СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 5 классе. "Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Может ли музыка выразить характер человека?»  - 1 урок из этого раздела по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева. Место данного урока в системе указанной программы: 5 класс, 3 четверть.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 5 классе. "Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет."»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

«УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Г.УСИНСКА


МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНIН

«ВЕЛÖДАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШÖР ШКОЛА № 1» УСИНСК КАР

____________________________________________________________________________________________________________________













«Может ли музыка выразить характер человека?

Музыкальный портрет»

5 класс, УМК: Алеев В.В., Науменко Т.И.







Автор: Талипова Любовь Адамовна,

учитель музыки,

МБОУ «СОШ № 1» г. Усинска











г. Усинск

2018

Музыка. 5 класс.


Тема: Может ли музыка выразить характер человека? Музыкальный портрет.


Цель: ввести обучающихся в мир музыки М.П. Мусоргского, расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.


Задачи:

  1. Предметные:

  • сформировать представление о жанре музыкального портрета;

  • познакомить с творчеством М.П. Мусоргского;

  • закрепить понятия: характер, интонация, темп, динамика, образ.

2. Метапредметные УУД: в результате урока учащиеся смогут

Познавательные УУД :

  • размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

  • познавать  различные явления  жизни  композитора  на основе вхождения в мир его музыкальных образов, их анализа, сопоставления;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи;  анализировать  и сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства.

 Регулятивные УУД:

  • владеть  умением целеполагания в постановке учебных задач,

  • планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки при выявлении связей музыки с  изобразительным искусством, театром  в ходе исполнения музыкальных сочинений.

  • самостоятельно определять выразительность и изобразительность музыки Мусоргского,  излагать свои мысли о музыке.

  •  владеть навыками осмысления и обобщения учебных действий в процессе восприятия и исполнения музыки

  • формулировать собственное мнение и позицию по отношению к материалу урока.

Коммуникативные УУД:

  • передавать  собственные впечатления о музыке и живописи в устной и письменной речи;

  •  инициировать  взаимодействия в группе, коллективе в процессе самостоятельной работы с музыкальной и художественной информацией;

  • дать самооценку и интерпретацию собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

3. Личностные  УУД:  

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности;

  • понимание жизненного содержания  классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром в процессе освоения музыкальной культуры.

  • проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное заинтересованное отношение к музыкальным, живописным  произведениям;

  • уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности


Форма проведения урока: аналитическое занятие по жанру портрета в живописи и музыке.


Жанр урока – урок-диалог.


Тип урока – урок изучения нового материала. Комбинированный.


Технологии: 

  • личностно-ориентированные,

  • развивающего обучения,

  • критического мышления

  • здоровьесберегающие,

  • ИКТ.


Ведущие методы:

  • анализ музыкального материала;

  • наглядно – слуховой метод;

  • игровой метод;

  • дискуссия;

  • диалог;

  • диалог;

  • «сходства» и «различия».


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, компьютерная презентация, аудиофайлы с музыкальными произведениями для прослушивания, разучивания и анализа, мультфильм «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского, фортепиано, учебник "Музыка", тетради, музыкальный словарь, незаконченные смайлики .


Музыкальный материал: фрагменты из фортепианного цикла М.П.Мусоргского «Картинок с выставки»: «Прогулка», «Гном», «Баба – Яга», «Два еврея: богатый и бедный», С.Соснина «Баба-Яга».





















Ход урока

Этапы работы

Содержание этапа

Организационный момент.













Актуализация опорных знаний.







Формирование новых знаний.




























































































Физкультминутка






















































Исполняем песню С.Соснина «Баба-Яга» (стоя с солистами, под аккомпанемент фортепиано в исполнении учителя)



Закрепление учебного материала.
















Рефлексия.












Домашнее задание.


Музыкальное приветствие учителя и учащихся. Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.

Учитель: Здравствуйте, ребята. При входе в класс звучала музыка. Но звучала она неспроста. Мелодия эта рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает? Давайте послушаем ещё раз и представим себе этого человека.

Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.

Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.

Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Его внешность, характер? Постарайтесь обосновать свое мнение.

Учитель: А теперь давайте посмотрим на портрет композитора.

Кто мне скажет, что такое портрет?


Дети: Портре́т — это изображение человека.


Учитель: Слово это означает «воспроизводить что-либо черта в черту», изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).

В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.


Учитель: Но здесь два портрета, на одном изображён ещё достаточно молодой и приятный человек, а на другом - зрелый мужчина, он не причёсан, у него усталый вид, видно, что он очень болен. Что же случилось с этим человеком?

История и анализ портрета М.П. Мусоргского кисти И. Репина.

Но это портрет живописный, а может ли существовать портрет музыкальный?


Дети: отвечают (как правило, ответы носят противоречивый характер).


Учитель: Ну вот, ваши мнения разделились. Пора сделать музыкальную паузу. Кто сегодня выступит в роли солиста?


Учитель: пока этот вопрос остаётся открытым, а мы вернёмся к началу нашей экскурсии.

Эй, сюда, заходи, народ честной! Заходи, погляди на картины дивные!

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

  1. «Гном»;

  2. «Старый замок»;

  3. «Тюильрийский сад»;

  4. «Быдло»;

  5. «Балет невылупившихся птенцов»;

  6. «Два еврея – богатый и бедный»;

  7. «Лиможский рынок»;

  8. «Катакомбы»;

  9. «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга);

  10. «Богатырские ворота».

Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

А что такое сюита?

Дети: Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

Учитель: Но сегодня нас будут интересовать не все 10 пьес, а только портреты. Как вы думаете, какие из пьес будут портретами?


Дети: «Гном», «Баба Яга», «Два еврея».


Учитель: Слышите, звучит музыка, давайте закроем глаза и представим, портрет какого сказочного персонажа композитор «нарисовал» в одной из пьес цикла.

Звучит «Гном»


Дети: «Гном»


Учитель: Каким вы его представили?


Дети: Гном маленький, неуклюжий. Характер - угрожающий, мрачный. Он зол на всех.


Учитель: Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделяет в своей музыке гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа.


Давайте встанем и изобразим под музыку гнома, как он двигается, какая у него мимика, жесты. (Звучит «Гном»)


Учитель. А теперь мы перейдём к следующему портрету и послушаем музыкальную зарисовку. Послушайте и определите характер музыки, сколько здесь разных характеров? Что вы представите слушая эту музыку?


«Два еврея богатый и бедный» (фортепиано) – слушание


Дети. Два образа (героя). Один человек уверенный, высокомерный, наглый. Другой образ - дрожащий, робкий, тихий, между ними происходит разговор (диалог).


Учитель. Пьеса называется «Два еврея богатый и бедный».

У Мусоргского 1-ая тема, характеризующая богатого еврея - крепкая, уверенная, повелительная, звучит на ff, в низком регистре. Властная интонация.

2-ая тема бедного еврея - она однотипна, дрожащая, трепещущая, почти без движения. В высоком регистре. В последней части звучит диалог обоих лиц одновременно. Тема богатого еврея звучит еще крепче, уверенней, а тема бедного осталась неизмененная. Заключительная реплика принадлежит богатому еврею, последнее слово остается за ним.


Учитель. Чтобы окончательно убедиться, что Мусоргский – великолепный портретист, мы послушаем еще одну зарисовку. Я вам умышленно не говорю название этой зарисовки, может вы сами предложите какое – либо название. Я вам дам подсказку это может быть сказочный персонаж, а сказочные персонажи могут быть не только положительные, но и отрицательные.


«Избушка на курьих ножках» - прослушивание.


Учитель: Нарисуйте при помощи красок портрет персонажа. Какой характер, интонации?


Дети рисуют.


Дети: (Показывают рисунки) Кляксы, растрепанный, искаженный, полет на метле.


Учитель: Почему вы изобразили именно Бабу Ягу, а не Василису прекрасную?


Дети: Потому что это подчеркивается музыкой, характером, интонациями. Музыка не лирическая.


Учитель: Пьеса называется «Избушка на курьих ножках». Гартман сделал рисунок - эскиз бронзовых настольных часов, украшенной разноцветной эмалью, часы изображают избушку на курьих ножках. Мусоргский изобразил хозяйку этого жилища.

А эту мелодию вы помните? Кого она изображает?


Дети: Тоже Бабу-Ягу. Но в песне она совсем другая.

Учитель: Давайте вспомним наш разговор в начале урока, когда мы описывали М.П. Мусоргского ещё не видя его портрет. Как можно назвать это описание?

Дети: Мы не видели этого человека, а описали его по звучащей музыке, значит это музыкальный портрет.

Учитель: попробуйте дать определение музыкального портрета.

Дети: музыкальный портрет – это изображение характера героя.

Учитель: Главное в музыке - это выражение эмоционального состояния, настроения и характера. Однако, каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные образы будут совпадать в главном, но при этом отличаться в деталях.


Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм и сравнить музыкальные портреты наших сегодняшних героев.


В конце урока учащимся предлагается назвать моменты урока, которые вызвали затруднения, или наибольший интерес в процессе решения проблемы. Обмен мнениями.


Учитель: Сейчас вы композиторы и художники. Постарайтесь понять своё внутреннее состояние, услышать музыку своей души, и изобразить свой портрет, отражающий это состояние. В зависимости от вашего настроения, удовлетворения работы на уроке, от самого урока разместите на доске портрет, отражающий ваше внутреннее состояние.

(Учащимся выданы незаконченные смайлики, которым нужно дорисовать форму губ:

- радость, удовлетворение, интерес.

- равнодушие.

- огорчение, разочарование, неудовлетворение.


Нарисовать или подобрать иллюстрации к понравившимся произведениям. А на следующем уроке мы с вами составим книжку с иллюстрациями и сделаем надписи.

Спасибо за внимание. Я вами очень довольна!



Список литературы

  1. Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыка, 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: ДРОФА, 2010. – 133 – 137 с., 159 – 163 с.

  2. Самигулина В.М. Музыка. 5 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И.Науменко. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007. – 112 - 118 с.

  3. Занкова, А. В. Искусство : Музыка. 5 класс : метод. пособие к учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / А. В. Занкова; под ред. В. В. Алеева. — М. : Дрофа, 2017. — 188 с.

  4. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя. - Журнал «Завуч», 2000 год, № 1.

  5. http://www.youtube.com/watch?v=JWgFxXAex-Q – мультфильм «Картинки с выставки»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!