Конспект урока по химии в 11 классе
(Линия О. С. Габриеляна)
Тема урока. Жидкое состояние вещества. Вода.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Цель урока: систематизация знаний учащихся по данной теме, выявление уровня усвоения материала, умений применять полученные знания на практике.
Образовательные:
Обобщить, систематизировать и расширить знания обучающихся о распространённости воды в природе, её физических и химических свойствах, о роли воды в жизни человека..
Рассмотреть процессы растворения в воде веществ различного агрегатного состояния.
Сформировать понятия: раствор, растворитель, кристаллогидрат.
Ознакомить обучающихся с растворением как физико- химическим процессом и растворами как физико- химическими системами.
Развивающие:
Развивать мышление обучающихся, их самостоятельность и активность в овладении знаниями.
Развивать умение выделять главное, делать обобщение.
Развивать наблюдательность, умение анализировать наблюдаемые явления, делать выводы.
Развивать интерес к химии, активизировать их познавательную деятельность, находить ответы на поставленные вопросы.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Задачи:
Показать обучающимся , что вода- это уникальное природное соединение, активная среда жизни.
Показать, что именно вода играет главную роль в жизни человека.
Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, карточки - инструкции для выполнения лабораторного опыта (на каждого ученика), фенолфталеина; пробирки, компьютер и мультимедийный проектор, презентация, ящики с химическими реактивами и оборудованием.
Ход урока.
I. Орг. момент
Добрый день. Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Сегодня нам с вами предстоит совместная работа и я хочу, чтобы вы получили от нее удовлетворение. Пусть этот урок принесет нам радость общения. Хорошего вам настроения и успехов.
Тогда начнем. Девизом нашего урока я взяла высказывания Д.И. Менделеева, великого ученого: «Химик должен во всём сомневаться, пока не убедится всеми способами в верности своего мнения».
Давайте последуем его совету.
II. Актуализация и мотивация знаний. 6 мин.
Среди неорганических веществ есть одно уникальное вещество. Его жидким оксидом мы пользуемся каждый день, более того, мы начинаем и заканчиваем свой день только им.
Назовите это вещество. … Это вода.
Каждому из вас к этому уроку были даны небольшие творческие задания.
1. Приведите высказывания некоторых великих людей о воде.
1. Наверное, нет смысла говорить о том, сколь важно это вещество для всех естественных наук и для каждого из нас. Нельзя говорить, что мы знаем о воде всё; это совсем не так, вода была и остаётся самым необычным веществом в мире. Эти слова принадлежат
советскому ученому , химику, академику И.В. Петрянову.
2. Известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик Экзюпери так писал о воде:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты- сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»
Чтобы убедится в достоверности этого высказывания давайте посмотрим презентацию.
Презентация. Вода в природе. Ну как, убедились в том что вода не только необходима для жизни, она – сама жизнь?
Из презентации мы видим, что пресной воды очень мало на планете. А если вспомним слайд, сколько тратит 1 человек в сутки, примерно 150 л, то стоит задуматься каждому из нас, сколько воды тратим мы просто так. А ведь мы можем ее сэкономить, если чистить зубы будем не под проточной водой. а наберем в чашку. Тогда не уйдет 5-6 л воды в канализацию, а гораздо меньше. Тем самым мы внесем большой вклад в сохранении пресной воды на нашей планете. А это уже вопрос экологии, решение которого посильно каждому человеку.
Пресная вода – это бесценный дар природы и только этой водой пользуется человек.
И сегодня на уроке мы будем говорить об этом удивительном и уникальном веществе.
Но говорить будем не просто о воде, а о ее конкретных свойствах.
III. Сообщение темы и определение вместе с уч-ся цели урока.
Итак, тема нашего урока «Жидкое состояние вещества. Вода».
Давайте подумаем вместе, какие вопросы мы будем рассматривать на уроке?
Ребята, сегодня на уроке:
- Вы вспомните: строение молекулы воды, физические свойства.
В ходе урока:
- Вы определите виды химической связи в молекуле воды и между молекулами воды
- Вы выясните, какую роль играет вода в химических реакциях
- Вы отработаете умения и навыки на практике
- Вы получите много полезной информации !
Запишем в тетрадь план нашего урока
1.Строение молекулы воды.
2. Физические свойства воды.
3. Химические свойства воды.
IV. Этап обобщения и систематизации знаний.
Фронтальный опрос
1. Что собой представляет молекула воды?
Итак, мы вспомнили строение воды и виды связи
Давайте вспомним физические свойства её.
При обычных условиях- без вкуса и запаха, в тонких слоях бесцветна, в толстых имеет голубоватый цвет. Атомы водорода присоединены к атому кислорода, образуя угол 104,5° С Вода в нормальных условиях сохраняет жидкое агрегатное состояние, при низких температурах – вода твердая, при высоких – газообразная.
Почему для воды характерно три агрегатных состояния? (Наша планета удалена от Солнца на расстоянии 149,6 млн км, что позволяет воде быть жидкой, твердой и газообразной в зависимости от прогретости поверхности солнечными лучами. Если бы Земля находилась на расстоянии 166 млн. км от Солнца - вода была бы вечным льдом, а на расстоянии 134 млн. км просто испарилась бы)
Без участия воды невозможны многие химические реакции. Мы переходим к изучению химических свойств воды
Посмотрите на схему на доске. Роль воды в превращении веществ.
Итак, какую роль играет вода?
1. Одна из функций воды – это транспорт веществ. Что значит транспорт веществ? – Это перенос веществ. Где мы этот вопрос рассматривали? … При изучении биологии в 8 классе, когда изучали тему Кровь. Кровь- жидкость, она на 83% состоит из воды. Кровь переносит кислород и питательные вещества по всему организму, а выносит продукты распада и углекислый газ.
2. Многие химические реакции протекают с очень малой скоростью, но в присутствии даже небольшого количества определенных веществ идут в сотни и тысячи раз быстрее. Вещества, которые ускоряют течение химической реакции, но сами не входят в состав конечных продуктов реакции, называются катализаторами. К числу катализаторов относится и вода, причём каталитическое действие её весьма разносторонне.
Давайте проделаем опыт и убедимся, что вода играет роль катализатора.
Откройте папку, достаньте оттуда инструкцию по технике безопасности. Ознакомьтесь с ней.
А вот теперь проведем опыт №1. Вода – как катализатор
Посмотрите пожалуйста инструкцию для выполнения лабораторного опыта№1 Взаимодействие питьевой соды с лимонной кислотой.
Лабораторный опыт «Взаимодействие соды с лимонной кислотой.»
Оборудование и реактивы:
Фарфоровые чашечки, химические стаканы с водой, лимонная кислота, сода пищевая.
При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности
По результатам наблюдений заполните таблицу:
Описание опыта | Наблюдаемое явление |
Поместите в фарфоровую чашечку немного соды и добавьте столько же лимонной кислоты. Затем прилейте 2 мл воды. | |
Выводы по работе:
Какой вывод сделаем? .. вода играет роль катализатора
Эти знания, что вода играет роль катализатора мы применяем и в своей жизни.
Я вам приведу пример. После работы на огороде тяпку, или лопату мы куда ставим? В сарай.
А почему не оставляем на улице?.... Она поржавеет.
А что такое ржавчина?..... Это соединение железа с кислородом.
Но в сарае тоже есть кислород, а лопата не ржавеет?..... Там нет влаги
Какой вывод сделаем? Чтобы сельхоз инвентарь не покрылся ржавчиной, нужно поставить его в сарай. При полном отсутствии влаги скорость этих процессов ничтожна. Железо на воздухе, лишённом воды, становится таким же устойчивым, как золото или платина.
Вода образует соединения, в которых полностью сохраняется молекула воды.
Это — так называемые кристаллогидраты.
Исследования кристаллогидратов показали, что кристаллизационная вода ведёт себя как твёрдое вещество.
Инструктивная карта №2
Лабораторный опыт «Образование кристаллогидрата – медного купороса»
Оборудование и реактивы:
химический стакан с водой, химический стакан, безводный сульфат меди, ложечка, стеклянная полочка.
При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности
По результатам наблюдений заполните таблицу:
Описание опыта | Наблюдаемое явление |
Поместите в химический стакан 100 мл воды и внесите сульфат меди. | |
Выводы по работе:
CuSO4 + 5 H2O =
CuSO4 — вещество ……… цвета (безводный сульфат меди);
CuSO4.5H2O — кристаллогидрат (медный купорос), кристаллы……..цвета
А теперь посмотрите опыт, где вода выступает как реагент
Взаимодействие воды с натрием. Выполняет учитель.
Напишите уравнения реакции взаимодействия натрия с водой.
Вода реагирует не только с простыми веществами, но и со сложными. Например.
Инструктивная карта №3 Вода как реакционная среда
Лабораторный опыт «Взаимодействие оксида кальция с водой»
Оборудование и реактивы:
химический стакан с водой, пробирки, оксид кальция, ложечка
При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности
По результатам наблюдений заполните таблицу:
Описание опыта | Наблюдаемое явление |
Поместите в пробирку немного оксида кальция и прилейте 2 мл воды. Затем добавьте 1-2 капли ф-ф | |
Выводы по работе: в результате опыта образуется……….
CaO + H2O =
С водой реагируют и органические вещества.
Взаимодействие ацетилена с водой, реакция Кучерова.
Заслуга русского ученого состояла в том, что он нашел катализатор для этой реакции, это соли ртути, и она пошла быстрее и выход уксусного альдегида увеличился.
HgCI2
C2Н2 + H2O ------ CH3 – CНО
Вода - хороший растворитель.
Так, что же такое растворы? На какие группы делятся вещества по отношению к воде?
Растворы – это однородные смеси, из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
Характерный признак растворов – однородность, т е гомогенность.
Считают, что если в 100 граммах воды растворяется более 1 г вещества, то такое вещество хорошо растворимо. Если в 100 г воды растворяется от 1 мг до 1 г вещества, то оно малорастворимое, если же менее 1 мг вещества, то вещество считают практически нерастворимым.
Однако следует отметить, что абсолютно нерастворимых веществ нет. Если опустить в воду стеклянную палочку или кусочек золота, или серебра, то они в ничтожно малых количествах всё же растворяются в воде. Как известно, растворы золота и серебра в воде убивают микробы.
А знаете ли вы, что в 1 м куб. морской воды растворено до 0.01 мг золота!
Общее кол-во золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны.
V. Этап подведения итогов учебного занятия
Проведем небольшую самостоятельную работу.
Самостоятельная работа.
Задача 1. Чтобы кожа была белой и гладкой, принято принимать соленые ванночки для лица и рук. Какую массу соли и воды надо взять, чтобы получить 500 грамм соленого раствора с массовой долей соли 1%.
Задача 2. Для дезинфекции ран используют 5% раствор марганцовки (KMnO4). Какую массу марганцовки и воды надо взять для приготовления 200 г раствора.
VI. Этап рефлексии. Задание на самооценку
Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием многое узнать. Наша доска как книга. Мы открыли страницу, изучили тему и закрыли страницу.
Послушайте арабскую пословицу:
Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется.
Какими же знаниями пополнился наш сосуд?
- Что запомнили?
- Что поняли?
- Чему научились?
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. Возьмите лист самооценки, посмотрите на критерии оценивания и каждый поставьте себе оценку.
Поднимите руку, кто поставил себе 5? А кто -3?
Оценки прокомментировать