СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока внеклассного чтения по повести Ч.Айтматова "Ранние журавли"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока внеклассного чтения по повести Ч.Айтматова "Ранние журавли"»

Урок внеклассного чтения по повести Ч.Т.Айтматова «Ранние журавли»

8 класс сош №3 имени Фрунзе

Анализ прочитанного художественного произведения

Цели:

-формировать навыки анализа художественного произведения с целью усвоения его идейного содержания;

-показать художественные особенности повести, мастерство автора в изображении внутреннего мира героев;

-прививать интерес к чтению произведений Айтматова;

-воспитывать патриотические чувства учащихся, умение видеть прекрасное в жизни, умение сопереживать и сочувствовать, знать и почитать традиции и национальные ценности своего народа.

Эпиграф к уроку:

Мы оказались тем поколением подростков , которые на другой день войны шагнули сразу из мира детства в пучину военной жизни, в многострадальную тыловую действительность, потребовавшую от нас далеко не детской зрелости и мужества … Ч.Айтматов

-Сегодня мы будем анализировать произведение Ч.Айтматова «Ранние журавли». Наша цель выяснить какую роль в раскрытии идейного содержания играют эпизоды, какие художественные средства использовал автор , чтобы донести до нас чувства героев. Для этого будем работать в группах.

-В этом году исполнилось бы писателю 95 лет. (Опрос групп по домашнему заданию- 1.презентация по творчеству писателя 2. макеты по прочитанной повести.)

-Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (читаем хором): «дети и война», «мир детства и пучина войны»(подчеркиваю-выделяю) . Это несовместимые понятия, но в годы войны дети рано повзрослели, они помогали фронту. Но ничего не могло убить в них веру в победу, радость жизни, любовь к родной земле . Здесь художеств.прием антитеза (противопоставление)

-Вспомним кому посвящает автор свое произведение и почему? (сыну Аскару)

-Скажите какие 3 эпиграфа были к данной повести и откуда ? (один –из Библии, другой-из кыргызского эпоса «Манас» , третий- из древнеиндийской литературы).Все эти книги являются сокровищницей народной мудрости. Строки из разных книг , но их обьединяет одно: любовь к родной земле ,надежда на лучшее. Люди разных религий мечтают об одном: о мире, о любви, о счастье.

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ

Произведение было написано в 1975 году. По жанру –повесть, написана в рамках реализма. Автор применяет такой прием , как несобственно-прямая речь. В свое повествование он вводит слова, присущие его героям.

-Вспомним о композиции (построении) художественного произведения (Эпилог, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, пролог).

Для начала вспомним, когда и где разворачиваются события, описываемые в повести? (В Таласском аиле Куркуроо. Зима 1943 года)

Демонстрация отрывка фильма по мотивам повести «Ранние журавли» Болота Шамшиева (совместно с Мосфильмом , 1979г.)

-К какой композиционной части можно отнести данный отрывок? (к завязке : приход председателя Тыналиева)

Что было до и после данного эпизода?

А что самое волнующее в повести ? (прилет журавлей- это кульминация)

Чем завершается ? (встреча человека и хищника-волка. Это развязка)

Восстановим сюжетную линию по главам

-Почему группу отобранных ребят Тыналиев назвал десантом? Какую задачу ставит председатель перед ними?(перво наперво –вовремя отсеять, для этого нужно подготовить тягло к весноспашке ,т.е. весенне- полевым работам)

-Какой литературный прием использует автор , описыва председателя Тыналиева и детей? (Сравнение.Сравнивает его с Манасом и ребят-с витязями Манаса)

-Опишите главных героев Султанмурата, Анатая, Эркинбека, Эргешбека, Кубаткула (гл.4)

-Как проходил рабочий день аксайского десанта?( Ребята должны были выходить каждый по четверке лошадей, чтобы они были в теле ,набрали вес вовремя кормить и водить на водопой, лечить их раны. Также мальчики бегали в шорную мастерскую и на кузню).Что означало « проминать» ?

Обратите внимание как пахали и засевали поля в старину до появления техники, что означало двухлемешный плуг, запрячь лошадей, конное снаряжение лошадей, сбруя и др (Обращаю внимание на картинки с изображением лемеха , упряжку лошадей, пашню плугом, бороньба Льва Толстого по репродукции картины Репина)

-Вспомним счастливые моменты жизни Султанмурата…и за что был наказан плеткой, почему нельзя было гнать лошадей? Взаимоотношение Султанмурата и Анатая ( их чувства к Мырзагуль, соперничество, ослушание Анатая, конфликт, разрешение конфликта).Какой обычай упоминается в эпизоде, когда приходит похоронка об отце Анатая?( плач-оплакивание покойного) Как при этом поступили обиженные друг на друга Анатай и Султанмурат?( Султанмурат предложил письмо и высказал слова соболезнования, а Анатай попросил прощение и отказался от письма)

Ему хотелось , чтобы Мырзагуль знала о его чувствах и решил написать письмо . Был ли опыт написания письма у Султанмурата ? (Он помог написать «ашыктык кат» Жаманкулу, когда тот отправлялся на фронт, за что получил складной ножик с рукояткой из архарового рога .Гл.5)Кому поручает отнести свое письмо Султанмурат? (Аджимурату , когда они ходили на балку Туюк-Жар за хворостом для дома.Гл.6)

-Какие добрые нравы упоминаются о девичьей чести и достоинстве ? ( девушкам не принято было встречаться до замужества)

Приближались те дни…(Так можно было бы озаглавить 7 главу)

-Как справлялись ребята с заданием председателя?(докладывали по военному на смотре по готовности, по тому как ребята запрягли каждый свою четверню) По каким пунктам ребята все же завалились ? (лошадь Эргеша и где не нельзя было оставлять сбрую на ночь на Аксае)

Музыкальная пауза

Вниманию детей представляется музыкальная композиция «Журавли» песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова .

-Что обьединяет эту песню и повесть Айтматова? (журавли символизируют жизнь, бессмертие подвигов героев погибших за мир, продолжение жизни. Также дети в повести рано повзрослели и дальше начнется для них взрослая жизнь, но также как эти птицы будут помнить родные края. Будут жить и трудиться ради жизни на земле. Вспоминают народную примету: ранний прилет этих птиц предзнаменует хороший урожай. А это значит, что будет хлеб для фронта и наступит мир. Журавли- это вера в победу )

- Продолжим анализ по главам. Легко было ли детям на Аксае? Кого они встречают дети, вернее видят поодаль ? За кого принимают всадников? (дети подумали , что это охотники ,оставившие им накануне ширалгу, но дивятся тому, что те не пожелали им легких посевов. Здесь народные традиции кыргызского народа)

-Еще говорилось о целебных свойствах жира зардап. Это тоже многовековой опыт народного лечения.

-О чем думает перед сном Султанмурат в последнюю ночь своей жизни? (если ездовой привезет весточку от отца он должен дать суйунчу…Тоже добрая традиция народа-подарок в благодарность за радостную весть)

-чем завершается повесть ? (гибелью главного героя)

ОБОБЩЕНИЕ

-В чем заключается идея этого произведения и названия ?

(Душевные качества человека раскрываются наиболее ярко в трудные минуты жизни. Война стала суровым испытанием для подростков , но она не убила в них умение радоваться жизни, видеть прекрасное , делиться радостью с другими)

-Какие художественно-изобразительные средства использовал автор для раскрытия идеи, замысла?

Работа в группах

-Определите художественно- изобразительные средства в данных предложениях :

1.Журавли плыли, купаясь в голубизне моря..(метафора-оборот речи , состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.)

2.Земля ложилась под ногами , сама шла навстречу,…..снежные горы бежали навстречу..(метафора)

3. В небесном просторе летели, медленно кружась , перестраиваясь на ходу, перекликаясь, журавли(аллитерация или звукопись -повторение одинаковых или однородных согласных ,придающие особую звуковую выразительность)

4. В прозрачности того дня были хорошо видны их точеные вытянутые шеи и тонкие клювы. (эпитет-определение, прибавляемое к названию предмета для большей выразительности. Пост. эпитеты в народной поэзии –синее море, серый волк и т.д.)

5.Стая журавлей, плывущих живым островком…

Они проплывали, как сон…(сравнение-троп , в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-нибудь общему для них признаку)

6. Мир-война, добро-зло, радость-горе, жизнь-смерть, хлеб-деньги, люди-звери…(антитеза-противопоставление)

В повести также много деепричастных оборотов. Они помогают ярче представить полет журавлей:

«Плыли не спеша. Кружась на плавно колышущихся крыльях. Перекликаясь то сдержанно , то многоголосо, все разом .»

В повести встречается лексический повтор : Журавли. Журавли. Эти слова повторяются чаще всего , они связывают весь текст.

Ч.Айтматов в своих произведениях не устает подчеркивать , что необходимо всегда помнить , что главные достоинства человека: это разум- как человека, исторические корни-как личности и национальные ценности- как представителя нации. Автор хотел, чтобы его сын и юные читатели узнали о том, каким было детство их отцов, как их ровесники во время войны наравне со взрослыми приближали победу, чтобы не боялись трудностей и выросли настоящими людьми.

Дом .задание: сочинение по прочитанному
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!