанию чувства коллективизма, ответственности перед товарищами при работе в группе, самостоятельность.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения



Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов, оалвдевать начальными формами исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



Личностные УУД: формулировать правила личной гигиены, здорового образа жизни, осознавать ответственность за свою жизнь.


Оборудование: оборудование для опытов, карточки с заданиями, оценочные листы.




Ход урока

Этапы урока /

Содержание урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный

момент.

.

1)Эмоционально-психологический

настрой

1 мин.

2) Организация

рабочих мест.



II.Актуализация

опорных знаний

мин.


1)беседа









2) Повторение материала предыдущего урока. Тест «Да-нет»








III.Мотивационно-целевой этап.

1)проблемный диалог







2) формулирование темы урока



3)целеполагание



V.Открытие нового знания



1) исследовательская работа в группах
















































2) презентация работы групп











3) речевая


рефлексия





4) физкультминутка



5) Работа в парах

«Правила личной гигиены».











VI.Первичное закрепление




VII.Подведение итогов. Рефлексия












VIII.Домашнее задание







-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь, пожалуйста, и поздоровайтесь с ними.

Встаньте ровно, глубоко вдохните, расправьте плечи, выдохните и улыбнитесь своему соседу, мысленно пожелав ему успеха. Садитесь на свои места.

-Проверьте, все ли необходимое для урока лежит перед вами: учебник, ручка, оценочный лист, карточка с заданием.

Напоминаю,что в течение урока за каждое задание вы будете выставлять оценки в оценочный лист


-Какой раздел учебника «Окружающий мир» мы начали изучать?

- С какой темой познакомились на предыдущем уроке?

-Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.

Перед вами лист с цифрами от 1 до 7. Это номера утверждений, которые я буду зачитывать. Если вы согласны с ними, напротив номера ставите «плюс», если нет- «минус»

1.Органы, выполняющие общую работу, образуют систему органов. +

2.Сердце-орган кровеносно-сосудистой системы. +

3.Строение тела человека изучает наука зоология. –

4.Человек дышит с помощью легких. +

5.Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и сосудов. -

6.Нервы похожи на белые шнуры и нити, по ним идут сигналы в мозг и обратно к органам. +

7.Печень-орган дыхательной системы. -


-Поменяйтесь работами с соседом. Проверьте, пользуясь ключом. (На доску вывешиваются правильные ответы)

-У кого нет ни одной ошибки, поставьте – «5».У кого 1-2-поставьте –«4».У кого 3 -4- «3».Выставьте оценку в оценочный лист напротив задания 1.

Какой вопрос вызвал у вас затруднение?

-Перед вами силуэт человека. Давайте попробуем его «оживить», обеспечив жизненно важными системами органов. (Последовательно на силуэт крепятся схемы опорно- двигательной, нервной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной и мочевыделительной систем.)

-Может ли наш человек существовать в таком виде? Каких органов ему не хватает?

-Дайте этим органам общее название.

-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока: Органы чувств. (Запись на доске)


-Какие цели вы можете поставить для себя на этот урок?

(по мере формулирования, задачи записываются на доске)

- Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо провести настоящее исследование.

- Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его ОРГАНИЗМ. Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его ОРГАНЫ.


-  Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

1. Выслушай задание.
2. Подумай сам
3. Обсуди с товарищами.
4. Ответь.

- Итак, приступим.

Все группы получают карточку с заданием и работают одновременно. По итогам работы вам необходимо заполнить таблицу.

Название органа

Название чувств



Функция органа










1 группа.

Опыт № 1

Оборудование: 3 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по – одному ватному диску, пропитанному ароматами:
1) духов;
2) лимона;
З) чеснока;.




2 группа. Опыт № 2

Оборудование: по 1 стакану на каждого ученика с бесцветной, прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд.


- Какой ОРГАН помог определить вкус?
ЯЗЫК
- Дайте научное определение этому органу.


3 группа. Опыт № 3

Игра «Узнай, что в корзинке».

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру( клубок, яблоко.). Корзинка закрыта салфеткой.

Что ты чувствуешь? Можешь ли ты узнать предмет?

4 группа. Опыт № 4

Найдите отличия между картинками. Сколько отличий вы нашли? С помощью какого органа нам удалось найти отличия?

По ходу заполнения таблицы учитель дает информацию об интересных фактах об органах чувств «Это интересно» (Приложение № 3).


Опыт № 5

Опыт проводится вместе со всем классом. Воспроизводится любой звук, чтобы не был виден его источник. Какой звук вы услышали. С помощью какого органа?


А теперь подведём итог нашей исследовательской работе.


Проговаривание основных теоретических положений.

- Оцените свою работу группе.

-Какие возникли трудности во время проведения опыта?

-Кто из ребят вашей группы активнее всего работал?



Оцените свое участие в исследовательской работе.

Игра на внимание « Глаза, уши, нос, коленки», гимнастика для мышц шеи «Буратино».

Учитель показывает детям корзинку со средствами личной гигиены.

- Определите, какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока.

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача

- сформулировать правило гигиены, соответствующее каждой фотографии и записать его под ней. В случае затруднения можно обратится к основному источнику знаний для ученика-УЧЕБНИКУ. На с.126-128 вы найдете подсказки.

Выступление ученика. Обсуждение работы


Сейчас вы сможете оценить свои достижения по теме.

Перед вами итоговый тест. Вам необходимо выбрать правильный ответ.

(Приложение№ 2)


-Над какой темой работали?


  • Проанализируйте выполнение задач урока.

  • Какие были затруднения?

-Какое настроение было преобладающим на уроке?

  • Довольны ли вы своей работой? Достигли ли вы поставленной цели?

  • -Что пока не удалось?

  • -Сколько органов чувств у человека? Их столько, сколько лучей у звезды на ваших бейджиках.

  • Прикрепите «звезду чувств» на общей лестнице успеха на том уровне, на каком вы усвоили тему «Органы чувств».


-Определите для себя уровень домашнего задания.

  • Спасибо за урок.










Проверяют наличие необходимых принадлежностей.



Ответы:

-«Мы и наше здоровье».

-«Организм человека»









Ставят соответствующие утверждениям знаки.





Дополняют схему. Формулируют тему урока


Взаимопроверка. Самостоятельное

оценивание выполненной работы в оценочном листе.



Находят схему системы органов и крепят на силуэт.

Отвечают: кожи, глаз, ушей, языка, носа.

-Органы чувств.









Формулируют цели и задачи урока.














Повторяют правила работы в группах








Проводят практическую работу, формулируют выводы










Проведение опыта: каждый ученик в группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

После проведения данного опыта делается вывод об органе обоняния – носе.


















Представитель каждой группы сообщает о

Проделанной работе и делает вывод.









Выставляют отметку в оценочном листе.







.















Выставляют оценку своему напарнику.




Выполняют тест. Пользуясь ключом, оценивают выполненную работу и выставляют оценку в оценочный лист.













Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою работу


Выбирают домашнее задание.


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ


Задания для исследовательской работы

Приложение №1


1 группа.


  1. Можно ли определить, что находится в стаканах на глаз?

  2. Соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определите, что находится внутри по запаху.

  3. Сделайте вывод, с помощью чего вы определили вещества, находящиеся в стаканах.




2 группа.


  1. Можно ли определить, что находится в стакане по цвету? Запаху?

  2. Определите, что в стакане другим способом.

  3. Сделайте вывод.


3 группа.


  1. Можно ли определить, что находится в корзине по виду? Запаху? Вкусу?

  2. Каким способом можно это сделать?

  3. Сделайте вывод, с помощью чего вы определили предметы.


4 группа.

1.Найдите отличия между картинками.

2.Сколько отличий вы нашли?

3.С помощью какого органа нам удалось найти отличия?



Приложение №2

Тест «Органы чувств»

1.Сколько органов ты знаешь?

А) 7

Б) 6

В) 5


2.Соедини линиями органы и их названия


Глаза орган осязания

Уши орган вкуса

Нос орган зрения

Кожа орган обоняния

Язык орган слуха


3. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

А) без кишечника

Б) без головного мозга

В) без селезенки


4. Какой орган помогает отличить по запаху чеснок от лимона?

А) кожа

Б) нос

В) язык


5. Кожа является органом…

А) Дыхания

Б) Осязания

В) Обоняния



6.Какой орган чувств для человека является главным?

А) Глаза

Б) Нос

В) Уши

Г) Все равнозначны

7.Прочитайте и вставьте пропущенные слова.


1.Каждый раз перед едой нужно _____________.

2.Нельзя слушать __________музыку.

3.Телевизор нужно смотреть с расстояния ______ метра.

4.Незнакомые предметы и вещества ________ нюхать и пробовать.

5.Во время письменных работ свет должен падать с ________ стороны.





Ключ для проверки задания 7


  1. Мыть руки

  2. громкую

  3. 2-3 метра

  4. нельзя

  5. левой


Приложение № 3


Будьте осторожны! Не вдыхайте аромат незнакомых растений.


Купина неопалимая


Небольшой род из семейства Рутовых (Rulaceae) включает 6 внешне похожих видов, распространенных от Средиземноморья до Дальнего Востока. Хотя латинское название Dictamnus происходит от слов dicte — одна из гор Крита и lhamnos — кустарник, это растение более известно под народным названием Неопалимая купина. Ясенец покрыт железками, вырабатывающими эфирные масла. Во время цветения в тихую солнечную погоду испаряющиеся масла могут вспыхнуть от зажженной спички. Само растение при этом не пострадает. В условиях нашего сравнительно прохладного и влажного климата подобное явление можно наблпюдать крайне редко.

К этому растению ни в коем случае нельзя прикасаться и нюхать! Особенно опасны именно цветы и коробочки с семенами. В момент прикосновения человек ничего не чувствует (в этом главный подвох), но потом, часов через 12 кожа в месте прикосновения краснеет, покрывается волдырями и образуется страшного вида химический ожог второй степени. Через некоторое время волдыри лопаются, открывая обнаженное мясо. Клетки ясенца выделяют не просто эфирные масла, а вещества нарывного действия, подобные иприту. Пузыри и волдыри сменяются язвами, может повыситься температура, которая сопровождается сильной слабостью. Ожоги со временем заживут, но бесследно не исчезнут, останутся малоэстетичные рубцы и шрамы, обширные темные пятна, которые держатся еще около года. Поражение кожи на большой поверхности опасно для жизни. Все это происходит в солнечную погоду, в пасмурный день ясенец безопасен.


Знаете ли вы, где находятся уши у кузнечика?


В 1957 г. американскому биологу Гэскеллу удалось найти "уши" кузнечиков. Кто бы мог подумать, что звукочувствительные органы этого насекомого расположены на ногах, вернее, на голенях передних лапок и имеют вид двух узких щелей.
Не менее экстравагантные "уши" и у бабочек: у дневных они расположены в основании передних крыльев, у ночных - между грудью и брюшком. Да и другие насекомые, как оказалось, имеют "уши" в самых неожиданных местах: на груди, на усиках, на хвостовых нитях и т. д. В общем, кто во что горазд

Интересные факты о носе.

Нос у человека растет всю жизнь. Этот факт был подтвержден  учеными из Швейцарии, которые исследовали  2500 носов  у разных людей. В ходе исследований было установлено, что у мужчины в 97 лет  он длиннее примерно на 0,8 см, чем у 30-летнего. Теперь становится понятным, почему  в русских народных сказках долгожитель Кощей  Бессмертный   имел такой  длинный нос.

Мы дышим, когда спокойны,  со скоростью 2,4 километров час, а когда человек чихает,  скорость движения воздуха  в носу возрастает до 170 километров в час.

У левой половины носа  более высокая острота обоняния, чем у правой. Объясняется это тем. Что перегородка между двумя половинками носа  имеет естественное искривление, причем у подавляющего количества  людей она искривлена вправо.

Новорожденные   чувствуют  запахи намного острее, чем взрослые. Но уже в первый  год жизни они теряют  остроту обоняния  на 50%

Самая толстая кожа

В мире есть довольно сильные животные с очень толстыми шкурами. Например, как мы уже упоминали, кожа крокодилов довольно толстая и очень прочная. Кожа носорогов плотная и грубая. То же самое можно сказать о китовой акуле – её кожа является одной из самых толстых в мире и её толщина составляет 15 сантиметров! 

Однако её толщина не составляет даже половины толщины мясистой кожи кашалота. Кожа Моби Дика может достигать 35 сантиметров в толщину. Это не может не впечатлять. Однако когда вы подумаете о том, что кашалоты охотятся на огромных антарктических гигантских кальмаров, обладающих щупальцами, усеянными острыми, как лезвие бритвы шипами, становится вполне понятно, зачем кашалотам нужна такая толстая кожа. 

Между прочим, кашалоты также обладают самыми крупными зубами и самым большим объёмом мозга из всех животных. Для сравнения: длина зубов мегалодона, самой крупной акулы, когда-либо обитавшей на Земле, составляла 17 сантиметров. Зубы кашалоты обладают точно такой же длиной. 


Приложение №4


Оценочный лист __________________________________



ЗАДАНИЕ

ОЦЕНКА

1.

Проверка домашнего материала. Тест«Системы органов человека»



2.

Исследовательская работа в группе.



3.

Работа в паре. « Правила личной гигиены »


4.

Тест « Органы чувств»




Дополнительный материал

Игра «Веришь – не веришь».


Вы должны решить, правда это или нет.

1 вопрос – У человека 6 ушей.
2 вопрос – У слона самые большие уши.
3 вопрос – У человека в ухе спрятан маленький барабан.
4 вопрос – У кузнечика уши на коленках.

5 вопрос – У рыбы нет ушей

6 вопрос – у бабочки глаза на крыльях

7 вопрос – у человека есть третий глаз

8 вопрос – кожа у змеи тёплая

9 вопрос – лучше всех видит кошка

10 вопрос - лучше всех слышит сова


Зрительная гимнастика "Веселая неделька" 
Всю неделю по порядку глазки делают зарядку. 
В понедельник, как проснутся, 
Глазки солнцу улыбнутся, 
Вниз посмотрят на траву 
И обратно в высоту. 
(Посмотреть вверх-вниз, голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение) 

Во вторник часики-глаза 
Отводят взгляд туда-сюда, 
Ходят влево, ходят вправо, 
Не устанут никогда. 
(посмотреть влево, вправо; голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение.) 

В среду в жмурки мы играем, 
Плотно глазки закрываем. 
Жмуримся и открываем- 
Так игру мы продолжаем. 
(плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза; упражнение снимает глазное напряжение.) 

А в четверг мы смотрим вдаль, 
На это времени не жаль. 
Что вблизи и что вдали – 
Глазки рассмотреть должны. 
(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку; упражнение укрепляет мышцы глаз, совершенствует их координацию.) 

В пятницу мы не зевали, 
Глаза по кругу побежали. 
Остановка! Им опять 
В другую сторону бежать. 
(смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратном направлении; упражнение совершенствует сложные движения глаз.)

Хоть в субботу выходной, 
Мы не ленимся с тобой. 
Ищем взглядом уголки, 
Чтобы бегали зрачки. 
(Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз.) 

В воскресенье будем спать, 
А потом пойдем гулять, 
Свежим воздухом дышать 
(Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев: верхнее веко – от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного края к носу; затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.) 

Без гимнастики, друзья, 
Нашим глазкам жить нельзя! 

Сценка « Кто самый главный»

Учитель: Ребята, сейчас вы посмотрите сценку о том, кто же из органов чувств самый главный.

Автор: Органы чувств как-то раз вели между собой беседу.

Глаза: Мы – орган зрения. А через зрение человек получает 9\10 всей воспринимаемой информации. Значит, мы самый важный орган чувств, а все остальные не нужны.

Уши: То, что вы – самый важный орган чувств никто не спорит. Но бывают случаи когда и уши не заменимы.

Глаза: Когда это?

Уши: Да хоть во время разговора. Как без ушей разговаривать? Иной раз глаза не видят приближающейся опасности, например, когда автомобиль сзади приближается, а уши слышат. И человек успевает отскочить. Так что хоть глаза и важны, а без ушей тоже плохо.

Глаза: Ну, хорошо. Без ушей плохо. А вот остальные органы чувств человеку не нужны.

Нос: Как это не нужны? Без обоняния человек не сможет различать запах пищи – у него может нарушаться пищеварение. Кроме того, не различая запахи, человек не будет знать об опасности, которую он не видит и не слышит. Например, о пожаре или об утечке газа.

Глаза: Хорошо, ты тоже нужен. А вот язык зачем?

Язык: Если я не буду вкус определять, пищеварение еще скорее нарушится , чем без носа. К тому же я определяю, что съедобно, а что нет. Человек без меня может что-нибудь очень ядовитое съесть.

Глаза: Ну, тогда осязание человеку точно не нужно. Тем более что это иногда очень больно бывает.

Кожа: Без осязания человеку совсем плохо придется. Ведь человек очень много действий на ощупь делает. Представляете, что будет, если человек во время ходьбы дорогу под ногами чувствовать не будет. Он же на ровном месте упадет. А без боли жить нельзя. Боль – это сигнал об опасности. Возьмется человек за горячий чайник – и не почувствует, начнет себе руку ножом резать – и тоже не почувствует. Так он себе6 очень серьезные травмы нанести может и даже умереть.

Глаза: Выходит, что хоть я и самый важный орган чувств, но без других органов жить тоже плохо.

Автор: Пять чувств дают человеку возможность составить себе полноценное представление об окружающем мире.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!