Разработка урока "Железы внутренней и смешанной секреции"

Категория: Биология

Методическая разработка урока по биологии человека. Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Железы внутренней и смешанной секреции"»


Разработка открытого урока в 8 классе


Тема: Железы внутренней и смешанной секреции.


Цель: Сформировать научное понятие о гормонах желез внутренней и смешанной

секреции, их функциях в организме; гормональном балансе, согласованной работе эндокринной системы; о заболеваниях при нарушении функций эндокринной системы; вредном влиянии курения, алкоголя и наркотиков на регуляцию функций; взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции; развивать у учащихся логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; развивать познавательную деятельность учащихся.


Оборудование: таблица «Эндокринная система человека».


Ход урока:


  1. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих).

  2. Контроль знаний, умений и навыков.

    1. Работа по карточкам различных уровней (3 человека).

    2. Карточка №1 (средний уровень).

Что такое гормоны?

Какие Вам известны свойства гормонов?

Карточка №2 (достаточный уровень).

Какие существуют способы регуляции функций организма?

Сравните их между собой.

Карточка №3 (высокий уровень).

Какие существуют типы желез?

Сравните их между собой.

Какие Вам известны железы внутренней секреции?


    1. Два ученика работают письменно на доске.



Первый воспроизводит систему понятий прошлого урока:











Регуляция функций

гуморальная



нервная







н. импульсы



железы






н. импульсы




торможен.

ф-ций

возбужден.

ф-ций



внешн. секреции



внутр. секреции

смеш. секреции




внешн. секреции




торможен.

ф-ций

возбужден.

ф-ций






слезные

слюнные

потовые

ж.желудкаа

печень

эпифиз

гипофиз

щитовидная

вилочковая

надпочечники



поджелудочная

половые

(семенники, яичники)















гормоны



кровь









Согласованная работа органов и их систем

Второй ученик на другой доске сравнивает биологически активные вещества в виде таблицы:


Вещества



Место образования


Роль в организме

1. Ферменты

в клетках организма человека (в рибосомах)

биологические катализаторы

2. Витамины

вне организма человека

необходимы для обр. ферментов и др. биол. активных в-в

3. Гормоны

в железах внутренней и смешанной секреции

биологические регуляторы


  1. Устный опрос у доски:

  • гуморальная регуляция; железы и их типы;

  • сравнить различные типы желез;

  • гормоны, их свойства и значение.

После каждого ответа оценка комментируется и аргументируется.

Затем вместе с уч-ся (кроме тех, которые работали по карточкам) проверяем работы

на доске. Оценки также комментируются и аргументируются.

    1. Итог. Комментируется подготовка класса к уроку. Даются рекомендации.

Ш. Актуализация опорных знаний.

Беседа:

      1. Что такое эндокринная система?

      2. Что такое гормоны?

        1. Мотивация учебной деятельности.

          1. Формулирование темы урока (записывание в тетрадь).

          2. Важность темы (познавательное и практическое значение изучаемого материала).

          3. Постановка проблемы урока: почему для организма важен гормональный баланс?

        2. Изучение нового материала.


  1. Эпифиз, его топография, гормоны и функции (рассказ учителя).

  2. Гипофиз, его топография, гормоны и их функции (сообщение ученика). Перед сообщением различным исследовательским группам ставятся вопросы:

  • топография гипофиза;

  • главные гормоны гипофиза; их функции;

  • заболевания при нарушении функций гипофиза и их симптомы.

    1. Щитовидная железа (сообщение ученика).

Перед сообщением ставятся вопросы различным группам:

  • топография железы;

  • главные гормоны и их функции;

  • заболевания при гипофункции и гиперфункции щитовидной железы и их симптомы. После сообщения обсуждение вопросов и заполнение таблицы.

4. Вилочковая железа или тимус

(сообщение ученика)

Предварительно ставятся вопросы по группам:

- топография тимуса;

- главный гормон;

- функции гормона;

Затем обсуждение вопросов и заполнение таблицы.

5. Надпочечники (сообщение ученика).

Вопросы перед сообщением по группам:

- топография надпочечников;

- главные гормоны и их функции;

- болезни при нарушении функции надпочечников и их симптомы;

Обсуждение вопросов и заполнение таблицы.

6. Поджелудочная железа (сообщение ученика).

Предварительные вопросы по группам:

- топография железы;

- главные гормоны и их функции;

- болезни при нарушении функций поджелудочной железы и их признаки;

Обсуждение вопросов и заполнение таблицы.

7. Половые железы ( рассказ-беседа).

По ходу изучения материала заполняется таблица в тетрадях:



№ п/п


Железы


Главные гормоны


Функции гормонов

1.

Эпифиз

(шишковидная железа)

мелатонин

другие гормоны

влияет на пигменты кожи;

тормозят образование гормона роста, влияют на рост и половое развитие организма, «биологические часы»

2.

Гипофиз

(нижний мозговой придаток)

адренокортикотропный


гонадотропные


тиреотропный


соматотропин (гормон роста)

мобилизирует защитные силы организма;

стимулируют функцию половых желез;

влияет на щитовидную железу;


регулирует рост организма.

3.

Щитовидная железа

тироксин

влияет на рост и развитие тканей, обмен в-в, функции нервной системы.

4.

Вилочковая железа

(тимус)

тимозин

влияет на созревание лимфоцитов, на рост организма и обмен кальция.

5.

Надпочечники

адреналин

норадреналин

кортикостероиды

влияют на обмен в-в, частоту сердечных сокращений, частоту дыхания, температуру тела.

6.

Поджелудочная железа

инсулин

глюкагон

регулируют обмен

углеводов

7.

Половые железы

(семенники и яичники)

андрогены (тестостерон и др.)

эстрогены




эстрадиол


прогестерон

контролируют дифференциацию половых органов и влияют на формирование вторичных половых признаков;

регулирует менструальные циклы;

регулирует развитие эмбриона.


  1. беседа;

  2. комментирование учащимися рис.60 на стр.172.

8. Влияние курения, алкоголя и наркотиков на зндокринную систему (беседа).

9. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.

Обобщающая беседа. Рассматривание конкретных примеров.

VI Закрепление знаний.

Беседа о заболеваниях при нарушении функций эндокринной системы, их симптомах и причинах. О значении здорового образа жизни для нормального функционирования эндокринной системы.

VII Решение проблемы, поставленной в начале изучения нового материала.

VIII Итог урока. Формулирование выводов вместе с учениками. Оценки за урок с комментариями.

IX Домашнее задание: выучить параграф 38, подготовить сообщения.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас