СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока . Сочинение по картине Н.К. Рериха "Заморские гости"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока . Сочинение по картине Н.К. Рериха "Заморские гости"»

Конспект урока русского языка 4 класс

МБОУ СОШ № 3 г. Реутов

Гнеушева Татьяна Александровна

Тема: Сочинение по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»

ЦельУчить рассматривать картину; понимать замысел художника; развивать умение вести беседу по картине; отбирать языковой материал к сочинению в соответствии с темой и основной мыслью сочинения; составлять текст-описание с элементами рассуждения; воспитывать интерес к творчеству художника, к истории родной страны (Древней Руси).

Формируемые УУД:

Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные- составление плана и последовательности действий, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

Личностные- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Учебный материалРепродукция картины Н.К.Рериха «Заморские гости» (на доске, на каждой парте; карта России, где обозначен путь «из варяг в греки»; презентация; демонстрационные карточки с названием пунктов плана сочинения; карточки со словами «Древняя Русь», «торговый путь «из варяг в греки», «викинги», «варяги», «ладьи», «курганы».

Ход урока.

I. Мотивация и целеполагание:
-Сегодня у нас урок развития речи. Каковы задачи уроков развития речи? (учиться правильно говорить и писать). Как вы думаете зачем нам на уроке карта? Что это за карта? Что общего между ней и предметом обсуждения- картиной   Николая   Константиновича   Рериха   «Заморские   гости»
-Что мы должны сделать, чтобы успешно справиться с этой задачей? (внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет; определить, какой текст будем составлять: описание или повествование; написать сочинение по составленному плану.)
По мере ответов детей на доске появляются демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением; после обсуждения эти карточки располагаются на доске в логической последовательности:

  • Рассмотреть картину.

  • Составить план сочинения.

  • Обдумать каждую часть.

  • Написать сочинение.

  • Проверить работу.

II. Подготовка к восприятию  картины. Беседа о художнике Н.К. Рерихе .

- Знакомо ли вам имя художника? 
-  Николай Константинович Рерих (1874-1947г.г.) - всемирно известный художник, создавший более семи тысяч полотен. Корни рода Рерихов древние,   датско-норвежские,   т.е.   скандинавские.   Фамилия   Рерих   в переводе с древнескандинавского означает «богатый славой». Рерих, действительно, прославился на весь мир. Но не только как живописец, а ещё как философ, писатель, педагог,   учёный-археолог, путешественник, историк культуры. Он родился в г.Санкт-Петербурге, жил во Франции и Швейцарии, Бельгии и Голландии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии, но большую часть жизни он прожил в Индии. (Показ по карте мира).О Рерихе ещё   при жизни складывали легенды: будто бы нашёл он счастливую страну - Шамбалу, дружит с самим Духом гор и ведомы ему тайны мира. 
Предлагаю   вашему   вниманию   репродукцию   картины   Н.К.Рериха «Заморские гости».

-Знакома ли эта картина кому-то из вас? Откуда? 
- Она была написана во Франции в 1901г. и входит в серию картин Рериха «Начало  Руси.  Славяне.»(показ картин)  Сейчас  вы  можете увидеть её  в  Москве  в Государственной Третьяковской галерее. Рассмотрите её внимательно. Рассматривание картины. 
-  Поделитесь своими впечатлениями от просмотра картины. 
- Давайте подробнее познакомимся с работой художника. Картина, как вы видите, переносит нас в глубь веков.

Попробуем взглянуть на картину как историки, прикоснуться к истории Древней Руси. (Древняя Русь) 

-Понятно ли вам её содержание? Почему картина названа «Заморские гости»? 
(Во время рассказа идёт показ по карте)

Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г. Новгород по пути «из варяг в греки» (Торговый путь «из варяг в греки»). 

-Где проходил этот путь?(Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр,   соединяя   Варяжское   море   (Балтийское)   с   Русским   морем (Чёрным).  Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли   Белой   Русью,   на  этом  пути   встречались  иноземцам  такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было   попасть   в   Константинополь  -  столицу   Византии,   крупнейший мировой   торговый   центр.  

-Как называли викингов на Руси?( На   восточнославянских   землях   викингов называли варягами (варяги).Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того  времени.  Мы до сих пор  вспоминаем о варягах,  когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором. 
-Понятно   ли   вам   теперь,   что   это   за   заморские   гости   изображены художником? 

Рассматривание картины
-   Рассмотрим,  как длинным рядом по реке идут расписные ладьи -заморские корабли (ладьи), гружёные товаром.  

-Опишите ладьи. 

(Ладьи ярко окрашены, борта украшены разноцветными щитами, полосатые алые паруса пылают на фоне голубого неба, яркая раскраска горит на солнце,   на носах кораблей гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, середина ладьи покрыта расписным намётом 

-Как вы думаете, для чего нужен этот намёт?(, скрывает гребцов от дождя и жары.) 
Посмотрите на воду. Какой вы видите её? 

(Тёмно-синяя река; вода словно пропиталась синевой ясного неба;  ветер рябит по ней; в прозрачной чистой воде ярко отражаются разноцветные (красные, зелёные, жёлтые,  синие)    полосы и круги заморских узоров.  Чайки спустились на волны, закружились над водой.) 
-   Как  вы  думаете,   с  каким   настроением   плывут  заморские   гости? (Спокойно, горделиво, плавно рассекают воду волны, мирно). 
-  Варяги плывут к славянским племенам с миссией мира. Волна бежит в славянскую жизнь: через леса и болота, поля и холмы, к стенам далёкого града. Увидят роды славянские редких, незнакомых гостей, подивятся они на строй боевой, на их заморский обычай. 
Обратим внимание на самих заморских гостей, на варягов. Опишите их. (Народу довольно много, кто сидит, кто стоит; все они в шлемах тяжёлых металлических, рубахи сузорами, поверх которых надет защитный жилет; кустистые брови, усы; кто-то пристально, с интересом всматривается в даль на берега славянские, кто-то переговаривается, делится впечатлениями.) 
-  Всмотримся в пейзаж северной природы. Что видят вокруг заморские гости? (Зелёные холмы, поля. Всё вокруг полно силы, красоты. Простор, всё «Русью пахнет». Наодном из холмов три кургана (курганы - места захоронения вождей у древних народов), на другом - град, обнесённый крепостной стеной.  Мы не видим жителей этого града, но чувствуем их присутствие. Должно быть, они наблюдают за чужестранцами, с тревогой и любопытством смотрят на флотилию.  Мы и сейчас интересуемся тем, как живут люди в других странах.    Происходит диалог культур.)

Если бы вы не знали название картины, вы бы могли догадаться, что это не русские воины? Как? 
- Какое настроение вызывает у вас эта  картина? (Бодрое, ликующе-радостное чувство). 
Учитель обобщает- В картине «Заморские гости» оживает глубокая старина, она проникает в наши чувства в блеске ослепительных красок, жизнерадостная, бодрая, прекрасная.   Художник заставляет нас стать очевидцами событий яркой жизни Древней Руси. Рерих писал, что для понимания красоты этой Руси нужно полюбить её славную, родную, полную дикого простора и воли. 
- Выразите своё отношение к картине. 
Во время беседы появляются карточки: Древняя Русь, торговый путь «из варяг в греки», викинги, варяги, ладьи, курганы.

III. Работа над композицией сочинения. Обсуждение  возможного материала микротем.

- По содержанию этой картины мы будем писать текст. Определим, какой будет текст по типу? 
- Составим план сочинения. Сколько частей выделим в тексте? Как они называются? (Вводная, основная, заключительная) 
- О чём мы будем писать во вступлении? (О Н.К.Рерихе и его картине) 
- О чём будем писать в основной части? (О заморских гостях, плывущих на расписных ладьях. Об окружающей природе.) 
- Выделим две подтемы в основной части. 
- Как закончим сочинение? (Выразим своё отношение к картине.)

В ходе работы на доске появляется план.

  1. Художник Н. К. Рерих и его картина.

  2. Расписные ладьи.

  3. Северная природа, или Сияние весеннего дня.

  4. Моё отношение к картине.

- В записи текста вам помогут слова для справок, данные на доске. 
- Составим предложение(я), которые могли бы войти в 1-ую часть. 
- Нужно  последовательно  описать  картину,  не  пропустив  ни  одной интересной детали, использованной художником для воплощения своего замысла. 
- Используя слова для справок, составим предложения для основной части. 
- С какого предложения можно начать основную часть? 
- Что вы можете рассказать о расписных ладьях? Опишите их. 
- Какие краски использовал художник? 
- Кто плывёт в ладьях? 
- С какой целью отправились варяги в чужие страны?

- Всмотритесь в пейзаж северной природы. Как вы думаете, какое время года   изобразил   Рерих?  Обратим  внимание  на   краски.  (Нам  сложно определить время года, но сам Рерих писал, что это весенний день.) 
- Попробуем определить, какое время суток? 
- Какая погода? Чувствуется ли радостное сияние весеннего солнца? Как можно составить предложение о реке (используйте слово «отражаются»)? 
- Опишите, что видно вдалеке на берегу? 
- Чем привлекла вас картина? Можно ли сказать, что в картине оживает глубокая старина? История Древней Руси? 
- Выразим своё отношение к картине. Какое настроение вызвала работа художника? О чём заставила задуматься?

IV. Орфографическая подготовка.

- Как оформляется каждая часть сочинения? 
- При написании обратите внимание на слова, записанные на доске, на слова для справок. Если нужна помощь, поднимите руку. 
- Прежде чем записать предложение, оформите его устно. Подумайте, выражает ли оно то, что вы хотели сказать. Подумайте над постановкой знаков препинания внутри предложения.

V. Запись текста.

Рефлексия

Чтение нескольких сочинений. Составление синквейна

-Оцените свою работу на уроке

VI. Итог урока. 

- О жизни какого художника вы сегодня узнали?

- Что вам запомнилось из его биографии?
- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? 
- Какие знания и умения вам были необходимы для работы? 
- Понравилось ли вам работать над картиной Н.К.Рериха? Чем?

-Возникло ли у вас желание познакомиться с другими картинами художника?

Домашнее задание

Красиво оформить свои сочинения. По желанию нарисовать иллюстрацию к своему сочинению. Подготовить работу к классной выставке творческих работ . Познакомиться с другими картинами

художника.



Оформление доски.

Сочинение по картине Н.К.Рериха «Заморские гости». Портрет Н.К.Рериха.

Слова для справок:

Художник, живописец, в глубь времён, изобразил. 
Расписные ладьи, раскраска, паруса, борта, украшены, разноцветные, 
узорчатые, варяги, товар. 
Синева небес, сияет, отражаются, вдалеке, холмы, курганы, град. 
Глубокая старина, приоткрыла, Древняя Русь, настроение, чувства. 


Примерный текст. 
Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа живописца переносит нас в глубь времён. На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле. 
Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи. Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны. 
Стоит тёплый весенний день. Чистая синева небес. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Белоснежные чайки спустились на волны, закружились над водой. Кругом зелёные холмы, поля. В далеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля! 
В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина. Работа художника приоткрыла мне историю Древней Руси, которую каждый русский человек должен знать и уважать. Картина вызвала у меня радостные, светлые чувства.

Вводная
Основная
Заключительная
Древняя Русь
славяне
торговый путь
«из варяг в греки»
викинги
варяги
ладьи
курганы

1. Художник Н.К. Рерих и его картина.
2. Расписные ладьи.
3. Северная природа.
4. Моё отношение к картине.

Слова для справок:
Художник, живописец, в глубь времён, изобразил.
Расписные ладьи, раскраска, паруса, борта, украшены, разноцветные, узорчатые, варяги, товар.
Синева небес, сияет, отражаются, вдалеке, холмы, курганы, град.
Глубокая старина, приоткрыла, Древняя Русь, настроение, чувства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!