СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Развитие навыков анализа текста, сжатого изложения, умения пересказывать текст с изменением лица рассказчика. Формирование интереса к самостоятельной творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)»


Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)

Цели:Развитие навыков анализа текста, сжатого изложения, умения пересказывать текст с изменением лица рассказчика.Формирование интереса к самостоятельной творческой деятельности.Воспитание внимательного отношения к друзьям, чувства благодарности к людям.

Ход урока:

1. Организационный.2. Постановка целей и задач урока.Обращение к теме урока: «Шоколадный торт».

- Тема необычная. Чем будем заниматься на уроке? - Урок развития речи. Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.

- Какова задача сжатого изложения?(передача текста сжато, обобщённо)

- Что значит сжать текст? (нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации).

- Сжатие текста, отобрать в тексте… Главным всё-таки является текст.

- Слово текст (лат.) означает плетение, связь, соединение. Родственным ему является слово текстиль. О людях, плохо владеющих речью, говорят: «Двух слов связать не может».

- Зачем нужно уметь сжимать текст? Где пригодится это умение?(экзамен в 9 классе, пригодится в жизни, когда нужно быстро сообщить что-то важное)

3. Чтение текста упр.699 «Шоколадный торт» учителем.

- А вы любите праздники? Какой праздник самый любимый? (День рождения)- Почему? (веселье, все поздравляют, дарят подарки)

- Я хочу пригласить вас на День рождения к одному мальчику.(Чтение текста упр. 699 учителем, текст распечатан)

4. Первичная проверка понимания.- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?

- О чём говорится в тексте? Назовите тему.

- Только ли желает рассказать о Дне рождения? (Осуждает поступок мальчика)

- Что вас поразило в рассказе?

- Как должен вести себя вежливый, гостеприимный хозяин?

- Что мешает понять герою недовольство гостей и их быстрый уход? (Его невоспитанность)

- Согласитесь ли вы с пословицей «Дорог не подарок, дорого внимание»?

- В чём основное намерение автора (основная мысль текста)? (Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации)

5. Стиль текста, тип речи Определите стиль текста. (Художественный) - Тип речи? Повествование)

6. Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения.- Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.

А) Самостоятельная работа в парах: находят и подчёркивают слова и выражения, текст распечатан.

Б) Проверка самостоятельной работы.- Эпизод начинается с сообщения о наступлении Дня рождения, приглашении гостей и покупке угощения для них.

Второй абзац открывается предложением: «Ну, пришли они, гости». И в первом же предложении звучит нотка пренебрежительного отношения к приглашённым. Читатель не чувствует радости хозяина от встречи с дорогими для него людьми, его товарищами, пришедшими разделить радость праздника.

Далее автор использует глагол «притащил». Создаётся впечатление, что в подарок предназначено что-то ненужное, разве можно подарок «притащить».

Но герой рассказа – «вежливый» мальчик, он благодарит Кольку за подарок и тут же омрачает всё фразой: «…я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».

Не замечает мальчик, как обижает и других гостей, подчёркивая, что сказки Андерсена – чудесная книга, «это ничего, что она не новая». И фломастеры ему нужны: «Жаль, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!»

- Сколько раз автор показывает неблагодарность героя? (Трижды)- Зачем обращается к такому приёму? (Чтобы показать, что герой на самом деле такой невоспитанный человек)


- А в следующем абзаце вновь: «Сложил я подарки в угол…». Можно ли подарки складывать в угол?

- А гости? Какие слова и выражения нашёл автор для передачи настроения гостей?

гости скучные», «не веселятся», «ковыряют торт ложечками», «смотрят в тарелки». «Потом давай один за другим прощаться и ушли»)

- И всё же госи оказались вежливыми людьми. Ни один из них не высказал обиду, они постарались пробыть на празднике, сколько смогли, а затем попрощались.

Вывод:- Можно ли эти ключевые слова убрать из текста при сжатии?

(Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода)

- Мы ещё раз доказали, что текст – это сплетение, связь, соединение, ведь все предложения в тексте связаны между собой по смыслу, поэтому необходимо сохранить слова, которые послужат этой цели.

7. Физминутка.

8. Работа над планом изложения.(самостоятельная работа в парах: обсуждение плана изложения, можно добавить свои пункты, своё решение обосновать, доказать)Примечание: обратить внимание, что изложение с изменением формы лица.

Примерный план.

1. Приход гостей.

2. Подарки.

3. Невесёлое чаепитие.

9. Сжатие частей текста.

- Сжатие текста можно провести за счёт обобщения понятий или исключения части информации.

А) – Перечитаем первое предложение. Используя приёмы сокращения, уменьшим его объём.

Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.

Примерный ответ: На День рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.

Б) Приход гостей, подарки.

Примерный ответ: Пришли гости, принесли подарки. Колька настольную игру «Хоккей» притащил, Витька – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.

В) – Сократите диалоги, обобщите информацию до одного предложения.

Примерный ответ: Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле – что набор фломастеров маловат.

Г) Невесёлое чаепитие.

Примерный ответ: Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. А гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.

10. Итог урока. Рефлексия.

- Что я узнал сегодня на уроке?

- Чему я научился сегодня?

- Как я изменился сегодня?

- А у меня были такие случаи в жизни?

- Как бы я повёл себя в подобной ситуации?

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- В память о нашем уроке дарю каждому из вас «шоколадный торт» (картинка).

1) Письменно поблагодарите друга за подарок (на картинке «шоколадный торт»).

2) Сжатый пересказ с опорой на план.

12. Выставление оценок.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!