«Всё теперь не так…» по мотивам рассказа В. Распутина «Женский разговор».
Цель урока: обучение анализу художественного текста
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, детей... или ради чего-то еще?
Кто следует культу предков, их вере, заветам, традициям?
Где он - добрый человек, чуткого сердца и правильной души? С этим рождаются или воспитываются?
Яркий представитель «деревенской прозы», живой классик, Валентин Григорьевич Распутин мучительно ищет ответы на вопросы. Его книги - место для размышления и суда над собой, над душой своей. По мнению писателя, много пожившие женщины, ведающие старину, обычаи, украшенные тайной глубинного её знания, и есть тот островок нравственности в эпоху поклонения капиталу. В тесном единстве с природой и трудами живут они в произведениях. Забота о детях, доме и есть основа их духовной жизни, миропонимания. Бог, дом, семья, любовь - высшие для них жизненные ценности... «В героях Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противостоящее низменному, натуральному её восприятию», - замечает критик И. Дедков.
В который раз эту истину доказывает В. Г. Распутин в своём рассказе «Женский разговор»…
2. Анализ читательского восприятия
3. Почему нельзя назвать произведение по–другому?
Разговор – это обмен мнениями, раздумьями, соразмышление, собеседование, сопереживание.
Эпитет «женский» подсказывает, что предстоящий разговор о любви, замужестве, семейном счастье...
Женский разговор... неторопливый, задушевный, без суеты.
Кто участники этого разговора в рассказе Распутина?
Героини его – женщины: шестнадцатилетняя Вика, чьим школьным аттестатом стал аборт, и ее деревенская бабушка Наталья
Особенности композиции (элементы композиции).
В основе рассказа лежит диалог. Произведение можно разделить на 3 части.
4. Тема разговора.
«Всё теперь не так. На какой-то продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Только в гоне и кажется, что он живет…»
Учащимся предлагается провести самостоятельный анализ произведения, работая с текстом и отвечая на вопросы.
Исследовательская работа в группах
Время обсуждения – 10 минут. Выступить должно не меньше трёх человек. На выступление – 7 мин. За это время надо постараться связно ответить на следующие вопросы.
Первая группа. Позиция автора.
Вторая группа Позиция бабушки Натальи.
Третья группа. Позиция Вики.
Приложение №1
Инструкция по группам
5. Учитель. Сейчас мы заслушаем всю информацию без обсуждения по группам, а затем, когда выскажутся, можно будет выразить свое отношение ко всем высказываниям сразу. Представителям других групп фиксировать свои замечания и предложения, чтобы учесть их при выведении оценки выступающим.
Первая группа. Позиция автора.
В экспозиции представлена писателем картина жестокого, бездумного строительства «нового мира»: «Прошли те времена, когда электричество всякую минуту было под рукой. Сковырнули заради него ангарские деревни, свалили как попало в одну кучу, затопили поля и луга, порушили вековечный порядок - заради электричества, а им-то и обнесли ангарские деревни...». В данном повествовании нет конкретных героев, есть обезличенная толпа. Используя неопределенно-личные предложения, автор показал действие - разрушение. Человек, разрушая природу, разрушает духовно и физически себя, природу в самом себе. Писатель отмечает неестественное течение жизни людей. Нет индивидуальных черт «у главной героини Вики, её родителей.
В композиционном построении беседы четко обозначено кольцевое обрамление: предваряет и заканчивает её описание природы, которое оттеняет развертывающееся действие: «За Ангарой, после заката, долго горело растекающееся зарево и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним пологом, лежала по белому полю нежная синева».
Точно так же долго длится рассказ старой, умудренной жизнью женщины, не растерявшей веру в силу нравственных ценностей и ещё не знающей жизни внучки. Пейзажи даны через восприятие Натальи и окрашены её настроением, природа как бы для неё своеобразный камертон поступков. В начале беседы этот мир полон жизни звуков («звенькало из первых сосулек»), запахов («загорчил воздух») и красок (солнечный яркий день», «искристо играли тугие снега»). Автор подчеркивает красоту и богатство мира, в котором живет Наталья. Он словно посылает ей импульсы, прилив энергии; общение сопряжено с познанием себя - с постижением сущности мироздания.
В кульминации рассказа пейзаж создает настроение грусти, беспросветности, писатель использует прием лирического соучастия. Звучит мотив противопоставления естественности и гармонии, что соответствует дисгармоничному миру, в котором живет внучка. «Избы стояли придавленно ... под дыханием неба. Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод, так искрилось небо над оцепеневшей землей и такой бедной, сиротливой показалась земля».
Господи, помилуй,- просит Наталья, ей страшно за Вику, не может она растопить «леденистую» душу внучки.
И всё-таки торжествует закон природы: луна следует по своему извечному пути, заглядывая то в одно, то в другое окно как бы следя за разговором, пусть слабо, но освещая погруженную во тьму землю.
Заканчивается рассказ описанием природы, в которой появляются вновь и цвет, и звуки; «И только небо... все играло мириадами острых вспышек... предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость». Человек у Распутина - звено человеческих поколений, а сама эта цепь многочисленными звеньями сцеплена с природой. Чувство этой связи, сопричастность всему живому и вечному в Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности. Такова позиция автора рассказа.
Вторая группа.
Нам близка «правда» Натальи, её целомудренная ясность, девическая чистота и земная полнота. Малограмотная деревенская старуха противопоставлена «цивилизованному миру». Она не приняла позиции женщина-лидер, для неё «нарушился вековой порядок», когда хранительница очага «стала самой разнесчастной - гончей породы». Бабушке так важно услышать от Вики ответ на вопрос: "…еройство у тебя это было, а ли грех? Как ты сама - то на себя смотришь?" Только у бабушки болит душа за внучку, для неё убить ребенка или быть причастным к его гибели - самый тяжкий грех. ( «Такую потрату на себя приняла!») Тяжело видеть, что внучка с «несозревшим умишком», «тихоомутная», без «устою», на жизнь смотрит «распахнутыми глазами без прищура».
Вика понимает все поверхностно, а Наталья, основываясь на жизненном опыте, называет всё своими именами: «целеустремленная» - «стреленая». Пожилая женщина - очень жизнестойкий человек, перенесший много горя: «Источилась вся от жизни...». В диалоге все реплики Вики состоят из вопросительных предложений (одно из подтверждений незнания жизни), а у бабушки - односложные, с многоточием. Каждое взвешенное её слово - кусочек прожитой жизни; паузы отражают душевное состояние, волнение («угаданье друг к дружке», «все честь по чести, по закону, по сговору»). Застенчивые воспоминания бабушки: «Тяготение такое… Когда он прикасался ко мне…струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет», - и есть настоящее человеческое счастье. Искренность чувств, крепкое семейное гнездо, супружеская верность и преданная забота друг о друге, – вот смысл жизни человека.
В композиции «Женского разговора» имеет большое значение народно-разговорный и просторечный словесные ряды, которые служат и для изображения среды, местности (заброшенной ангарской деревни) и для языковой характеристики главной героини (Натальи).
Третья группа. Позиция Вики.
Можно ли Вику считать целеустремленным человеком с сильным характером? Разве среди нас нет таких, кто не только поддерживает Вику в её легкомысленных рассуждениях, но и поступает так же? Внучка уверена, что счастье в том, чтобы «женщина была лидер». Она живёт в городе, где всё не так, как в деревне. Современному молодому человеку необходимо ставить перед собой цели и добиваться их. Не секрет, что мы следуем за успешными людьми, а успех подразумевает лидерство. Человек–лидер всегда добивается намеченной цели и найдёт выход из сложной ситуации. В настоящем социуме человек без сильных пробивных качеств личности оказывается на уровень ниже сверстников, где человек с ярко выраженными качествами лидера. Мы считаем, чтобы достичь успеха и быть тем человеком, чьё мнение будет иметь вес, нужно ставить перед собой цели и добиваться, иметь аргументированную точку зрения и позицию, и такие качества, как целеустремленность, работоспособность, инициативность. Вика ищет себя методом проб и ошибок, её жадная поспешность жизни, «легкое дыхание», опрометчивость слов и поступков всё потому, что она идет «своим путём», нет рядом родного человека, и, тем не менее, она приобретает жизненный опыт.
5. Итоги обсуждения.
Финал рассказа. Выразить свое отношение к рассказу
Как оценивает в споре две «женские правды» автор?
Заканчивается рассказ описанием природы, в которой появляются вновь и цвет, и звуки; «И только небо... все играло мириадами острых вспышек... предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость».
Финал рассказа остается открытым. Страшен мир, в котором мы живем, рушатся традиционные ценности: нет семьи, нет добра Убогость быта, бездуховность жизни, враждебность вокруг. Мудрость и легкомыслие, утрата нравственных ориентиров, деградация и душевная теплота, доброта, о том, люди на этой земле обманывают себя, вот основная мысль рассказа «Женский разговор»? Если прервется эта духовная нить, связывающая нас с предками, прервется и жизнь...
Изменит ли беседа взгляды внучки на этот мир? Есть ли надежда на возрождение души Виктории? Хочется верить. Человек у Распутина - звено человеческих поколений, а сама эта цепь многочисленными звеньями сцеплена с природой. Чувство этой связи, сопричастность всему живому и вечному в Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности. Следование культуре предков, их вере, заветам, традициям – это и есть основа бытия человека.
По словам В. Г. Распутина, вечность, же без подлинной Веры, не существует, Вера составляет, «дух и лицо нации» определяет ее историческую судьбу.
Письменное задание. Приложение 2
Приложение 1
Инструкция по группам
1. Как стать счастливой, любимой? Как это понимает участник разговора? Подтвердите свои мысли текстом. Найдите портрет героини (если он есть). Какую функцию выполняет пейзаж, (интерьер) в раскрытии авторского замысла?
2. Как оценивается главный герой автором? Собеседником?
3. Выберите одно из высказываний учеников прошлых лет и прокомментируйте его (вы можете аргументировано согласиться с ним или поспорить)
Дайте свой ответ на вопрос: чья правда вам ближе? И почему?
-
«С высоты своего жизненного опыта, мудрости, прожитых лет бабушка ненавязчиво пыталась подвести внучку к осознанию своей ошибки. "Все теперь не так", – говорит Вика».
-
Достучится ли бабушка до сердца внучки? Девочку ничего уже не смущает – она у бабушки "способы" выпытывает и, кажется, уже не понимает бабушкиного языка, когда та с чудной чистотой и застенчивостью вспоминает свою жизнь …
-
С точки зрения бабушки, в женской судьбе, несмотря на перемену всех устоев жизни, должно сохраняться целомудрие: не надо женщине быть сильнее, "надо любее, любее любой".
-
В рассказе столкнулись две правды: бабушкина "определяла" женщину как хозяйку, мать, "берегиню" и хранительницу семейного очага, домашнего тепла. Вика же считала, что "сейчас важно, чтобы женщина была лидер", "та женщина ценится, которая целеустремленная", имеющая сильный характер.
Время обсуждения – 10 минут. Выступить должно не меньше трёх человек. На выступление – За это время надо постараться связно ответить на следующие вопросы.
Инструкция по группам
1. Как стать счастливой, любимой? Как это понимает участник разговора? Подтвердите свои мысли текстом. Найдите портрет героини (если он есть). Какую функцию выполняет пейзаж, (интерьер) в раскрытии авторского замысла?
2. Как оценивается главный герой автором? Собеседником?
3. Выберите одно из высказываний учеников прошлых лет и прокомментируйте его (вы можете аргументировано согласиться с ним или поспорить)
Дайте свой ответ на вопрос: чья правда вам ближе? И почему?
-
«С высоты своего жизненного опыта, мудрости, прожитых лет бабушка ненавязчиво пыталась подвести внучку к осознанию своей ошибки. "Все теперь не так", – говорит Вика».
-
Достучится ли бабушка до сердца внучки? Девочку ничего уже не смущает – она у бабушки "способы" выпытывает и, кажется, уже не понимает бабушкиного языка, когда та с чудной чистотой и застенчивостью вспоминает свою жизнь …
-
С точки зрения бабушки, в женской судьбе, несмотря на перемену всех устоев жизни, должно сохраняться целомудрие: не надо женщине быть сильнее, "надо любее, любее любой".
-
В рассказе столкнулись две правды: бабушкина "определяла" женщину как хозяйку, мать, "берегиню" и хранительницу семейного очага, домашнего тепла. Вика же считала, что "сейчас важно, чтобы женщина была лидер", "та женщина ценится, которая целеустремленная", имеющая сильный характер.
Время обсуждения – 10 минут. Выступить должно не меньше трёх человек. На выступление – 3 минуты. За это время надо постараться связно ответить на следующие вопросы.
Приложение 2
Письменное задание
(Девушки)
Ответить на вопросы (не обязательно на все)
Женское счастье – это....
Нравственная чистота - это ... .
Быть счастливой - это...
-
Жалеть?
-
Отдавать?
-
Терпеть?
-
Оберегать?
-
Сохранять?
-
Заботиться?
Лидер - человек, ни от кого не зависимый.
Целомудрие - строгая нравственность, чистота, девственность, (ст.слав.) благоразумие, здравый смысл, рассудок.
Целеустремленная - имеющая ясную цель.
( Юноши)
Мой идеал современной женщины?
Назначение женщины в современном обществе.
Лидер - человек, ни от кого не зависимый.
Целомудрие - строгая нравственность, чистота, девственность, (ст.слав.) благоразумие, здравый смысл, рассудок.
6