24
IV Всероссийский дистанционный
конкурс среди классных руководителей
на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Приобщение к культурному наследию
Тематическое направление
«Зачем человеку знакомиться с искусством?»
Тема методической разработки
Автор: Шершнева Майя Ивановна,
классный руководитель 11 класса,
МБОУ «Центра образования
Опочецкого района»
СП «Гимназия им. А. Д. Петрова»
2023 год
Пояснительная записка.
1.1. Тематическое направление.
Направленность данного мероприятия - приобщение к культурному наследию
1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия.
Тема мероприятия – «Зачем человеку искусство?»
1.3. Актуальность и обоснование выбора темы.
Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Его произведения
присутствуют и находят отражение в абсолютно каждом нашем дне,
будь то обыденный понедельник или же праздничный выходной.
Многие замечают искусство, находят его проявления в любых мелочах,
буквально живут в мире, созданном и наполненном их видением
прекрасного, кто-то же, напротив, не умеет или же попросту не хочет
замечать созданные кем-то шедевры. И те люди, которые умеют ценить
и понимать ценность искусства, имеют большие преимущества перед
теми, кто предпочитает жить без него. Искусство нужно, в первую
очередь, для облагораживания нашей души. Имея богатый внутренний
мир, наполненный воспоминаниями о прекрасных картинах,
прочитанных произведениях или же услышанной музыкой великих
композиторов и музыкантов, мы начинаем находить смысл там, где
раньше его не видели. Для обучающихся очень важны уроки по
искусству. К сожалению, в школах отменен предмет для 9-11 классов
«Мировая художественная культура». С искусством знакомятся только
межпредметно в этих классах на уроках литературы, истории и
обществознания. Поэтому, для более полного восприятия и
ознакомления с некоторыми произведениями искусства данный материал
можно использовать на элективных курсах или внеклассных
мероприятиях. Искусство – это прежде всего документ эпохи, в нем
отражаются мысли, чаяния, вера, надежда поколения, которое передает
свое послание следующим поколениям. Искусство – это то, что и делает
нас людьми, отвечает за наше внутреннее, духовное развитие. Отними у
человека прекрасное – и он сам завянет в деструктивной информации
всего того, что нам пытаются внушить люди, желающие морального
разложения общества. Сделать искусство основной вещью в нашей
жизни – и мы все станем на голову выше отрицающих его существование
людей.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
С 2022 учебного года введен курс «Разговоры о важном». В нем есть много тематических занятий, которые связаны с развитием духовности и опираются они на знакомство с произведениями искусства (музыкой, литературой, живописью): День Музыки, День театра(160 лет со дня рождения Станиславского), 110 лет со дня рождения С. Михалкова и т.п. Данное занятие является первым в цикле внеклассных мероприятий, посвященных искусству
1.5. Целевая аудитории (с указанием возраста/класса).
Мероприятие рекомендовано для обучающихся 16-17 лет/10-11 класс
1.6. Цель.
1)Духовно-нравственное воспитание учащихся старших классов;
2)Познакомить учащихся с личностью Д.С.Лихачева, ученого, писателя, публициста, общественного деятеля;
показать его значение для отечественной культуры; вызвать у школьников желание обратиться к наследию Лихачева для углубления знаний по русской культуре и воспитания себя как граждан России.
3)Познакомить учащихся с отрывками из книги «Письма о добром и прекрасном». Д.С. Лихачева;
4)Познакомиться с жизненными взглядами выдающегося человека современности Д.С.Лихачёва
5)Получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности
1.7. Задачи.
Образовательные:
- понимание роли и места искусства в обществе, определять его основные функции;
- побуждение учащихся к заинтересованному обсуждению спорных проблем, не имеющих однозначного решения в искусстве и социальной жизни;
- формирование у учащихся мировоззрения, умения масштабно мыслить и делать обобщения, видеть общее в разных произведениях искусства.
- формирование общих представлений об этической составляющей искусства (добро, зло, долг, справедливость и т. д.).
Развивающие:
-моделирование ситуации, в которых необходимо умение общаться, делать выбор, осмысливать и объяснять его, защищать и аргументировать свою точку зрения;
- развитие информационной и коммуникативной компетенций обучающихся;
- развитие у школьников воображения и творческих способностей;
- развитие у учащихся понимание искусства, способности быть читателем, зрителем, слушателем.
Воспитательные:
- воспитание внимательности, толерантности, уважения мнения других, воспитание эстетической культуры;
-обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и вооружать их опытом поколений;
- воспитание у школьника любви к искусству, способности наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным;
-пробуждение активного стремления утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;
1.8. Планируемые результаты.
Предметные:
-высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства,
- формирование умения отбирать главное, синтезировать, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: духовная красота, порядочность, бескорыстие, доброта, честность,
-понимание, ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, представление системы общечеловеческих ценностей.
Личностные:
-формирование мировоззрения, целостного представления об искусстве и формах бытия искусства,
-совершенствование умений и навыков познания и самопознания через искусство,
- умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на уроке, проявлять познавательную активность в учебном сотрудничестве.
-совершенствование умения анализировать собственные поступки, и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
- формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, честность, понимание.
Метапредметные:
-формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством,
-развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения
- умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, уметь формировать свои мысли в устной форме, владеть диалогической формой речи
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Занятие - откровение (диспут)
1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов: беседа по вопросам; выступление учащихся с сообщениями; обсуждение и анализ произведений искусства, метод организации взаимодействия учащихся, метод эмоционального взаимодействия
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: портрет Д.С. Лихачева; презентация, фрагменты писем, выставка книг, видеопроектор, рабочие листы обучающихся, стакан с водой, стакан пустой, наполнение для пустого стакана (шарики для пинг-понга, камушки, песок), видео фрагменты, репродукции картин В. Васнецова «Алёнушка», портрет композитора Томазо Альбиони
1.12. Материально-технические, информационные ресурсы.
https://izbrannoe.com/news/iskusstvo/kto-napisal-adazhio-albinoni-/
https://kakoy-smysl.ru/meaning-film/smysl-filma-adazhio-ideya-syuzhet-narushennye-problemy
https://mults.info/mults/?id=663
https://www.kritika24.ru/page.php?id=44239
https://www.youtube.com/watch?v=NAWQxIq-9-Q&t=66s
2. Основная часть.
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
1.Определить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию сформулировать на данном этапе.
2. Определить основные требования к организационной деятельности (распределение ролей и места в организации мероприятия среди учащихся, продумать насколько это оправдано и обосновано).
3. Установить степень и значимость участия в организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и творчества (подбор организаторов и исполнителей)
4. Организовать вводный инструктаж, определяющий уровень разделения труда между организаторами мероприятия.
5. Организовать текущий инструктаж с организаторами и исполнителями и выяснить процесс подготовки и организации, оказать помощь в решении проблем.
6. Установить, степень реализации плана подготовки мероприятия.
7.Проанализировать качество осуществления каждого этапа и определить, как это может повлиять в дальнейшем на ход мероприятия (прослушать музыкальные отрывки, просмотреть ролик, распечатать «Письма добра» от Д.Лихачева).
8. Внести поправки в ход мероприятия в связи со степенью подготовки каждого участника и этапа мероприятия
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).
Сценарий мероприятия «Зачем человеку искусство?»
Организационный момент.
Эмоционально-установочный (эмоциональное включение)
Учитель: Здравствуйте, друзья. Позвольте вас приветствовать именно так.
Перед вами высказывания известных деятелей культуры. (слайд 2-4)
Попробуем согласиться или опровергнуть эти высказывания.
(Учащимся предлагаются высказывания деятелей искусства –
кинорежиссёра А. А. Тарковского и французского деятеля культуры Жана Кокто «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем»)
Учащиеся интерпретируют смысл каждого из них, аргументируют своё
мнение, а также обмениваются впечатлениями, выражают своё согласие
или несогласие с каждым из высказываний, дают к ним собственные
комментарии, выслушивают ответы одноклассников
Основная часть.
Учитель: Начнем наше первое занятие нашего курса по искусству с
оформления рабочего листа. Вы видите передо мной на кафедре стакан,
наполненный водой. Предположите, для чего он на занятии и о чем пойдет
сегодня речь. (слайд 6)
- Спасибо, кто из вас готов озвучить свои догадки, пожалуйста?
Учащиеся записывают свои предположения в рабочих листах (Философский вопрос: стакан на половину полон или пуст?
- Утоление жажды)
Учитель: Спасибо. Постараемся в ходе занятия - подтвердить догадки или
их опровергнуть. Сегодня у нас будет решаться главный вопрос; зачем
человеку искусство? (слайд 5)
А как вы готовы прямо сейчас на него ответить? И кто готов, озвучьте свой
ответ. А кто сомневается, запишите его в рабочий лист
-Значит, на данном занятии, мы должны для себя постараться получить
предварительный ответ не только на этот вопрос, но и выяснить - нужно ли
знание искусства для ВАС!
Учитель: За свою жизнь, короткую или долгую, человек делает для себя
много открытий. Открывать мир нам помогают удивительные люди –
художники, ученые, писатели, поэты. Перед вами фотографии «великого
гражданина» России Дмитрия Сергеевича Лихачева, человека высокой
нравственности и морали, большого ученого, которому никогда не была
безразлична судьба своей страны. С вами ничего необычного не произошло
за неделю?
Учащиеся: получили письма на почту, сообщения, в ВК подписанные
Д.С.Лихачевым.
Учитель: Прочитали? О чем было письмо?
Учащиеся называют несколько тем.
Учитель: Дмитрий Лихачев в одном из своих «Писем» говорил
следующее: «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь
человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а, следовательно,
счастливее. Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому
надо учиться — учиться долго, всю жизнь». (слайд 7)
Учитель: На эти слова я могу ответить словами Сократа, «Я знаю, что я
ничего не знаю». Этот предмет настолько обширен, что его действительно
нужно изучать всю жизнь. Наверное, этих фраз было бы достаточно, чтобы
ответить на вопрос темы нашего занятия, но я продолжу, вернувшись к
стакану с водой.
-Что можно сделать с данной водой? (показываю на стакан)
Учащиеся: Выпить самому, полить цветы, дать утолить жажду другому
Учитель: Вода - источник жизни. Она утоляет жажду. Мне вспомнились
слова А.С. Пушкина из «Пророка» - «духовной жаждою томим». Дадим
определение слову «жажда»
Учащиеся обращаются к словарям
В словаре Даля «Жажда- ЖАДАТЬ и жаждать, хотеть пить; || чего, сильно
желать, хотеть, вопить.
В словаре Ожегова «ЖАЖДА, -ы, ж. 1. Потребность, желание пить.
Сильная ж. Утолить жажду.2. перен., чего и с неопр. Сильное, страстное
желание чего-н. (высок.). Ж.счастья. Ж. знаний. Ж. учиться. «Жажда -
желание напиться»
Учитель: Сравним теперь это с духовной жаждой. Напиться можно и из
лужи - в ней тоже вода!
(на экране картина В. Васнецова «Алёнушка») (слайд 8)
Учащиеся опровергают – «там есть и грязь». Выпил из копытца и стал
козлёночком.
Учитель: Наверное, наши предки не зря сочинили сказку «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка». «Грязь» в луже, что это может быть, если
говорить о духовной жажде? (слайд 9)
Учащиеся: Ложные идеалы
Учитель: Да, Это можно сравнить с духовной грязью. Л.Н. Толстой
написал … «Смысл жизни - служение людям, жить для себя одного
нельзя, это духовная смерть» Л.Толстой Прочитайте его слова (на экране)
(слайд 10)
Учащиеся: «Духовная жажда»- это исключительная черта человека. Как
тело наше нуждается в пище, - так и душе нужно питание. О пище телесной
мы всегда заботимся, а вот душа часто изнемогает от голода.
Учитель: Почему? Чего нам не хватает, чем нужно «насытиться», чтобы
утолить духовный голод, по- вашему мнению?
Каким же образом человек, мы с вами можем избежать духовной смерти?
Смерть от голода можно остановить, утолив свою ПОТРЕБНОСТЬ в пище,
А как быть с «ДУХОВНЫМ ГОЛОДОМ»?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов
Учитель: Я предлагаю вам сейчас обратиться к одному произведению
искусства. Послушайте композицию в исполнении Лары Фабиан и
запишите в свой «рабочий лист» впечатление от прослушанного.
(слайд 11)
Просмотр видео с исполнением композиции «Адажио» Л. Фабиан
https://izbrannoe.com/news/iskusstvo/kto- napisal-adazhio-albinoni-/
Учитель: Режиссёр Франко Драгон снял на песню роскошный клип, где
главными действующими лицами стали оживающие работы великих
мастеров прошлого. Лара Фабиан вспоминала: «Сначала я хотела сделать
все в Лувре... Я хотела представить Лувр в 3005 г., где полотна начинают
говорить, как будто в вечности... Драгон добавил к моему образу вечности
одну деталь: место, где все происходит, не должно быть узнаваемо, это
не должен быть ни Лувр, ни галерея Уффици во Флоренции... Клип сняли
в старом театре в центре Лос-Анджелеса, но это могло быть в любом
месте на планете. Единственное, чего я хотела — это быть одетой в кожу.
Произведения искусства, которые мы выбрали, проводят нас сквозь пять
веков...».
Учитель: Вы услышали музыку - не показалась ли она вам знакомой? Где
вы ее могли слышать?
Учащиеся: Исполнял эту композицию Н. Басков, Сара Брайтман
Учитель: Какое впечатление получили от прослушанного? Запишите его
в рабочий лист.
Учитель: Слова на эту мелодию начали сочинять уже в 1960-е годы.
Судя по всему, первой была голландская певица Лисбет Лист. В 1966
году она записала «Адажио» под названием «De Kinderen Van De Zee»
(«Дети моря») — с очень меланхоличным, но не мрачным, текстом.
Учитель: А сейчас тоже произведение мы еще раз услышим, но клип
будет в другом прочтении. Запишите свое впечатление от этого
прослушивания. (слайд 12)
Учащиеся смотрят фильм https://mults.info/mults/?id=663
и записывают в рабочий лист свое впечатление
Учитель: Фильм был снят в 2000 году режиссером Гарри Бардиным и
нарушил большое количество проблем, очень актуальных для
современного общества.
Учащиеся: Это показ обнищания морального духа человечества, которое
прогрессирует с каждым днем, духовного обнищания.
Учитель: Вы, безусловно, правы. Нужно учиться понимать и знать
искусство. Вернемся к произведению «Адажио». Его история полна
противоречивых сведений. Автором мистификации считается некто Ремо
Джадзотто (1910−1998) — большой, как бы сейчас сказали, фанат
творчества Альбинони. Будучи музыкальным критиком журнала
«Итальянское музыкальное обозрение», он написал биографию
Альбинони и составил первый систематический каталог его
произведений. (слайд 13)
Подготовленные учащиеся дают небольшую справку:
Учащиеся: То самое «Адажио» музыковед, по его словам, обнаружил
лишь после Второй мировой войны среди остатков наследия Дрезденской
библиотеки. После бомбардировки города союзными ВВС Британии
и США большинство зданий в городе было разрушено.
Погибла и большая часть немецкого архива Альбинони (в 1722 году
по приглашению курфюрста Баварии итальянский композитор приехал
руководить местной оперой). На одном из уцелевших листков Джадзотто
обнаружил маленький фрагмент какого-то произведения — скорее всего,
церковной сонаты. Музыковед решил реконструировать работу своего
кумира и в 1958 году издал ноты под названием «Адажио Соль Минор
для струнных и органа на основе двух тем и басовой линии Альбинони».
Учитель: Вот такая история одного небольшого отрывка произведения
искусства, которое может воздействовать с разными смыслами на нас.
Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление,
нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе
человека вне искусства и искусства вне человека, личности творят
искусство, а искусство лежит в основе формирования личности.
Можете ли вы сейчас подтвердить или опровергнуть мои суждения?
Учащиеся: Человечеству необходимо меняться в лучшую сторону и
стараться сделать любовь главным достоинством своей жизни. Не нужно
пичкать себя злостью и ненавистью, распространяя это все еще больше.
Учащиеся: Нужно постараться принять этот мир в новом обличье —
доброта и понимание должны стать спутниками жизни каждого
живущего на этой планете человека. Тогда, возможно, человечество
начнет ценить то, что имеет, начнет учить свою историю, религию,
искусство и сможет избежать повторения ошибок, которые когда-то уже
были совершены
Учащиеся: Бывают люди Душой глубокие, как океан, — в которых
хочется окунуться. И бывают люди, как лужи, которых надо обходить, —
чтобы не запачкаться…
Учащиеся: Искусство не обладает способностью сделать из плохого
человека хорошего, из злого - доброго, но оно побуждает человека занять
определенную позицию, заставляет его усвоить идеалы культуры и
ценности
-Искусство может доставить человеку радость, удовольствие, душевный
отдых
-Может помочь найти в произведениях искусства то, что не удалось
отыскать в повседневности
-Искусство воздействует на человеческое подсознание и психику
-Искусство через примеры и идеалы влияет на человека, через
сопереживание побуждает к поступкам, учит личность человечности,
возвышает ее
Учитель: Все, что вы сейчас назвали, можно отнести к функциям
искусства. Об этом более подробно мы и будем беседовать на наших
дальнейших занятиях
Заключительная часть
Учитель: Искусство, как и духовная культура в целом, развивается. С
одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи
их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных
произведений. и с другой- в процессе создания нового духовного
богатства.
Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Через искусство мы
познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем не похоже ни на
науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных
предназначений искусства является предоставление человеку
возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с
особым миром прекрасного.
Попробуем записать ответ на вопрос темы нашего занятия - «Зачем
человеку искусство?» в виде синквейна
Учащиеся составляют синквейн
Учитель: Закончить наше занятие я хочу, опять обратившись к стакану.
Я покажу вам современную притчу. (слайд 14)
(кладу в стакан шарики для пинг-понга)
А теперь вопрос: Стакан полон?
(кладу несколько разноцветных камушков)
А сейчас стакан наполнен?
(насыпаю песок)
- А сейчас стакан полон?
(затем беру стакан с водой и выливаю ее в стакан)
Кто может предположить, для чего я это вам демонстрировала?
А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это наша жизнь. Шарики
— это важнейшие вещи нашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети
— всё то, что необходимо, чтобы наша жизнь всё-таки оставалась полной
даже в случае, если всё остальное потеряется. Камушки — это вещи,
которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок —
это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы
разместиться камушки и шарики. И также в вашей жизни, если тратить всё
время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.
Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: уделяйте время родным,
встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать,
заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь,
прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни;
определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Учащиеся: А какое значение имеет вода?
Учитель: Я рада, что вы спросили меня об этом. Я это сделала просто,
чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть
немного места для праздного безделья. Но… В современном мире в связи
со стремительным развитием технологий и расширением возможностей
значение духовности уменьшается. Это ведет к неизбежному падению
культуры общества. Однако люди не должны допустить ее исчезновения
или обмельчания, иначе им придется столкнуться с непоправимыми
последствиями.
Закончить занятие хочу словами тоже Дмитрия Лихачева:
Учащиеся читают слова на слайде (в это время делаю рассылку через социальные сети в группу класса этого же высказывания) (слайд 15)
«Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это
понимание? Какими качествами нужно для этого обладать? Я не берусь
давать рецепты. Я ничего не хочу утверждать категорически. Но то
качество, которое мне все же представляется наиболее важным в
настоящем понимании искусства, – это искренность, честность,
открытость к восприятию искусства. Знания раскрывают нам двери, но
войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение
деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно
знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!»
Учитель: Попробуйте дома записать ответ на вопрос «Зачем человеку
искусство?» в виде эссе.
Можно воспользоваться отрывком из « 32 письма. Понимать искусство»
Д. Лихачева об искусстве: «Итак, жизнь – самая большая ценность, какой
обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со
многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые
все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой
зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», – это зал, в котором
царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое
волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим
обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.
Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека
интереснее, торжественнее, веселее, значительнее... Я не знаю, какими
эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его
произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни
человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека
искусство, – это ценность доброты. Награжденный даром понимать
искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и
счастливее. Да, счастливее»
2.3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.