Музыкальное приветствие учителя и учащихся. Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского. Учитель: Здравствуйте, ребята. При входе в класс звучала музыка. Но звучала она неспроста. Мелодия эта рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает? Давайте послушаем ещё раз и представим себе этого человека. Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского. Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается. Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Его внешность, характер? Постарайтесь обосновать свое мнение. Учитель: А теперь давайте посмотрим на портрет композитора. Кто мне скажет, что такое портрет? Дети: Портре́т — это изображение человека. Учитель: Слово это означает «воспроизводить что-либо черта в черту», изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет). В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация. Учитель: Но здесь два портрета, на одном изображён ещё достаточно молодой и приятный человек, а на другом - зрелый мужчина, он не причёсан, у него усталый вид, видно, что он очень болен. Что же случилось с этим человеком? История и анализ портрета М.П. Мусоргского кисти И. Репина. Но это портрет живописный, а может ли существовать портрет музыкальный? Дети: отвечают (как правило, ответы носят противоречивый характер). Учитель: Ну вот, ваши мнения разделились. Пора сделать музыкальную паузу. Кто сегодня выступит в роли солиста? Учитель: пока этот вопрос остаётся открытым, а мы вернёмся к началу нашей экскурсии. Эй, сюда, заходи, народ честной! Заходи, погляди на картины дивные! Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов: «Гном»; «Старый замок»; «Тюильрийский сад»; «Быдло»; «Балет невылупившихся птенцов»; «Два еврея – богатый и бедный»; «Лиможский рынок»; «Катакомбы»; «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга); «Богатырские ворота». Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже. А что такое сюита? Дети: Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Учитель: Но сегодня нас будут интересовать не все 10 пьес, а только портреты. Как вы думаете, какие из пьес будут портретами? Дети: «Гном», «Баба Яга», «Два еврея». Учитель: Слышите, звучит музыка, давайте закроем глаза и представим, портрет какого сказочного персонажа композитор «нарисовал» в одной из пьес цикла. Звучит «Гном» Дети: «Гном» Учитель: Каким вы его представили? Дети: Гном маленький, неуклюжий. Характер - угрожающий, мрачный. Он зол на всех. Учитель: Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделяет в своей музыке гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа. Давайте встанем и изобразим под музыку гнома, как он двигается, какая у него мимика, жесты. (Звучит «Гном») Учитель. А теперь мы перейдём к следующему портрету и послушаем музыкальную зарисовку. Послушайте и определите характер музыки, сколько здесь разных характеров? Что вы представите слушая эту музыку? «Два еврея богатый и бедный» (фортепиано) – слушание Дети. Два образа (героя). Один человек уверенный, высокомерный, наглый. Другой образ - дрожащий, робкий, тихий, между ними происходит разговор (диалог). Учитель. Пьеса называется «Два еврея богатый и бедный». У Мусоргского 1-ая тема, характеризующая богатого еврея - крепкая, уверенная, повелительная, звучит на ff, в низком регистре. Властная интонация. 2-ая тема бедного еврея - она однотипна, дрожащая, трепещущая, почти без движения. В высоком регистре. В последней части звучит диалог обоих лиц одновременно. Тема богатого еврея звучит еще крепче, уверенней, а тема бедного осталась неизмененная. Заключительная реплика принадлежит богатому еврею, последнее слово остается за ним. Учитель. Чтобы окончательно убедиться, что Мусоргский – великолепный портретист, мы послушаем еще одну зарисовку. Я вам умышленно не говорю название этой зарисовки, может вы сами предложите какое – либо название. Я вам дам подсказку это может быть сказочный персонаж, а сказочные персонажи могут быть не только положительные, но и отрицательные. «Избушка на курьих ножках» - прослушивание. Учитель: Нарисуйте при помощи красок портрет персонажа. Какой характер, интонации? Дети рисуют. Дети: (Показывают рисунки) Кляксы, растрепанный, искаженный, полет на метле. Учитель: Почему вы изобразили именно Бабу Ягу, а не Василису прекрасную? Дети: Потому что это подчеркивается музыкой, характером, интонациями. Музыка не лирическая. Учитель: Пьеса называется «Избушка на курьих ножках». Гартман сделал рисунок - эскиз бронзовых настольных часов, украшенной разноцветной эмалью, часы изображают избушку на курьих ножках. Мусоргский изобразил хозяйку этого жилища. А эту мелодию вы помните? Кого она изображает? Дети: Тоже Бабу-Ягу. Но в песне она совсем другая. Учитель: Давайте вспомним наш разговор в начале урока, когда мы описывали М.П. Мусоргского ещё не видя его портрет. Как можно назвать это описание? Дети: Мы не видели этого человека, а описали его по звучащей музыке, значит это музыкальный портрет. Учитель: попробуйте дать определение музыкального портрета. Дети: музыкальный портрет – это изображение характера героя. Учитель: Главное в музыке - это выражение эмоционального состояния, настроения и характера. Однако, каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные образы будут совпадать в главном, но при этом отличаться в деталях. Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм и сравнить музыкальные портреты наших сегодняшних героев. В конце урока учащимся предлагается назвать моменты урока, которые вызвали затруднения, или наибольший интерес в процессе решения проблемы. Обмен мнениями. Учитель: Сейчас вы композиторы и художники. Постарайтесь понять своё внутреннее состояние, услышать музыку своей души, и изобразить свой портрет, отражающий это состояние. В зависимости от вашего настроения, удовлетворения работы на уроке, от самого урока разместите на доске портрет, отражающий ваше внутреннее состояние. (Учащимся выданы незаконченные смайлики, которым нужно дорисовать форму губ: - радость, удовлетворение, интерес. - равнодушие. - огорчение, разочарование, неудовлетворение. Нарисовать или подобрать иллюстрации к понравившимся произведениям. А на следующем уроке мы с вами составим книжку с иллюстрациями и сделаем надписи. Спасибо за внимание. Я вами очень довольна! |