СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка устного журнала «Ум и сердце человечье были Гением моим» (Г. Державин).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устный журнал "Ум и сердце человечье были Гением моим" посвящается жизни и творчеству Г.Р.Державину для учащихся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Разработка устного журнала «Ум и сердце человечье были Гением моим» (Г. Державин).»


Устный журнал на тему: «Ум и сердце человечье были Гением моим» (Г. Державин).

Оборудование. 1. Выставка книг Державина и о нем.

2. Высказывания В. Белинского о творчестве Державина:

«Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской».

«Державин — отец русских поэтов».

  1. Портрет Державина.

  1. Репродукция с картины И. Репина «Пушкин на лицейском экзамене».

1-й ведущий. Державины принадлежали к неродовитому бедному дворянскому роду, по­этому им приходилось кормиться только цар­ской службой. Отец поэта — Роман Никитич на­чал солдатскую службу шестнадцатилетним от­роком еще при Петре I, в 1722 году. Наследство Романа Державина, после раздела с братьями, оказалось ничтожным: он получил малый учас­ток земли в Казанской губернии и десять душ крестьян.

I страница — «Детство и юность».

3(14) июля 1743 года у Романа Державина в дерев­не Кармами или деревне Сокуры, ныне Лаишевский район Республики Татарстан, родился слабенький мальчик, которого назвали Гавриилом. Чтобы спасти сына, родители решили, по народному обычаю, об­мазать его тестом и держать в теплой печи «дабы получил он сколько-нибудь живности».

Из первого испытания маленький Гаврила (так по-русски произносилось его имя) вышел с чес­тью— он рос крепким и здоровым. А мать, полугра­мотная женщина, и вечно занятый службой отец об­учать сына не могли. Грамоте его начал учить дьячок сельской церкви. Дьячка сменил сосланный в Орен­бург немец Розе; математике обучали сослуживцы отца. В 11 лет Державин остался сиротой—умер отец. У вдовы, оставшейся с двумя детьми на руках, не оказалось даже 15 рублей, чтобы заплатить долг покойного. В 1759 году в Казани открылась гимназия; в числе первых четырнадцати учеников, поступивших на ее дворянское отделение, были и два брата Дер­жавины. Мальчик сразу же оказался в числе лучших учеников, но кончить гимназии ему не удалось. Когда ему исполнилось 18 лет, его вызвали в Преображен­ский полк, куда он был записан раньше. Бедный, безвестный, не имевший никаких связей со знатью, Державин пробыл 10 лет рядовым...

II страница — «Кропание стихов».

1-й ученик. Первые стихи Державина были подражательские. Вспоминая свои первые шаги в поэзии, Державин писал: «... в кропании сти­хов, стараясь научиться стихотворству из книги о поэзии, сочиненной г. Тредиаковским, и из прочих авторов, как гг. Ломоносова и Сумароко­ва, у г. Козловского, с которым они служили

в Преображенском полку, и у А. А. Ржевского.

Державин желает усвоить одическую мане­ру Ломоносова, но ломоносовский «высокий слог» не дается ему несмотря на упорное стрем­ление понять «секрет» этого стиля.

Только в самом конце 1770 года Державин выработал свою поэтическую манеру, создал державинскую оду.

2-й ученик. Поэзия Державина носит по пре­имуществу лирический характер. Большинство своих стихотворений Державин назвал «одами». Но, в сущности, в его лирике нет того редкого различия жанров, какое устанавливалось тео­рией классицизма: его оды часто сливались то с сатирой, то с идиллией, то с философским размышлением. Условно, по преобладающим в них элементам, списки Державина можно раз­делить на: а) хвалебные, б) героические, в) сатирические, г) философские и д) антологичес­кие (дружеские послания и другие жанры так называемой легкой поэзии).

3-й ученик. Стихотворения Державина начи­нают систематически, хотя и без имени авторов, появляться в журналах; на них обращают вни­мание в литературных кругах. Однако настоя­щая литературная слава и широкая известность при дворе приходят к Державину в 1783 году, с появлением его знаменитой, обращенной к Екатерине, хвалебной оды «Фелица». Ода бы­ла напечатана в первом номере журнала «Со­беседник любителей российского слова» (май 1783 г.), который редактировала Е. Р. Дашкова вместе с императрицей. Ода получила всеоб­щее признание, и Державину пришла слава.

Для своей оды, обращенной к императрице, Державин воспользовался сюжетом и персона­жами аллегорической «Сказки о царевиче Хло­ре» (1781), написанной в условно «восточном» стиле. Оттуда он взял имя Фелица, которым в сказке была названа богиня добродетели. В оде «Фелица»—это сама Екатерина. .

4-й ученик (читает оду «Фелица»).

В образе Фелицы «премудрой», «богоподоб­ной царевны» поэт восхваляет Екатерину II. Фе­лица изображается и как частное лицо, и как правительница, благодаря чему ода делится на две основные части.

В противоположность своим вельможам («мурзам») Фелица ведет очень скромную, тру­довую жизнь. Она подчас ходит пешком" питает­ся простой пищей, много читает и пишет, не слишком любит маскарады, совсем не посеща­ет клуба, не играет в карты, не пишет стихов, а занимается полезными делами.

Развивая тему при помощи контраста, поэт рисует праздную, роскошную жизнь «мирзы», в образе которого слиты черты екатерининских вельмож. Здесь выступают всесильный Г. Поте­мкин, который мечтает о восстановлении Визан­тийской империи; граф А. Орлов, с его увлече­нием скачками, русскими песнями и кулачными боями, А. Панин, любитель псовой охоты и др.

Во II части оды (с 13 строфы) Фелица изобра­жается как идеал «просвещенной монархии».

От Екатерины поэт получил золотую таба­керку с червонцами.

5-й ученик. «Фелица» была самым смелым и решительным отступлением Державина от традиций классической оды, так как поэт слива­ет в «Фелице» оду с сатирой, набрасывает порт­реты отдельных лиц и картинки быта, уместные в сатире, но не принятые в оде. Непринужден­ный тон и простота языка придали ей некоторый отпечаток народности.

К хвалебной оде можно отнести и оду «Виде­ние мурзы» (1783 г.). Эта ода и по содержанию, и по форме тесно примыкает к «Фелице». Она писалась в ответ недоброжелателям автора, ко­торые завидовали успеху оды «Фелица» и уп­рекали Державина: одни — в лести к императ­рице, другие — в неуважении к ней.

Чтение оды «Видение мурзы».

2-й ведущий. Благосклонность императрицы помогла Державину делать служебную карье­ру. В 1784 году он был назначен Олонецким губернатором (с местом жительства в Петроза­водске), но уже через год поссорился с намест­ником, который не хотел допустить свободы действия нового отличавшегося справедливос­тью губернатора. Державина перевели в Там­бов. Но и здесь он не ужился с наместником. В 1789 году его отстранили от должности и при­дали суду Сената.

После настойчивых хлопот Державин добил­ся оправдания. Помогли этому и стихи—-он на­писал хвалебную оду Екатерине «Изображение Фелицы». Екатерина решила приблизить к себе Державина, сделать из него придворного поэта. Так в 1791 году он стал секретарем императри­цы. Но Державин не оправдал возлагавшихся на него надежд: похвальных стихов не писал, а службу пытался использовать для борьбы с взяточниками — чиновниками, с произволом и беззаконием властей на местах. Свое положе­ние при дворе он изобразил в стихотворении «На птичку».

Чтение стихотворения «На птичку».

1-й ведущий. Чтобы отделаться от ретиво исполнявшего свой служебный долг Держави­на, Екатерина в сентябре 1793 года назначила его сенатором с чином тайного советника, ос­вободив от должности своего секретаря. Фак­тически это был разрыв с императрицей.

После смерти в 1796 году Екатерины II новый император Павел пытался приблизить к себе Державина, но поэт поссорился с царем. В 1802 году император Александр I назначил Держа­вина министром юстиции. Но дух независимости, проявленный им, не понравился молодому ца­рю, и в следующем, 1803 году Державин был принужден выйти в отставку. С этого времени и до последних дней жизни (умер в 1816 г.) он нигде не служил и, отстояв свою независимость, все силы отдает поэзии. Последние годы он жил на покое—зимой в Петербурге, в собственном особняке на Фонтанке, летом в имении Званка вблизи столицы, на реке Волхов.

6-й ученик. Живым отражением екатеринин­ской эпохи являются героические (или побед­ные) оды Державина.

7-й ученик. Во многих победных одах Держа­вина героем является Суворов. В оде «На взя­тие Варшавы» (1799 г.) образ великого русского полководца раскрывается в сказочно-гипербо­лических чертах «русского Геркулеса».

Зачитывается отрывок из оды со слов: «Вихрь полуночный, летит богатырь» до слов: «Башни рукою за облак кладет».

В стихотворении «Арфа» (1798 г.) поэт при волшебных звуках вспоминает о родных местах своего детства — арфа «поет про родину, отече­ство драгое».

Заключительная строка стихотворения «Оте­чества и дым нам сладок и приятен» в несколь­ко измененном виде, как известно, стала посло­вицей.

Чтение стихотворения «Арфа».

8-й ученик. Сатирические оды Державина не представляют «чистой сатиры». В своих «Запис­ках» поэт признается, что «дух его склонен был всегда к мсфали». Лучшими из таких од (по силе и яркости обличения) являются «Властителям и судиям» и «Вельможа».

Ода «Властителям и судиям» (1786—1787) об1 ращена к высшей власти. Поэт возмущен злом и неправдой, царящими на земле, управляемой «земными богами — царями». Устами «всевыш­него бога» провозглашает он обязанности «властителей и судей».

Читается отрывок из оды со слов: «Ваш долг есть: сохранять законы» и до слов: «Неправда зыблет небеса».

9-й ученик. В оде «Вельможа» (1794 г.) поэт всю силу своего гневного обличения направляет на современное ему «вельможество».

В первых строфах развивается мысль о том, каким должен быть идеальный вельможа. Ве­льможа, попавший в знатность - не по заслугам, только «глыба грязи поглощенной». Никаким блеском нельзя прикрыть отсутствие ума и та­ланта.

Чтение отрывка из оды от слов: «Осел ос­танется ослом» и до слов: «Или в шумиху дура­ка».

2-й ведущий. Сатира Державина не колеба­ла основ современного ему общественного строя. И самодержавие, и крепостничество он считал коренными естественными основами русской жизни. Личная честность дала ему воз­можность увидеть многие темные стороны в правлении Екатерины. Его собственное поло­жение при дворе, достигнутое исключительно трудом и талантом, особенно ярко открывало перед ним одну из язв, гнездившихся в самодер­жавии Екатерины,— фаворизм. Вот почему Дер­жавин стал, по словам Пушкина, «бичом вель­мож».

1-й ученик. Философские оды занимают в лирике Державина одно из первых мест. Это оды о жизни и смерти, о человеке и божестве. Великолепными произведениями в этом жанре являются оды Державина «На смерть князя Ме­щерского», «Бог» и «Водопад».

Ода «На смерть князя Мещерского» (1779 г.) вызвана известием о смерти Мещерского. Пово­дом к созданию оды послужило действительное событие, причем — бытового характера.

Чтение отрывка из оды со слов: «Без жа­лости всех смерть разит» и до слов: «И бледна Смерть на всех глядит».

2-й ученик. Ода «Бог» (1784), переведенная на многие языки, создала Державину мировую славу. В знаменитой оде поэт пробует перечис­лить свойства «бога», приходит к сознанию бес­силия разума познать божественную сущность, воспевает величие бога в контрасте с ничтожеством человека и в конце концов примиряет эту противоположность в мысли о божественной природе самого человека.

Чтение отрывка из оды со слов: «Я—связь миров, повсюду сущих» и до слов: «Я — царь, я — раб, я — червь, я—бог».

Так от восхваления бога Державин проти­воречиво перешел к гимну в честь человека. Поэт выразил здесь пафос передовых людей эпохи Просвещения с их верой в человека, в его волю и разум.

3-й ученик. После ухода с поста секретаря Екатерины II Державин обращается к Анакре­ону—древнегреческому лирику. В 1794 г. друг Державина Николай Львов издает свой перевод сборника од Анакреона. К книге он приложил статью, в которой освобождал образ прослав­ленного поэта от того искажения, которому он подвергался и на Западе, и в России. Его слава, утверждал Львов, не в том, что он писал только «любовные песни, так думал, например, Сума­роков. Анакреон — философ, учитель жизни. Он не только участвовал в забавах двора тирана Поликрата, но и «смел советовать ему в делах государственных».

Выход сборника Львова «Стихотворения Анакреона Тийского»—важнейшая веха в раз­витии русской поэзии, в становлении русской анакреонтики. Он способствовал расцвету могу­чего таланта Державина, который с 1795 г. стал писать анакреонтические стихотворения, на­званные им «песнями». Долгое время он не печатал своих «песен», а в 1804 году издал их отдельной книгой, назвав ее «Анакреонтичес­кие песни».

В своих песнях Державин по-прежнему рас­сказывал о себе. Но личность Державина—это прежде всего личность поэта. Воспевая права человека на счастье и радость, он утверждал еще «его право на независимость от власти». Державинская анакреонтика стала граждан­ской поэзией.

Чтение 1—2 стихотворений из «песен» Дер­жавина («Дар», «Свобода», «Желание», «О удовольствии» и т. д.).

4-й ученик. Главным в «Анакреонтических песнях» был изображенный Державиным рус­ский мир, обычаи и нравы, русский характер, переданный живописно и пластично. Державин свободно обращался к фольклору, черпая из него образы, поэтическую лексику, лукавую ма­неру изъяснять свою мысль.

Чтение стихотворений «Русские девушки», «Шуточное желание», «Охотник».

Ill страница — «Значение и влияние Держа­вина».

1-й ведущий. В новом столетии (1800 г.) Дер­жавин отдал много сил драматургии. Ревниво относившийся к своей славе, долгое время не имевший в литературе соперников, он был очень взволнован успехами Владислава Озеро­ва, стихотворные трагедии («Фингал», «Дмитрий Донской») которого принесли автору всеобщее признание и оживили интерес к трагедии. С 1804 года Державин написал несколько трагедий и героических опер и настойчиво, но тщетно добивался их постановки на сцене. Все они оказались художественно очень слабыми. В них было мало движения, характеры получились однообразными, текст был труден для чтения вслух. Литературная молодежь над трагедиями смеялась, а самого Державина считала пере­жившим свою славу и талант.

В единоборстве с Озеровым Державин по­терпел поражение, хотя до самой смерти был убежден, что трагедии — это самое лучшее из созданного им в литературе.

Русская литература прошла мимо трагедий Державина, но его оды, торжественные и шу­точные, его анакреонтика, его любовные стихи оказали мощное воздействие на всю поэзию 1810—1830 годов.

2-й ведущий. В оде «Памятник» (1796) Дер­жавин сам оценил свою поэзию.

«Всяк будет помнить то в народах неисчетных

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фемиды возгласить.

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Содержание своей поэзии он раскрывает в общих чертах верно — как возвышенное, ис­креннее служение «добродетели» и «истине».

Влияние Державина на развитие русской по­эзии было очень значительным. Оно сказалось ■ в поэтических опытах Радищева и его после­дователей— «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801—1812). Гражданский тон и обличительный пафос Дер­жавина нашли отзвуки в поэзии декабристов, особенно Кюхельбекера и Рылеева. Образ Дер­жавина как поэта-гражданина рисуется в пос­ледней думе Рылеева «Державин».

У Державина учились и Батюшков, и Пуш­кин, и Тютчев, и Некрасов, и поэты-символисты, и акмеисты начала XX века — учились, следо­вали ему, преодолевали его влияние.

Использование поэтического наследия Дер­жавина такими различными поэтами, как Пуш­кин, Тютчев, а в более позднюю эпоху — Брюсов и Маяковский, Эдуард Багрицкий было возмож­но потому, что поэзия Державина многолика, что поэт не ограничивался одной лирической темой или одним образом лирического героя.

Пушкин ставит стихи Державина в ряд с ве­личайшими произведениями поэзии.

Значение Державина в истории русской поэ­зии определяется тем, насколько в искусстве снова он вышел на новые пути — свободного, искреннего выражения чувств (что было пред­вестием романтизма) и правдивого, картинного изображения действительности (что предвеща­ло реализм).

Поэтому Державин-поэт, новатор, гуманист, просветитель, гражданин, патриот—по праву был назван Белинским отцом русских поэтов.

Так державинское начало в русской поэзии живет и сегодня и, быть может, найдет ка­кое-либо новое отражение и в творчестве поэ­тов грядущих эпох.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!