Тема «Земельные ресурсы мира».
Учебно - воспитательные задачи:
1.Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
2.Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.
3.Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов ресурсов, выделять главное в содержании учебного материала, составлять конспект.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебники Ю.Н. Гладкого и В.П. Максаковского, таблица «Земельные ресурсы мира и доля крупных регионов», диаграмма «Потери возделываемых земель за счет строительства», картосхема «Обрабатываемые земли», диаграмма «Засушливые земли мира», диаграмма «Потери возделываемых земель за счет строительства», схема «Размеры и структура мирового земельного фонда», круговая и столбиковая диаграммы «Структура земельного фонда материков», компьютер.
Тип урока: изучение нового учебного материала с элементами практикума.
Ход урока:
1.Организационный момент: готовность учащихся и преподавателя к уроку.
2.Повторение ранее изученного.
Анализ таблицы «Классификация природных ресурсов»: по происхождению, по исчерпаемости, по применению.
Практическая работа в группах по индивидуальным заданиям.
Вывод по ресурсам.
Т.О. природные ресурсы- совокупность объектов, пригодных для использования человеком.
Опираясь на знания по предшествующим курсам географии, приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества.
3.Изучение нового учебного материала.
Учитель: Сегодня мы продолжим изучение природных ресурсов. Будем говорить о земельных ресурсах. Земля- один из главных ресурсов природы, источник жизни. Недаром говорят: «Труд- отец богатства, а Земля- мать его!»
Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и для всех отраслей хозяйства и составляют 29% земной поверхности. Однако лишь 30% земельного фонда – это сельскохозяйственные угодья, т. Е. земли, используемые человечеством для производства продуктов питания. А остальное – это горы, территории, скованные вечной мерзлотой, пустыни, ледники, болота, непроходимые джунгли, таежные леса. Например, непригодны для обработки обширные полярные пространства в Гренландии, на севере России, Канады и США (Аляска), пустыня Сахара, пустынные районы Центральной Австралии, высокогорья Центральной Азии.
Анализ таблицы «Земельные ресурсы мира и доля крупных регионов».
Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, составляющим 13,1 млрд. га.
Анализ рисунка «Размеры и структура мирового земельного фонда»
(работа с учебником Максаковского).
Как вы видите на рисунке, структура его в целом не очень благоприятна. Тем большую ценность представляют обрабатываемые земли, которые дают 88% необходимых человечеству продуктов питания. Обрабатываемые земли в основном сосредоточены в лесных, лесостепных и степных зонах планеты.
Немалое значение имеют луга и пастбищные земли, которые обеспечивают 10% пищи, потребляемой человечеством.
Изучаем рисунок 7 учебника В.П. Максаковского
Около половины всех обрабатываемых земель мира концентрируется в шести странах мира- России, США, Индии, Китае, Канаде, Бразилии. При этом на каждого жителя планеты приходится в среднем 0,28га. Иными словами в Азии 1га кормит 7 человек, в Европе- 4 человека, в Южной Америке – 2 человека, в Северной Америке – 1,5 человека.
Однако структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Постоянное воздействие на нее оказывают два процесса, имеющие противоположный характер.
С одной стороны, на протяжении тысячелетий человечество ведет упорную борьбу за расширение земель, пригодных для жизни и с.хоз. использования.
С другой стороны, все время происходит ухудшение, истощение земель.
Анализ рисунка «Потери возделываемых земель»
Сообщения учащихся (опережающие задания)
Вывод: в результате всех этих процессов «нагрузка» на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается. Пример. Еще в 70-х г.г. на каждого жителя приходилось 0,45 га обрабатываемых площадей, в начале 90- х – 0,28 га., а в начале 21 века этот показатель снизился до 0,20 га.
Вы знаете сигнал бедствия SOS, что в переводе с английского означает «спасите наши души». Ныне почвоведы мира также осуществляют программу под девизом SOS, но в переводе «спасите наши почвы». Под руководством органов ООН большие работы проводятся по борьбе с опустыниванием.
4.Закрепление изученного материала.
Вопросы учащимся:
Какова структура мирового земельного фонда
Какие земли представляют наибольшую ценность?
В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель
Какова доля пашни в земельном фонде планеты
Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты?
В чем заключается истощение земель?
Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно уменьшается?
Используя рисунок, определите среднемировой уровень обеспеченности пашней на душу населения.
Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обеспеченность пашней?
5.Домашнее задание. Читать тест учебника: стр. 23- 26. Ответить на вопросы после параграфа 1 и 4.
6.Практическая работа.
7.Данные землепользования России.