Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме
«Столица наших с тобой сердец – родной Воронеж!»
Цель – способствовать формированию у учащихся системы знаний о родном крае и отношения к себе и своим землякам.
Задачи: 1) содействие патриотическому воспитанию подрастающего поколения; 2) формирование у учащихся представления о связи общероссийской истории и культуры с историей и культурой родного Воронежского края; 3) содействие формированию духовно-нравственной и гражданской позиций у учащихся; 4) научить учащихся формулировать и аргументировано обосновывать свои выводы.
Оборудование: компьютер, проектор, тематическая презентация, материал для подготовки учащихся: стихотворения А.Кольцова, И.Никитина, С.Маршака, аудиозаписи песен М.Мордасовой, вальса «На сопках Маньчжурии».
План занятия.
1. Воронеж – столица Черноземья
2. Большие люди маленькой земли
3. Подведем итоги вместе
Ход занятия:
Эпиграф:
И будут новые поэты
Слагать бессмертные сонеты.
Родятся Бунин и Платонов,
Среди воронежских просторов.
1. Воронеж – столица Черноземья
Учитель: Ребята, у каждого человека есть Родина, в широком понимании этого слова. А есть малая родина, место, где он родился и вырос. Мы с вами в большинстве своем уроженцы города Воронеж Воронежской области. Наш город – это столица Черноземья, один из старейших городов России. Этот город нам близкий и родной. Сегодня на классном часе мы с вами будем говорить о нашей малой родине.
Скажите, что мы с вами знаем о жизни нашего города в прошлом?
Беседа с учащимися
Учитель: О некоторых фактах из жизни Воронежа нам сейчас поведают ребята, подготовившие небольшие сообщения.
Двое учащихся выходят к доске. Показываю презентацию, комментирую сообщения.
Учащийся 1: Русский город Воронеж отличается от других областных центров столичным размахом и европейскими культурными традициями, которые создали его жители - люди талантливые и практичные. С именем Воронежа связаны многие переломные события российской истории.
Учащийся 2: Впервые Воронеж упоминается в Никоновской летописи в 1177 г. Однако, историки не имеют точных доказательств существования города в те времена. Но точно известно, что воронежская крепость была построена по указанию царя Федора Иоанновича в 1856 г. на реке Воронеж воеводой Семеном Сабуровым. С этого времени и принято считать историю нашего города. Первоначально воронежская крепость находилась на высоком холме, сегодня на этом месте находится главный корпус ВГУ. Здесь раньше и начинался Воронеж.
Учащийся 1: В 1690-1700-е гг. Воронеж был центром российского кораблестроения. По указу царя Петра I в Воронеже и окрестностях были построены верфи, на которых изготавливали первые русские военные корабли. Всего построено было почти тысяча кораблей. В Воронеже был учрежден и изготовлен первый Андреевский флаг. Поэтому Воронеж принято считать родиной русского флота.
Учащийся 2: Позднее Воронеж был центром огромной Воронежской губернии. Екатерина II пожаловала нашему городу свой регулярный план застройки, который сохраняется и сегодня в центральной части, и свой герб с перевернутым кувшином и вытекающим из него серебряной водой. В нашем городе строили красивые каменные дома, мостили булыжником улицы. Еще до 1917 г. в Воронеже было уличное освещение, кинотеатр, автомобили.
Учащийся 2: В ХХ веке наш город пережил страшные события: революции, гражданскую и Великую Отечественную войны. 212 дней и ночей воронежцы оборонялись от рвавшихся на восток гитлеровцев. Страшные бомбежки, голод, холод не сломили дух наших дедов, они выстояли и победили. После войны Воронеж отстроили из пепла, появились новые заводы и фабрики, школы, больницы, театры. Сегодня Воронеж один из современнейших городов России. Недавно он стал миллионником. В 2008 г. Воронеж был удостоен звания Город воинской славы.
Учитель: Ко всему прочему наш с вами край – это один из популярных археологических центров России. Ведь совсем недалеко от Воронежа в селе Костенки Хохольского района расположен уникальный комплекс стоянок человека древнекаменного века, где сохранились жилища из костей мамонта, первые орудия труда. Воронежский край это еще и родина самой красивой и выносливой породы лошадей – орловских рысаков, которых выводили и продолжают выводить на известнейшем конезаводе в селе Хреновое Бобровского района. Воронежский край – это еще и родина чернозема – самой богатой и плодородной почвы в мире. Эталон чернозема храниться в Париже, как самой лучшей земли.
2. Большие люди маленькой земли
Но все же главное богатство нашей малой родин – это люди. Давайте послушаем небольшие сообщения о них. А прежде я попрошу вас ответить на вопрос: «Кого вы могли бы назвать из известных людей, жизнь которых была связана с Воронежем и Воронежским краем?».
Беседа с учащимися. Слушаем сообщения, смотрим презентацию
Учащийся 3: Все мы с вами любим цирк. Здесь можно увидеть и веселых клоунов, и ловких акробатов и, конечно же, дрессированных зверей. Но не все знают, что именно в Воронеже долгое время жили и работали известные во всем мире циркачи Дуровы. Самый известный из них Анатолий Леонидович Дуров начинал как клоун, позднее занялся дрессурой животных. В 1907 г. он поселился в нашем городе и прославил его. Не зря Воронеж считают цирковой столицей России.
Прослушивают отрывок из песни «Русская красавица»
Учащийся 4: А кто не любит душевные русские народные песни?! Их просто невозможно не любить! Хор имени Пятницкого знают наверняка все. В Воронеже возле Дома Офицеров стоит памятник Митрофану Ефимовичу Пятницкому. Он занимался собранием русских народных песен, их записью. Пятницкий нашел талантливых крестьян-песенников и создал из них ансамбль, который поражал слушателей прекрасными голосами. В нашем городе его имя носит одна из улиц.
Учащийся 5: Остановка Остужева, что на Левом берегу Воронежа, вам хорошо известна. Но кто же такой Остужев? Александр Алексеевич Остужев – это известный актер драматического театра, талантливейший человек, любимец публики. Родился в Воронеже, где впервые выступил на сцене. Его настоящая фамилия Пожаров. И однажды, после представления, довольная публика кричала: « Пожаров! Пожаров! Пожаров!....», к театру подъехала пожарная машина. Получилось недоразумение. После этого Александр сменил фамилию.
Учащийся 6: Русский народ всегда любил сочинять и петь задорные частушки. Ни один праздник не проходил без них. В них лаконично раскрывается жизнь простых людей, их радости и горести. Пожалуй самой яркой певицей-частушечницей можно назвать нашу землячку Марию Николаевну Мордасову. Она имела огромную популярность и любовь у советских людей.
Слушаем частушки в исполнении Мордасовой
Учащийся 7: Музыка во все времена связывала людей, воспитывала в них уважение и доброе отношение друг к другу. Музыка – это язык доступный каждому. Наверно, так считал наш известный земляк Илья Шатров, когда учился играть сначала на балалайка, а затем на духовых инструментах. Шатров – военный композитор, автор вальса «На сопках Маньчжурии», уроженец села Землянск Семилукского района.
Слушаем фрагмент из вальса «На сопках Маньчжурии»
Учитель: Кольцовский сквер в центре Воронежа – это любимое место отдыха горожан. Здесь же можно увидеть бюст Алексея Васильевича Кольцова – известного поэта, нашего земляка, который в своих стихах воспевал простую крестьянскую жизнь и красоту родных пейзажей. А сейчас послушаем одно из его стихотворений.
Учащийся 8:
« Не шуми, ты рожь»
Не шуми ты, рожь, спелым колосом!
Ты не пой, косарь, про широку степь.
Мне нечего собирать добро,
Мне нечего богатеть теперь!
Прочил молодец, прочил доброе
Не своей душе – душе – девице.
Сладко было мне глядеть в очи ей,
В очи полные полюбовных дум!
И те ясные очи стухнули,
Спит могильным сном красна девица!
Тяжелей горы, темней полночи
Легла на сердце дума черная!
Учитель: Современником Алексея Кольцова был еще один воронежский поэт – Иван Саввич Никитин. Он прожил короткую, но яркую жизнь. После себя оставил большое творческое наследие. В нашем городе Ивану Никитину установлен памятник возле кинотеатра «Пролетарий».
Учащийся 9: Щедра воронежская земля на таланты. И нельзя не вспомнить о еще одном человеке – Самуиле Яковлевиче Маршаке. Это детский писатель и переводчик. Все мы помним его детские стихи, и ни одно поколение выросло на этих замечательных произведениях. Давайте же вспомним их и послушаем.
Учащийся 10:
«Кот и лодыри»
Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на каток.
Толстый ранец с книжками на спине,
А коньки под мышками на ремне.
Видят, видят лодыри: из ворот
Хмурый и ободранный кот идет…
«Маленькие феи»
Три очень милых феечки
Сидели на скамеечке
И, съев по булке с маслицем,
Успели так замаслиться,
Что мыли этих феечек
Из трех садовых леечек.
«Шалтай – Болтай»
Шалтай – Болтай сидел на стене,
Шалтай – Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся Королевская рать
Не может Шалтая, не может Болтая,
Шалтая- Болтая, Болтая – Шолтая,
Шолтая – Болтая собрать!
Учащийся 11: Гавриил Троепольский запомнился нам прежде всего по произведению «Белый Бим - Черное ухо». Эта повесть учит нас доброте и состраданию, умению чувствовать чужую боль. Даже если речь идет о простой собаке. Возле тетра кукол Белый Бим увековечен в скульптуре.
Учащийся 12: В нашем городе есть Художественный музей имени Крамского. В этом месте, на проспекте Революции, собраны разнообразные произведения искусства: картины, скульптуры, посуда, одежда, украшения и др. Но кто же такой Крамской и почему музей назван его именем? Иван Николаевич Крамской наш земляк, великий художник и организатор передвижных выставок. Родился Крамской в городе Острогожске. Он сам нес культуру в народ и сподвиг на это других художников. Посмотрим его бессмертные работы.
Смотрим картины художника
Учащийся 13: Много героев Отечеству дала наша Воронежская земля. Во все времена они, жертвуя собой, закрывая беззащитных, сражались на смерть с лютым врагом и побеждали. Одна из них известная всем воронежцам комсомолка из нашего города – Лидия Васильевна Рябцева. До войны она работала на заводе имени Коминтерна. В 1941 г. она добровольно отправилась на фронт, где сражалась с гитлеровцами в качестве наводчицы зенитной установки. Летом 1942 г. Лидия Рябцева участвовала в обороне родного Воронежа. 15 июля 1942 г. героически погибла на родной земле. Посмертно была удостоена звания Героя Советского Союза. Ее именем названа улица в Воронеже.
Учащийся 14: Раньше все мальчики мечтали стать космонавтами, но не все достигали своей цели. Крепкое здоровье и врожденный ум могли привести к заветной цели. Среди наших земляков есть человек такой профессии. Это Анатолий Васильевич Филипченко. Родился он в селе Давыдовка Лискинского района. С 1963 г. Филипченко участвовал в отряде космонавтов, где прошел полный курс подготовки для полета на Луну. Совершил два полета в космос, за что удостоен дважды звания Герой Советского Союза.
Учащийся 15: На территории Первомайского сада нашего города находится Благовещенский кафедральный собор. Это самый большой и главный православный храм в нашей области. Именно здесь покоятся мощи святого покровителя Воронежской земли Святителя Митрофана. Митрофан был епископом в Воронежской епархии во времена Петра I. Когда царь бывал в Воронеже, святитель Митрофан помогал ему советом, освящал первые русские корабли. Сегодня в нашем городе есть купель, где по молитвам святому покровителю Воронежа происходят исцеления. Подтверждаются слова Митрофана, сказанные несколько веков спустя: «По вере вашей да будет дано вам».
3. Подводим итоги вместе
Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что наша с вами Воронежская земля богата своей уникальной историей, своими достопримечательностями, таланты своих жителей. Поэтому нам с вами есть чем гордиться, есть что показать гостям из других регионов и стран. Однако перед нами сегодня стоит очень серьезная и ответственная задача – сохранить память о выдающихся людях, прославивших наш край, сохранить прекрасные памятники истории и архитектуры, развивать культуру нашей малой родины.
Что вы узнали на сегодняшнем классном часе? Что еще бы вы хотели узнать о нашем родном Воронежском крае? Все ли вам было понятно?
Отвечают на вопросы