Устный журнал на тему: «Ум и сердце человечье были Гением моим» (Г. Державин).
Оборудование. 1. Выставка книг Державина и о нем.
2. Высказывания В. Белинского о творчестве Державина:
«Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской».
«Державин — отец русских поэтов».
Портрет Державина.
Репродукция с картины И. Репина «Пушкин на лицейском экзамене».
1-й ведущий. Державины принадлежали к неродовитому бедному дворянскому роду, поэтому им приходилось кормиться только царской службой. Отец поэта — Роман Никитич начал солдатскую службу шестнадцатилетним отроком еще при Петре I, в 1722 году. Наследство Романа Державина, после раздела с братьями, оказалось ничтожным: он получил малый участок земли в Казанской губернии и десять душ крестьян.
I страница — «Детство и юность».
3(14) июля 1743 года у Романа Державина в деревне Кармами или деревне Сокуры, ныне Лаишевский район Республики Татарстан, родился слабенький мальчик, которого назвали Гавриилом. Чтобы спасти сына, родители решили, по народному обычаю, обмазать его тестом и держать в теплой печи «дабы получил он сколько-нибудь живности».
Из первого испытания маленький Гаврила (так по-русски произносилось его имя) вышел с честью— он рос крепким и здоровым. А мать, полуграмотная женщина, и вечно занятый службой отец обучать сына не могли. Грамоте его начал учить дьячок сельской церкви. Дьячка сменил сосланный в Оренбург немец Розе; математике обучали сослуживцы отца. В 11 лет Державин остался сиротой—умер отец. У вдовы, оставшейся с двумя детьми на руках, не оказалось даже 15 рублей, чтобы заплатить долг покойного. В 1759 году в Казани открылась гимназия; в числе первых четырнадцати учеников, поступивших на ее дворянское отделение, были и два брата Державины. Мальчик сразу же оказался в числе лучших учеников, но кончить гимназии ему не удалось. Когда ему исполнилось 18 лет, его вызвали в Преображенский полк, куда он был записан раньше. Бедный, безвестный, не имевший никаких связей со знатью, Державин пробыл 10 лет рядовым...
II страница — «Кропание стихов».
1-й ученик. Первые стихи Державина были подражательские. Вспоминая свои первые шаги в поэзии, Державин писал: «... в кропании стихов, стараясь научиться стихотворству из книги о поэзии, сочиненной г. Тредиаковским, и из прочих авторов, как гг. Ломоносова и Сумарокова, у г. Козловского, с которым они служили
в Преображенском полку, и у А. А. Ржевского.
Державин желает усвоить одическую манеру Ломоносова, но ломоносовский «высокий слог» не дается ему несмотря на упорное стремление понять «секрет» этого стиля.
Только в самом конце 1770 года Державин выработал свою поэтическую манеру, создал державинскую оду.
2-й ученик. Поэзия Державина носит по преимуществу лирический характер. Большинство своих стихотворений Державин назвал «одами». Но, в сущности, в его лирике нет того редкого различия жанров, какое устанавливалось теорией классицизма: его оды часто сливались то с сатирой, то с идиллией, то с философским размышлением. Условно, по преобладающим в них элементам, списки Державина можно разделить на: а) хвалебные, б) героические, в) сатирические, г) философские и д) антологические (дружеские послания и другие жанры так называемой легкой поэзии).
3-й ученик. Стихотворения Державина начинают систематически, хотя и без имени авторов, появляться в журналах; на них обращают внимание в литературных кругах. Однако настоящая литературная слава и широкая известность при дворе приходят к Державину в 1783 году, с появлением его знаменитой, обращенной к Екатерине, хвалебной оды «Фелица». Ода была напечатана в первом номере журнала «Собеседник любителей российского слова» (май 1783 г.), который редактировала Е. Р. Дашкова вместе с императрицей. Ода получила всеобщее признание, и Державину пришла слава.
Для своей оды, обращенной к императрице, Державин воспользовался сюжетом и персонажами аллегорической «Сказки о царевиче Хлоре» (1781), написанной в условно «восточном» стиле. Оттуда он взял имя Фелица, которым в сказке была названа богиня добродетели. В оде «Фелица»—это сама Екатерина. .
4-й ученик (читает оду «Фелица»).
В образе Фелицы «премудрой», «богоподобной царевны» поэт восхваляет Екатерину II. Фелица изображается и как частное лицо, и как правительница, благодаря чему ода делится на две основные части.
В противоположность своим вельможам («мурзам») Фелица ведет очень скромную, трудовую жизнь. Она подчас ходит пешком" питается простой пищей, много читает и пишет, не слишком любит маскарады, совсем не посещает клуба, не играет в карты, не пишет стихов, а занимается полезными делами.
Развивая тему при помощи контраста, поэт рисует праздную, роскошную жизнь «мирзы», в образе которого слиты черты екатерининских вельмож. Здесь выступают всесильный Г. Потемкин, который мечтает о восстановлении Византийской империи; граф А. Орлов, с его увлечением скачками, русскими песнями и кулачными боями, А. Панин, любитель псовой охоты и др.
Во II части оды (с 13 строфы) Фелица изображается как идеал «просвещенной монархии».
От Екатерины поэт получил золотую табакерку с червонцами.
5-й ученик. «Фелица» была самым смелым и решительным отступлением Державина от традиций классической оды, так как поэт сливает в «Фелице» оду с сатирой, набрасывает портреты отдельных лиц и картинки быта, уместные в сатире, но не принятые в оде. Непринужденный тон и простота языка придали ей некоторый отпечаток народности.
К хвалебной оде можно отнести и оду «Видение мурзы» (1783 г.). Эта ода и по содержанию, и по форме тесно примыкает к «Фелице». Она писалась в ответ недоброжелателям автора, которые завидовали успеху оды «Фелица» и упрекали Державина: одни — в лести к императрице, другие — в неуважении к ней.
Чтение оды «Видение мурзы».
2-й ведущий. Благосклонность императрицы помогла Державину делать служебную карьеру. В 1784 году он был назначен Олонецким губернатором (с местом жительства в Петрозаводске), но уже через год поссорился с наместником, который не хотел допустить свободы действия нового отличавшегося справедливостью губернатора. Державина перевели в Тамбов. Но и здесь он не ужился с наместником. В 1789 году его отстранили от должности и придали суду Сената.
После настойчивых хлопот Державин добился оправдания. Помогли этому и стихи—-он написал хвалебную оду Екатерине «Изображение Фелицы». Екатерина решила приблизить к себе Державина, сделать из него придворного поэта. Так в 1791 году он стал секретарем императрицы. Но Державин не оправдал возлагавшихся на него надежд: похвальных стихов не писал, а службу пытался использовать для борьбы с взяточниками — чиновниками, с произволом и беззаконием властей на местах. Свое положение при дворе он изобразил в стихотворении «На птичку».
Чтение стихотворения «На птичку».
1-й ведущий. Чтобы отделаться от ретиво исполнявшего свой служебный долг Державина, Екатерина в сентябре 1793 года назначила его сенатором с чином тайного советника, освободив от должности своего секретаря. Фактически это был разрыв с императрицей.
После смерти в 1796 году Екатерины II новый император Павел пытался приблизить к себе Державина, но поэт поссорился с царем. В 1802 году император Александр I назначил Державина министром юстиции. Но дух независимости, проявленный им, не понравился молодому царю, и в следующем, 1803 году Державин был принужден выйти в отставку. С этого времени и до последних дней жизни (умер в 1816 г.) он нигде не служил и, отстояв свою независимость, все силы отдает поэзии. Последние годы он жил на покое—зимой в Петербурге, в собственном особняке на Фонтанке, летом в имении Званка вблизи столицы, на реке Волхов.
6-й ученик. Живым отражением екатерининской эпохи являются героические (или победные) оды Державина.
7-й ученик. Во многих победных одах Державина героем является Суворов. В оде «На взятие Варшавы» (1799 г.) образ великого русского полководца раскрывается в сказочно-гиперболических чертах «русского Геркулеса».
Зачитывается отрывок из оды со слов: «Вихрь полуночный, летит богатырь» до слов: «Башни рукою за облак кладет».
В стихотворении «Арфа» (1798 г.) поэт при волшебных звуках вспоминает о родных местах своего детства — арфа «поет про родину, отечество драгое».
Заключительная строка стихотворения «Отечества и дым нам сладок и приятен» в несколько измененном виде, как известно, стала пословицей.
Чтение стихотворения «Арфа».
8-й ученик. Сатирические оды Державина не представляют «чистой сатиры». В своих «Записках» поэт признается, что «дух его склонен был всегда к мсфали». Лучшими из таких од (по силе и яркости обличения) являются «Властителям и судиям» и «Вельможа».
Ода «Властителям и судиям» (1786—1787) об1 ращена к высшей власти. Поэт возмущен злом и неправдой, царящими на земле, управляемой «земными богами — царями». Устами «всевышнего бога» провозглашает он обязанности «властителей и судей».
Читается отрывок из оды со слов: «Ваш долг есть: сохранять законы» и до слов: «Неправда зыблет небеса».
9-й ученик. В оде «Вельможа» (1794 г.) поэт всю силу своего гневного обличения направляет на современное ему «вельможество».
В первых строфах развивается мысль о том, каким должен быть идеальный вельможа. Вельможа, попавший в знатность - не по заслугам, только «глыба грязи поглощенной». Никаким блеском нельзя прикрыть отсутствие ума и таланта.
Чтение отрывка из оды от слов: «Осел останется ослом» и до слов: «Или в шумиху дурака».
2-й ведущий. Сатира Державина не колебала основ современного ему общественного строя. И самодержавие, и крепостничество он считал коренными естественными основами русской жизни. Личная честность дала ему возможность увидеть многие темные стороны в правлении Екатерины. Его собственное положение при дворе, достигнутое исключительно трудом и талантом, особенно ярко открывало перед ним одну из язв, гнездившихся в самодержавии Екатерины,— фаворизм. Вот почему Державин стал, по словам Пушкина, «бичом вельмож».
1-й ученик. Философские оды занимают в лирике Державина одно из первых мест. Это оды о жизни и смерти, о человеке и божестве. Великолепными произведениями в этом жанре являются оды Державина «На смерть князя Мещерского», «Бог» и «Водопад».
Ода «На смерть князя Мещерского» (1779 г.) вызвана известием о смерти Мещерского. Поводом к созданию оды послужило действительное событие, причем — бытового характера.
Чтение отрывка из оды со слов: «Без жалости всех смерть разит» и до слов: «И бледна Смерть на всех глядит».
2-й ученик. Ода «Бог» (1784), переведенная на многие языки, создала Державину мировую славу. В знаменитой оде поэт пробует перечислить свойства «бога», приходит к сознанию бессилия разума познать божественную сущность, воспевает величие бога в контрасте с ничтожеством человека и в конце концов примиряет эту противоположность в мысли о божественной природе самого человека.
Чтение отрывка из оды со слов: «Я—связь миров, повсюду сущих» и до слов: «Я — царь, я — раб, я — червь, я—бог».
Так от восхваления бога Державин противоречиво перешел к гимну в честь человека. Поэт выразил здесь пафос передовых людей эпохи Просвещения с их верой в человека, в его волю и разум.
3-й ученик. После ухода с поста секретаря Екатерины II Державин обращается к Анакреону—древнегреческому лирику. В 1794 г. друг Державина Николай Львов издает свой перевод сборника од Анакреона. К книге он приложил статью, в которой освобождал образ прославленного поэта от того искажения, которому он подвергался и на Западе, и в России. Его слава, утверждал Львов, не в том, что он писал только «любовные песни, так думал, например, Сумароков. Анакреон — философ, учитель жизни. Он не только участвовал в забавах двора тирана Поликрата, но и «смел советовать ему в делах государственных».
Выход сборника Львова «Стихотворения Анакреона Тийского»—важнейшая веха в развитии русской поэзии, в становлении русской анакреонтики. Он способствовал расцвету могучего таланта Державина, который с 1795 г. стал писать анакреонтические стихотворения, названные им «песнями». Долгое время он не печатал своих «песен», а в 1804 году издал их отдельной книгой, назвав ее «Анакреонтические песни».
В своих песнях Державин по-прежнему рассказывал о себе. Но личность Державина—это прежде всего личность поэта. Воспевая права человека на счастье и радость, он утверждал еще «его право на независимость от власти». Державинская анакреонтика стала гражданской поэзией.
Чтение 1—2 стихотворений из «песен» Державина («Дар», «Свобода», «Желание», «О удовольствии» и т. д.).
4-й ученик. Главным в «Анакреонтических песнях» был изображенный Державиным русский мир, обычаи и нравы, русский характер, переданный живописно и пластично. Державин свободно обращался к фольклору, черпая из него образы, поэтическую лексику, лукавую манеру изъяснять свою мысль.
Чтение стихотворений «Русские девушки», «Шуточное желание», «Охотник».
Ill страница — «Значение и влияние Державина».
1-й ведущий. В новом столетии (1800 г.) Державин отдал много сил драматургии. Ревниво относившийся к своей славе, долгое время не имевший в литературе соперников, он был очень взволнован успехами Владислава Озерова, стихотворные трагедии («Фингал», «Дмитрий Донской») которого принесли автору всеобщее признание и оживили интерес к трагедии. С 1804 года Державин написал несколько трагедий и героических опер и настойчиво, но тщетно добивался их постановки на сцене. Все они оказались художественно очень слабыми. В них было мало движения, характеры получились однообразными, текст был труден для чтения вслух. Литературная молодежь над трагедиями смеялась, а самого Державина считала пережившим свою славу и талант.
В единоборстве с Озеровым Державин потерпел поражение, хотя до самой смерти был убежден, что трагедии — это самое лучшее из созданного им в литературе.
Русская литература прошла мимо трагедий Державина, но его оды, торжественные и шуточные, его анакреонтика, его любовные стихи оказали мощное воздействие на всю поэзию 1810—1830 годов.
2-й ведущий. В оде «Памятник» (1796) Державин сам оценил свою поэзию.
«Всяк будет помнить то в народах неисчетных
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фемиды возгласить.
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Содержание своей поэзии он раскрывает в общих чертах верно — как возвышенное, искреннее служение «добродетели» и «истине».
Влияние Державина на развитие русской поэзии было очень значительным. Оно сказалось ■ в поэтических опытах Радищева и его последователей— «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801—1812). Гражданский тон и обличительный пафос Державина нашли отзвуки в поэзии декабристов, особенно Кюхельбекера и Рылеева. Образ Державина как поэта-гражданина рисуется в последней думе Рылеева «Державин».
У Державина учились и Батюшков, и Пушкин, и Тютчев, и Некрасов, и поэты-символисты, и акмеисты начала XX века — учились, следовали ему, преодолевали его влияние.
Использование поэтического наследия Державина такими различными поэтами, как Пушкин, Тютчев, а в более позднюю эпоху — Брюсов и Маяковский, Эдуард Багрицкий было возможно потому, что поэзия Державина многолика, что поэт не ограничивался одной лирической темой или одним образом лирического героя.
Пушкин ставит стихи Державина в ряд с величайшими произведениями поэзии.
Значение Державина в истории русской поэзии определяется тем, насколько в искусстве снова он вышел на новые пути — свободного, искреннего выражения чувств (что было предвестием романтизма) и правдивого, картинного изображения действительности (что предвещало реализм).
Поэтому Державин-поэт, новатор, гуманист, просветитель, гражданин, патриот—по праву был назван Белинским отцом русских поэтов.
Так державинское начало в русской поэзии живет и сегодня и, быть может, найдет какое-либо новое отражение и в творчестве поэтов грядущих эпох.