СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Туркменистан- сердце Великого Шелкового Пути"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  на тему "Туркменистан- сердце Великого Шелкового Пути" даёт возможность сформировать представление об истории возникновения и развития Великого Шелкового пути, а также о его влиянии на развитие культуры народов. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Туркменистан- сердце Великого Шелкового Пути"»

Тема урока. Туркменистан – сердце Великого Шёлкового пути (Türkmenistan – Beýik Ýüpek ýoluň ýüregi).

Цель урока: формирование языковых знаний и умений, развитие устной и письменной речи и культуры речи; содействовать формированию у детей представления о многообразии и единстве мира, о взаимовлиянии разных народов на развитие национальных культур. воспитание чувства гордости за историческое нашего народа и любви к Родине, уважения к Президенту.

Тип урока: комбинированный

Наглядность: книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, слайды, альбом.

Ход урока.

I.Орг. момент.

- приветствие, проверка готовности уч-ся к уроку; заполнение журнала и отметка отсутствующих;

- новости страны (о новом 2018 годе – «Türkmenistan – Beýik Ýüpek ýoluň ýüregi») …

II.Работа по карте и по слайдам.

1.Провести ассоциацию между данными понятиями.

- ребята, что связывает понятия тутовое дерево и шелкопряд, бумага, фарфор, хлопок, меха … (демонстрация соответствующих картинок)















(возможные ответы детей)

- всё это производится и у нас в Туркменистане;

- это наше богатство;

- всё это когда-то привезли из других стран;

- это красивые предметы и т.д.


2.Вы правильно заметили, ребята, что сейчас все эти предметы есть не только у нас в стране, но и во всём мире. А всегда ли так было? Давайте вспомним, чем был богат наш край, каковы наши исконные национальные богатства?

(возможные ответы детей)

- ковры

- ахалтекинские кони

- пшеница «ак бугдай»

- каракуль (шкурки молодых ягнят)

- дыни и т.д.

Сейчас, в наше время, мы ещё считаем национальным богатством нефть, газ и др. полезные ископаемые.

III.Вывод: некоторые предметы не производились у нас, а были привезены из других стран.

  • А кто привозит и продаёт товары? (сейчас люди, занимающиеся торговлей, а в древности купцы-täjir)

  • Каким способом привозят товары сейчас и привозили в древности?

  • Какие условия были необходимы в древности, да и сейчас, чтобы народы могли спокойно заниматься торговлей? (мир, культурное и экономическое взаимоотношения стран, народов)

4.работа по карте (политическая карта мира)

- кто покажет на данной карте нашу страну?

- а с какими государствами мы граничим, наша соседи? (Узбекистан, Казахстан, Россия, Иран, Афганистан, Азербайджан)

- как вы думаете, с какими государствами наша страна сотрудничает в различных областях (культура, образование, экономика)? Кто сможет показать эти страны на карте?

IV.Новая тема.

1.цитата из новогоднего обращения Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова:

- Строя новые автомобильные и железнодорожные магистрали, морские порты и мосты, наша Отчизна в третьем тысячелетии заново возрождает Великий Шёлковый путь.

2.из истории Великого Шёлкового пути (краткий обзор).

Все началось в 138 году до н.э., когда из Ханьской столицы по приказу императора У-ди вышел посольский караван во главе с князем Чжан-Цзянем с целью вернуть своих прежних союзников - кочевые племена. Князь прошёл пустыни, горы, пережил многолетний плен, нашёл бывших союзников, и хотя те отказались вернуться, миссия Чжан - Цзяня для древнего мира имела огромное значение. Чжан - Цзянь был поражён увиденным и услышанным в пути. Вернувшись через 13 лет домой, он рассказал императору У-ди о странах к западу от Китая. Императорский двор, учёные и купцы были потрясены его рассказом. Ведь они считали, что кроме них на свете живут только кочевники-скотоводы, да бродячие охотники и были убеждены, что только их стране удалось создать высокую цивилизацию.

И вскоре в Среднюю Азию были отправлены посольства. Среди прочих даров они везли шёлк. Так встретились древнейшие цивилизации Востока и Запада. Возникла крупнейшая торговая и культурная магистраль древности и средневековья. Около 2000 лет эта магистраль будет связывать страны и народы. Само название "Великий Шёлковый путь” эта древняя дорога купцов Востока и Запада получила лишь в XIX веке по предложению Фердинанда фон Рихтгофена ученого - географа. По тропам Великого Шёлкового пути мы и предлагаем сегодня пройти.

По китайским источникам середины 1 века до нашей эры, уже тогда нагруженные шёлком караваны направлялись в западные страны. Своего расцвета путь достиг в раннее средневековье в результате развития торговых связей Китая и Византии. А из стран Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии в Китай и страны Востока стали направляться караваны с различными товарами. На международную торговлю выставлялись знаменитые породистые лошади из Средней Азии, кожаные изделия и скот, из стран востока – слоны, носороги, барсы, львы, экзотические животные, а также охотничье снаряжение. Русь торговала пушниной, зерном, оружием.

Вдоль Великого Шёлкового пути торговали различными видами винограда, персиками, дынями и разнообразными фруктами и ягодами Востока и Средней Азии. Торговали также семенами редких овощных культур. Их выращивание оживило многие хозяйства стран Азии. Например, ныне продаваемые на рынках китайские и болгарские сорта перца были распространены во многих странах благодаря Великому Шёлковому пути.

Развивая торговые отношения, страны, через которые пролегал Великий Шёлковый путь, не только удовлетворяли свои потребности в товарах, но и вступали в культурные связи с другими народами. Изящно и красиво изготовленные вещи привлекали покупателей, воспитывали их эстетические вкусы. Это повлекло за собой распространение изготовления ремесленных изделий, украшений, посуды. Происходило взаимообогащение материальной культуры.

Установление и развитие культурных связей между странами благоприятно отразилось на развитии музыкального искусства, литературы. При раскопках памятников на Великом Шёлковом пути были найдены скульптуры с изображением танцоров, актеров в масках, музыкантов, восседающих на верблюдах. А также рукописи на разных языках. Торговля по Великому Шёлковому пути также способствовала росту городов, которые были центрами ремесла и торговли.

3.выразительное чтение стихотворений и текстов о Великом Шёлковом пути.

Когда была ты молодой, Земля,
И звёзды над тобой,
Быть может, ярче, чем теперь мерцали,
Ты на себе людей несла
И колыбелью им была —
Они о странствиях тогда ещё не знали.
Не знали, что от них вдали
Живут такие ж как они,
Но чуточку другие люди -
Там те же солнце и луна,
И те же звёзды в небесах -
Вершат они земные судьбы.

Из века в век текли года.
Земля дождалась чудака,

Свой дом покинувшего смело,
И по дорогам дальних стран
Провёл он первый караван.
А перед ним вперёд молва летела,
Молва о том, что скоро к нам
С добром прибудет караван.
И караван тот шёл по миру.
А если ты идёшь с добром,
Приносишь радость в чей-то дом,
То дом любой тебе откроют с миром.
И будут помнить сквозь века
Того земляне чудака –
Он сблизил караваном страны.





Великий Шёлковый Путь похож на древнее сказанье. Много неведомых тайн, неспетых песен, нерассказанных преданий знает он. В сказочную страну счастья – звала дорога. Конца и края у неё нет. Как длинный дестан она, воспевающая необъятность Вселенной. Когда начинает нежно цвести саксаул, когда над притихшими песками восходит полная и ясная луна, на древней караванной дороге появляется легендарный серебряный караван во всём своём великолепии. Мерцает старинная верблюжья сбруя, покачиваются на горбах высокие тюки с драгоценной поклажей. Но нет ни караванбаши, ни погонщиков, ни стражи... В нём всего в избытке, только нет ни одной живой души, кроме верблюдов. Если встанешь на его пути, караван обойдёт тебя далеко стороной, если попробуешь догнать его, он бесшумно растворится в песках... Лучше стоять на месте и слушать звон серебряных колокольчиков...



Колесом судьбы солнца в небе круг,
Колесо судьбы и поля вокруг.
И под скрип колёс караван идёт
И поклажи воз на себе везёт.
Колесо арбы - колесо судьбы:
И дорогам мы по судьбе верны.
Вековая пыль — колесу судьба;
По дорогам пыль, старая арба.
И под скрип караван идёт,
Под аккорды звёзд караван поёт.
Повидать весь мир пусть не хватит лет,
Но в дороге мы - нас счастливей нет.
И под скрип колёс караван идет,
Путь его не прост, вдаль его ведёт
Колесо арбы - колесо судьбы,
И дорогам мы по судьбе верны.



Картина величавого простора восхищала и путешественников, и купцов. Казалось, само солнце было очаровано этим первозданным дивом и, любуясь, скользило над землей. То ли марево, то ли миражи плыли над необъятным простором, истинная, нетронутая красота царила здесь во всём величии и блеске. И только животные удивлённо посматривали вслед идущему каравану.

V.Закрепление темы.

1.Игра (деление на команды; команда выбирает цвет и называется соответственно: зелёная, красная, синяя). (командам раздаются картинки с изображением различных животных)

А). задание. Сейчас мы с вами создадим мультик. Я буду читать текст, а тот, у кого есть подходящая картинка, выходит и прикрепляет под своим цветом. Таким образом, у нас получится видовой ряд.

  • Необъятны просторы степей, желтый ковер, а над ним огромное голубое небо. Трудно себе представить степь без жаворонка. Песня его звенит над буйным разнотравьем. Даже невозмутимый человек не останется равнодушным к этой изумительной чистоты, нежной трели певца степных просторов.

  • Гнёзда жаворонки делают в ямках, выстилая их пухом, корешками растений, конским волосом. Птенцов они выводят 2- 3 раза за лето, откладывая 5 - 6 зеленовато-жёлтых с крапинками яиц.

  • Обитает здесь и немало грызунов, их хорошо скрывает высокое и густое разнотравье. Один из грызунов, обитающих здесь, суслик — довольно крупный, до килограмма весом зверёк. Он имеет серебристо-жёлтую или серовато-бурую окраску. На щечках у него рыжеватые или буро-коричневые пятна, вокруг глаз - по бурому кольцу.

  • Около дорог, по берегам солёных озёр живет тушканчик или земляной заяц. Он ведёт ночной образ жизни. Днём же скрывается в норе, вход в неё закрывает земляной пробкой.

  • Настоящим украшением степи является дрофа. Дрофы глотают и молодых, и взрослых зверьков по несколько штук за раз, с удовольствием разнообразя свой вегетарианский стол.

  • Охотниками за грызунами можно назвать и таких птиц как сороки...

  • ....вороны...

  • грачи.

  • На мышей охотятся и довольно крупные для степей хищники: лисы...

  • волки

  • гиены. Средневековый арабский путешественник Ибн Баттута в своих мемуарах описывает случай нападения стаи гиен на стоянку каравана во время перехода по пустыне Сахара — одна из гиен при этом утащила мешок с финиками и большую часть съела

  • Трудно представить себе степь без быстрых, как ветер, сайгаков

  • и грациозных джейранов. Джейран может пробежать до водопоя 50 - 60 км. Редкий хищник может догнать джейрана.

  • Водятся в степях и куланы.

  • Увы, не можем мы увидеть сейчас в степи таких животных, как гепард,

  • тигр.

Б). А дорога всё бежит... Разве забудешь её, эту дорогу - змею. Она обвивает склоны холмов и перевалов, устремляется к горизонту, петляя вдоль рек и гор. Она то исчезает в барханах, то выбирается на такыры и тогда идёт напрямик до мглистой черты, словно шальной вихрь, погнавшийся за стадом быстроногих сайгаков. А то ныряет в непроходимые заросли и тогда мечется из стороны в сторону, стремясь скорее выбраться на простор. Иногда дорога нежданно-негаданно исчезает средь белого дни. В таких случаях караванщики высматривают древние намогильные камни - стояки на вершинах холмов. В пустынной степи, где нет гор или других особых примет, издревле ставились каменные столбы или бабы - балбалы. По этим одиноким столбам караваны определяли путь в бескрайних степях и пустынях. Это безмолвное наследие предков, завещанное потомкам, как и народная мудрость.

Задание: Народная мудрость заключается в народных поговорках. А ваше задание: продолжить поговорку и из фрагментов сложить поговорку.

("Три дела человеку делают честь:

колодец вырытый в пустыне;

мост, проложенный через реку;

дерево, высаженное у дороги”).



В). В Азии была распространена концепция " Четырёх стран мира”. Каждая из этих "Четырёх стран мира” обладала присущими только ей преимуществами.

Вопрос: Назовите эти "Четыре царства мира”.

(Первое "царство мира” - юг - империя "Царства слонов”, царство индийских правителей с центром в городе Канауджа на Ганге. "Царь слонов” назывался "царем мудрости”.

Второе "царство мира” - север - объединение тюрков от Тихого океана до Черного моря. "Царь коней” именовался "царем хищных зверей”.

Третье "царство мира” - запад - здесь 2 царя: царь царей – царь Персии - "царь мужей”, царь Византии – "царь драгоценностей”.

Четвертое "царство мира” - восток - император Китая - "царь людей” - "царь государственного управления и промышленности”).



Г). Великий Шёлковый путь - много на нём чудес, но главным его чудом всегда были базары. Базар на Востоке - центр деловой жизни. Здесь даже улицы города словно магнитом стягиваются к одной точке - базару. Только что занялся рассвет. Соловей уже отщёлкал свою утреннюю песню. С высокого минарета муэдзин призвал правоверных к утренней молитве. Продавцы огня разнесли своим постоянным покупателям калёные угли. И над длинными рядами караван-сараев поплыл густой хлебный запах свежеиспечённых лепешек. Купцы раскладывают и расхваливают свой товар. А каких только товаров не увидишь ты здесь, на базарах Великого Шёлкового пути! Стекло и монеты, шёлк, зеркала, лаковая посуда, разные камни, мирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, янтарь и кораллы, слитки серебра и золота…Да разве все можно перечислить!

ЗаданиеСейчас вы получите список некоторых товаров, распространявшихся по Великому Шёлковому пути. Постарайтесь определить, откуда эти товары прибыли: поставьте на листочке напротив того или иного товара буквы: "С” - север, "Ю” - юг, "3” - запад, "В” - восток.

Командам выдали листочки, на которых написано:

Товары, распространявшиеся по Великому Шелковому пути:

1.Меха соболя, песца, выдры, выхухоля - "С”

2.Янтарь - "С”

3.Фарфор - "В”

4.Шерстяные ткани - "3”

5.Тафта - "В”

6. Деревянная посуда - "С”

7.Лекарственные зелья - "В”

8.Экзотические животные и птицы - "Ю”

9.Стекло - "В”

10.Сталь - "3”

11.Краски (индиго - фиолет. цвет, пурпур -цвет от багряного до фиолет. Это природные красители) - "Ю”

12.Кораллы - "Ю”

13.Вино - "3”

14.Льняные ткани - "С”

15.Бардосские, кордовские ткани "3”

16. Женьшень - "В”

17. Ловчие птицы (соколы, кречеты) - "Ю”.



Д). Каждый купец расхваливает свой товар, зазывает покупателей.

Задание: Из предложенных товаров расхвалите два из них так, чтобы его непременно купили.



Е). И снова в путь. Но теперь он не такой тяжелый и опасный. Чаще встречаются на пути города. И вот наш караван входит под своды ворот города…

Задание – вопрос: По описанию определите, о каком городе идет речь:

  • Город располагался неподалёку от реки Джейхун. Город-крепость утопал в садах, благодаря четырём арыкам, и потому впоследствии его переименовали «Чарджуй» (буквально «Четыре арыка») (Амуль) (выдержки из книги Президента, стр. 74-81)

  • Население этого города в средние века превышало миллион жителей. В то время город получил особый эпитет Шахиджан, что буквально переводится как «Душа царей». Другой эпитет, которого он был удостоен в средневековых хрониках – «Мать всех городов Хорасана» и «Город, на который опирается мир».

  • Это был настоящий мегаполис, равного которому не было в Средней Азии. Город купцов и учёных. Узкие улочки, точно ручьи, стекались к многолюдным базарам. В пёстрой толпе виднелись колыхающиеся разноцветные тюрбаны, фески, чалмы, шапки и острые колпаки звездочётов. (Мерв) (выдержки из книги Президента, стр. 120-127)

  • «… город обширный, красивый, пышущий здоровьем, изобилующий водой и жизненными благами. В нём деревья переплетаются друг с другом, их плоды прекрасны; соборная мечеть изящна, хлеб вкусен, базар расположен рядами, где встречаются ценные и редкие вещи. Жители его говорят на одном языке, у них есть своя литература, цены на базаре всегда низкие, а воины храбрые, и потому город недоступен для врагов» стр. 192-193. (Ниса)

  • Этот древний город удачно располагался на пересечении нескольких караванных путей, его значение и влияние постоянно росли. Сюда съезжались не только знатные купцы и торговцы, но и ученые, философы, поэты и учителя и вскоре город уже называли «городом тысячи мудрецов». Именно здесь в 11 веке проживали врач Абу Али ибн Сина (Авиценна) и ученый-энциклопедист Абу Райхан Бируни. По преданию, в столичном городе ежедневно «в ста шестидесяти местах шумели базары. В крепости – четыреста сорок четыре ворот, семь тысяч семьсот медресе. Было тысяча караван-сараев и пять тысяч бань.» такую роскошь мог позволить себе только действительно крупный город (Гургандж-Куняургенч) стр. 236-238.



Ж). Город полон чудес. И воистину справедливо говорили древние, что базар на Востоке – зеркало мира. Как многоязыки были торговые центры! Иной раз, чтобы понять друг друга, необходимо было прибегнуть к помощи сразу 9 -10 толмачей, передававших словно по эстафете слова из уст в уста. В эти времена появилась поговорка: "Стремись изучить языки семи народов и семь разных наук”.

Задание: нужно сказать туркменскую пословицу по аналогии:

1.Быстроногий скакун укорачивает дорогу. (Bedew at menzil keser.)

2.Собака лает, а караван идет. (It üýrer – kerwen geçer)

3.Видеть прекрасное — это кусочек рая. (Ýagşyny görmen sogapdyr)

4.Капля по капле — озеро, нет капель — пустыня. (Dama-dama köl bolar, dammasada çöl bolar)

5.Пусть мало, зато красиво. (Az bolsun – saz bolsun)

6.Караван приносит вести издалека. (Uzakdaky habary kerwen ýetirer)

7.С плохо уложенным грузом далеко не уйдёшь (Ýük egrisi uzaga gitmez)

8.Дальняя дорога лучше близкого бездорожья. (Ýol azaby – gör azaby)



З). Ремёсел средневековый базар знал множество. Кувшины, шкатулки, светильники, украшения для оружия, одежда, конская сбруя и многое другое расходилось по свету. Изделия мастеров можно было узнать не только по качеству, но и по определенным знакам, присущих только им. Орнамент - это своеобразный язык мира. У каждого народа он неповторим. Много что может рассказать орнамент знающему человеку.

Задание: Вам предстоит собрать пазлы с национальными орнаментами (гёли пяти велаятов), и попытаться объяснить, что он означает.

Необъяснимая, таинственная, меняющая красота заключается в излучистой бесконечной дороге. Чем больше едешь по этой дороге, тем ближе, родней, желанней становится она, словно верный друг, которому можно доверить сокровенные тайны. Неспроста караванщики, испытанные путники тоскуют по этой дороге, забывая все невзгоды и видят её во сне. Именно на Великом Шелковом пути сполна познаешь и красоту природы и величие всего сущего, и святость родного края.. Мы прощаемся с ней, великой дорогой, соединившей в древности города и страны, народы и континенты и припадаем к ней со словами благодарности и восхищения. Новое время требует новых путей сообщения, но мы вновь и вновь обращаемся к древнему опыту человечества, к забытым караванным путям, чтобы по ним проложить тропы мира и взаимопонимания.

VI.Домашнее задание.

Выучить пословицы и поговорки и нарисовать иллюстрации к ним.

VII.Обобщение урока, выставление оценок учащимся. Рефлексия.


Перед вами три перемётные сумы – хорджуны. «Вложите» ваш «товар» -отзыв об уроке.

- Что узнали?

- Что запомнилось?

- Что понравилось?




















Источники информации

  1. Гурбангулы Бердымухамедов, «Туркменистан – сердце Великого Шёлкового пути», А., 2017 г.

  2. газета «Нейтральный Туркменистан», № 3, 3 января 2018 года.

  3. Э. Меджитова «Туркменское народное искусство», А., 1990 г.

  4. Интернет ресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!