ДЕКАДА МИФ
Экскурсия в кабинет ФИЗИКИ
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ УСТНОГО ЖУРНАЛА «ЧУДЕСА? НЕТ, ФИЗИКА!»
ЭКСКУРСИЯ В КАБИНЕТ ФИЗИКИ
Цель: формирование естественно-научной грамотности у школьников младшего возраста, познавательного интереса к научным открытиям.
Оборудование и материалы:
Электрофорная машина, электростатические султанчики, стеклянная и эбонитовая палочки, пенопласт, 2-е литровые банки, 1-а 2-ух литровая банка, воздушные шары (3шт.),соль, спички, бумага, пенопласт, 2-а яйца, вольтметр, цитрусовые, провода, бумажные стаканчики, нитки.
План проведения мероприятия
Организационный момент. Игра «Входной билет»
Вступительное слово учителя.
Устный журнал. Страница 1. «Эта загадочная электризация»
Страница 2. «Интересная молекулярная теория»
Страница 3 «Чудо-изобретения»
Практическая часть экскурсии. Работа учащихся в групах.
Заключительное слово учителя
Организационный момент. Проводится при входе в кабинет. Учащиеся делятся на пары. Каждая пара получает билет – тестовый вопрос. Входят в кабинет, ответив на вопрос.
Вступительное слово учителя
Скажи мне, и я забуду
Покажи мне, и я запомню.
Дай сделать мне, и я пойму.
Сократ
Опыт-источник физического знания и критерий его достоверности. «Познание начинается с удивления», - эта древняя мудрость говорит о первом и непременном условии любого образования. Способность удивляться- великий дар природы, который помогает не только учиться, но и жить.
Опыты, которые вы сегодня увидите просты, но явления, на которых они основаны, гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Более подробно вы с ними познакомитесь при непосредственном изучении физики в 7-8 классах. Простые опыты принято называть научными развлечениями.
Почему развлечениями?....спросите вы, потому что во всех практически опытах, которые сегодня будут показаны, есть что-то неожиданное, подчас необъяснимое, фокусное.
Настоящее образование человек получает только тогда, когда сам ищет ответы на возникающие у него вопросы. Именно это стараются делать юные физики- лаборанты, которые будут мне сегодня помогать: участники технического кружка Влад, Эльнур, Владимир, Степан и Саян.
Ход мероприятия
Выходят ведущие. Ведущий№1 Лиза
Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
Ведущий№2 Элина
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко «физикой» назвал
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.
Ведущий №1
Физика-какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук
Физика-опора и основа
Всех без исключения наук!
Ведущий №2
Физика основа техники, и ее знание необходимо каждому современному
человеку.
Изучение физики дисциплинирует ум, развивает логическое мышление.
Физики - очень любознательные люди.
Ведущий №1
Сегодня мы отправимся с вами путешествовать по станицам устного журнала «Чудеса? Нет, физика».
Ведущий №2
Сегодня мы чуть-чуть приоткроем завесу таинственности этого интересного предмета.
Ведущий 1. Страница первая. Эта загадочная электризация.
Опыт проводит Степа.
Опыт №1. Проведем опыт, подобный опыту дочери Фалеса. Для этого возьмем эбонитовую палочку (вместо янтарной). Натрем ее шерстяной тканью. Поднесем натертую палочку к пенопластовым маленьким шарикам. Мы увидим, что к палочке они притянулись. Это значит, что палочка, потертая о шерсть, наэлектризовалась. Проверим, наэлектризуется ли стеклянная палочка, потертая о шелковую ткань или о бумагу. (Предложить это сделать кому-то из учащихся б класса.) Значит, и стеклянная, и эбонитовая, и янтарная палочки, потертые о ткань, наэлектризовываются.
Опыт проводит Эльнур
Опыт №2. Зарядить электростатические султанчики с помощью электрофорной машины. Листочки приборов расходятся, так как каждый из них зарядился одинаковым зарядом. Затем с помощью изолированной отвертки перенести заряд с ЭМ на султан (поочередно с разных шаров). Демонстрирует самодельные электроскопы для измерения электрической силы.
Опыт проводит Вова
Опыт №З. Наэлектризовать электрофорную машину. Приблизить шарики для получения искрового заряда, связать показанное с молнией. Раздвинуть шарики ЭМ, зарядить, сверху посыпать мелкие бумажки.
Ведущий1 после проведения опытов задает вопросы участникам экскурсии.
1. назовите пример электризации в природе
2. как создать электризацию, если у вас нет специального оборудования?
Ведущий 2. Вторая страница. Интересная молекулярная физика
Опыт проводит Саян
Опыт№1. Подводная лодка из яйца.
Возьмите 2 банки литровые. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор из поваренной соли (4 столовые ложки на 1 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из двух маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Внешне соленая и пресная вода не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Опыт проводит Влад
Опыт№2. Шарик в банке
Газовый закон, открытый французским ученым Шарлем, утверждает: чем выше температура газа при постоянном давлении и неизменной массе, тем больший объем оно занимает. Надеваем шарик на водопроводный кран и наливаем в него воды так, чтобы размер шарика с водой стал немного больше горловины двухлитровой стеклянной банки. Надежно завязываем шарик. Поджигаем листок бумаги и бросаем в банку. Кладем шарик на горловину банки.
Наблюдение. Пламя в банке гаснет. Шарик втягивается в банку.
Ведущий 2 задает вопросы после проведения опытов
1)Почему, купаясь в море, вы можете поднять на руки взрослого человека?
2) зачем больному ставят банки на спину?
Ведущий №1. Третья страница. Чудо-изобретения
Эта страница нашего устного научного журнала посвящена приборам, которые сконструировали юные техники
Прибор №1 фонтан. Демонстрирует Влад
Прибор №2 «вкусные» источники тока. Демонстрируют Вова и Эльнур
Прибор №3 «Бумажный» телефон. Демонстрируют Саян и Степа
После просмотра приборов Ведущий 1 просит ребят проголосовать за лучший прибор.
Ведущий 2. Ребята, думаю вам будет интересно и самим применить физические законы на практике.
Задание 1. Каждой группе дается кусок пластилина и тарелка с водой. Что нужно сделать с пластилином, чтобы он перестал тонуть?
Задание 2. Каждой группе дается 2 листа для создания самолета. Побеждает группа, самолет которой пролетит дальше.
Заключительное слово учителя
Закрыта последняя страница нашего импровизированного журнала. Впереди у вас изучение нового предмета - физики. Надеемся, что сегодняшняя встреча вам понравилась. Я предполагаю, что вы убедились в том, что удивительное рядом, его только нужно рассмотреть повнимательнее.
Давайте же чаще удивляться и задавать себе вопросы: «Что это такое?», «Почему это произошло?». И если ответ не будет найден, вы приходите в кабинет физики и мы попытаемся разобраться общими усилиями.
Успехов вам в изучении физики!