СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Тропы как художественный приём формирования идейно-эмоционального содержания текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тропы как художественный приём формирования идейно-эмоционального содержания текста

Материал можно использовать педагогам для повторения и актуализации знаний учащихся,  при выполнении практической работы. Учащимся для самостоятельной подготовки к уроку, закреплении нового материала, при комплексном анализе текста, для подготовки к экзаменам.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Тропы как художественный приём формирования идейно-эмоционального содержания текста"»

Тема урока: Тропы как художественный приём формирования идейно-эмоционального содержания текста

Цели: повторение основных видов тропов; совершенствование навыков и умений различать тропы в текстах художественного стиля; продолжение работы по совершенствованию культуры речи; развитие навыков работы с текстом художественного произведения; формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русского языка и литературы. 


Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями, текст стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая».


Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня нас ждет работа над словом, потому что это главный инструмент писателей и поэтов, чьими произведениями мы восхищаемся. Русский писатель Н.В.Гоголь писал: « Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». А другой русский писатель А. П. Чехов сформулировал свои мысли в высказывании: «По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать».


  1. Сообщение темы и целей урока.

Во все времена было очень востребованы люди, которые красиво говорили, понятно и доходчиво излагали свои мысли. Знаменитый философ Сократ однажды сказал, молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя»

Как же использовать богатство русского языка, чтобы наша речь стала красивой, выразительной и величественной? 

Выберите понятия из предлагаемого списка, делающие наш язык красивым.


Тропы, стилистические фигуры, неоправданное употребление заимствованных слов, слова-штампы, бранные слова, жаргонизмы, просторечные слова.

О чем мы должны поговорить сегодня на уроке? Какую цель мы перед собой поставим?

Откройте тетради, запишите число и тему урока.


  1. Орфоэпическая минутка.

Расставьте ударение в словах. 

Средства, метафора, метонимия, омонимы, инверсия, литота, синекдоха, эпитет, антитеза, градация.

(СрЕдства, метАфора, метонИмия, омОнимы, инвЕрсия, литОта, синЕкдоха, эпИтет, антитЕза, градАция)

Что это за слова? (Изобразительно-выразительные средства или тропы)


  1. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения

Знание грамматических норм позволит овладеть грамотной речью. Сделаем синтаксический и пунктуационный разбор предложения, записанного на доске. Это народная мудрость.

«В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой - и свой растерять ».

Запишите это предложение в тетрадь и разберите его.


  1. Работа по теме урока

1. Беседа

Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении 

-Что такое переносное значение слова? (Это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства. Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода))

Слова, которые использует писатель в переносном значении, называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)

Тропы: метафора, эпитет, гипербола, метонимия, перифраза, синекдоха, олицетворение.

2. Работа с терминами

Вспомним некоторые определения (Слайды)

Метафора - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Например: Горит восток зарею новой (П.) - слово горит, выступая как метафора, рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Эта метафора основана на сходстве цвета зари и огня, в контексте она получает особый символический смысл: перед Полтавским боем красная заря воспринимается как предзнаменование кровопролитного сражения.

Еще Аристотель заметил, что слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство.


 Олицетворение - наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека [...Звезда с звездою говорит (Л.); Спит земля в сиянье голубом... (Л.)]. Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать

Парк качался и стонал (Пауст.);  Забормотал спросонок гром... (Пауст.)


Аллегория - выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость - в образе Лисы. Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения: пришла осень может означать «наступила старость», замело снегом дороги - «к прошлому нет возврата», пусть всегда будет солнце - «пусть неизменным будет счастье» и т.д.


Метонимия- перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Например: Фарфор и бронза на столе (П.) - названия материалов использованы для обозначения сделанных из них предметов. При метонимии предметы каким-то образом связаны: название сосуда используется в значении содержимого (...Шипенье пенистых бокалов... - П.); имя автора заменяет название его произведений (Траурный Шопен громыхал у заката. - Св.) и т.д.


 Антономасия - употребление собственного имени в значении нарицательного. Например, Геркулесом иногда образно называют сильного мужчину. Часто образное значение придается именам литературных героев (Отелло, Квазимодо). Нарицательное значение получают также имена известных общественных и политических деятелей, ученых, писателей

Мы все глядим в Наполеоны... (Пушкин)


Синекдоха - замена названия целого на его часть и наоборот. Например:

и слышно было до рассвета,
       как ликовал француз...(
Лермонтов)

(здесь «француз» вместо «французские солдаты»).

Здесь единственное число существительного француз  выступает в значении множественного числа. Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.


Эпитет - образное определение предмета или действия . У А.Блока:

Все, как было. Только странная

Воцарилась тишина.

И в окне твоем - туманная

Только улица страшна.

Эпитет "странная" создает эффект разрыва тишины, а после слова «туманная» у читателя возникает ощущение таинственности, гулкого эха.

Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (ср.: лимонный сок - лимонный свет луны; седой старик- седой туман). 


Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого

Морозной пылью серебрится его бобровый воротник... (Пушкин)

Сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, качества, действия).

Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит (Некрасов)


Гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого

Одни дома длиною до звезд, другие - длиной до луны; до небес баобабы (Маяковский).).


Литота - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого

Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах... а сам с ноготок! (Некрасов)


Перифраза - описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания

...о град державный,
Твердыня северных морей,
Венец отчизны православной,
Жилище пышное царей,
Петра державное творенье. (А. С. Пушкин)


  1. Отработка умений и навыков.

1) Какие виды тропов иллюстрируют данные примеры?

  1. Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    В саду горит костер рябины красной,
    Но никого не может он согреть. (С. А. Есенин) (метафора— употребление слова в переносном его значении на основе сходства признаков)

  2. Под нами с грохототом чугунным
    Мосты мгновенные гремят. (А. А. Фет) (эпитет— необычное, красочное определение)

  3. И полусонным стрелкам лень 
    Ворочаться на циферблате, 
    И дольше века длится день 
    И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак) (гипербола- фантастическое преувеличение чего-либо)

  4. И вслед за ним, как бури шум,
    Другой от нас умчался гений
    Другой властитель наших дум
    Исчез, оплаканный свободой, 
    Оставя миру свой венец.
    Шуми, взволнуйся непогодой: 
    Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин) (перифраз - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова )

  5. Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана..(Лермонтов) (синекдоха - замена слова: большее вместо меньшего или меньшее вместо большего)

  1. Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве") (олицетворение- перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые)

Дорога, как змеиный хвост

7. Полна народу, шевелится... (А. С. Пушкин) (сравнение - сопоставление одного предмета с другим)

8. Люблю я пышное природы увяданье. (А.Пушкин.) (оксюморон - нарочитое сочетание противоречивых понятий)

9. Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин) (метонимия - употребление названия одного предмета (явления) вместо названия другого предмета или явления )

10. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.Некрасов) (литота - преуменьшение признака явления)


2) Подбор соответствующих эпитетов.

Карточки: текст с пропущенными эпитетами

I. А. Фет

... картина. Как ты мне родна: ... равнина, ... луна, Свет небес..., И... снег. И саней... ... бег.

(Чудная, белая, полная, высоких, блестящий, далеких, одинокий.)

II. Зимний день

Мороз и солнце! Под ногами скрипит... снег. Украсил... веточку... снегирь. В воздухе мелькают... снежинки.... иней опушил... березку, словно....


3) Анализ текста. Тропы в стихотворении С.А.Есенина «Отговорила роща золотая»  (коллективная, индивидуальная работа). Приложение 2.

Если мы хотим проникнуть в тайны художественного замысла поэта, то должны опираться и на знание тропов.

Прослушивание аудиозаписи «Отговорила роща золотая» 

 Определите тему этого стихотворения( о чем оно?), подтвердите свое мнение строчками из стихотворения.

Вывод: это стихотворение - философское размышление Есенина о жизни. От непосредственного созерцания пейзажа поэт переходит к философским размышлениям на “вечные темы”, а образы природы передают душевные переживания лирического героя

Каким чувством наполнено оно? (Грустью.)

    Выделяем строчки, касающиеся жизни природы и жизни людей..

Какую же роль в этом стихотворении выполняет пейзаж? (Усиливает чувства лирического героя.)

Найдите эпитет роща золотая. Вдумайтесь в этот эпитет. Что имел в виду поэт? (“Золотая” - это время юности поэта.)

  Какие тропы также передают грусть лирического героя? (Берёзовым, весёлым языком – метафора; журавли, печально пролетая – олицетворение.)

 Природа в произведении одухотворена. Автор использует олицетворения («отговорила роща золотая»,«о всех ушедших грезит конопляник»), метафоры («в саду горит костер рябины красной»), эпитеты (равнина «голая», юность «веселая»).  Благодаря этим оригинальным и в то же время необычайно органичным поэтическим средствам и приемам традиционные лирические образы (дом, дерево, журавли) создают запоминающуюся картину — типичный пейзаж среднерусской полосы.


VI. Проверка знаний.

Проверочный тест (См. приложение 1.)

Определите, какие тропы встречаются в данных отрывках.

 

VII. Подведение итогов урока. Зачем нужны тропы?

Создают новые сочетания слов с новым значением;

Обогащают речь новыми оттенками смысла;

Придают речи образность;

Усиливают художественную выразительность речи.


  1. Рефлексия.

Чему мы сегодня научились?

Мы  говорим, пишем и думаем словами. И чем богаче будет речь, тем яснее будем излагать свои мысли. Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи.

От того, как мы говорим, от нашей речи зависит многое. Словом можно порадовать человека, а можно и огорчить, восхитить и разочаровать. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого.


  1. Домашнее задание.


Подберите текст художественного стиля речи и проанализируйте его с точки зрения использования в нём тропов.


Благодарю всех за совместную работу


Источники:

http://www.forlove.com.ua/aforizmy_o_russkom_yazyke_citaty_i_vyskazyvaniya_pro_russkuyu_literaturu_frazy_velikih_ludei_o_velikom_russkom_yasyke

http://www.aforism.su/71_2.html

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-014.htm

http://russo.com.ua/pedagogicheskoe_rechevedenie/page/tropyi.256

http://www.openclass.ru/node/27243

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/testy-po-teme-tropy

festival.1september.ru/articles/528488/pril6.doc

www.teacherjournal.ru/.../046_Итоговый%20урок%20по%20тропа..

http://tak-to-ent.net/load/219-1-0-3134

http://www.audiopoisk.com/track/relikt/mp3/s-esenin-otgovorila-ro6a-zolotaa/


Приложение 1.


Тест по теме «Тропы». Вариант 1

Какие художественные приёмы используются в следующих примерах?

  1. «Никнет трава от жалости, а деревья с тоской к земле приклонились»

  2. «Чёткий воздух свеж и чист»

  3. «Пустых небес прозрачное стекло»

  4. «Наступило прохладное лето, словно новая жизнь началась»

  5. «Все флаги в гости будут к нам»

  6. «Мальчик-с-пальчик»

а) эпитет, б) сравнение, в) метафора,

г) метонимия, д) олицетворение,

е) гипербола, ж) литота, з) синекдоха


Тест по теме «Тропы». Вариант 2

Какие художественные приёмы используются в следующих примерах?

1. «Я люблю усталый шелест старых писем»

2. «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка»

3. «В саду горит костёр рябины красной»

4.«Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана»

5. «Девочка-дюймовочка»

6. «Съел целую тарелку супа»

а) эпитет, б) сравнение, в) метафора,

г) метонимия, д) олицетворение,

е) гипербола, ж) литота, з) синекдоха


Тест по теме «Тропы». Вариант 3

Какие художественные приёмы используются в следующих примерах?

  1. «Дремлет в поле сонная берёзка»

  2. «Весь мир засыпала осенняя листва»

  3. «Бархатное одеяло ночных небес»

  4. «Весь город вышел на улицу»

  5. «Камыши шумят, словно песню поют»

  6. «Белое кружево инея покрыло деревья»

а) эпитет, б) сравнение, в) метафора,

г) метонимия, д) олицетворение,

е) гипербола,

ж) литота, з) синекдоха



Тест по теме «Тропы». Вариант 4

Какие художественные приёмы используются в следующих примерах?

  1. «Выпил две чашки чаю»

  2. «И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу»

  3. «В городах дома до неба»

  4. «Вставало солнце, как костёр багровый»

  5. «Наступила осень золотая»

  6. «Море тихо вздыхало»

а) эпитет, б) сравнение, в) метафора,

г) метонимия, д) олицетворение,

е) гипербола, ж) литота, з) синекдоха


Тест по теме «Тропы». Вариант 5

Какие художественные приёмы используются в следующих примерах?

  1. «Поезд был похож на ползущую гусеницу»

  2. «Звери лютые не тронули доброго молодца»

  3. «Заснули звёзды на небе»

  4. «Снежное одеяло укрыло всю землю»

  5. «Я весь мир могу объять руками»

  6. «Мужичок с ноготок»

а) эпитет, б) сравнение, в) метафора,

г) метонимия, д) олицетворение,

е) гипербола,

ж) литота, з) синекдоха


Тест по теме «Тропы». Вариант 6

Какие художественные приёмы используются в следующих примерах?

  1. «Весь город обсуждал это событие»

  2. «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль»

  3. «Перед нами открылось зеркало лесного озера»

  4. «За столом сидели красны девицы и добры молодцы»

  5. «На нём были шаровары шириною с Чёрное море»

  6. «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком»

а) эпитет, б) сравнение, в) метафора,

г) метонимия, д) олицетворение,

е) гипербола, ж) литота, з) синекдоха

Приложение 2.

С.Есенин

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.


Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.


Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.


Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.


Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.


И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.


Приложение 3.


Композиция: С. Есенин Отговорила роща золотая
AudioPoisk.comtracks-esenin-otgovorilazolotaa/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя