Международный день грамотности
Грамотность - это вежливость автора по отношению к читателю.
Стас Янковский
«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры.
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка
является не праздным занятием от нечего
делать, но насущной необходимостью».
Александр Иванович Куприн
Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, остался позади праздник 1 сентября, и ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием — Международный день распространения грамотности.
Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил —
И другое слово.
С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.
Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроеньи
Постоянно пребывать.
Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО. Цель его учреждения - активизация усилий общества по распространению грамотности, приверженность к достижению обеспечения того, чтобы все люди умели читать и писать.
Надо грамотными быть,
Надо знания ценить,
Надо вечно нам учиться,
Надо опытом делиться!
Пусть же в грамотности день,
Мы забудем дружно лень!
И научимся всему!
Отдадим дань языку!
Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности.
В своей резолюции, принятойв Тегеране, Генеральная конференция ЮНЕСКО признала необходимость совместных энергичных мер в международных усилиях по содействию грамотности во всем мире и провозгласила день проведения этой конференции Международным днем распространения грамотности.И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.
Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии за распространение грамотности.
В 2002 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Десятилетие грамотности Организации Объединённых наций.
В следующем году Генеральная Ассамблея утвердила представленный Генеральным секретарём ООН «План действий ООН для Десятилетия грамотности» и объявила ЮНЕСКО координатором для стимулирования и активизации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия. В этот день присуждаются специальные премии ЮНЕСКО имени короля Сечжона и Конфуция (в сумме 15 000 долларов каждая), которыми отмечают наиболее эффективные инициативы по борьбе с неграмотностью. Прежде всего, это проекты в странах Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в Арабских Эмиратах и Китае.
И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.
Статистические сведения
В 2005 году менее 50 стран обеспечивали всеобщий доступ к начальному образованию.В миревсе еще насчитывается 776-860 миллионов неграмотных взрослых (в основном, женщин),а 75 миллионов детей не посещают школу. В 2005 году около 20 % взрослого населения мира были неграмотны.(51,8 %) Более половины неграмотных взрослых всего мира проживает в Южной Азии.
В 11 странах — Бенине, Буркина-Фасо, Гамбии, Гвинее, Гаити, Мали, Нигере, Сенегале, Сьерра-Леоне, Чаде и Эфиопии более 50% взрослых неграмотны.
Многие дети, подростки и взрослые, охваченные различными образовательными программами, не соответствуют требованиям к грамотности, предъявляемым современным обществом. Существует необходимость в расширении программ распространения грамотности, направленных на группы учащихся, нуждающихся в особом внимании.
Грамотность
Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.
Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».Почему важно быть грамотным?
• Грамотность является одним из прав человека,средством расширения личных свобод ивозможностей, а также инструментом развитияиндивидуального человеческого потенциала иобщества в целом.
• Грамотность лежит в основе базового образованиядля всех, она является обязательным условием дляискоренения нищеты, ограничения роста населения,достижения гендерного равенства и обеспеченияустойчивого развития, мира и демократии.
•Грамотные родители с большей вероятностьюотдадут своих детей в школу. У грамотного человекабольше возможностей для получения непрерывного,продолжающегося образования, а грамотныеобщества обладают лучшими механизмамиадаптации к возникающим проблемам развития.
•Грамотность помогает человеку в общении, делает его коммуникабельным.Неумение изложить собственные мысли — удел неграмотного человека.
• «Неграмотные люди более уязвимы перед лицом болезней и с меньшей вероятностью будут прибегать к медицинской помощи, когда это касается их самих, их семей или общин.
Напомним, что быть грамотным – значит не только уметь читать и писать, но и знать – в самом широком смысле этого слова, то есть обладать необходимыми сведениями в какой-либо области, потому что одно из значений слова грамотность – владение некоторым комплексом различных знаний и навыков.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
Грамотность в России
В годы советской власти в СССР была полностью ликвидирована неграмотность. Обязательным в 70-80 годах XX века стало среднее образование. Советский Союз считался одной из самых читающих и образованных стран мира. Иметь личную и семейную библиотеку было престижно. Книг по различным отраслям знаний выходило достаточно, снабжение библиотек было централизованным.
С изменением социально-экономических условий жизни в стране наряду с положительными явлениями (доступность книг и любой информации, развитие коммуникаций, возможность публикации) сложились негативные тенденции, одна из которых – нежелание соблюдать любые нормы и ограничения и даже нарочито искажать их, что очень отрицательно сказалось на грамотности населения в стране.
Как отмечают учёные и педагоги, уровень грамотности населенияРоссии снижается с каждым годом. Складывается ощущение, что «великий могучий русский язык» пребывает в великой депрессии: безграмотныеобъявления, режущее ухо косноязычие, словечки,применяемые в обычном разговоре - всё этонаводит на грустные мысли о том, что некогдасамая читающая, а значит и самая грамотнаянация, вновь находится в «доликбезовой эпохе».
Празднование Международного дня грамотности в России
В России День грамотности не получил широкого распространения, он только-только набирает популярность, но уже сейчас можно сказать о некоторых появившихся традициях. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных.
В письме электронном, а также обычном
Делать ошибки совсем неприлично.
Чтоб каждый мог помнить о правиле сем,
В мире День грамотности учрежден!
Мы этому дню посвятим поздравленье,
Чтоб радостным было благое ученье.
Держа авторучку иль «мышку» в руке,
Не делай ошибок в своем языке!