Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Экология души» разработана в соответствии с требованиями Федеральногого государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа предназначена обучающимся 6 класса. Рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания , продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, презентация, практические занятия, продуктивные игры, исследовательские проекты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурсы исторических хроник.
Актуальность программы: программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности .
Цели и задачи курса.
Цель программы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы: формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности; организация информационной поддержки учащихся; предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
3. Планируемые результаты освоения программы.
Личностные:
формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;
формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.
развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.
Регулятивные:
адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;
сличать собственные действия с заданным эталоном;
планировать свою деятельность.
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:
– уровень воспитанности и общей культуры учащихся.
– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
– степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
– выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
4.Содержание программы. (35 часов)
Тема 1: Моя малая Родина
Экскурсия по историческим местам. Возложение цветов к памятнику.
Тема 2: Мы – шестиклассники.
Час знакомства. Каким я представляю свой класс год назад, сегодня, через год.
Тема 3: Улица полна неожиданностей
Мы знаем правила дорожного движения. Мы – пешеходы. Мы – велосипедисты. Мы – юные инспектора дорожного движения.
Тема 4: Дорогие мои старики
День пожилого человека. Уважаем и почитаем старших. Мой дедушка самый лучший. Моя бабушка самая лучшая. (Выставка семейных фотографий и конкурс рассказов, посвященных дню пожилого человека).
Тема 5: Мои таланты и увлечения
Выставка поделок, коллекций, фотографий домашних питомцев. Мини-сочинение на тему: «Какой я? Кто я?»
Тема 6: Символика в истории России
Что такое Конституция? История герба, флага и гимна Российского государства. Викторина: «Символика России».
Тема 7: Эстафета здоровья.
Нужно ли соблюдать режим дня? Азбука правильного питания. Профилактика простудных заболеваний. Составляем правила здорового образа жизни.
Тема 8: Быстрая реакция
Причины возникновения пожаров. Конкурс: «Опасная ситуация». Памятка: «Чтобы не было пожара».
Тема 9: Единством славится Россия
История праздника. Почему возникла необходимость возродить этот праздник? В чем и с кем мы должны объединяться?
Тема 10: Наши права — счастливое детство
Изучаем Конвенцию о правах ребенка. От кого надо защищать детей? Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Обсуждение отрывка из рассказа Чехова «Ванька». Викторина: «Права литературных героев».
Тема 11: Пусть всегда будет мама
День Матери в России. Образ Матери в стихах, рассказах, произведениях искусства. «Загляните в мамины глаза» - правильно ли я поступаю в той или иной ситуации. Мое отношение к маме (пишем маме письмо).
Тема 12: Велика Россия, а отступать некуда
Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место — историческая хроника. Победа русских войск под Москвой - коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны.
Тема 13: Информационный классный час: «Что происходит в стране и в мире»
Политинформация. Представление обсуждение основных мировых новостей и событий, происходящих в России.
Тема 14: Беседа «5 минут искусства» – зимняя тематика в живописи и поэзии.
Выставка рисунков, фотографий на зимнюю тематику. Песни и стихи о зиме, о зимних традициях, праздниках, приметах.
Тема 15: Мир встречает Новый год
Традиции и обычаи нового года на Руси. Традиции и обычаи встречи нового года в других странах. Новогодние стихи и песни. Фотовыставка: «Как встречают новый год в моей семье». Загадываем желания под новый год.
Тема 16: Учимся быть культурными
Что такое этикет? Правила поведения за столом, в театре, на работе, в гостях. Представление, разбор и оценка ситуаций из жизни.
Тема 17: Экология человека в городской среде
Место человека в системе живой природы. Свалка по имени «Земля». Экологические проблемы. Вторая жизнь мусора.
Тема 18: Доброта — прекраснейшее из человеческих чувств
Размышления о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «уважении», о сложности нравственного выбора, о преодолении насилия. Поступки добрые и злые. Доброе слово и кошке приятно (об отношении к животным).
Тема 19: Книга или компьютер?
Социологический опрос среди одноклассников, друзей, родителей: «Какое место в жизни человека занимает книга? Каково значение компьютера в жизни человека?». Интеллектуальная дискуссия на тему: «Читая хорошую книгу, человек становится добрее, отзывчивее, внимательнее».
Тема 20: О дружбе и друзьях
Стихи, песни, литературные произведения о дружбе. Дискуссия на тему: в чем ценность дружбы?» Составляем словесный портрет: «Вот такой у меня друг».
Тема 21: Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу!
История возникновения праздника, традиции, обряды празднования Масленицы.
Тема 22: Поздравить спешим всех мужчин!
(Поздравление пап, дедушек, мальчиков)
Тема 23: Весеннее поздравление
(Поздравление мам, бабушек, девочек)
Тема 24. История моего села.
Защита проектов, написание сочинений. Исторические сведения, достопримечательности.
Тема 25: Роскошь и нищета общения.
В чем ценность общения? Виды общения. Культура общения и общая культура человека. Составляем правила эффективного общения.
Тема 26: Моя школа лучшая!
Школа – наш второй дом. Конкурс детских стихов и сочинений о школе.
Тема 27: Удивительный мир птиц (1 апреля – День птиц)
Роль птиц в природе и жизни человека. Рассказы о птицах. Фотовыставка и выставка рисунков на тему: «Птицы – наши друзья»
Тема 28: Наш космос (познавательная игра)
Викторина, посвященная Дню космонавтики
Тема 29: Экологическая игра, посвященная дню Земли (22 апреля): «Загадки природы»
Тема 30: Наше творчество.
Тема 31: Детство, опаленное войной.
Тема 32: Моя семья – мое богатство.
Классный час, посвященный Дню семьи.
Тема 33: Информационный классный час: «Что происходит в стране и в мире»
Тема 34: Год прошел, мы повзрослели
5.Тематическое планирование
№ п\п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Моя Родина – Россия.. | 7 |
2 | Мои таланты и увлечения | 16 |
3 | Учимся быть культурными | 3 |
4 | Экология человека | 4 |
5 | Наши права - счастливое детство. | 5 |
Итого: 35 часов.
6. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата план | Дата факт | Содержание тем |
1 | 02.09 | 02.09 | Моя малая Родина. Вступительный урок. |
2 | 09.09 | 09.09 | Мы – шестиклассники. Беседа. Благотворительная акция. |
3 | 16.09 | | Улица полна неожиданностей. |
4 | 23.09 | | Дорогие мои старики. Ко Дню пожилого человека. |
5 | 30.09 | | Мои таланты и увлечения. |
6 | 07.10 | | Символика в истории России. |
7 | 14.10 | | Все о здоровье. |
8 | 21.10. | | Быстрая реакция. Игра - конкурс. |
9 | 28.10 | | Единством славится Россия. |
10 | 04.10 | | Наши права - счастливое детство. |
11 | | | Пусть всегда будет мама. |
12 | | | Велика Россия, а отступать некуда. |
13 | | | Информационный классный час: «Что происходит в стране и в мире» |
14 | | | Беседа «5 минут искусства» – зимняя тематика в живописи и поэзии. |
15 | | | Мир встречает Новый год. |
16 | | | Учимся быть воспитанными. |
17 | | | Экология человека в городской и сельской среде. |
18 | | | Доброта — прекраснейшее из человеческих чувств. |
19 | | | Книга или компьютер? |
20 | | | О дружбе и друзьях. |
21 | | | Праздники и обычаи славян: встречаем Масленицу! |
22 | | | Поздравить спешим всех мужчин. |
23 | | | Весеннее поздравление. |
24 | | | История моего села. |
25 | | | Роскошь и нищета общения. |
26 | | | Школа- наш дом. |
27 | | | Птицы - наши друзья. |
28 | | | День космонавтики. |
29 | | | Земля - наш общий дом. |
30 | | | История танца. Танцевальные стили и направления. |
31 | | | Строки, опаленные войной. |
32 | | | Моя семья. |
33 | | | «Поляна народных игрищ» История русских народных игр, традиций, старинных обрядов русского народа. Викторины, конкурсы, игры. |
34 | | | «Конкурс-игра». Обобщающее занятие. |
35 | | | Подведение итогов учебного года. Награждение победителей конкурсов |
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2002г.
2..Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга. Москва: «Школьная пресса», 2003.
3.Сергеева В.П. .Классный руководитель в современной школе. Москва: 2018г..
Интернет — ресурсы
http://www.metodkabinet.eu/
http://www.uroki.net/doc.htm
http://mir-prazdnikov.ru
http://www.otrok.ru/
http://www.1september.ru/
http://www.moyashkola.net/