СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Земельные ресурсы мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  составлен  на основе педагогической технологии системно-деятельностного подхода, с элементами практической работы и  картографических источников.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Земельные ресурсы мира"»

Тема «Земельные ресурсы мира».


Учебно - воспитательные задачи:

1.Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.

2.Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.

3.Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов ресурсов, выделять главное в содержании учебного материала, составлять конспект.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебники Ю.Н. Гладкого и В.П. Максаковского, таблица «Земельные ресурсы мира и доля крупных регионов», диаграмма «Потери возделываемых земель за счет строительства», картосхема «Обрабатываемые земли», диаграмма «Засушливые земли мира», диаграмма «Потери возделываемых земель за счет строительства», схема «Размеры и структура мирового земельного фонда», круговая и столбиковая диаграммы «Структура земельного фонда материков», компьютер.


Тип урока: изучение нового учебного материала с элементами практикума.

Ход урока:

1.Организационный момент: готовность учащихся и преподавателя к уроку.

2.Повторение ранее изученного.

  • Анализ таблицы «Классификация природных ресурсов»: по происхождению, по исчерпаемости, по применению.

  • Практическая работа в группах по индивидуальным заданиям.

  • Вывод по ресурсам.

Т.О. природные ресурсы- совокупность объектов, пригодных для использования человеком.

  • Опираясь на знания по предшествующим курсам географии, приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества.

3.Изучение нового учебного материала.

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение природных ресурсов. Будем говорить о земельных ресурсах. Земля- один из главных ресурсов природы, источник жизни. Недаром говорят: «Труд- отец богатства, а Земля- мать его!»

Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и для всех отраслей хозяйства и составляют 29% земной поверхности. Однако лишь 30% земельного фонда – это сельскохозяйственные угодья, т. Е. земли, используемые человечеством для производства продуктов питания. А остальное – это горы, территории, скованные вечной мерзлотой, пустыни, ледники, болота, непроходимые джунгли, таежные леса. Например, непригодны для обработки обширные полярные пространства в Гренландии, на севере России, Канады и США (Аляска), пустыня Сахара, пустынные районы Центральной Австралии, высокогорья Центральной Азии.

Анализ таблицы «Земельные ресурсы мира и доля крупных регионов».

Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, составляющим 13,1 млрд. га.

Анализ рисунка «Размеры и структура мирового земельного фонда»

(работа с учебником Максаковского).

Как вы видите на рисунке, структура его в целом не очень благоприятна. Тем большую ценность представляют обрабатываемые земли, которые дают 88% необходимых человечеству продуктов питания. Обрабатываемые земли в основном сосредоточены в лесных, лесостепных и степных зонах планеты.

Немалое значение имеют луга и пастбищные земли, которые обеспечивают 10% пищи, потребляемой человечеством.

Изучаем рисунок 7 учебника В.П. Максаковского

Около половины всех обрабатываемых земель мира концентрируется в шести странах мира- России, США, Индии, Китае, Канаде, Бразилии. При этом на каждого жителя планеты приходится в среднем 0,28га. Иными словами в Азии 1га кормит 7 человек, в Европе- 4 человека, в Южной Америке – 2 человека, в Северной Америке – 1,5 человека.

Однако структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Постоянное воздействие на нее оказывают два процесса, имеющие противоположный характер.

С одной стороны, на протяжении тысячелетий человечество ведет упорную борьбу за расширение земель, пригодных для жизни и с.хоз. использования.

С другой стороны, все время происходит ухудшение, истощение земель.

Анализ рисунка «Потери возделываемых земель»

Сообщения учащихся (опережающие задания)

Вывод: в результате всех этих процессов «нагрузка» на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается. Пример. Еще в 70-х г.г. на каждого жителя приходилось 0,45 га обрабатываемых площадей, в начале 90- х – 0,28 га., а в начале 21 века этот показатель снизился до 0,20 га.

Вы знаете сигнал бедствия SOS, что в переводе с английского означает «спасите наши души». Ныне почвоведы мира также осуществляют программу под девизом SOS, но в переводе «спасите наши почвы». Под руководством органов ООН большие работы проводятся по борьбе с опустыниванием.


4.Закрепление изученного материала.

Вопросы учащимся:

  1. Какова структура мирового земельного фонда

  2. Какие земли представляют наибольшую ценность?

  3. В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель

  4. Какова доля пашни в земельном фонде планеты

  5. Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты?

  6. В чем заключается истощение земель?

  7. Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно уменьшается?

  8. Используя рисунок, определите среднемировой уровень обеспеченности пашней на душу населения.

  9. Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обеспеченность пашней?


5.Домашнее задание. Читать тест учебника: стр. 23- 26. Ответить на вопросы после параграфа 1 и 4.


6.Практическая работа.


7.Данные землепользования России.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя