Особенности употребления местоимений. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
Ход урока
Эпиграф к уроку «Местоимения – это запасные игроки на футбольном поле, дублёры, выполняющие в языке заместительную функцию» (Реформатский).
(Слово «местоимение» в начале урока закрыто листом бумаги)
1 Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку
Эмоциональный настрой
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
2.Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание
Слайд 1. Словарная работа (лексический диктант) – (один учащийся у доски, класс работает в тетрадях). Задание: вставить пропущенные буквы. По зачитанному учителем лексическому значению определить слово).
…ргумент, ко(м,мм)ентарий, ра(с,сс)уждение, пр…блема, …ктуальный, опт..мизм.
(Учитель зачитывает значения слов, учащиеся их отгадывают) Последним было определено слово "оптимизм". Вывод учителя: таким образом, несмотря на возникающие трудности, мы с вами должны с оптимизмом смотреть в будущее!) (Создание ситуации успеха)
РАССУЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения
КОММЕНТАРИЙ, -я, м., обычно мн. 1. Разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту.
АРГУМЕНТ, -а, м. 1. Довод, доказательство.
АКТУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Важный, существенный для настоящего момента.
ОПТИМИЗМ, -а, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. пессимизм
- При выполнении каких заданий ЕГЭ нам понадобится знание этих слов? . Запомните их. Мы сегодня ещё вернёмся к ним.
Слайд 2 Орфоэпическая разминка. Найди лишнее слово: дотемнА, дОверху, дОнизу, дОсуха, дОчиста, дОсиня.
3. Вызов. Создание проблемной ситуации: формулировка учащимися темы и целей урока. Рубрика «Это интересно» В латинском языке ОНО имело название прономен. Это слово составлено из двух слов: предлога про – «вместо» и существительного номен – «имя», то есть ОНО буквально означает «вместо имени».
- О какой части речи я говорила? Обратите внимание на эпиграф. Какое слово закрыто? Слайд 3. Выборочная работа. Выписать местоимения
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно - я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!..
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, свершу я требу
За твой огонь - звездам!
Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою, иерей – священник,
Кармен, твоих духов...
Требу - это рекомендуемый размер пожертвования. Показательно, что в полном собрании сочинений А. Блока 92 стихотворения начинаются местоимением я, 49-местоимением ты. Местоимения он, она, они открывают 22 стихотворения, вы - только 2. Второе место при таком подсчете у Блока занимают притяжательные местоимения: мой начинает 14 стихотворений, твой - 9.
- Итак, над чем мы с вами будем сегодня работать? Сформулируйте тему урока (запись в тетради: Местоимение. Повторение изученного)
- На партах у каждого лежат КИМы. Проанализируйте задание А3, А19, В2, В7
- Скажите, как они связаны с местоимением? Какой трудности они касаются, каких знаний, умений требуют?
- Давайте сформулируем цели урока и задачи (формулировка целей и задач урока учащимися). Слово учителя (проговаривание целей урока учителем)
Итак, главная наша цель - поэтапное устранение орфографических, грамматических, морфологических, речевых трудностей на пути подготовки к ЕГЭ. Цель сегодняшнего урока – обобщить правила правописания отрицательных и неопределённых местоимений, закрепить умения определять разряд местоимений, избегать ошибок в употреблении местоимений в речи. А задачи - вспомнить изученное ранее, выявить основные трудности, систематизировать знания, закрепить их в коллективной, а затем в самостоятельной работе.
3. Обобщение и систематизация знаний и умений. Закрепление.
Погружение в тему.
А) Правила правописания отрицательных и неопределённых местоимений
Запоминалка: кое-, либо-, то-, нибудь- чёрточку не позабудь!
Объяснительный диктант. Кое-что, какой-либо, никто, не в чем, кто-либо, ни с кем, кое над чем, весь-то, нечто. Обратить внимание на некоторые трудности в написании местоимений, на способы различия местоимений от наречий и союзов! (А19) Слайд 4
Слитно | Раздельно |
1.Местоимённые наречия Зачем спешишь? (С какой целью спешишь?) Сделаем, затем отдохнём. (Потом отдохнём) | Местоимения с предлогами За чем ты пришёл? (За книгой пришёл) Спрятался за тем деревом. (За каким деревом?) |
2.Союзы (можно заменить союзом, не является членом предложения) Устал, зато(=но) закончил | Местоимения с частицей (частицу можно опустить, переместить) Что бы почитать? (Что почитать бы) |
Б) Мини-диктант. Определение разряда местоимений. Работа с текстом
1.Определите, к какому стилю речи относится данный отрывок?(ПС) Почему?(1) Сострадание - активный помощник.
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5)С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг… (По С.Львову)
(Сфера применения - газеты, журналы, телевидение, выступления на митингах, собраниях. Стилевые черты: призывность, яркость, эмоциональность, актуальность. Жанры: репортаж, очерк, заметка, интервью, фельетон и др. Языковые средства: обращения, риторические вопросы, побудительные предложения, общественно-политическая лексика.) 2.Какой тип речи преобладает? (рассуждение) К1: формулировка проблемы Связь с жизнью.
-Как воспитать в человеке умение сострадать? Проблема активного сострадания.
К2: комментарий к поставленной проблеме
-В чём заключается актуальность сформулированной проблемы?
-К какой аудитории обращается автор? (молодёжь, среднее поколение, широкая аудитория…)
-Доводы автора убедительны? (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность (Проблема действенного сострадания актуальна во все времена. Обращаясь к широкой аудитории, автор безоговорочно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям…)
К3: нахождение авторской позиции Предложение 5, сочувствие должно быть действенным
К4: аргументация Межпредметные связи с литературой, наглядность.
(Ярким примером активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Она без всякого колебания отдаёт подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.)
Коллективная работа. Задание по тексту: найдите в тексте все местоимения и определите разряд Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.
Динамическая пауза Здоровьесбережение
В) Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи в предложении. (В7) - Какова роль местоимений в речи? Можно ли обойтись в нашей речи без местоимений? (Обратиться к эпиграфу)
(Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении, н-р, одного и того же имени существительного. Местоимения может выступать как средство связи в предложении. (В7) Использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания
(Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась).
Всегда ли мы правильно употребляем в своей речи местоимения? Задание: прослушайте внимательно отрывок и выпишите ошибки в употреблении местоимений. (А3) Весёлая радионяня – притяжательные местоимения mp3
Предупреждение грамматических ошибок
1.После предлогов у местоимений 3л. появляется Н (у него, к нему, ждать его, послать ему)
2.Формы Р.п. личного мест. 3 л. ЕГО, ЕЁ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности (Услышали его. Услышали его песню)
3.Указательные мест. (ОБ ЭТОМ – О ТОМ, ОБ ЭТОЙ - О ТОЙ)
Г) Местоимение как средство связи в предложении. (В7)
В7. Скажете: таких книг не бывает. Такие книги есть .
4. Подведение итогов. Рефлексия.
За что бы вы себя могли похвалить? (учащиеся вспоминают, чем занимались на уроке, что получилось лучше, над чем предстоит ещё поработать)
Выставление оценок, комментирование.
5. Домашнее задание: 1гр. – подобрать задания по теме: правописание и употребление местоимений. 2гр. – написать сочинение-рассуждение «Можно ли в речи обойтись без местоимений?» 3гр. – составить тест по теме «Местоимение».
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрён знаниями, не будет запинаться». Мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в высшее учебное заведение.
Релаксация: «Букет настроения» (нарисовать вазу на доске).
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо, улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше, поаплодировали себе.
Итак, если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе понравившийся цветок, если не понравился, пусть он останется на месте, он будет ждать вас до следующего раза.