СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по предмету литература для 5 класса «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание»(по произведениям И.А.Крылова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5 -х классов по произведениям И.А. Крылова

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по предмету литература для 5 класса «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание»(по произведениям И.А.Крылова)»

Внеклассное мероприятие по басням И.А. Крылова

«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание»

Цель мероприятия:

обобщить полученные знания ,проверить знания, полученные на уроках литературы; выявить восприятие учащихся;

Задачи мероприятия:

Образовательные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;

  • воспитание интереса к классической литературе.

Оборудование: доска, мел, иллюстрации к басням И.А.Крылова, раздаточный материал для конкурсов, выставка книг И.А.Крылова, корзина с предметами из басен.

Сценарий мероприятия

Эпиграф:

М.Исаковского:

«Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился в своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней!»

I. Организационный момент

1.Приветствие. 

2.Вступительное слово учителя

Вот уже больше двухсот лет и взрослые, и дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья, смеялись над глупой Вороной. И сегодня давайте вспомним некоторые факты из жизни замечательного баснописца.

Ученик 1. И. А. Крылов (1769-1844 гг.) родился 2 февраля 1769 г. в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжёлых условиях.

Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером.

Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Своему сыну Андрей Прохорович оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

Ученик 2. Всего И.А.Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…».В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

2.Цели и задачи мероприятия

3.Для проведения игры класс делится на 2 команды.

II. Проведение игры

1.Цели и задачи мероприятия

2.Для проведения игры класс делится на 2 команды.

1.Конкурс – разминка «Читаем внимательно»

Из каких басен данная мораль?(командам поочерёдно задаются вопросы, за каждый вопрос по 1 баллу)

1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет… («Лебедь, Рак, Щука»)

2. Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них пустяк («Петух и жемчужное зерно»)

3. А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь («Квартет»)

4. Хоть видит око, да зуб неймет («Лиса и виноград»)

5. Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку. («Две бочки»),

6.»И в сердце льстец всегда отыщет уголок..»,

2.Конкурс «Красна речь пословицами»(правильный ответ 2 балла, если команда не называет правильный ответ, он засчитывается соперникам)

Назовите басню, из которой вышла поговорка

- Ты виноват, что хочется мне кушать («Волк и ягненок»)

-Делом, не сведя конца, не надобно хвалиться («Синица»)

-Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет («Лебедь, Щука и Рак»)

- А Васька слушает да ест («Кот и повар»)

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь («Квартет»)

3.Конкурс . Инсценировка басен командами (домашнее задание).

Инсценировка басни «Квартет»(1 команда), «Свинья под дубом» (2 команда) – 5 баллов

3.«Конкурс Умников и Умниц».

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Для команды № 1

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!

Для команды № 2

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное________ пропела; 
Оглянуться не успела,
Как зима ______катит_____ в глаза.
_____пометрвело_______ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______холодной________
_______нужда_______, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _________желудок____ петь голодный!

4.Конкурс. Угадай предмет. В корзинке находятся предметы из басен Крылова. Корзина накрыта плотной тканью, участники команд опускают руку в корзину и на ощупь определяют предмет, называют его(в корзине: очки, сыр, виноград,желуди, жемчуг,зеркало,скрипка)-3 балла за каждый угаданный предмет .

5. Конкурс «Продолжи строки из басни» (по два вопроса для команд, за каждый правильный ответ по 3 балла)

1) Ты всё пела, это дело….. (Так пойди же попляши)

2) Когда в товарищах согласья нет…(на лад их дело не пойдёт)

3) Уж сколько раз твердили миру,….( что лесть гнусна, вредна,..)

4) Ай, Моська, знать она сильна….(что лает на слона)

6.Конкурс - « Найди свою пару» (соединить на листочках слова)

Голоден как волк

Хитёр лиса

Труслив заяц

Здоров бык

Изворотлив змея

Нем рыба

Упрям осёл

Болтлив сорока

Смелый лев

Трудолюбивый муравей

Скользкий налим



7. Конкурс капитанов. Один капитан называет другому признаки героя басен, другой по этим признакам узнает и называет басню.

8. Конкурс «Узнай басню по цитате».

Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. А произнесли их впервые герои.

Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

“И в сердце льстец всегда отыщет уголок” (“Ворона и Лисица”)

“Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”)

“А ларчик просто открывался”. (“Ларчик”)

“А Васька слушает, да ест”. (“Кот и Повар”)

“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!” (“Слон и Моська”)

“А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь” (“Квартет”)

“Сильнее кошки зверя нет”. (“Мышь и Крыса”)

“Слона-то я и не приметил”. (“Любопытный”)

“Вперёд своей беде не смейся, голубок” (“Чиж и Голубь”)

“Как белка в колесе”. (“Белка”)



III Подведение итогов игры. Подсчет баллов, определение победителя.

Слово учителя:

Забавой он людей исправил, 
Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил, 
И слава эта – наша быль. 
И не забудут этой были, 
Пока по-русски говорят, 
Ее давно мы затвердили, 
Ее и внуки затвердят.

Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

Нужно ли изучать басни?

Чему они учат?

Рефлексия:

1.Мне было интересно…
2. Сегодня я узнал (а)…
3. У меня получилось…
4. Я выполнял (а) задания…
5. Я смог (ла)…
6. Мне было трудно…
7. Я почувствовал (а)…
8. Я научился (ась)…









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!