Разработка урока выполнил: Багрий И.Б.
Предмет «Всеобщая история», 5 класс.
Тема: «Междуречье».
Цель: 1. Научить сравнивать природные условия и занятия жителей Месопотамии и Древнего Египта.
2. Продолжить развитие умений использовать ранее изученный материал, тренировать картографические умения.
Планируемые результаты: личностные - объяснять положительные и отрицательные оценки поступков, давать самооценки личности, уважать историю и культуру других народов и стран;
регулятивные – формулировать цель учебной деятельности, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки;
познавательные - выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений, представлять информацию в виде таблицы, передавать содержание в сжатом виде;
коммуникативные – доносить свою позицию до других, слушать других, вычитывать все виды текстовой информации, оформлять свои мысли в устной речи;
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1. Организа-ционный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Организация своего рабочего места | регулятивные |
2. Введение нового знания. | Обучает приемам работы с картой. -покажите территории, прилегающие к Древнему Египту. - назовите, какими морями омывается Передняя Азия, покажите и назовите реки, протекающие по территории Аравийского полуострова. -имеются ли города на этой территории? | Показывают на карте местоположение Передней Азии, читают легенду карты, называют реки и города Междуречья. Находят на карте и называют города. | познаватель-ные коммуникатив-ные |
2.1.Сообщение темы и постановка целей урока. | Задает вопрос. -как вы думаете, с какой новой древней страной познакомитесь на уроке? -назовите цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Озвучивает тему и цель урока. Формулирует задание. -прочитайте текст учебника. | Высказывают свои предположения. Называют тему и цель урока. Записывают в тетради. | коммуникатив-ные |
2.2. Древнее Двуречье | Выдвигает проблему: заполните таблицу. - чем природные условия Египта схожи с природными условиями Междуречья? -чем они отличаются? Контролирует выполнение работы. Организует взаимопроверку. -обменяйтесь тетрадями с соседом, сравните работу с работой соседа -добавьте недостающие особенности. Подводит обучающихся к выводу. Обучает решению познавательных заданий. -рассмотрите иллюстрацию и составьте рассказ с помощью опорных слов. | Заполняют сравнительную таблицу «Особенности природных условий Древнего Египта и Междуречья». Проверяют работу. Сопоставляют ответы. Исправляют ошибки. Выделяют общие особенности и различия двух стран Составляют рассказ, опираясь на иллюстрацию и предложенные опорные слова. | регулятивные коммуникатив-ные познавательные коммуникатив-ные |
2.3.Города из глиняных кирпичей. | Дает задание. -прочитайте текст и ответьте на вопрос, почему города шумеров строились из глиняных кирпичей? - объясните свой ответ. | Читают текст. Делают предположения. Доказывают свою точку зрения и выслушивают мнения товарищей. | коммуникативные |
2.4. Сказание о Гильгамеше. | Даёт задание. -прочитайте сказание о Гильгамеше. - о каких личных качествах Гильгамеша говориться в сказании? Осуществляет индивидуальный контроль. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Побуждает к высказыванию своего мнения. - назовите, что в сказании, правда, вымысел. -как бы вы повели себя в подобной ситуации? Делают вывод, быть другом – очень большой душевный труд, нельзя выбирать друга для достижения эгоистических, корыстных целей. | Работают с источником. Объясняют, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Высказывают свои предположения. Объясняют, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени. Приходят к пониманию, что найти друга не просто, и поэтому важно беречь дружбу; Выработка правила: уважение другого человека, взаимопонимание и взаимопомощь – хорошая основа для дружбы и привязанности на долгие годы. | коммуникативные личностные |
2.5.Письмена на глиняных табличках. | Предлагает индивидуальное задание. -прочитайте текст и выпишите новые понятия и их определение. Проводит параллель с ранее изученным материалом. - назовите общее сходство письма Двуречья и Египта. Побуждает к высказыванию своего мнения. -почему в клинописи в десятки раз больше знаков, чем в нашей азбуке? | Читают и выписывают понятия, озвучивают их вслух. Сравнивают, устанавливают аналогии. Оформляют свои мысли в устной речи. Выстраивают логическую цепь рассуждений. Рассуждают об истории и культуре других народов и стран, оценивают их вклад в мировую культуру. Учатся вести диалог. | познавательные коммуникативные |
3.Воспроиз-ведение нового знания. | Задает вопросы. - в каких двух странах возникли первые в мире государства? -что общего в природных условиях Египта и Двуречья? - в чем различия? | Отвечают на вопрос учителя. Рассказывают о природных и климатических условиях Египта и Месопотамии, находят в них общее, выделяют различия. | коммуникативные |
4. Рефлексия. | Формулирует задание. - покажите на карте страны, которые изучали на уроке. Предлагает составить вопросы по теме урока. Дает задание. -напишите мини – сочинение «На уроке я узнал…». | Показывают на карте территории Древнего Египта и Двуречья. Составляют и задают вопросы. Пишут сочинение. Зачитывают ответы. Определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех. | познавательные коммуниативные |
5. Контроль. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. | Выставляют оценки в дневник. | регулятивные |
Приложение.
Сказание о Гильгамеше.
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова.- Просвещение, 2018г.