СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Три правды в пьесе А.М.Горького "На дне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка обобщающего урока по произведению А.М.Горького "На дне". 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Три правды в пьесе А.М.Горького "На дне"»

Тема: Три правды в пьесе М. Горького “На дне”

Цели:

  1. Обучающие:

- обучать правильному чтению и пониманию драматического произведения; вырабатывать умение делать литературный анализ пьесы;

2. Развивающие:

- сформировать понимание идейного замысла драмы, развивать аналитические способности, навыки составления характеристики литературного героя по трем направлениям (портретная, речевая, личностная характеристики), развивать умение проводить сравнительную и сопоставительную характеристики героев;

3. Воспитывающие:

- формировать морально-нравственные, духовные ценности на примере произведений русской литературы; воспитывать думающего читателя.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока. 1. Оргмомент. 2. Целеполагание.

3. Работа над темой. Эвристическая беседа (фронтально)

- В чем, по вашему мнению, заключается идейный замысел пьесы «На дне»?

(Предполагаемый ответ: «Автор размышляет сам и предлагает задуматься читателю над тем, в чем призвание человека, в чем проявляется свобода личности».)

- Опишите эпизоды, где описываются «свинцовые мерзости дикой русской жизни». Почему автор привлекает внимание к людям «дна»?

(Предполагаемые ответы:

- Максим Горький был достаточно хорошо знаком с низшей прослойкой общества, он видел, как живет беднота, те люди, о которых все давно забыли или делают вид, что их не существует.

- В тексте пьесы мы знакомимся с трагическими судьбами нищих и обездоленных, живущих безрадостной, мрачной жизнью. Именно такие герои с потерянными судьбами и представлены перед читателем в пьесе «На дне». Но даже и они, скатившиеся на дно жизни, способны чувствовать, переживать, надеяться и даже философствовать. А, значит, они тоже имеют право на счастье.

- Их всех жаль. Наверное, в этом и был замысел автора – вызвать сочувствие к людям «дна».)

- В основе драматического произведения всегда лежит конфликт. Каков основной конфликт драмы «На дне»?

(Предполагаемый ответ:

- Социальный конфликт человека и общества, характерный для того времени, пронизывает всю пьесу, от начала и до конца. Название «На дне» говорит о том, что речь пойдет о людях, скатившихся глубоко в яму, из которой достаточно сложно выбраться).

- Опишите строения, дома, саму ночлежку, в которой обитают герои.

(Предполагаемый ответ:

- Ночлежка наводит ужас. Разруха, грязь и паутина. Жители плохо одеты, голодны и больны. Конечно, у каждого из них есть своя история, у некоторых в душе еще теплится надежда на спасение. Но мы понимаем, что то социальное положение (бедность, нищета, моральная деградация), в котором находятся герои, безнадежно. (Цитата) Об улучшении своей жизни могут только мечтать).

- И, тем не менее, среди героев мы встречаем тех. кто еще способен размышлять о жизни, о ее смысле. О правде. Кто из персонажей имеет «свою правду»?

(Предполагаемый ответ:

- В тексте пьесы мы знакомимся с тремя философскими мыслями. Странник Лука проповедует радостные идеи, которые должны вернуть человека к духовной жизни, к благополучию. Сатин говорит о том, что нельзя жалеть человека, ведь это будет унижать его достоинство. Идею принятия факта, каким бы он ни был, воплощает Бубнов).
- Чья правда больше нравится жителям ночлежки?

(Предполагаемый ответ:

- Практически все жители ночлежки тянутся к сладким словам Луки. Ведь их жизнь состоит из сплошного ужаса. А он дарит надежду на лучшую жизнь. Но, реальность и выдуманные иллюзии не сопоставимы. Ведь после веры в ложь, жизни многих персонажей ломаются).

- Приносит ли «спасительная ложь» Луки облегчение людям?

Предполагаемый ответ:

- Только временное. М. Горький раскрывает перед нами картину страшных будней низшего слоя населения. Философские наставления Луки не спасают их социальное положение. Из-за своей слабохарактерности, герои пьесы заканчивают жизнь самоубийством, отправляются на каторгу в Сибирь. Ведь сил на возрождение у них нет).
- Охарактеризуйте суть философии каждого из героев – носителей основных идей драмы.

Ответы учащихся

Бубнов. Правда для Бубнова – это правда факта. Персонаж утверждает, что никто не должен лгать, что все люди должны «валить» только правду, даже если она окажется тяжелой для человека, который ее услышит. Высказывания каждого человека, по мнению Бубнова, должны строиться как неоспоримый факт. Герой не воспринимает ложь в любом ее проявлении.

Лука. Лука считает, что ложь может давать человеку надежду. Герой придерживается позиции лжи во спасение. Пьянице Актеру Лука говорит об особом городе, в котором он излечится от алкоголизма и изменится к лучшему. Умирающей Анне Лука рассказывает о том, что она после смерти обретет настоящий покой. Насте, стремившейся к обретению любви, Лука говорит то, что она обязательно добьется того, во что верит. Герой, появившийся в ночлежке, пытается поддержать каждого, кто находится на «дне».

Правда Луки заключается в милосердии и сострадании. Она построена на любви ко всему человечеству. Герой стремится каждому жителю ночлежки дать надежду на лучшую жизнь, а ложь становится орудием. Лука не согласен с позицией Бубнова, он считает, что одной только правдой нельзя вылечить душу человека.

Сатин. С позицией Луки не согласен Сатин. Он является выразителем 3 правды. Сатин считает, что ложь является религией только рабов и хозяев. Противопоставлена ей правда, именно она является «богом свободного человека». Сатин не поддерживает жалость Луки по отношению к жителям ночлежки, герой считает, что ложь, покрытая жалостью, никому не поможет, что человека нужно не жалеть, а уважать.

4. Закрепление

Учитель: Чтобы понять разницу в понимании истины разными героями, поработаем над таблицей «Три правды («На дне»)», используя цитаты из произведения.

Бубнов

Лука

Сатин

«А я вот… не умею врать!»

«Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь»

«Человек – вот правда!»

«По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

«Любить – живых надо… живых»

«Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!»


«Человека приласкать – никогда не вредно»

«Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»


…жалеть людей надо!… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..

»

«Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»


«Потому-то всякого человека и уважать надо»


5. Рефлексия.

6. Оценивание.

7. Д/з: Написать миниатюру «Чья правда ценнее?» (по пьесе «На дне»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!