СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока"Жидкое состояние вещества. Вода"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока"Жидкое состояние вещества. Вода"»










Конспект урока по химии в 11 классе

(Линия О. С.  Габриеляна)


Тема урока. Жидкое состояние вещества. Вода.































Тип урока:
 Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Цель урока: систематизация знаний учащихся по данной теме, выявление уровня усвоения   материала, умений применять полученные знания на практике.
Образовательные:

  1. Обобщить, систематизировать и расширить знания обучающихся о распространённости воды в природе, её физических и химических свойствах, о роли воды в жизни человека..

  2. Рассмотреть процессы растворения в воде веществ различного агрегатного состояния.

  3. Сформировать понятия: раствор, растворитель, кристаллогидрат.

  4. Ознакомить обучающихся с растворением как физико- химическим процессом и растворами как физико- химическими системами.

Развивающие:

  1. Развивать мышление обучающихся, их самостоятельность и активность в овладении знаниями.

  2. Развивать умение выделять главное, делать обобщение.

  3. Развивать наблюдательность, умение анализировать наблюдаемые явления, делать выводы.

  4. Развивать интерес к химии, активизировать их познавательную деятельность, находить ответы на поставленные вопросы.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. 
    Задачи:

  1. Показать обучающимся , что вода- это уникальное природное соединение, активная среда жизни.

  2. Показать, что именно вода играет главную роль в жизни человека.

Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, карточки - инструкции для выполнения лабораторного опыта (на каждого ученика), фенолфталеина; пробирки, компьютер и мультимедийный проектор, презентация, ящики с химическими реактивами и оборудованием.

Ход урока.

I. Орг. момент

Добрый день. Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Сегодня нам с вами предстоит совместная работа и я хочу, чтобы вы получили от нее удовлетворение. Пусть этот урок принесет нам радость общения. Хорошего вам настроения и успехов.

Тогда начнем. Девизом нашего урока я взяла высказывания Д.И. Менделеева, великого ученого: «Химик должен во всём сомневаться, пока не убедится всеми способами в верности своего мнения».

Давайте последуем его совету.

II. Актуализация и мотивация знаний. 6 мин.

Среди неорганических веществ есть одно уникальное вещество. Его жидким оксидом мы пользуемся каждый день, более того, мы начинаем и заканчиваем свой день только им.

Назовите это вещество. … Это вода.

Каждому из вас к этому уроку были даны небольшие творческие задания.

1. Приведите высказывания некоторых великих людей о воде.

1. Наверное, нет смысла говорить о том, сколь важно это вещество для всех естественных наук и для каждого из нас. Нельзя говорить, что мы знаем о воде всё; это совсем не так, вода была и остаётся самым необычным веществом в мире. Эти слова принадлежат

советскому ученому , химику, академику И.В. Петрянову. 


2. Известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик Экзюпери так писал о воде:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты- сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»

Чтобы убедится в достоверности этого высказывания давайте посмотрим презентацию.

Презентация. Вода в природе. Ну как, убедились в том что вода не только необходима для жизни, она – сама жизнь?

Из презентации мы видим, что пресной воды очень мало на планете. А если вспомним слайд, сколько тратит 1 человек в сутки, примерно 150 л, то стоит задуматься каждому из нас, сколько воды тратим мы просто так. А ведь мы можем ее сэкономить, если чистить зубы будем не под проточной водой. а наберем в чашку. Тогда не уйдет 5-6 л воды в канализацию, а гораздо меньше. Тем самым мы внесем большой вклад в сохранении пресной воды на нашей планете. А это уже вопрос экологии, решение которого посильно каждому человеку.

Пресная вода – это бесценный дар природы и только этой водой пользуется человек.

И сегодня на уроке мы будем говорить об этом удивительном и уникальном веществе.

Но говорить будем не просто о воде, а о ее конкретных свойствах.

III. Сообщение темы и определение вместе с уч-ся цели урока.

Итак, тема нашего урока «Жидкое состояние вещества. Вода».

Давайте подумаем вместе, какие вопросы мы будем рассматривать на уроке?

Ребята, сегодня на уроке: 
- Вы вспомните: строение молекулы воды, физические свойства.
В ходе урока: 
- Вы определите виды химической связи в молекуле воды и между молекулами воды  
- Вы выясните, какую роль играет вода в химических реакциях

- Вы отработаете умения и навыки на практике  
- Вы получите много полезной информации ! 

Запишем в тетрадь план нашего урока

1.Строение молекулы воды.

2. Физические свойства воды.

3. Химические свойства воды.

IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

Фронтальный опрос

1. Что собой представляет молекула воды?

Итак, мы вспомнили строение воды и виды связи

Давайте вспомним физические свойства её.

При обычных условиях- без вкуса и запаха, в тонких слоях бесцветна, в толстых имеет голубоватый цвет. Атомы водорода присоединены к атому кислорода, образуя угол 104,5° С Вода в нормальных условиях сохраняет жидкое агрегатное состояние, при низких температурах – вода твердая, при высоких – газообразная.

Почему для воды характерно три агрегатных состояния? (Наша планета удалена от Солнца на расстоянии 149,6 млн км, что позволяет воде быть жидкой, твердой и газообразной в зависимости от прогретости поверхности солнечными лучами. Если бы Земля находилась на расстоянии 166 млн. км от Солнца - вода была бы вечным  льдом, а на расстоянии 134 млн. км просто испарилась бы)

Без участия воды невозможны многие химические реакции. Мы переходим к изучению химических свойств воды

Посмотрите на схему на доске. Роль воды в превращении веществ.

Итак, какую роль играет вода?

1. Одна из функций воды – это транспорт веществ. Что значит транспорт веществ? – Это перенос веществ. Где мы этот вопрос рассматривали? … При изучении биологии в 8 классе, когда изучали тему Кровь. Кровь- жидкость, она на 83% состоит из воды. Кровь переносит кислород и питательные вещества по всему организму, а выносит продукты распада и углекислый газ.

2. Многие химические реакции протекают с очень малой скоростью, но в присутствии даже небольшого количества определенных веществ идут в сотни и тысячи раз быстрее. Вещества, которые ускоряют течение химической реакции, но сами не входят в состав конечных продуктов реакции, называются катализаторами. К числу катализаторов относится и вода, причём каталитическое действие её весьма разносторонне.

Давайте проделаем опыт и убедимся, что вода играет роль катализатора.

Откройте папку, достаньте оттуда инструкцию по технике безопасности. Ознакомьтесь с ней.

А вот теперь проведем опыт №1. Вода – как катализатор

Посмотрите пожалуйста инструкцию для выполнения лабораторного опыта№1 Взаимодействие питьевой соды с лимонной кислотой.

Лабораторный опыт «Взаимодействие соды с лимонной кислотой.»

 Оборудование и реактивы:

Фарфоровые чашечки, химические стаканы с водой, лимонная кислота, сода пищевая.

При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности

По результатам наблюдений заполните таблицу:

Описание опыта

Наблюдаемое явление

Поместите в фарфоровую чашечку немного соды и добавьте столько же лимонной кислоты. Затем прилейте 2 мл воды.


Выводы по работе:

Какой вывод сделаем? .. вода играет роль катализатора


Эти знания, что вода играет роль катализатора мы применяем и в своей жизни.

Я вам приведу пример. После работы на огороде тяпку, или лопату мы куда ставим? В сарай.

А почему не оставляем на улице?.... Она поржавеет.

А что такое ржавчина?..... Это соединение железа с кислородом.

Но в сарае тоже есть кислород, а лопата не ржавеет?..... Там нет влаги

Какой вывод сделаем? Чтобы сельхоз инвентарь не покрылся ржавчиной, нужно поставить его в сарай. При полном отсутствии влаги скорость этих процессов ничтожна. Железо на воздухе, лишённом воды, становится таким же устойчивым, как золото или платина.

Вода образует соединения, в которых полностью сохраняется молекула воды.

Это — так называемые кристаллогидраты.

Исследования кристаллогидратов показали, что кристаллизационная вода ведёт себя как твёрдое вещество.

Инструктивная карта №2

Лабораторный опыт «Образование кристаллогидрата – медного купороса»

 Оборудование и реактивы:

химический стакан с водой, химический стакан, безводный сульфат меди, ложечка, стеклянная полочка.

При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности

По результатам наблюдений заполните таблицу:

Описание опыта

Наблюдаемое явление

Поместите в химический стакан 100 мл воды и внесите сульфат меди.


Выводы по работе:

CuSO4 + 5 H2O =

CuSO4 — вещество ……… цвета (безводный сульфат меди);

CuSO4.5H2O — кристаллогидрат (медный купорос), кристаллы……..цвета


А теперь посмотрите опыт, где вода выступает как реагент

Взаимодействие воды с натрием. Выполняет учитель.

Напишите уравнения реакции взаимодействия натрия с водой.

Вода реагирует не только с простыми веществами, но и со сложными. Например.

Инструктивная карта №3 Вода как реакционная среда

Лабораторный опыт «Взаимодействие оксида кальция с водой»

 Оборудование и реактивы:

химический стакан с водой, пробирки, оксид кальция, ложечка

При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности

По результатам наблюдений заполните таблицу:

Описание опыта

Наблюдаемое явление

Поместите в пробирку немного оксида кальция и прилейте 2 мл воды.

Затем добавьте 1-2 капли ф-ф


Выводы по работе: в результате опыта образуется……….

CaO + H2O =

С водой реагируют и органические вещества.


Взаимодействие ацетилена с водой, реакция Кучерова.

Заслуга русского ученого состояла в том, что он нашел катализатор для этой реакции, это соли ртути, и она пошла быстрее и выход уксусного альдегида увеличился.

HgCI2

C2Н2 + H2O ------ CH3CНО


Вода - хороший растворитель.

Так, что же такое растворы? На какие группы делятся вещества по отношению к воде?

Растворы – это однородные смеси, из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Характерный признак растворов – однородность, т е гомогенность.

Считают, что если в  100 граммах воды растворяется более 1 г вещества, то такое вещество хорошо растворимо. Если в 100 г воды растворяется от 1 мг до 1 г вещества, то оно малорастворимое, если же менее 1 мг вещества, то вещество считают практически нерастворимым.
Однако следует отметить, что абсолютно нерастворимых веществ нет. Если опустить в воду стеклянную палочку или кусочек золота, или серебра, то они в ничтожно малых количествах всё же растворяются в воде. Как известно, растворы золота и серебра в воде убивают микробы. 
А знаете ли вы, что в 1 м куб. морской воды растворено до 0.01 мг золота!

Общее кол-во золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны.


V. Этап подведения итогов учебного занятия

Проведем небольшую самостоятельную работу.

Самостоятельная работа.

Задача 1. Чтобы кожа была белой и гладкой, принято принимать соленые ванночки для лица и рук. Какую массу соли и воды надо взять, чтобы получить 500 грамм соленого раствора с массовой долей соли 1%.

Задача 2. Для дезинфекции ран используют 5% раствор марганцовки (KMnO4). Какую массу марганцовки и воды надо взять для приготовления 200 г раствора.


VI. Этап рефлексии. Задание на самооценку

Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием многое узнать. Наша доска как книга. Мы открыли страницу, изучили тему и закрыли страницу.

Послушайте арабскую пословицу:

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний; он постоянно расширяется.

Какими же знаниями пополнился наш сосуд?

- Что запомнили?

- Что поняли?

- Чему научились?

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. Возьмите лист самооценки, посмотрите на критерии оценивания и каждый поставьте себе оценку.

Поднимите руку, кто поставил себе 5? А кто -3?

Оценки прокомментировать

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!