Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. Столыпина
Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Саратовской области
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Методическая разработка урока
“Слагаемые успеха в бизнесе”
Разработчики проекта:
Надина Анна Ивановна
Инсаркина Нина Борисовна
Янюшкина Елена Васильевна
Баркова Анна Викторовна
Булатова Фавзия Фатиховна
Проект допущен к защите
Старший методист ММЦ
____________ И. Н. Иванова
Саратов, 2021
ВВЕДЕНИЕ
Новые образовательные стандарты и образовательная программа по обществознанию в старшей школе предполагает значительное расширение тем экономического блока. Многие вопросы изучаются очень подробно, что требует от учителя обществознания дополнительной подготовки по экономической теории. В данной методической разработке предлагается для изучения тема «Слагаемые успеха в бизнесе». Эта тема продолжает рассмотрение вопросов микроэкономики. Она является логическим завершением изучения проблем, связанных с жизнедеятельностью фирмы как основной единицы рыночной экономической системы. Данная тема раскрывает финансовые, организационные, управленческие, экономические условия обеспечения успеха в бизнесе.
В рамках изучения темы «Слагаемые успеха в бизнесе» учащиеся определяются со знанием того, что такое успешный бизнес и что является его главными составляющими.
Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что в условиях рыночных отношений необходимо умело применять экономические знания на практике. Кризисные ситуации в экономике нашей страны убедительно показывают, что одних знаний, умений и навыков экономической деятельности недостаточно. Требуется еще и предпринимательская подготовка, то есть формирование навыков проектной деятельности, оперативной корректировки планов, прогнозирования последствий собственной экономической деятельности. Поэтому в настоящий момент ознакомление всех учащихся общеобразовательных школ с основами экономики, а также с основами предпринимательской деятельности признается целесообразным и необходимым.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Общая характеристика занятия
Характеристика условий реализации проекта:
место проведения: учебный кабинет;
название образовательной организации: средняя общеобразовательная школа;
участники проекта: учитель истории и обществознания, учащиеся 11 класса;
название предмета: обществознание.
Место занятия в логике реализации предмета: тема 5 “Фирмы в экономике”, тема 6 “Правовые основы предпринимательской деятельности” главы 1 учебника для общеобразовательных учреждений “Обществознание” 11 кл. под ред. Л.Н. Боголюбова, 2017 г.
Вид деятельности учащихся: урок.
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 7/ 12.
Тип занятия: комбинированный урок.
Оборудование и/или характеристика образовательной среды: мобильные телефоны с выходом в интернет или ПК, интерактивная панель, презентация, раздаточный материал с заданием.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник и/или учебное пособие для учащихся: Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2012
Брехова Ю.В, Алмосов А.П, Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10-11 классы общеобраз., орг. - М.: ВАКО,2018
Презентация «Слагаемые успеха в бизнесе». https://ppt4web.ru/ehkonomika/slagaemye-uspekha-v-biznese.html
Интернет-ресурс с рекомендациями по созданию бизнес-плана “Как начать свое дело: бизнес план” https://www.fincult.info/article/s-chego-nachat-svoe-delo-biznes-plan/
Интернет-ресурс презентация “Ненадлежащая реклама” https://infourok.ru/material.html?mid=28129
Тестовое задание в режиме онлайн (закрепление пройденного материала)
Методические материалы для учителя: Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2012
Гусева Т.А. Предпринимательское право. Учебное пособие.- М.:РИОР,2020
Брехова Ю.В, Алмосов А.П, Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя 10-11 классы общеобраз., орг. - М.: ВАКО,2018
2.Педагогическая характеристика занятия
Тема: “Слагаемые успеха в бизнесе”
Цели занятия: достижение учащимися образовательных результатов не менее 70 %
Предметные образовательные результаты:
- усвоение понятий по теме: “Слагаемые успеха в бизнесе”;
- закрепление представления учащихся о роли предпринимательства в обществе;
- развитие предпринимательской инициативы школьников;
- овладение предметными умениями: оперировать полученными экономическими знаниями для решения конкретных задач, моделировать поведение предпринимателя в данной экономической среде.
Метапредметные образовательные результаты:
- формирование умения быстро понимать проблему и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
- применение полученных знаний в реальных жизненных ситуациях.
Этап | Продолжи-тельность | Действия учащихся/учителя при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
1. Организа- ционный | 5 минут | Приветствие. Обучающиеся знакомятся с жизненной ситуацией. Вместе с учителем формулируют тему занятия. Делятся на группы |
2. Основной | 35 минут | Работают с новыми понятиями по теме в учебнике, смотрят презентацию. Решают практическую задачу на примере задачи из учебника. Практикум (работа в группах): придумывают название своей фирмы, составляют бизнес-план и придумывают рекламный слоган используя интернет ресурсы, защищают свои проекты |
3. Рефлексия и подведение итогов | 5 минут | проходят онлайн-тестирование отвечают на вопросы учителя |
Описание учебного процесса
Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися
Этап | Метод | Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
1.Организационный | Словесный | пример жизненной ситуации |
2. Основной | Словесный Наглядный Практический Работа в группе Творческий Интерактивный | понятия презентация раздаточный материал с практической задачей работа с интернет-ресурсами проект фирмы |
3.Рефлексия и подведение итогов | Интерактивный Словесный | тест в Online Test Pad вопросы |
3. Методическая характеристика занятия
Перечень методик, технологий, методических приемов, рекомендуемых к использованию на уроке
1. Проектные технологии обучения
2. Презентация
3. Информационно-коммуникативные технологии обучения
4. Игровые технологии
5. Традиционные технологии
6. Технология развивающего обучения
7. Групповые технологии.
Методика оценки педагогической эффективности занятия
Вопросы для педагогической рефлексии:
Какие задания вызвали затруднения и почему?
Могут ли пригодиться полученные сегодня знания в вашей жизни?
Узнали ли вы что-то новое для себя?
Какой вид работы понравился больше всего?
Критерии оценки эффективности занятия:
Количество учащихся,успешно справившихся с итоговым тестом;
Положительные отзывы при рефлексии учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если хотите создать свое дело, следует помнить, что важным условием его успеха является знания и умения использовать различные источники финансирования. Это не только поможет сохранить свой бизнес, но и даст возможность постоянно развивать и успешно конкурировать с другими предпринимателями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2012
Брехова Ю.В, Алмосов А.П, Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя 10-11 классы общеобраз., орг. - М.: ВАКО,2018
Гусева Т.А. Предпринимательское право. Учебное пособие.- М.:РИОР,2020
финграмотностьвшколе.рф
infourok.ru (презентация «Ненадлежащая реклама»)
ppt4web.ru (презентация “Слагаемые успеха в бизнесе”)
www.funcult.info
ПРИЛОЖЕНИЕ
Жизненная ситуация
Представьте себе ситуацию: вы предприниматель и хотите открыть в вашем городе булочную. Но одновременно с открытием вашей булочной открываются еще несколько. Что вы предпримете, чтобы именно ваша продукция пользовалась большим спросом у покупателей?
2.Презентация “Слагаемые успеха в бизнесе” https://ppt4web.ru/ehkonomika/slagaemye-uspekha-v-biznese.html
3.Практическая задача:
Предприниматель купил станок за 250 тыс. рублей, срок службы которого равен 5 годам. В течении года на этом станке производится 1000 изделий. Сколько рублей нужно будет добавить к цене изделия, чтобы покрыть годовые амортизационные затраты?
4.Практикум (работа в группах) “Создай свою фирму”
Рекомендации по созданию бизнес-плана: https://www.fincult.info/article/s-chego-nachat-svoe-delo-biznes-plan/
5.Практикум “Придумываем рекламу”
Интернет-ресурс: https://infourok.ru/material.html?mid=28129
а) реклама должна хорошо запомниться;
б) главное в рекламе - простота и доступность изложения;
в) текст должен быть составлен кратко, грамотно, четко, ясно;
г) реклама не должна быть назойливой, иначе она вызывает раздражение.
6. Ссылка для прохождения теста по теме: https://onlinetestpad.com/zr74fbqcttu5y