СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по творчеству К. Сен-Санса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия "Животные в музыке". Основой разработки стал цикл К. Сен-Санса "Карнавал животных"

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по творчеству К. Сен-Санса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 8 города Евпатории Республики Крым»








Разработка внеклассного мероприятия


«Животные в музыке»

(по сюите К. Сен-Санса «Карнавал животных»)








Автор: учитель музыки МБОУ «Гимназия № 8» Шишкина Анна Валерьевна


























Евпатория


2021




СОДЕРЖАНИЕ:


l. Введение……………………………………………………………………………3с.

1.1 Актуальность внеклассного мероприятия…………………………………… 3с.

1.2 Цель и задачи…………………………………………………………………… 3с.

1.3 Методы работы………………………………………………………………… 3с.

1.4 Междисциплинарные связи……………………………………………………. 4с.

1.5 Способы организации деятельности……………………………………………4с.

1.6 Ожидаемые результаты…………………………………………………………. 4с.

1.7 Оборудование…………………………………………………………………… 4с.

1.8 Структура мероприятия………………………………………………………… 4с.

3. Список использованной литературы……………………………………………. 5с.

4. Список электронных ресурсов……………………………………………………5с.

5. Основная часть (ход мероприятия) ………………………………………………5с.






















Роль эстетического воспитания в общеобразовательной школе в наше время невозможно переоценить. Учащиеся, их родители, педагоги ощущают информационную перегруженность программ школьных предметов естественно-научного, гуманитарного циклов и в то же время крайнюю недостаточность школьного времени на изучение предметов эстетического цикла. Музыка и изобразительное искусство преподаются у нас с 1 по 7 класс в течение 1 часа в неделю, в 8-ом классе изобразительное искусство уже не преподаётся, а музыке отведено 0,5 часа в неделю.

Работая много лет в школе, я наблюдаю естественную тягу детей к школьным предметам, на которых они соприкасаются с прекрасным и могут проявить свои творческие способности.

Понимая такую детскую потребность, учитель музыки старается помимо уроков не только заниматься внеурочной деятельностью (вести кружки, занятия ансамблей и хора), но и проводить тематические классные часы и внеклассные мероприятия на музыкальные темы.

Данная разработка может быть использована учителями музыки общеобразовательных школ, руководителями кружков внеурочной деятельности, классными руководителями (желательно имеющими музыкальное образование хотя бы в рамках музыкальной школы), преподавателями учреждений дополнительного образования.

Мероприятие рассчитано на детей 9-10 (3-4 класс).

Цель данного мероприятия: расширение общего и музыкального кругозора учащихся, вовлечение их в процесс восприятия и анализа музыкальных произведений, не включённых в школьную программу по музыке.

Задачи:

- развивающая: активизировать процессы внимания, памяти, ассоциативного и творческого мышления, развивать навыки анализа музыкальных произведений;

- образовательная: ознакомить учащихся с краткими сведениями о композиторе К. Сен- Сансе, истории создания сюиты «Карнавал животных», с изобразительными особенностями музыкального языка сюиты; закрепить знания об инструментах симфонического оркестра, ознакомить с новым для ребят инструментом – челестой;

- воспитательная: способствовать поддержанию интереса ребят к классической музыке, пробуждать чувство радости от соприкосновения с музыкальными произведениями; пробуждать интерес к изучению окружающего мира, любовь к животным.

Методы работы:

- словесные: беседа, рассказ, чтение стихов;

- наглядный: презентация;

- слуховой: слушание (восприятие) музыки;

- анализ музыкального произведения;

- практический: изготовление аппликаций и фигурок из пластилина, рисование иллюстраций к стихам.

Междисциплинарные связи: музыка, ИЗО, искусство фотографии, история зарубежной музыки, зоология, поэзия, технология.

Способы организации деятельности:

- фронтальный,

- групповой,

- индивидуальный.

Ожидаемые результаты:

- участники внеклассного мероприятия расширят общий и музыкальный кругозор;

- активизируют психические процессы, связанные с восприятием и анализом музыки;

- проявят свои творческие способности;

- закрепят знания о музыкальных инструментах и усвоят новые понятия;

- углубят знания по истории зарубежной музыки и зоологии;

- испытают радость от соприкосновения с музыкальным искусством.

Оборудование:

- компьютер;

- флэш – накопитель;

- видео - проектор;

- рисунки, аппликации, фигурки из пластилина, изготовленные руками детей;

- карточки для рефлексии.


Структура мероприятия:

  1. Подготовительный этап:

- планирование мероприятия, создание презентации, распределение индивидуальных заданий; репетиция с детьми выразительного чтения стихов, кратких сообщений о жизни, творчестве К. Сен-Санса и истории создания сюиты «Карнавал животных»; рисование детьми иллюстраций, изготовление аппликаций и фигурок из пластилина, оформление кабинета перед мероприятием, приглашение гостей (классного руководителя, завуча, учителей начальных классов).

2. Основной этап (проведение внеклассного мероприятия).

3. Рефлексия.


Список использованной литературы:

  1. М.С. Друскин. «История зарубежной музыки», вып.4, «Вторая половина ХlХ века»: М., «Музыка»,1980.

  2. «История фортепианного искусства». Учебник: ч. 1 и 2, М.: «Музыка», 1988.

  3. Ю.А. Кремлёв. «Камиль Сен-Санс»: М.: «Советский композитор», 1970.

Электронные ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сен-Санс,_Камиль

https://wwv.zvuch.com/artists/camille-saint-saens-132742

https://music.yandex.ru/artist/8804


Ход мероприятия:

У. (учитель): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами услышим необычную музыку. Во время её слушания перед нами предстанут образы животных и птиц. А написал эту музыку известный французский композитор К. Сен-Санс (1835 – 1921).

Слайд презентации № 2 (портрет К. Сен-Санса)

Р1. (ребёнок): Камиль Сен-Санс – выдающийся французский композитор, пианист, органист, дирижёр, писатель, педагог. Он с детства отличался необыкновенной любознательностью: интересовался биологией, историей, географией, иностранными языками). Ребёнком он научился прекрасно рисовать растения и насекомых, выращивал цветы и собирал минералы.

Р2.: И всё же главным в жизни К. Сен-Санса была музыка.

Отдыхая в Австрийском горном городке, в феврале 1886 года композитор сочинил сюиту (многочастное произведение) под названием «Карнавал животных». Сам он называл это произведение зоологической фантазией. В этом году исполнилось 100 лет, как ушёл из жизни Камиль Сен-Санс, а это произведение до сих пор исполняется и является одним из самых любимых для многих людей мира.

У.: Ребята, а теперь давайте представим, что мы попали в густой, дремучий лес. Посмотрите на доску. Здесь ваши рисунки, на которых изображён такой лес. Высокие сосны, колючие ели. Солнечный луч едва пробивается сквозь кроны деревьев.

Р3.: … Молчит и млеет лес высокий.

Зелёный, тёмный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

И.С. Тургенев.

У.: Сейчас мы услышим музыку К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных». Слушая её, придумайте название для этого произведения.

Звучит пьеса №1 «Кукушка в глубине леса»

У.: Итак, какое же название вы придумали для этой пьесы?

Д. (Дети): «Кукушка», «Охотник и кукушка», «Темный лес с кукушкой» и т.д.

У.: Хорошо, ребята. Почти угадали. Сам композитор дал этой пьесе название «Кукушка в глубине леса».

Слайд № 3 «Кукушка в глубине леса»

А почему вы решили назвать пьесу «Кукушка»?

Д.: Потому что мелодия поёт как кукушка, звуки музыки напоминают голос кукушки и т.д.

У.: Совершенно верно. Интонация кларнета подражает звукам, которые издаёт кукушка.

Слайд № 4 (кларнет)

А неторопливые аккорды в низком и среднем регистре рояля напоминают шаги человека в чаще леса.

Слайд № 5 (рояль)

Ребята, а какую картину вы можете представить, слушая следующую пьесу?

Звучит пьеса № 2 «Куры и петухи»

У.: Итак, повторяю вопрос: «Какую картину вы представили, слушая эту пьесу?»

Д.: Куры в курятнике кудахчут, курица за цыплятами бегает и т.д.

У.: Верно. Пьеса называется «Куры и петухи». А что в музыке вам подсказало, что именно о курах идёт речь?

Р: Звуки рояля, скрипок изображали кудахтанье кур и крик петуха.

У.: Конечно. Быстрое повторение одного звука, резкий скачок мелодии, суетливость, подвижность музыки - всё это создаёт картину птичьего двора.

Слайд № 6 «Куры и петухи»

А инструменты, которые создали эту картину – рояль, скрипки, виолончель.

Слайд № 7 (рояль и скрипка)

Слайд № 8 (виолончель)

У.: А сейчас прозвучит вальс. Но вальс этот необычный. Его танцуют животное. А вот какое? На этот вопрос вам нужно будет ответить после слушания музыки.

Звучит пьеса № 3 «Слон»

У.: Ну что, ребята? Какое животное могло бы танцевать такой вальс?

Р1: Я думаю, бегемот.

Р2: А я думаю, что медведь.

Р3: А мне кажется, что это слон.

У.: Правильно. Камиль Сен-Санс назвал пьесу «Слон».

Слайд № 9 («Вальс слона»)

А почему вы представили таких больших, тяжёлых животных?

Р1: Потому что музыка тяжёлая, неуклюжая, громкая, как будто танцует кто-то большой…

У.: А какой инструмент исполняет мелодию?

Р.: Виолончель, наверно.

У.: Нет, это контрабас, самая большая скрипка, с самым низким звучанием.

Слайд № 10 (контрабас)

И звучание контрабаса в низком регистре, и медленный темп, и характер мелодии – всё это как бы рисует звуками портрет слона и изображает его движения.

Слайд № 11 (челеста)

У.: Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран. Вы видите редкий клавишно-ударный инструмент – челесту.

Р.: В переводе с итальянского «челеста» означает «небесный инструмент». И, действительно, его звуки напоминают перезвоны колокольчиков. Этот инструмент был изготовлен в Париже, в 1886 году.

У.: Закройте глаза и, слушая музыку, отгадайте, кого же хотел изобразить К. Сен-Санс в этой пьесе?

Звучит пьеса № 4 «Аквариум»


У.: Итак, кого же вы представили, ребята?

Д.: Медузу, рыбок, море…

У.: Да, композитор изобразил звуками рыбок, плавающих в аквариуме. Пьеса называется «Аквариум».

Слайд № 12 «Аквариум»

У.: А что в музыке вам подсказало, что в пьесе рассказывается о жителях моря?

Д.: Потому что в музыке слышны переливы волн, кажется, что вода морская прозрачная, что солнце отражается в воде…

У.: Спасибо. Очень хорошие ответы.

Подходит к концу наша встреча. Пьесу, которая сейчас прозвучит, сам композитор считал самой удачной из всей сюиты. Она часто звучала в концертах, а хореограф М. Фокин даже придумал танец для балерины под эту музыку. Называется пьеса «Лебедь».

Ребята, во время подготовки в нашему музыкальному часу вы нарисовали лебедей, изготовили аппликации и фигурки лебедей из пластилина. (Выставка работ на доске и столе перед доской). Выполняя эти работы, вы почувствовали, какая это грациозная, красивая птица – лебедь! А теперь послушайте, как звуками музыки композитор изобразил лебедя.

Звучит пьеса № 5 «Лебедь»

Слайд № 13 «Лебедь»

У.: Ребята, кто попробует описать характер мелодии?

Д.: Мелодия плавная, красивая, медленная, светлая….

У.: Совершенно верно.

Итак, с музыкой какого композитора мы сегодня познакомились?

Д.: С музыкой К. Сен-Санса.

У.: Как называется сюита, пьесы из которой мы слушали?

Р.: «Карнавал животных»

У.: Какое настроение у вас в конце нашего музыкального часа?

Д.: Хорошее! Отличное!

Дети показывают карточки с изображением «смайликов».

У.: До свидания, ребята.

Д.: До свидания.

Слайд № 14 «Спасибо за внимание!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!