СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного интегрированного мероприятия по химии, для учащихся 8 класса. Интеллектуальная игра «Химия вокруг нас».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное интегрированное мероприятие по химии, для учащихся  8 класса. Интеллектуальная игра «Химия вокруг нас».

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного интегрированного мероприятия по химии, для учащихся 8 класса. Интеллектуальная игра «Химия вокруг нас».»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Тобольский государственный педагогический институт

имени Д.И. Менделеева»





Биолого-химический факультет

Кафедра химии и МПХ










ВНЕКЛАССНОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»








Подготовила и провела: Чуркина Ю.В.

студентка V курса БХФ, 52 группа.

Проверила: Арканова В. Н.,

учитель химии МОУ Лицей












Тобольск, 2006


Внеклассное интегрированное мероприятие по химии,

для учащихся 8 класса МОУ Лицей г.Тобольска.


Интеллектуальная игра «Химия вокруг нас».


Цель: развитие кругозора учащихся, с помощью познавательно-развлекательной игры.


Задачи:

  1. Повышение мотивации к изучению предмета химии.

  2. Популяризация, экологизация и региональность прикладных знаний и навыков.

  3. Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки.


Оборудование:

  1. Бланки на каждый раунд, с проставленными номерами и/или заданием, куда нужно вписать правильный ответ (приложение).

  2. Приборы и химическая посуда: стеклянный стакан, стеклянная палочка, круглодонная колба, плоскодонная колба, коническая колба, тигельные щипцы, пипетка, холодильник, бюксы, делительная воронка, пробирка, спиртовка.

  3. Химические знаки безопасности.

  4. Набор веществ: раствор аммиака (нашатырный спирт); этиловый спирт; уксусная кислота; скипидар; ацетон (растворитель).

  5. Набор веществ: крахмал, полиэтилен, опилки (целлюлоза), песок, нефть, стекло, соль, каучук.


Межпредметные связи: химия, литература, экология, краеведение.


Правила игры: В игре участвуют две команды по 5 человек. Игра делится на семь раундов. Перед началом первых пяти раундов каждой команде выдаются бланки для ответов. Время ответа 3 – 5 минут на каждый раунд. Шестой раунд – домашнее задание. Время - 5 минут. В седьмом раунде командам поочерёдно задается по 4 вопроса. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Между раундами предлагаются вопросы болельщикам. После седьмого раунда жюри подводит итоги и выбирает победителя. Активные болельщики поощряются сувенирами.


Домашнее задание: Посмотреть, вспомнить, что такое аббревиатура. Какие аббревиатуры можно встретить на Тобольском НХК. Найти, вспомнить пословицы, строчки стихов и их автора, где есть упоминание о конкретном металле.


Подведение итогов: Выигравшая команда награждается памятными подарками.




Ход мероприятия: (методическая разработка)

Вступление: На заре возникновения и становления химической науки М.В. Ломоносов сказал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».

В настоящее время, когда научно-технический прогресс проник в самые сокровенные и тайные области бытия, когда позиции химии прочны и всеобъемлющи, мысль великого ученого можно продолжить так: «Химию можно не любить, но жить без неё уже невозможно, а значит, невозможно её не учить».

(объяснить условия игры)

Ведущий:

В убогой келье в час ночной

Сидел один монах седой.

Свеча горела перед ним;

Он пальцем тощим и сухим

В фолианте лист уж пожелтелый

Ворочал тихо и несмело.

Потом реторту робко взял

И горн с усильем раздувал.

Кипела жидкость; смрад и дым

Носились в воздухе над ним.

Но труд, надеждою богатый,

Был тщетен, вновь – не вышло злата.

Еще бледнее стал старик

И головой на грудь поник.

«Я целый век мой с юных лет

Жить для науки дал обет.

Я сердца сжал в себе движенья,

Отверг любовь и наслажденье.

Да судит Бог! Я не искал,

Когда я злато добывал,

Ни денег, ни людских похвал.

В природе лишь узнать желал

Я пульса каждое биенье

И тайный ход всего творенья.

Трудился днём, не спал ночей!

И черный лоск моих кудрей

Уже давным-давно сбежал,

И ничего я не узнал!

К чему ж я был влеченью верен?

Надежды нет, – мой труд потерян!»

Старик средь гнева и тоски

Разбил реторту на куски.

И книгу сжег, и на пол пал,

Закрыл глаза и не вставал…

И только смрадный дым из горна

Над ним носился клубом черным.

(Н.Огарёв)


РАУНД 1. УЗНАЙ И НАЗОВИ.

У каждой команды есть лист с проставленными номерами, куда нужно вписать название и применение химического прибора. Например, воронка – фильтрование. Ассистенты выносят химические приборы и посуду с проставленными на них номерами. Время работы 5 минут.

Ассистенты собирают листы с ответами и относят в жюри.

Ведущий: Выражать свои мысли знаками и рисунками человек научился очень давно; задолго до возникновения письменности. Наскальные рисунки древних людей рассказывают нам о их жизни. Когда человек научился писать, необходимость в знаках и символах отпала. Но выражение своих мыслей в знаках и символах оказалось настолько удобным, что очень широко используется и сейчас.

Вспомните дорожные знаки. Самые простые из них понимает даже дошкольник. Есть свои знаки безопасного обращения с веществами и в химии.

Опять в вечернем полумраке

Стена отвесная видна.

На ней начертанные знаки,

Как дней минувших письмена.

Для химиков знаки имеют особенное значение. Периодическая система химических элементов состоит из знаков этих элементов, расположенных в определенном порядке. Каждый знак и каждая цифра в периодической системе несёт определенную информацию.

И каждый знак её взлелеяв

Суровым гением своим,

Поведал миру Менделеев

В природе понятое им.

(А.Чивилихин)


РАУНД 2. ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЗНАКИ?

Ассистенты вывешивают на доске листочки со знаками безопасности. В бланках нужно написать, что означает каждый знак по номерам. Время работы 5 минут.

Ведущий:

Чёрная нефть струится,

Плещет тайги прибой.

И ощущают ноздри

Запах её огневой.

Нефть – это ярость света,

Ветра напор у виска.

Нефть – голубая ракета,

Рвущаяся в облака.

Сибирь – кладовая нефти и газа. А наш город Тобольск после строительства крупнейшего перерабатывающего завода стал известен за пределами России. Задание следующего раунда будет связано с химическим производством в г.Тобольске.


РАУНД 3. РАСШИФРУЙ АББРЕВИАТУРУ!

Ассистенты раздают листы с аббревиатурами. Время работы 5 минут. Листы собирают и передают в жюри.

Ведущий: Химические вещества имеют свойства, благодаря которым мы их узнаем. Вам предстоит определить вещества по запаху. Определяя запах, помните о правилах техники безопасности, не нарушайте их.


РАУНД 4. ОПРЕДЕЛИ ВЕЩЕСТВО ПО ЗАПАХУ!

Ассистенты предлагают каждому участнику по очереди определить по запаху вещества. Ответ записывают на листе сами участники.

Ведущий: Многим памятна необыкновенная история семейства Лыковых. По религиозным мотивам оно удалилось от человеческого общества в глухую тайгу и прожило там, не видя людей, с 1936 г. до начала 80-х гг. К этому стоит добавить, что глава семейства Карп Осипович Лыков и до отшельничества от самого рождения жил на староверческой заимке, с широким миром не общаясь.

И вот – встреча с людьми! Много поразительных достижений вошло в человеческий обиход за эти десятилетия, но что все–таки более всего поразило старого отшельника?

Из всего, что могло его поразить, на первое место надо поставить не электричество, не самолет, не приемник, из которого слышался «бабий греховный глас» Пугачевой. Поразил его больше всего прозрачный пакет из полиэтилена. «Господи, что измыслили – стекло, а мнется!»


РАУНД 5. НАЗОВИ ВЕЩЕСТВА ПРИРОДНОГО И ХИМИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.

Ассистенты показывают и называют различные вещества. Вещества: песок; нефть; стекло; волокно; полиэтилен; крахмал; целлюлоза и т.д. Участники игры в карточке отмечают название вещества и его происхождение.

Ведущий:

На рукомойнике моём позеленела медь,

Но так играет луч на нём, что весело глядеть.

(А.Ахматова)


РАУНД 6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ХИМИЯ И ЛИТЕРАТУРА.

Назовите пословицы, строчки стихов и их автора, где есть упоминание о конкретном металле. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Ведущий:

О, Вы, которых ожидает

Отечество от недр своих.

И видеть таковых желает

Каких зовет от стран чужих.

О, Ваши дни благословенны.

Дерзайте, ныне одобренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

(М.В.Ломоносов)



РАУНД 7. ХИМИЧЕСКИЕ «ЗАМОРОЧКИ»

Четко и быстро нужно давать ответы на вопросы.

(за каждый правильный индивидуальный ответ участник получает 1 балл)

  1. Укажите год рождения Д.И. Менделеева. (1834)

  2. Сколько детей было в семье Менделеевых. (14)

  3. Кому посвятил Менделеев свой первый научный труд. (матери)

  4. Самый легкий газ. (водород)

  5. Какой русский ученый химик в возрасте 53х лет совершил путешествие на воздушном шаре. (Менделеев)

  6. Самое распространенное на Земле вещество. (вода)

  7. Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (кислород)

  8. Назовите химический элемент, состоящий из названий двух животных. (мышьяк)


Вопросы для болельщиков

(пока участники выполняют задания,

болельщикам предлагается ответить на вопросы.)

  1. Название какого химического элемента говорит о радостном состоянии человека. (радон)

  2. Назовите другое название оксида водорода. (вода)

  3. Самый активный неметалл. (фтор)

  4. Ион, имеющий положительный заряд. (катион)

  5. Растет ли дерево зимой. (нет)

  6. Из древесины какого дерева изготавливают спички. (осина)

  7. Какой элемент обладает такой силой, что вызывает лихорадку. (золото)

  8. Назовите дату открытия периодического закона. (1869)

  9. Какой химический элемент назван по одной из частей света. (европий)

  10. Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе химических элементов. (водород)















ПРИЛОЖЕНИЕ.

(ответы для работы жюри)


РАУНД 1. УЗНАЙ И НАЗОВИ.

  1. Стеклянный стакан

  2. Стеклянная палочка

  3. Круглодонная колба

  4. Плоскодонная колба

  5. Коническая колба

  6. Тигельные щипцы

  7. Пипетка

  8. Холодильник

  9. Бюксы

  10. Делительная воронка

  11. Пробирка

  12. Спиртовка


РАУНД 2. ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЗНАКИ?

        1. Руками не трогать!

        2. Не оставлять открытыми!

        3. Не принимать пищу в химическом кабинете!

        4. Нельзя менять крышки на склянках!

        5. Нельзя сливать жидкость обратно в склянку!

        6. Нюхать осторожно!


РАУНД 3. РАСШИФРУЙ АББРЕВИАТУРУ!

НХК – нефтехимический комбинат;

ВОС – водоочистные сооружения;

ШФЛУ – широкая фракция легких углеводородов;

ЦГФУ – центральная газо-фракционная установка;

ТСБ – товарно – сырьевая база;

ТНП – товары народного потребления;

ДБО – дегидрирование бутана одностадийное;

ЗБК – завод бутилкаучука;

КОС – комплексные очистные сооружения.


РАУНД 4. ОПРЕДЕЛИ ВЕЩЕСТВО ПО ЗАПАХУ.

  1. Раствор аммиака (нашатырный спирт); 2. Этиловый спирт;

3. Уксусная кислота; 4. Скипидар;

5. Ацетон (растворитель);

РАУНД 5. НАЗОВИ ВЕЩЕСТВА ПРИРОДНОГО И ХИМИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.

1.крахмал – природное вещество; 2.полиэтилен – химическое вещество;

3.опилки (целлюлоза) – природное вещество; 4.песок – природное вещество; 5.нефть – природное вещество; 6.стекло – химическое вещество; 7.соль – природное вещество; 8.каучук – химическое вещество.

Бланки для ответов

Команда______________

РАУНД 1. УЗНАЙ И НАЗОВИ.

  1. _________________

  2. _________________

  3. _________________

  4. _________________

  5. _________________

  6. _________________

  7. _________________

  8. _________________

  9. _________________

  10. _________________

  11. _________________

  12. _________________



Команда______________

РАУНД 2. ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЗНАКИ?

1._______________________________________

2._______________________________________

3._______________________________________

4._______________________________________

5._______________________________________

6._______________________________________



Команда______________

РАУНД 3. РАСШИФРУЙ АББРЕВИАТУРУ.

НХК – нефтехимический комбинат ВОС – _____________________________________

ШФЛУ – __________________________________

ЦГФУ – ___________________________________

ТСБ – _____________________________________

ТНП – _____________________________________

ДБО – _____________________________________

ЗБК – _____________________________________

КОС – ____________________________________



Команда______________

РАУНД 4. ОПРЕДЕЛИ ВЕЩЕСТВО ПО ЗАПАХУ.

  1. ___________________

  2. ___________________

  3. ___________________

  4. ___________________

  5. ___________________


Команда______________

РАУНД 5. НАЗОВИ ВЕЩЕСТВА ПРИРОДНОГО И ХИМИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.

1.крахмал – ___________________________

2.полиэтилен – ________________________

3.опилки – ___________________________

4.песок – _____________________________

5.нефть – _____________________________

6.стекло – ____________________________

7.соль – ______________________________

8.каучук – ____________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!