СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 10 классе по курсу ВиС по теме "Операции над событиями: пересечение, объединение событий. Диаграммы Эйлера"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока ВИС в 10 классе. Операции над событиями: пересечение, объединение событий. Диаграммы Эйлера.

Основные задачи урока: Рассмотреть три основных события: пресечение, объединение, переход к противоположному событию. Рассмотреть изображение диаграмм Эйлера, показать их применение при решении задач

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 10 классе по курсу ВиС по теме "Операции над событиями: пересечение, объединение событий. Диаграммы Эйлера"»

Глава 3 Операции над событиями, сложение вероятностей (3 ч.)

Урок 1. Тема урока: Операции над событиями: пересечение, объединение событий. Диаграммы Эйлера.

Основные задачи урока: Рассмотреть три основных события: пресечение, объединение, переход к противоположному событию. Рассмотреть изображение диаграмм Эйлера, показать их применение при решении задач


Примерный план проведения урока:

  1. В начале урока можно отметить, что операции над событиями учащимся известны еще из курса информатики. Три основные операции над случайными событиями, которые рассматриваются в курсе «Вероятность и статистика» это пересечение, объединение и переход к противоположному событию. По сути это операции над множествами элементарных событий. Для демонстрации материала можно использовать слайды (см ссылку в приложении к уроку).

  2. Для обозначения множества всех элементарных событий случайного эксперимента будем использовать символ Ω (читается –– «омега»). Событие Ω является объединением всех элементарных событий опыта, поэтому оно является достоверным событием. С другой точки зрения можно считать, что событие Ω –– это и есть весь случайный эксперимент. Мы будем рассматривать дискретные случайные эксперименты.

  3. Операции с двумя или тремя событиями удобно изображать с помощью диаграмм Эйлера. Диаграмма Эйлера со случайными событиями A и B показана на рис. 1


Прямоугольник изображает множество Ω, круги –– события A и B. Точки символически изображают элементарные события эксперимента.


  1. Записать определение пересечения события. Проиллюстрировать кругами Эйлера.

Определение:

Пересечением событий A и B называется событие, элементарные исходы которого принадлежат и событию A, и событию B. Пересечение событий A и B обозначается AB. Это выражение читается «пересечение A и B» или просто «A и B»


Пересечение событий –– это их общая часть.

На диаграмме Эйлера показаны два события A и B и их пересечение.

Событию принадлежат те элементарные исходы, которые принадлежат обоим событиям.



  1. Задание: Определить по рисунку (Рис 3), сколько элементарных событий благоприятствует событиям




AB (3 события)

AС (2 события)

СB (2 события)

ABС (1 событие)



  1. Записать определение несовместных событий. Проиллюстрировать кругами Эйлера.

Определение:


Если события A и B не имеют общих элементарных исходов, то такие события называются непересекающимися или несовместными




Пересечение несовместных событий не содержит элементарных событий. Его обозначают символом Ø и называют пустым событием. Это событие невозможное; P(Ø)=0.



  1. Записать определение объединения события. Проиллюстрировать кругами Эйлера.

Определение:


Объединением событий A и B называется событие, элементарные исходы которого принадлежат хотя бы одному из событий A и B. Объединение событий A и B обозначается AU B. Это выражение читается «объединение A или B» или просто «A или B».


На диаграмме Эйлера показаны два события A и B и их объединение.

Событию принадлежат те элементарные исходы, которые принадлежат хотя бы одному из событий


  1. В тетради учащиеся могут сделать таблицу из записанных определений


Название операции

Запись

Чтение

Изображение

Пересечение событий

А*В

произведение

AB

A и B

Объединение событий

А+В

сумма

AUB

A или B


  1. Для классной и домашней работы можно использовать следующие задачи.

Пример 1. Классный руководитель выбирает наугад двух учеников 10 класса в качестве ведущих для конкурса (сначала одного ученика, а потом другого).

Пусть событие А состоит в том, что первый ведущий — юноша, а событие В - в том, что второй ведущий тоже юноша. В чём тогда состоит событие AB?

Ответ: оба ведущих — юноши.

Пример 2. Бросают игральный кубик. Рассмотрим события А «выпадет больше двух очков» и В «выпадет чётное число очков»:

А = {3, 4,5, 6}и B{2,4,6}.

Два элементарных исхода благоприятствуют обоим из этих событий: {4}

и {6}. Эти элементарные события образуют новое событие — пересечение событий AB:

AB= {4,6}

Пример 3. Игральный кубик бросают дважды. Событие А заключается в том, что при втором броске выпало более трёх очков, событие В заключается в том, что при первом броске выпало менее трёх очков. Отметьте в таблице эксперимента элементарные исходы, соответствующие пересечению этих событий.

Желательный результат обсуждения.

В таблице эксперимента событие А выделим желтым цветом, а событие В отметим крестиками. Элементарные исходы, отмеченные и цветом, и крестиками, образуют событие .AB

Чтобы непосредственно найти вероятность пересечения событий A и B, нужно учесть вероятности только тех элементарных исходов, которые принадлежат одновременно обоим событиям

В приведённом примере событие AB состоит из шести элементарных исходов. Общее число элементарных исходов в опыте 36. Следовательно, .

Р (AB)= = 0,167


Пример 4. Термометр измеряет температуру в комнате. Пусть событие А состоит в том, что температура окажется не ниже 18°С, а событие В - в том, что температура окажется не выше 22°С. Опишите событие AB

Желательный результат обсуждения. В случае, когда множество элементарных событий непрерывно, удобно отметить события А и В и их пересечение на числовой прямой

Событие AB состоит в том, что температура окажется в пределах от 18°С до 22°С.

Остальные разработки можно посмотреть по ссылке https://vk.com/urokimatemati4ki


Пример 8. Игральный кубик бросают дважды. Рассмотрим события А «сумма выпавших очков делится на 2» и В «сумма выпавших очков делится на 3».

Какие элементарные исходы благоприятствуют объединению этих событий? Сколько их?

Желательный результат обсуждения. Отметим в таблице все элементарные исходы, благоприятствующие этим событиям. Если отмечать эти исходы в одной таблице, то мы получим событие, являющееся объединением событий А и В: AUB = «сумма выпавших очков делится на 2 или на 3».

Событию А благоприятствует 18 элементарных исходов, событию В , а событию AUB — 24 (это значение меньше суммы 18+12). Обсуждение должно привести к тому, что здесь имеются исходы, благоприятствующие обоим событиям одновременно (когда сумма очков делится на 6).

Пример 9. Термометр измеряет температуру в комнате. Событие А состоит в том, что температура окажется ниже 18°С, а событие В - в том, что температура окажется в пределах от 18°С до 22°С. Сформулируйте событие AUB.

Желательный результат обсуждения. Удобно изобразить события на координатной прямой:

Объединив события А и В, получим событие «Температура не выше 22°С».

Остальные разработки можно посмотреть по ссылке https://vk.com/urokimatemati4ki



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!