СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеурочного зянятия

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного зянятия»

Тема: «Определение рН в разных средах»

Добрый день, уважаемые гости, ребята! Рада вас видеть на занятии внеурочной деятельности. Думаю, сегодняшнее занятие поможет нам услышать друг друга, взглянуть друг другу в глаза, почувствовать, как нам хорошо вместе и стать чуточку лучше. Улыбнитесь друг другу и на душе станет радостнее.

Ну, а сейчас ребята, начнем занятие с разгадывания ребусов

Щелочь

Кислота

Задание на экране. КИСЛОТЫ И ЩЕЛОЧИ

-А какую среду создают эти вещества в растворах?
(кислую и щелочную)
-Что значит кислая среда? (это среда, в которой содержание ионов водорода превышает содержание гидроксид ионов)
-Что значит щелочная среда? (это среда, в которой содержание гидроксид ионов превышает содержание ионов водорода)
-А какая еще есть среда? (нейтральная)
-Вспомните, какой вред организму наносят кислоты и щелочи? (Щелочь разъедает кожу, ткани, бумагу и другие материалы. На коже образуют долго не заживающие раны. Кожа становится сухой, теряет свою эластичность, появляется ощущения стягивания.  Кислоты наносят ожоги, разрушают ткани)

Ребус водородный показатель
Что же мы должны сделать, чтобы определить наличие кислотной или щелочной среды? (определить рН (водородный показатель)среды)

Итак, тема нашего занятия «Определение рН в разных средах»


Что такое рН? (величина, характеризующая содержание ионов водорода в растворе.
-Как соотносятся между собой значение рН и среда? (если рН˃7 – щелочная среда, если рН˂7 – кислая среда, если рН = 7 – нейтральная среда)



Теоретическая часть

В чистой воде и в нейтральных растворах значение рН равно 7,0. Если из-за малых примесей (в первую очередь растворённого углекислого газа и аммиака). в дистиллированной воде в лаборатории рН может колебаться от 6,0 до 8,0, то среду с этим диапазоном рН считают нейтральной. Чем меньше рН, тем среда кислее. рН концентрированных кислот примерно равен −1. Чем рН больше, тем среда оснóвнее. В концентрированных растворах щелочей рН около 14,0. В кислотах 0,1 моль/л рН ≈ 1,0, в щелочах той же концентрации рН ≈ 13,0.

Практическая часть

Цель работы: сформировать представление о шкале рН.

Задачи:

Перед вами на столе лежат методика проведения измерений (инструкция )и правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.

Перечень датчиков цифровой лаборатории: датчик рН.

Дополнительное оборудование: штатив с зажимом; пять химических стаканов (25 мл); промывалка.

Материалы и реактивы: универсальная индикаторная бумага, 0,1М растворы хлороводорода HCl и гидроксида натрия NaOH, водопроводная вода, соки, минеральная вода, растворы стиральных порошков, экстракты чая и кофе.

Техника безопасности:

1. Работать в очках.

2. Специальные меры безопасности при работе со щелочами и разбавленными кислотами.

3. Чувствительный элемент датчика рН — стеклянный шарик в его нижней части. Он очень хрупкий, поэтому не следует касаться им любых твёрдых поверхностей или ронять.

Инструкция к выполнению:

1. Закрепите датчик pH в лапке штатива.

2. В стакан налейте соляную кислоту.

3. Погрузите электрод в раствор, не менее чем на 3 см. Когда показания прибора стабилизируются, запишите значение рН в отчёт.

4. Поместите в этот раствор кусочек универсальной индикаторной бумаги и оцените значение рН по его окраске. Сравните показания датчика рН и индикаторной бумаги.

5. Тщательно ополосните стакан и датчик рН дистиллированной водой из промывалки и погрузите его в раствор гидроксида натрия NaOH. Запишите значение рН в результаты измерений. Поместите в раствор кусочек индикаторной бумаги и оцените значение рН по его окраске. Сравните показания.

6. Проведите измерения рН остальных растворов.

Результаты измерений/наблюдений

Исследуемый раствор

Значение рН по универсальному индикатору


Значение рН по датчику










Выводы:

Отразить возможности определения кислотности среды с помощью индикатора и датчика рН.

Контрольные вопросы:

1. В каком из исследуемых растворов самая высокая концентрация кислоты?

2. Какие растворы, применяемые в быту, имеют щелочную реакцию среды?

3. В каких растворах близкое значение водородного показателя?

4. Какие из исследуемых образцов не принесут никакого вреда человеку?



Задания для развития функциональной грамотности

1) Метеослужба города зафиксировала выпадение дождевых осадков с рН = 2,5. Какую окраску примут известные вам индикаторы в такой дождевой воде?

2) Хозяйки давно приметили и используют свойство свекольного отвара. Чтобы борщ был ярко-красным, в него перед окончанием варки добавляют немного пищевой кислоты – уксусной или лимонной. Цвет меняется буквально на глазах. Объясните это явление.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!