СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Знакомство с буквой Я" УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России" Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Знакомство с буквой Я" УМК "Школа России"»

Урок 39. Гласная буква Я.

Букварный период. 1 класс.

Задачи: познакомить учащихся с буквами Я, я; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, речь; логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к Родине.

Формируемые УУД: умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами; сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы.

Пропедевтика: йотированные согласные

Ход урока

  1. Включение в учебную деятельность

  • Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?

  • А какие буквы при произношении обозначает два звука?

  • Когда мы можем услышать два звука?

  • Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё гласные буквы, которые при произношении обозначают два звука?

Актуализация знаний

  • Вспомните, что вы знаете про букву Е.

  • В каких случаях эта буква обозначает два звука?

  • Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, подругой буквы Е.

Постановка целей и определение темы урока

  • Отгадайте загадку, пожалуйста:

  • Автор этой загадки Натальи Пунько, ее нужно продолжить по рифме, подставив нужную букву

  • Яблочко растёт на ветке,
    Его любят наши детки.
    Яблочко люблю и я -
    С ним запомню букву …

  • Еще одна традиционная загадка. Ее автор – А. Хребтюгов.

  • Произносите не вдруг вы
    Это слово — эту букву!
    О себе рассказ начнете,
    Вот ее и назовете!

Работа по теме урока

Знакомство со звуками [ Й’ А ]

  • Работаем с учебником на стр. 111. Что изображено на рисунках над схемами? (яблоки и яблоня).

  • Что вы можете сказать о схемах к этим словам? ( они одинаковые: 3 слога, одинаковое количество звуков в слогах, поровну гласных, мягких и твердых согласных, последовательность звуков в слове)

  • Какие первые два звука в этих словах?

Когда рядом слышаться два звука в такой последовательности [ й’ а ], в письменной речи употребляется буква Я.

  • Какие гласные буквы, обозначающие два звука, вы уже знаете? (буква Е)

  • В каких случаях буква Е обозначает два звука? (в начале слова и после гласной буквы)

  • В каких случаях буква Е обозначает один звук? (после мягкого согл)

  • Что происходит с согласным звуком при произношении, если в слове буква Е стоит после согласной буквы?

  • Проанализируйте слова: вялит – валит, зяблик – зайка.

  • Придумайте свои слова, которые начинаются на букву Я. (яма, яхта, ягуар, ярость, ябеда, ягода, Якутия, ящерица, Япония)

  1. Знакомство с буквой Я: - В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем — букву, на которую начинаются эти слова. Ее автор – Олеся Емельянова.

Букву за бока кусают,
В море с корабля бросают,
Ею змеи зло творят,
Люди — речи говорят.

Ответ: буква Я (яблоко, якорь, яд, язык)

  1. Работа в прописи часть 3 стр. 20-21 – сравниваем печатную и письменную букву Я.

  2. Проведите звуко-буквенный анализ слов: ЯГОДА и ЗОЯ. В каком случае буква Я обозначает два звука?(в начале слова и после гласного звука) А вот ещё слова: ЯМА, ЯБЛОНИ, Ян, Яна. И пропишите на стр.20-21 образцы. Последнее слово на стр. 21 какое? И какая же последняя буква в этом слове?

  • После какой буквы встала буква Я? Если буква Я в слове написана после согласной буквы, то при произношении она указывает на мягкость предыдущего согласного звука

  • На стр.111 Азбуки читаем правило про букву Я. (Буква Я обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.).

  • На развороте стр. 110 – 111 что изображено? (карта нашей страны).

  • Название какого города написано на карте?

  • Почему именно этот город важен для нашей страны?

  • На каких видах транспорта можно добираться из одного места в другое в нашей стране?

  • Какие животные живут на территории нашей страны?

  • Какие растения нашей страны вы знаете?

  • Как называется наша с вами страна? (на доску вывешиваются карта, флаг, герб, гимн РФ).

  • Как вы понимаете пословицы на стр. 110? Чему они нас учат?

  • Читаем самостоятельно текст на стр.111 и отвечаем на вопросы: Как называется наша страна?

  • Что посадили у дома? Место где человек родился и\или растёт называется Родина. Каждый старается посадить на Родине сад, цветы, построить дом.

  • Чему будут рады мама, папа и сестра?

  1. Развитие речевого аппарата

  1. Дыхательная гимнастика: упражнения: рубим дрова (стоя, пальцы сцеплены в замок, на вдохе поднять руки вверх над головой на выдохе наклониться вперед и опустить руки имитируя рубку дров) и самовар (сделать глубокий вдох носом, выдыхать так же через нос порциями, имитируя шум пыхтящего самовара, пы-пых-пых)

  2. Артикуляционная разминка: упражнения: щёчки (перемещать поочереди воздух с одной щеки в другую), губы, плотно сжать губы, вытянуть их вперед, не разжимая, растянуть в улыбке 2-3 раза)

  3. Работа над дикцией: надо прочесть предложения-перевёртыши: Около меня не молоко. Я и лилия.

  1. Фикультминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились

Наклонились, выпрямились

Ниже, ниже, не ленись

Поклонись и улыбнись.

  1. Продолжение работы по теме урока

  • Звуко-буквенный анализ слова МАЯК. Почему в слове МАЯК звуков больше чем букв?

  • Работа с учебником на стр.112 чтение слов, напечатанных в столбик. Сначала слова с буквой Я в начале слова, затем с буквой Я в середине слова, в конце слова.

  • Чтение текста МАЯК (дети всё чаще читают тексты и слова самостоятельно) и задают друг другу вопросы по тексту

  • Отгадайте загадки и проведите слого-звуковой анализ слов-отгадок 

  • Всегда он в работе, когда мы говорим

  • А отдыхает, когда мы молчим. (ЯЗЫК)

  • Чем больше из меня берут, тем больше становлюсь.(яма)

  • И железные рога,

  • И железная нога,

  • На цепи на дно пойдет-

  • Остановит пароход.(якорь)

  • Всем на свете буква Я
    Доложить готова:
    — А вы знаете, кто я?
    Вы не знаете, кто я
    Я не только буква Я —
    Буква,
    Слог
    И слово!

Подведение итогов урока

  • Когда буква Я обозначает два звука?

  • Кто доволен своей работой на уроке? Смайлики покажите.

  • А кто не очень доволен своей работой и почему?

  • Всё ли было понятно на уроке по теме о букве и звуке Я?

  • Урок окончен. Благодарю за внимание!











































Таблицы сложения и вычитания с числом 2.

Цели: опираясь на знания о связи между целым и частями целого, составить таблицы прибавления и вычитания числа 2, работать над их запоминанием.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять таблицы сложения и вычитания, решать примеры вида +2, -2; планировать, контролировать и оценивать УД в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.



ХОД УРОКА.

Организационный момент.

    1. Актуализация знаний. Игра с мячиком. Работа по учебнику №5 с.93. (нижнюю карточку в первой паре и верхнюю во второй паре); №6 с.93

    2. Индивидуальная работа. У доски заполнить пропуски 3 ученика. Если правильно делают, то все хлопают в ладоши, если нет- молчат.

    3. Устный счет. Сосчитайте: от 1до 10 и обратно, от 1 до 10 через 1, от 10 до 1.

На доске записаны числа

      1. 1 4 5 7 8 Увеличьте каждое число на 2.

Уменьшите каждое нижнее число на 1.

В итоге: 0 1 4 5 7 8

3 6 7 9 10

1 2 5 6 8 9

Соедините два соседних числа, сумма которых равна 5.

(числа 1 и 4 в первой строке, 2 и 3 во второй и 3 и 2 во втором столбце).

    1. Фронтальная работа.

Сравните 0 1, 4 5, 10 7, 2 4, 8 7, 8 10

    1. Работа с задачами.

Решите задачу: В корзине у белочки 3 белых гриба и 2 подосиновика. (это не задача. Нет вопроса)

Поставьте вопрос к задаче. (Сколько всего грибов в корзине?)

Решите. 3+2=5 грибов

    1. Самоопределение к деятельности.

Откройте учебник на стр. 92. Найдите значок. «начало урока». Что нам предстоит сегодня сделать на уроке?

    1. Работа по теме.

Составление таблиц. По учебнику квадраты синие и желтые. Какой пример можно составить к первой строке? 1+2=3 А какой пример на вычитание можно составить? 3-2=1 Ко второй строке? Итд.

По окончании работы на доске записаны 2 столбика. Эти примеры нужно знать наизусть. Может кто-то из вас уже умеет решать такие примеры .Давайте проверим. Стираю ответы и вразброс показываю примеры, снова записываю ответ.

    1. Работа по учебнику.

Кто может объяснить как мы с вами составляли таблицу со знаком +? (к полученному результату каждый раз прибавляли 2). Кто объяснить как составляли таблицу со знаком -? (из полученного результата каждый раз вычитали 2) Посмотрите на числовой ряд, когда мы прибавляем или вычитаем 2, перепрыгиваем через одно число. По этому ряду легко прибавлять или вычитать 2. Пользуясь этим числовым рядом решите пример 6-2 (начинаем двигаться от точки 6 (куда мы двигаемся если вычитаем?) влево, перепрыгиваем через одно число и останавливаемся в точке 4. 6-2=4

ФИЗМИНУТКА.

    1. Закрепление изученного материала. С.92 №1 Прочитайте. Назовите условие задачи, вопрос задачи. Решение задачи. Скажите ответ (У Кати и Вити вместе 4 шара).

С.92. №2 Устно рассуждаем. Чтобы получилось 9 к 7 нужно прибавить 2. И тд.

С.92 №3 устно. С.93. №4 Рассмотрите 1 рисунок. Составьте по нему задачу со знаком +. Назовите условие задачи (На ветке дуба 4 зеленых листа и 2 коричневых) Назовите вопрос задачи? (сколько всего листков?) Решение. Ответ (6 листьев). По второму рисунку на вычитание задачу составим. №5. Стр.93 (нижнюю в первой паре и верхнюю во второй) стр.93 №6 (провести диагональ)

10. Работа в тетради.

11. Рефлексия. Оцените наш урок смайликами. Кому что-то не понятно? Оцените свои знания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!