СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеурочного занятия по духовно-нравственному воспитанию "Зачем человеку искусство?"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

в разработке прдставленна аннотация мероприятия и конспект занятия с ссылками на интернет источники

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного занятия по духовно-нравственному воспитанию "Зачем человеку искусство?"»

24



IV Всероссийский дистанционный
конкурс среди классных руководителей
на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий



Приобщение к культурному наследию
Тематическое направление


«Зачем человеку знакомиться с искусством?»

Тема методической разработки




Автор: Шершнева Майя Ивановна,

классный руководитель 11 класса,

МБОУ «Центра образования

Опочецкого района»

СП «Гимназия им. А. Д. Петрова»







2023 год

  1. Пояснительная записка.
    1.1. Тематическое направление.

Направленность данного мероприятия - приобщение к культурному наследию
1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия.

Тема мероприятия – «Зачем человеку искусство?»
1.3. Актуальность и обоснование выбора темы.

Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Его произведения

присутствуют и находят отражение в абсолютно каждом нашем дне,

будь то обыденный понедельник или же праздничный выходной.

Многие замечают искусство, находят его проявления в любых мелочах,

буквально живут в мире, созданном и наполненном их видением

прекрасного, кто-то же, напротив, не умеет или же попросту не хочет

замечать созданные кем-то шедевры. И те люди, которые умеют ценить

и понимать ценность искусства, имеют большие преимущества перед

теми, кто предпочитает жить без него. Искусство нужно, в первую

очередь, для облагораживания нашей души. Имея богатый внутренний

мир, наполненный воспоминаниями о прекрасных картинах,

прочитанных произведениях или же услышанной музыкой великих

композиторов и музыкантов, мы начинаем находить смысл там, где

раньше его не видели. Для обучающихся очень важны уроки по

искусству. К сожалению, в школах отменен предмет для 9-11 классов

«Мировая художественная культура». С искусством знакомятся только

межпредметно в этих классах на уроках литературы, истории и

обществознания. Поэтому, для более полного восприятия и

ознакомления с некоторыми произведениями искусства данный материал

можно использовать на элективных курсах или внеклассных

мероприятиях. Искусство – это прежде всего документ эпохи, в нем

отражаются мысли, чаяния, вера, надежда поколения, которое передает

свое послание следующим поколениям. Искусство – это то, что и делает

нас людьми, отвечает за наше внутреннее, духовное развитие. Отними у

человека прекрасное – и он сам завянет в деструктивной информации

всего того, что нам пытаются внушить люди, желающие морального

разложения общества. Сделать искусство основной вещью в нашей

жизни – и мы все станем на голову выше отрицающих его существование

людей.

    1. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

С 2022 учебного года введен курс «Разговоры о важном». В нем есть много тематических занятий, которые связаны с развитием духовности и опираются они на знакомство с произведениями искусства (музыкой, литературой, живописью): День Музыки, День театра(160 лет со дня рождения Станиславского), 110 лет со дня рождения С. Михалкова и т.п. Данное занятие является первым в цикле внеклассных мероприятий, посвященных искусству
1.5. Целевая аудитории (с указанием возраста/класса).

Мероприятие рекомендовано для обучающихся 16-17 лет/10-11 класс
1.6. Цель.

1)Духовно-нравственное воспитание учащихся старших классов;
2)Познакомить учащихся с личностью Д.С.Лихачева, ученого, писателя, публициста, общественного деятеля;
показать его значение для отечественной культуры; вызвать у школьников желание обратиться к наследию Лихачева для углубления знаний по русской культуре и воспитания себя как граждан России.
3)Познакомить учащихся с отрывками из книги «Письма о добром и прекрасном». Д.С. Лихачева;
4)Познакомиться с жизненными взглядами выдающегося человека современности Д.С.Лихачёва
5)Получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности
1.7. Задачи.

Образовательные:

- понимание роли и места искусства в обществе, определять его основные функции;

- побуждение учащихся к заинтересованному обсуждению спорных проблем, не имеющих однозначного решения в искусстве и социальной жизни;

- формирование у учащихся мировоззрения, умения масштабно мыслить и делать обобщения, видеть общее в разных произведениях искусства.
- формирование общих представлений об этической составляющей искусства (добро, зло, долг, справедливость и т. д.).

Развивающие:

-моделирование ситуации, в которых необходимо умение общаться, делать выбор, осмысливать и объяснять его, защищать и аргументировать свою точку зрения;
- развитие информационной и коммуникативной компетенций обучающихся;

- развитие у школьников воображения и творческих способностей;

- развитие у учащихся понимание искусства, способности быть читателем, зрителем, слушателем.

Воспитательные:

- воспитание внимательности, толерантности, уважения мнения других, воспитание эстетической культуры;

-обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и вооружать их опытом поколений;

- воспитание у школьника любви к искусству, способности наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным;

-пробуждение активного стремления утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;
1.8. Планируемые результаты.

Предметные:

-высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства,

- формирование умения отбирать главное, синтезировать, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: духовная красота, порядочность, бескорыстие, доброта, честность,

-понимание, ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, представление системы общечеловеческих ценностей.

Личностные:

-формирование мировоззрения, целостного представления об искусстве и формах бытия искусства,

-совершенствование умений и навыков познания и самопознания через искусство,

- умение точно выражать свои мысли, определять цель деятельности на уроке, проявлять познавательную активность в учебном сотрудничестве.

-совершенствование умения анализировать собственные поступки, и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

- формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, честность, понимание.

Метапредметные:

-формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством,

-развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения

- умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, уметь формировать свои мысли в устной форме, владеть диалогической формой речи
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Занятие - откровение (диспут)
1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов: беседа по вопросам; выступление учащихся с сообщениями; обсуждение и анализ произведений искусства, метод организации взаимодействия учащихся, метод эмоционального взаимодействия
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: портрет Д.С. Лихачева; презентация, фрагменты писем, выставка книг, видеопроектор, рабочие листы обучающихся, стакан с водой, стакан пустой, наполнение для пустого стакана (шарики для пинг-понга, камушки, песок), видео фрагменты, репродукции картин В. Васнецова «Алёнушка», портрет композитора Томазо Альбиони
1.12. Материально-технические, информационные ресурсы.

  • https://izbrannoe.com/news/iskusstvo/kto-napisal-adazhio-albinoni-/

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-film/smysl-filma-adazhio-ideya-syuzhet-narushennye-problemy

  • https://mults.info/mults/?id=663

  • https://www.kritika24.ru/page.php?id=44239

  • https://www.youtube.com/watch?v=NAWQxIq-9-Q&t=66s









2. Основная часть.
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

1.Определить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию сформулировать на данном этапе.
2. Определить основные требования к организационной деятельности (распределение ролей и места в организации мероприятия среди учащихся, продумать насколько это оправдано и обосновано).
3. Установить степень и значимость участия в организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и творчества (подбор организаторов и исполнителей)

4. Организовать вводный инструктаж, определяющий уровень разделения труда между организаторами мероприятия.
5. Организовать текущий инструктаж с организаторами и исполнителями и выяснить процесс подготовки и организации, оказать помощь в решении проблем.
6. Установить, степень реализации плана подготовки мероприятия.
7.Проанализировать качество осуществления каждого этапа и определить, как это может повлиять в дальнейшем на ход мероприятия (прослушать музыкальные отрывки, просмотреть ролик, распечатать «Письма добра» от Д.Лихачева).
8. Внести поправки в ход мероприятия в связи со степенью подготовки каждого участника и этапа мероприятия
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

Сценарий мероприятия «Зачем человеку искусство?»

  1. Организационный момент.

Эмоционально-установочный (эмоциональное включение)

Учитель: Здравствуйте, друзья. Позвольте вас приветствовать именно так.

Перед вами высказывания известных деятелей культуры. (слайд 2-4)

Попробуем согласиться или опровергнуть эти высказывания.

(Учащимся предлагаются высказывания деятелей искусства –

кинорежиссёра А. А. Тарковского и французского деятеля культуры Жана Кокто «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем»)

Учащиеся интерпретируют смысл каждого из них, аргументируют своё

мнение, а также обмениваются впечатлениями, выражают своё согласие

или несогласие с каждым из высказываний, дают к ним собственные

комментарии, выслушивают ответы одноклассников

  1. Основная часть.

Учитель: Начнем наше первое занятие нашего курса по искусству с

оформления рабочего листа. Вы видите передо мной на кафедре стакан,

наполненный водой. Предположите, для чего он на занятии и о чем пойдет

сегодня речь. (слайд 6)

- Спасибо, кто из вас готов озвучить свои догадки, пожалуйста?

Учащиеся записывают свои предположения в рабочих листах (Философский вопрос: стакан на половину полон или пуст?

- Утоление жажды)

Учитель: Спасибо. Постараемся в ходе занятия - подтвердить догадки или

их опровергнуть. Сегодня у нас будет решаться главный вопрос; зачем

человеку искусство? (слайд 5)

А как вы готовы прямо сейчас на него ответить? И кто готов, озвучьте свой

ответ. А кто сомневается, запишите его в рабочий лист

-Значит, на данном занятии, мы должны для себя постараться получить

предварительный ответ не только на этот вопрос, но и выяснить - нужно ли

знание искусства для ВАС!

Учитель: За свою жизнь, короткую или долгую, человек делает для себя

много открытий. Открывать мир нам помогают удивительные люди –

художники, ученые, писатели, поэты. Перед вами фотографии «великого
гражданина» России Дмитрия Сергеевича Лихачева, человека высокой

нравственности и морали, большого ученого, которому никогда не была

безразлична судьба своей страны. С вами ничего необычного не произошло

за неделю?

Учащиеся: получили письма на почту, сообщения, в ВК подписанные

Д.С.Лихачевым.

Учитель: Прочитали? О чем было письмо?

Учащиеся называют несколько тем.

Учитель: Дмитрий Лихачев в одном из своих «Писем» говорил

следующее: «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь

человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а, следовательно,

счастливее. Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому

надо учиться — учиться долго, всю жизнь». (слайд 7)

Учитель: На эти слова я могу ответить словами Сократа, «Я знаю, что я

ничего не знаю». Этот предмет настолько обширен, что его действительно

нужно изучать всю жизнь. Наверное, этих фраз было бы достаточно, чтобы

ответить на вопрос темы нашего занятия, но я продолжу, вернувшись к

стакану с водой.

-Что можно сделать с данной водой? (показываю на стакан)

Учащиеся: Выпить самому, полить цветы, дать утолить жажду другому

Учитель: Вода - источник жизни. Она утоляет жажду. Мне вспомнились

слова А.С. Пушкина из «Пророка» - «духовной жаждою томим». Дадим

определение слову «жажда»

Учащиеся обращаются к словарям

В словаре Даля «Жажда- ЖАДАТЬ и жаждать, хотеть пить; || чего, сильно

желать, хотеть, вопить.

В словаре Ожегова «ЖАЖДА, -ы, ж. 1. Потребность, желание пить.

Сильная ж. Утолить жажду.2. перен., чего и с неопр. Сильное, страстное

желание чего-н. (высок.). Ж.счастья. Ж. знаний. Ж. учиться. «Жажда -

желание напиться»

Учитель: Сравним теперь это с духовной жаждой. Напиться можно и из

лужи - в ней тоже вода!

(на экране картина В. Васнецова «Алёнушка») (слайд 8)

Учащиеся опровергают – «там есть и грязь». Выпил из копытца и стал

козлёночком.

Учитель: Наверное, наши предки не зря сочинили сказку «Сестрица

Алёнушка и братец Иванушка». «Грязь» в луже, что это может быть, если

говорить о духовной жажде? (слайд 9)

Учащиеся: Ложные идеалы

Учитель: Да, Это можно сравнить с духовной грязью. Л.Н. Толстой

написал … «Смысл жизни - служение людям, жить для себя одного

нельзя, это духовная смерть» Л.Толстой Прочитайте его слова (на экране)

(слайд 10)

Учащиеся: «Духовная жажда»- это исключительная черта человека. Как

тело наше нуждается в пище, - так и душе нужно питание. О пище телесной

мы всегда заботимся, а вот душа часто изнемогает от голода.

Учитель: Почему? Чего нам не хватает, чем нужно «насытиться», чтобы

утолить духовный голод, по- вашему мнению?

Каким же образом человек, мы с вами можем избежать духовной смерти?

Смерть от голода можно остановить, утолив свою ПОТРЕБНОСТЬ в пище,

А как быть с «ДУХОВНЫМ ГОЛОДОМ»?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

Учитель: Я предлагаю вам сейчас обратиться к одному произведению

искусства. Послушайте композицию в исполнении Лары Фабиан и

запишите в свой «рабочий лист» впечатление от прослушанного.

(слайд 11)

Просмотр видео с исполнением композиции «Адажио» Л. Фабиан

https://izbrannoe.com/news/iskusstvo/kto- napisal-adazhio-albinoni-/

Учитель: Режиссёр Франко Драгон снял на песню роскошный клип, где

главными действующими лицами стали оживающие работы великих

мастеров прошлого. Лара Фабиан вспоминала: «Сначала я хотела сделать

все в Лувре... Я хотела представить Лувр в 3005 г., где полотна начинают

говорить, как будто в вечности... Драгон добавил к моему образу вечности

одну деталь: место, где все происходит, не должно быть узнаваемо, это

не должен быть ни Лувр, ни галерея Уффици во Флоренции... Клип сняли

в старом театре в центре Лос-Анджелеса, но это могло быть в любом

месте на планете. Единственное, чего я хотела — это быть одетой в кожу.

Произведения искусства, которые мы выбрали, проводят нас сквозь пять

веков...».

Учитель: Вы услышали музыку - не показалась ли она вам знакомой? Где

вы ее могли слышать?

Учащиеся: Исполнял эту композицию Н. Басков, Сара Брайтман

Учитель: Какое впечатление получили от прослушанного? Запишите его

в рабочий лист.

Учитель: Слова на эту мелодию начали сочинять уже в 1960-е годы.

Судя по всему, первой была голландская певица Лисбет Лист. В 1966

году она записала «Адажио» под названием «De Kinderen Van De Zee»

(«Дети моря») — с очень меланхоличным, но не мрачным, текстом.

Учитель: А сейчас тоже произведение мы еще раз услышим, но клип

будет в другом прочтении. Запишите свое впечатление от этого

прослушивания. (слайд 12)

Учащиеся смотрят фильм https://mults.info/mults/?id=663

и записывают в рабочий лист свое впечатление

Учитель: Фильм был снят в 2000 году режиссером Гарри Бардиным и

нарушил большое количество проблем, очень актуальных для

современного общества.

Учащиеся: Это показ обнищания морального духа человечества, которое

прогрессирует с каждым днем, духовного обнищания.

Учитель: Вы, безусловно, правы. Нужно учиться понимать и знать

искусство. Вернемся к произведению «Адажио». Его история полна

противоречивых сведений. Автором мистификации считается некто Ремо

Джадзотто (1910−1998) — большой, как бы сейчас сказали, фанат

творчества Альбинони. Будучи музыкальным критиком журнала

«Итальянское музыкальное обозрение», он написал биографию

Альбинони и составил первый систематический каталог его

произведений. (слайд 13)

Подготовленные учащиеся дают небольшую справку:

Учащиеся: То самое «Адажио» музыковед, по его словам, обнаружил

лишь после Второй мировой войны среди остатков наследия Дрезденской

библиотеки. После бомбардировки города союзными ВВС Британии

и США большинство зданий в городе было разрушено.

Погибла и большая часть немецкого архива Альбинони (в 1722 году

по приглашению курфюрста Баварии итальянский композитор приехал

руководить местной оперой). На одном из уцелевших листков Джадзотто

обнаружил маленький фрагмент какого-то произведения — скорее всего,

церковной сонаты. Музыковед решил реконструировать работу своего

кумира и в 1958 году издал ноты под названием «Адажио Соль Минор

для струнных и органа на основе двух тем и басовой линии Альбинони».

Учитель: Вот такая история одного небольшого отрывка произведения

искусства, которое может воздействовать с разными смыслами на нас.

Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление,

нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе

человека вне искусства и искусства вне человека, личности творят

искусство, а искусство лежит в основе формирования личности.

Можете ли вы сейчас подтвердить или опровергнуть мои суждения?

Учащиеся: Человечеству необходимо меняться в лучшую сторону и

стараться сделать любовь главным достоинством своей жизни. Не нужно

пичкать себя злостью и ненавистью, распространяя это все еще больше.

Учащиеся: Нужно постараться принять этот мир в новом обличье —

доброта и понимание должны стать спутниками жизни каждого

живущего на этой планете человека. Тогда, возможно, человечество

начнет ценить то, что имеет, начнет учить свою историю, религию,

искусство и сможет избежать повторения ошибок, которые когда-то уже

были совершены

Учащиеся: Бывают люди Душой глубокие, как океан, — в которых

хочется окунуться. И бывают люди, как лужи, которых надо обходить, —

чтобы не запачкаться…

Учащиеся: Искусство не обладает способностью сделать из плохого

человека хорошего, из злого - доброго, но оно побуждает человека занять

определенную позицию, заставляет его усвоить идеалы культуры и

ценности

-Искусство может доставить человеку радость, удовольствие, душевный

отдых

-Может помочь найти в произведениях искусства то, что не удалось

отыскать в повседневности

-Искусство воздействует на человеческое подсознание и психику

-Искусство через примеры и идеалы влияет на человека, через

сопереживание побуждает к поступкам, учит личность человечности,

возвышает ее

Учитель: Все, что вы сейчас назвали, можно отнести к функциям

искусства. Об этом более подробно мы и будем беседовать на наших

дальнейших занятиях

  1. Заключительная часть

Учитель: Искусство, как и духовная культура в целом, развивается. С

одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи

их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных

произведений. и с другой- в процессе создания нового духовного

богатства.

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Через искусство мы

познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем не похоже ни на

науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных

предназначений искусства является предоставление человеку

возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с

особым миром прекрасного.

Попробуем записать ответ на вопрос темы нашего занятия - «Зачем

человеку искусство?» в виде синквейна

Учащиеся составляют синквейн

Учитель: Закончить наше занятие я хочу, опять обратившись к стакану.

Я покажу вам современную притчу. (слайд 14)

(кладу в стакан шарики для пинг-понга)

А теперь вопрос: Стакан полон?

(кладу несколько разноцветных камушков)

А сейчас стакан наполнен?

(насыпаю песок)

- А сейчас стакан полон?

(затем беру стакан с водой и выливаю ее в стакан)

Кто может предположить, для чего я это вам демонстрировала?

А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это наша жизнь. Шарики

— это важнейшие вещи нашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети

— всё то, что необходимо, чтобы наша жизнь всё-таки оставалась полной

даже в случае, если всё остальное потеряется. Камушки — это вещи,

которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок —

это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы

разместиться камушки и шарики. И также в вашей жизни, если тратить всё

время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.

Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: уделяйте время родным,

встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать,

заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь,

прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни;

определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

Учащиеся: А какое значение имеет вода?

Учитель: Я рада, что вы спросили меня об этом. Я это сделала просто,

чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть

немного места для праздного безделья. Но… В современном мире в связи

со стремительным развитием технологий и расширением возможностей

значение духовности уменьшается. Это ведет к неизбежному падению

культуры общества. Однако люди не должны допустить ее исчезновения

или обмельчания, иначе им придется столкнуться с непоправимыми

последствиями.

Закончить занятие хочу словами тоже Дмитрия Лихачева:

Учащиеся читают слова на слайде (в это время делаю рассылку через социальные сети в группу класса этого же высказывания) (слайд 15)

«Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это

понимание? Какими качествами нужно для этого обладать? Я не берусь

давать рецепты. Я ничего не хочу утверждать категорически. Но то

качество, которое мне все же представляется наиболее важным в

настоящем понимании искусства, – это искренность, честность,

открытость к восприятию искусства. Знания раскрывают нам двери, но

войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение

деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно

знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!»

Учитель: Попробуйте дома записать ответ на вопрос «Зачем человеку

искусство?» в виде эссе.

Можно воспользоваться отрывком из « 32 письма. Понимать искусство»

Д. Лихачева об искусстве: «Итак, жизнь – самая большая ценность, какой

обладает человек. Если сравните жизнь с дра­гоценным дворцом со

многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые

все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой

зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», – это зал, в котором

царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое

волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим

обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.

Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека

интереснее, торжественнее, веселее, значительнее... Я не знаю, какими

эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его

произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни

человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека

искусство, – это ценность доброты. Награжденный даром понимать

искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и

счастливее. Да, счастливее»


2.3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!