СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Труд.Трудовые правоотношения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сотавлен в рамках развития критического мышления у учеников.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Труд.Трудовые правоотношения."»

Урок обществознания по теме: «Право на труд. Трудовые правоотношения»

Класс 9

Цели урока:

Воспитательная:

Подвести учащихся к выводу о важности труда. воспитание правовой культуры учащихся, культуры общения

Образовательная:

создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развития критического мышления, формировать умение анализировать юридические документы, материалы периодической печати, сайтов в интернете.

Развивающая :

через интерактивные задания и групповые формы работы коммуникативную компетенцию; через выполнение заданий по поиску и отбору информации – ИКТ-компетенцию. Развивать монологическую речь учащихся, учить аргументировано излагать собственную точку зрения, развитие логическое мышление, умения пользоваться документами, применять теоретические знания в практических ситуациях

Оборудование: Мультимедийный проектор и презентация по теме урока, задания для групповой интерактивной работы. ; Статьи Трудового кодекса Российской Федерации -кейс-материалы (фрагменты из Трудового кодекса) для работы в парах; учебник «Обществознание»УМК Л.Н. Боголюбова; сборник тестовых заданий.

Основные понятия: Трудовые правоотношения; работник, работодатель, трудовой договор, трудовая книжка, рабочее время; безработица, спрос на рынке труда.





Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этапы урока

Мотивирование к учебной деятельности

Просмотрите видеоролик, после чего я попрошу сказать, о чем же пойдет разговор на сегодняшнем уроке.

(Открывается слайд презентации с темой учебного занятия) №1


Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  1. - О чем эта притча? Как вы ее понимаете? Важна ли и интересна ли тема? Считаете, ли вы , что знания , полученные на занятии нужны в дальнейшей жизни?


  1. Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока , когда я предложу вам составить «синквейн» к слову «труд»


  1. Что такое труд? Слайды-2-9

  2. Какие виды труда вы знаете?

  3. Как вы считаете, какой труд важнее? Почему?

  4. Что мы приобретаем благодаря труду?

  5. Может ли человек прожить без труда?





Учитель подводит итоги беседы. Учащиеся заполняют словарь урока (приложение)

  • Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей

  • Виды труда: умственный, физический, производительный, непроизводительный.


  1. Просмотр видеоролика о создании человека из обезьяны через трудовую деятельность.


Стадия «Вызов» Учитель предлагает прослушать и обсу­дить притчу:

«Однажды прохожий увидел, как группа людей несет тяжелые камни. Подошел он к одно­му из них и спросил: «Что ты делаешь?»

- Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом, путник обратился ко вто­рому и получил ответ:

- Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

- Строю Шартрский собор!»

Учащимся предлагается ответить на вопросы:







Ответы на вопросы.











Поэтапное заполнение «Словаря урока»

1.Актуализация опорных знаний. (Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии)

2. Выявление места и причины затруднения.

Я предлагаю определить , ваши практические знания. Давайте попробуем вместе составить таблицы соответствия.

Проверка выполнения по эталону, обсуждение затруднений.
























Интерактивные задания:

  1. Составить таблицу соответствия:

Понятия

Определения

1. Безработный

А. Добровольное соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по его трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию и соблюдать

правила внутреннего распорядка.

2.Трудовой договор

Б. Лицо, не имеющее работы и постоянного заработка, зарегистрированное в службе занятости.

3.Трудовые отношения

В. Согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.


4.Профсоюз

Г. Документ, подтверждающий трудовую деятельность.

5. Социальное партнёрство

Д.Отношения между людьми в процессе трудовой деятельности.

6.Трудовая книжка

Е. Объединение работников предприятия для защиты своих интересов, предусмотренное Трудовым законодательством.

Ответы: 1-Б; 2- А; 3-Д; 4-Е;5 – В; 6- Г


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. Стадия «Осмысления»

- Какая отрасль права регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях? (трудовое право)

  1. - Какие источники трудового права вы знаете?

  2. Источниками трудового права являются нормативно-правовые документы в которых закреплены нормы трудового права РФ: Конституция РФ и Трудовой кодекс, трудовой договор. Слайды 10-11-12

  3. Просмотр фрагмента видеоурока «Трудовые правоотношения»

Работа со статьями Конституции Российской Федерации Учащимся предлагается рассмотреть ст. 37 Конституции РФ и записать основные принципы использования труда.

Статья 37 Конституции РФ определяет основные принципы использования труда:

- труд в нашей стране свободен, это означает, что каждый гра­жданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род занятий и профессию;

- принудительный труд запрещен, и из этого правила нет ника­ких исключений;

- каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих
требованиям безопасности и гигиены;

- труд каждого должен быть соответствующим образом возна­гражден; какие-либо ущемления, дискриминация людей (т. е. разная оплата за равный труд) недопустимы;

- кроме того, труд должен быть оплачен, не ниже минимально­го размера оплаты труда;

- каждый человек имеет право на защиту от безработицы;

- за каждым человеком признается право на трудовые споры: 
индивидуальные (работника и администрации) и коллективные (трудового коллектива и администрации), включая право на забастовку;

- каждый имеет право на отдых.
Результаты обсуждения заносятся в Словарь урока»

Свободен

Безопасен

Доброволен

Оплачиваем

Право на отдых

Право на разрешение споров



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Составление кластеров по Трудовому кодексу: Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены), Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора, Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет, Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет, Статья 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет, Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет, Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора.


Рабочий лист 1, 2. Работа в парах: составление кластеров на основе анализа статей Трудового кодекса Российской Федерации.

3.Включение в систему знаний и повторение

  1. Решение практических правовых задач


1.Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить её на работу в качестве уборщицы игрового зала.

Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор?

(Нет, работа в подобных заведениях, которые могут отрицательно влиять на нравственность подростка, запрещена ТК (ст. 256)


2.Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем.

Можно ли принять Ивана для выполнения этой работы?

(Нет. Ночная работа запрещена для несовершеннолетних ст. 265 ТК)

3. Несовершеннолетний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия он принёс трудовую книжку, паспорт, заявление, документ воинского учёта, свидетельство государственного пенсионного страхования.

Можно ли с Антоном оформить трудовой договор?

(Нет, не хватает медицинской справки о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Ст.266 ТК)

4.В марте 17-летняя Ольга была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в июле. Администрация завода отказалась удовлетворить просьбу Ольги, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении шести месяцев непрерывной работы.

Права ли администрация завода?

(Администрация не права, т.к. несовершеннолетний работник может получить ежегодный оплачиваемый основной отпуск в удобное для него время Ст. 267 ТК)

5. Сироткин, 16 лет, и Мальцев, 17 лет, приняты на работу на автозавод учениками слесаря. В течение первых двух месяцев они работали по 7 часов в день. Затем им поручили работу на полуавтомате, и мастер распорядился, чтобы Сироткин и Мальцев работали по 8 часов в день. Инженер по технике безопасности указал мастеру на нарушение закона. Мастер возразил, сказав, что им присвоен третий разряд и они уже не являются учениками. Кто прав в данной ситуации? Поясните свой ответ.

(Неправ мастер. Норма рабочего времени для несовершеннолетних 16 лет составляет 7 часов не зависимо от должности несовершеннолетнего. Ст 94 ТК)


Результаты выполнения индивидуального задания группой


Можно ли считать данные этого рейтинга объективными по всей стране?


Рейтинга самых востребованных специальностей, ознакомление класса с результатом поиска.


4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель предлагает учащимся составить синквейн со словом «труд». Учащиеся зачитывают синквейны: сначала

(1 строка) - труд

(2 строка), прилагательные ,

(3 строка), глаголы ,

(4 строка) законченное умозаключение в виде предложения,

ассоциации к слову труд (5 строка) Слайд 13


Составить синквейн

4.Домашнее задание

Домашнее задание предлагается на выбор:

  1. П. 17, проработать терминологию, ответить на вопросы.

  2. П. 17, проработать терминологию, ответить на вопросы устно выполнить задания,

  3. Написать эссе «Труд облагораживает человека»





Рабочий лист 2 Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет

  1. Труд несовершеннолетних запрещается применять на следующих работах:

1

2

3

4


5

6


7




  1. Медицинский осмотр

  1. Обязателен ли при первичном приёме на работу?


  1. Как часто проводится?


  1. Кто оплачивает?




  1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск

  1. Какова продолжительность отпуска?


  1. В какое время предоставляется?




  1. Какие категории работников могут быть привлечены к сверхурочной работе, в ночное время, в выходные и праздничные дни?







  1. Продолжительность рабочего времени

15-16 лет -

16-18 лет -

14-16 лет (для учащихся общеобразовательных и др. учреждений в свободное от учёбы время) -

16-18 лет (для учащихся общеобразовательных и др. учреждений в свободное от учёбы время) -





  1. Какие документы обязан предъявить работник при заключении трудового договора?













Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены)

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  • для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;

  • для обучающихся по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа;

Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

  • документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

  • справку о наличии (отсутствии) судимости (абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 387-ФЗ)







Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет

  • Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

  • Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

  • Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет

  • Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

  • Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет

  • Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 267 ТК РФ

  • Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.





Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет

  • Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора

  • Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 269 ТК РФ

  • Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.













Понятия

Определения

1. Безработный

А. Добровольное соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по его трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию и соблюдать

правила внутреннего распорядка.

2.Трудовой договор

Б. Лицо, не имеющее работы и постоянного заработка, зарегистрированное в службе занятости.

3.Трудовые отношения

В. Согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.


4.Профсоюз

Г. Документ, подтверждающий трудовую деятельность.

5. Социальное партнёрство

Д.Отношения между людьми в процессе трудовой деятельности.

6.Трудовая книжка

Е. Объединение работников предприятия для защиты своих интересов, предусмотренное Трудовым законодательством.







Задачи по трудовым правоотношениям

Группа 1

1.Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить её на работу в качестве уборщицы игрового зала.


Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор?


Группа 1

3. Несовершеннолетний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия он принёс трудовую книжку, паспорт, заявление, документ воинского учёта, свидетельство государственного пенсионного страхования.


Можно ли с Антоном оформить трудовой договор?



5. Сироткин, 16 лет, и Мальцев, 17 лет, приняты на работу на автозавод учениками слесаря. В течение первых двух месяцев они работали по 7 часов в день. Затем им поручили работу на полуавтомате, и мастер распорядился, чтобы Сироткин и Мальцев работали по 8 часов в день. Инженер по технике безопасности указал мастеру на нарушение закона. Мастер возразил, сказав, что им присвоен третий разряд и они уже не являются учениками. Кто прав в данной ситуации? Поясните свой ответ.










Группа 2

2.Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем.


Можно ли принять Ивана для выполнения этой работы?


Группа 2

4.В марте 17-летняя Ольга была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в июле. Администрация завода отказалась удовлетворить просьбу Ольги, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении шести месяцев непрерывной работы.

Права ли администрация завода?

5. Сироткин, 16 лет, и Мальцев, 17 лет, приняты на работу на автозавод учениками слесаря. В течение первых двух месяцев они работали по 7 часов в день. Затем им поручили работу на полуавтомате, и мастер распорядился, чтобы Сироткин и Мальцев работали по 8 часов в день. Инженер по технике безопасности указал мастеру на нарушение закона. Мастер возразил, сказав, что им присвоен третий разряд и они уже не являются учениками. Кто прав в данной ситуации? Поясните свой ответ.

















Словарь урока

Труд и трудовое право

Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, называется_______________



Виды труда_________________________________________________________________________________________________________



Отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях ________________________



Источники трудового права:

1.______________________________________________________

2.______________________________________________________



Основные принципы использования труда в РФ:

___________________________________________________-------------------------------------------------------------------------------

.___________________________________________________-----------------------------------------------------------------------------------

Отношения, возникающие между людьми по поводу их непосредственного участия в процессе труда, называются _______________________________________

Стороны трудовых отношений---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Соглашение между работодателем и работником ____________----------------------------------------------------------------------------------





Основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника______________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!