Конспект урока
по литературному чтению во 2 классе
Тема урока:
В.Осеева «Хорошее»
Учитель начальных классов:
Куракова Галина Семеновна
г. Симферополь
УМК: | «Школа России» |
Тема: | «Хорошее» |
Цель урока: | создание условий для формирования нравственных качеств личности. |
Задачи урока: | воспитательная – воспитывать уважение и вежливость о взаимоотношениях с окружающими; развивающая – развивать навыки смыслового чтения образовательная - формировать навык работы с текстом |
Формируем УУД: |
| Познавательные УУД умение извлекать информацию из текста умение на основе анализа объектов делать выводы умение обобщать и классифицировать по признакам умение делать выводы в результате совместной работы умение находить ответы на вопросы по иллюстрации |
| Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами умение оформлять свои мысли в устной форме |
| Регулятивные УУД умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию умение определять цель деятельности на уроке умение принимать и сохранять учебную цель и задачу умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль |
| Личностные УУД формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией |
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
2.Эмоциональный настрой на урок.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Покажите, какое у вас настроение?
Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте покажем, как мы умеем дружно работать.
-Для того чтобы получить знания и уметь ими пользоваться, нам необходимы такие же качества, как и у пчёлки.
-Назовите их! Все эти качества нам пригодятся в работе. Я желаю вам удачи. Работайте активно и дружно.
3. Актуализация знаний учащихся.
Перед вами пословица.
Прочитайте пословицу про себя, шепотом, вполголоса:
• Не мил и свет, когда друга нет.
-К какому разделу нашего учебника можно отнести данную пословицу?
(«Я и мои друзья»)
Мы с вами прочитали несколько рассказов из данного раздела.
Откройте раздел «Я и мои друзья». По разделу назовите изученные произведения.
Название произведения | |
«Анна, не грусти» «Два пирожных» «Волшебное слово» |
– Что объединяет все эти рассказы? (Все рассказы о детях, все рассказы учат чему-то хорошему). Давайте, вспомним чему они нас учат. Назовите основные качества человека, на которые авторы обращают ваше внимание.
Учитель на доске заполняет «Бортовой журнал»:
Название произведения | Основные качества |
«Анна, не грусти» «Два пирожных» «Волшебное слово» | Умение сопереживать Вовремя прийти на помощь Вежливость, доброта |
4. «Открытие» темы урока
-Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом из этого раздела.
-Имя автора, написавшего этот рассказ вам хорошо известно.
-Попробуйте, догадаться, кто это?
Я прочитаю несколько высказываний, а вы подумайте о ком в них говорится?
В 1952 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи».
В юные годы мечтала стать актрисой.
Она много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы.
Шестнадцать лет отдала воспитанию детей-беспризорников.
Работая воспитательницей в детских учреждениях, сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.
Выберите правильный ответ и покажите правильный номер. На экране:
Агния Барто
Валентина Осеева
Элла Мошковская
-Назовите первую часть темы урока.
-В.А. Осеева. (Фамилия автора прикрепляется на доску).
На доске: В.А. Осеева
-В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:
"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".
-Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.
Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
-Сейчас мы с вами проведём игру «Узнавай-ка!». Я вам сюжетную картинку, а вы мне – название произведения Валентины Осеевой.
Слайды. «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Синие листья», «Обидчики», «Печенье».
– Что объединяет все эти рассказы? (Они поучительные. Рассказы учат уважать людей, заботиться, приходить на помощь, говорить правду).
-Как сказать одним словом, о чём эти рассказы? (о хорошем)
-Кто может сказать название произведения? (Название произведения прикрепляется на доску).
На доске: В.А. Осеева «Хорошее»
-Назовите тему урока полностью.
Учитель дописывает название в «Бортовой журнал»
Название произведения | Основные качества |
«Анна, не грусти» «Два пирожных» «Волшебное слово» «Почему?» «Хорошее» | Умение сопереживать Вовремя прийти на помощь Вежливость, доброта Умение говорить правду ??? |
-Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? (Почему рассказ так называется? На какие основные качества человека обращает наше внимание автор)?
Цель: Определить основные качества человека в рассказе «Хорошее»
-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе? (о хороших делах, о хороших поступках, о хороших людях).
-Заполнение дерева предсказаний.
5.Основная часть. (Осмысление)
-Давайте познакомимся с новым рассказом. (У каждого учащегося листы с текстом) Читать будем до остановок.
Первичное восприятие
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
1 остановка
-Предположите, что будет дальше?
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла.
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
2 остановка
-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
3 остановка
-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
4 остановка
-Как вы думаете, что ответила мама Юре?
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?
-Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали рассказ. Для этого используем приём «Толстый и тонкий вопросы»
Разделимся на команды. 1 команда будет задавать вопросы 2 команде, и наоборот.1 команда (1 ряд), 2 команда (2 ряд).
Перед вами таблица. Задаём сначала тонкие вопросы, затем толстые.
1 команда
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Какой это рассказ – веселый или грустный? О чём попросила мальчика сестрёнка? | Какое отношение к Юре у вас появилось? (не очень хорошее – обидел сестрёнку, няню, собаку) |
2 команда
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
| Как же получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? (думал о себе, а не о других) (Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.) |
2. Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу. Работа в группах.
Работа с книгой
-Откройте учебник.
Вам предстоит поработать с текстом. Работать будем по группам.
– Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным).
Перечитайте текст и заполните таблицы.
- 1 группа
При чтении рассказа вы должны отметить всё, о чём мечтал Юра.
Спасти
сестрёнку
Спасти няню от волков
Мечты Юры
Вытащить собаку из колодца
- 2 группа
При чтении рассказа вы должны отметить поступки, которые совершил Юра.
1.Обидел сестрёнку
2.Нагрубил няне
3.Прогнал собаку
Таблицы вывешиваются на доску.
-О чём же мечтал Юра? (Спасти сестрёнку, спасти няню, вытащить собаку)
-Хорошие ли были у Юры мечты? (Мечты у Юры были хорошие)
-А какие поступки совершал Юра? (обидел сестрёнку, нагрубил няне, прогнал собаку)
-Хорошие ли были у Юры поступки? (плохие)
-Почему Юра не заметил простых дел? (Думал о себе, а не о других).
-В каком случае можно сделать что-то хорошее?
(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
-Какой совет вы можете дать Юре? (погулять с сестрёнкой, помочь убрать посуду, дать водички Трезору)
-Вспомните, какой совет дала Юре мама. Сравните ваши советы. (Совеы одинаковые)
-Советы прикрепляются на место поступков.
-Что теперь можете сказать о поступках Юры? (хорошие поступки)
-Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?)
-В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?
-А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)
Подсказка: Как надо совершать хорошее в мыслях или на деле?
6. Подведение итогов (Стадия рефлексии).
1. Итог урока
У: Сегодня мы познакомились еще с одним рассказом В. Осеевой.
Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?
Давайте вернемся к нашему дереву предсказаний. Оправдались ли ваши предположения?
-Какая пословица подходят к этому рассказу?
Не мил свет, когда друга нет.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Вежливости открываются все двери.
-На какие же качества человека хотел обратить ваше внимание автор? (до заполнение бортового журнала)
Заполнение таблицы
Название произведения | Основные качества |
«Анна, не грусти» «Два пирожных» «Волшебное слово» «Почему?» «Хорошее» | Умение сопереживать Вовремя прийти на помощь Вежливость, доброта Умение говорить правду Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить |
7.Д.З. Выразительное чтение произведения В. Осеевой «Хорошее» стр. 93-95.
Подобрать 2-3 пословицы к данному произведению.
2. Самооценка
-Оцените своё состояние после урока:
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
«Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».
интересно – не интересно не волнуюсь – волнуюсь не устал – устал старался – не старался весело – грустно доволен собой – не доволен собой А теперь посмотрите, что у вас получилось, и покажите картинку (солнышко или тучку) которая соответствует вашему настроению. Молодцы! Спасибо за урок. Самыми активными на уроке были: |